НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Пермского краевого суда (Пермский край) от 19.09.2023 № 2-1162/2022

УИД № 59RS0032-01-2022-000197-22

Дело № 33-10200/2023

Судья Козлова В.А.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Пермь 19 сентября 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Бабиновой Н.А.,

судей Заривчацкой Т.А., Мухтаровой И.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рожковой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1162/2022 по иску Пикова Вячеслава Николаевича к Межрайонному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Очерский» Пермского края о начислении и выплате вознаграждения по итогам года,

по апелляционной жалобе Пикова Вячеслава Николаевича на решение Очерского районного суда Пермского края от 17.05.2022.

Заслушав доклад судьи Мухтаровой И.А., пояснения представителя ответчиков Чернышёвой С.А., Рыковой А.В., изучив материалы дела, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Пиков В.Н. обратился в суд с иском, с учетом уточненных требований к Межрайонному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Очерский» (далее – МО МВД России «Очерский») о начислении и выплате вознаграждения по итогам 2021 года в размере 110000 руб. В обоснование требований указал, что проходил службу в должности помощника начальника МО МВД России «Очерский» по работе с личным составом – начальника отделения с 05.12.2015. Состоял в штате Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю (далее – ГУ МВД России по Пермскому краю), получал денежное довольствие (заработную плату) в МО МВД России «Очерский», ежемесячные премии и по итогам года. 12.11.2021 обратился к начальнику ГУ МВД России по Пермскому краю с заявлением о предоставлении отпуска с последующим увольнением со службы. 24.11.2021 начальником ГУ МВД России по Пермскому краю издан приказ о предоставлении отпуска с 01.12.2021 по 30.12.2021 с последующим увольнением Пикова В.Н. с 30.12.2021. 28.12.2021 начальником МО МВД России «Очерский» издан приказ по личному составу о премировании сотрудников отдела за достижение положительных результатов по итогам 2021 года, при этом Пикова В.Н. в списках приказа не значился. За 2021 год Пиков В.Н. дисциплинарных взысканий не имел, был награжден медалью «За отличие в службе 1 степени». На обращение Пикова В.Н. о разъяснении причин невыплаты указанной премии, начальником МО МВД России «Очерский» предоставлен ответ от 26.01.2022, в котором указано, что премия по итогам года Пикову В.Н. не полагалась, поскольку был издан приказ о предоставлении Пикову В.Н. отпуска с последующим увольнением со службы в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации», в соответствии с положениями ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ, ст. 127 ТК РФ в случае предоставления отпуска с последующим увольнением последним днем работы является день предшествующий первому дню отпуска. С указанным истец не согласен, поскольку согласно приказа об увольнении от 24.11.2021 № 2152 л/с Пиков В.Н. уволен с 30.12.2021, до указанного времени числился на службе.

Решением Очерского районного суда Пермского края от 17.05.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе истец просит состоявшееся решение суда отменить, удовлетворить иск. В обоснование доводов жалобы выразил несогласие с выводами суда, что выплата сотруднику, успешно выполнявшему особо сложенные и важные задачи, дополнительной разовой премии является правом, а не обязанностью руководителя и что в течение второго полугодия 2021 года истец никаких важных и сложных задач, которые могли бы служить основанием для премирования – не выполнял, тогда как в ноябре 2021 года истцу была выплачена разовая премия именно за выполнение таких задач, к тому же судом не определено, какие особо сложные и важные задачи выполняли сотрудники, включенные в приказ на премию, при том, что в протоколе совещания на это никаких указаний нет, а в списке на премирование включены сотрудники «в зависимости от результатов оперативно-служебной деятельности», то есть данная премия фактически является регулярной по итогам года, в зависимости от результатов работы и выплачивается из сэкономленных средств на оплату труда. Однако из ответа МО МВД России «Очерский» и протокола совещания следует, что премия истцу не была выплачена по иным основаниям, что на момент вынесения приказа о премировании уже был издан приказ о его увольнении. Указал на наличие в отношении него дискриминации.

В возражениях на доводы жалобы МО МВД России «Очерский», ГУ МВД России по Пермскому краю просили решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 10.08.2022 решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым с МО МВД России «Очерский» в пользу ФИО1 взыскана денежная премия в сумме 88 000 руб.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 10.11.2022 апелляционное определение суда апелляционной инстанции оставлено без изменения.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 17.07.2023 № 44-КГ23-4-К7 апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 10.08.2022 и определение судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 10.11.2022 по делу № 2-162/2022 Очерского районного суда Пермского края отменены. Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

При этом, направляя дело в суд апелляционной инстанции, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации указала на то, что суд апелляционной инстанции неправильно истолковал подлежащие применению к спорным отношениям нормы материального права, пришел к противоречащему этим нормам выводу о том, что спорная премия входит в денежное довольствие сотрудников органов внутренних дел, оставил без оценки и внимания доводы ответчика, фактически возложил на себя полномочия руководителя (начальника) органа внутренних дел по принятию решений о выплате премии и ее размере.

С учетом положений ч. 4 ст. 390 ГПК РФ, указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец ФИО1 не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявлял.

Представители ответчиков ГУ МВД России по Пермскому краю ФИО2, МО МВД РФ «Очерский» ФИО3 с доводами апелляционной жалобы не согласились.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены, ходатайств об отложении дела не заявляли.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия определила рассмотреть жалобу при имеющейся явке.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность состоявшегося решения в порядке, установленном гл. 39 ГПК РФ, с учетом п. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что

ФИО1 с 01.09.2003 проходил службу в органах внутренних дел, последняя занимаемая им должность – помощник начальника МО МВД России «Очерский» (по работе с личным составом) – начальник отделения (отделение по работе с личным составом), имеет специальное звание «подполковник внутренней службы».

На основании рапорта ФИО1 приказом начальника ГУ МВД России по Пермскому краю от 24.11.2021 № 2152 л/с ему предоставлен отпуск по личным обстоятельствам с 01 по 30.12.2021 с последующем прекращением контракта и увольнением со службы в органах внутренних дел по п. 2 ч. 1 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2021 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации» (по достижению сотрудником предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел) с 30.12.2021.

Этим же приказом служебный контракт с ФИО1 прекращен и он уволен со службы в органах внутренних дел с 30.12.2021 по достижению сотрудником предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел с выплатой ему в соответствии с п. 30 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31.03.2021 № 181, премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей за декабрь 2021 года пропорционально времени выполнения служебных обязанностей.

Указанные в приказе начальника ГУ МВД России по Пермскому краю от 24.11.2021 № 2152 л/с суммы: должностной оклад – 21 436 руб., оклад по специальному званию – 13 905 руб., надбавка за выслугу лет (30%) – 10602,30 руб., ежемесячная премия (25%) – 8835,25 руб., ежемесячная надбавка к должностному окладу за классную квалификацию (30%) – 6430,80 руб., ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (10%), - 2143,60 руб., поощрительные выплаты за особые достижения в службе за замещение должности руководителя (20%) – 4287,20 руб., районный коэффициент (15%) – 8177,65 руб. и выходное пособие в сумме 247 387 руб. ФИО1 выплачены.

По данным табелей рабочего времени и справки главного бухгалтера МО МВД России «Очерский» в 2021 году ФИО1 отсутствовал на службе 157 дней (дни отпуска, временной нетрудоспособности), во втором полугодии 2021 года ФИО1 осуществлял несение службы 57 дней.

28.12.2021 в МО МВД России «Очерский» состоялось совещание по вопросу определения размера стимулирования сотрудников данного отдела в зависимости от основных показателей оперативно-служебной деятельности. По итогам этого совещания было принято решение о распределении денежных средств на стимулирование сотрудников органов внутренних дел и работников МО МВД России «Очерский», основными критериями которого явились результативность работы и личный вклад в служебную деятельность МО МВД России «Очерский». В протоколе приведен список сотрудников органов внутренних дел и работников МО МВД России «Очерский» и размеры разовой премии в отношении каждого из перечисленных сотрудников и работников. ФИО1 в данном списке не был поименован.

На основании протокола совещания у начальника МО МВД России «Очерский» от 28.12.2021 приказом начальника МО МВД России «Очерский» от 28.12.2021 № 398 л/с за добросовестное выполнение служебных обязанностей, за достижение высоких результатов в оперативно-служебной деятельности, ответственный подход к выполнению поставленных ГУ МВД России по Пермскому краю задач, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26.12.2006 № 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов» сотрудникам МО МВД России «Очерский» назначена к выплате денежная премия, размер которой в отношении каждого из сотрудников, поименованных в этом приказе, различен. В названном приказе ФИО1 не значился.

В ответ на письменное обращение ФИО1 от 29.12.2021 о причине не включения его в приказ от 28.12.2021 № 398 л/с на выплату премии начальником МО МВД России «Очерский» в письме от 26.01.2022 ФИО1 разъяснено, что премия по итогам 2021 года ему не полагалась, так как в отношении его уже был вынесен приказ об увольнении, при этом последним днем службы в органах внутренних дел считается день, предшествующий первому дню отпуска. В письме также отмечено, что премия по итогам года не является гарантированной выплатой и в соответствии с пунктом 40 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства внутренних дел России от 31.03.2021 № 181, может быть дополнительно выплачена сотруднику за выполнение особо сложных и важных задач.

Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что выплаченная на основании приказа от 28.12.2021 № 398 отдельным сотрудникам органов внутренних дел премия, называемая истцом «по итогам 2021 года», являлась разовой, не входит в систему оплаты труда истца, и назначение такой премии являлось правом, но не обязанностью нанимателя, обусловлена оценкой руководителя результатов службы конкретного сотрудника, и выплачивается по усмотрению руководителя, а размер материального стимулирования сотрудников МВД поставлен в зависимость от объемов бюджетных средств, выделяемых на эти цели, и результата работы указанных лиц, тогда как доказательств выполнения ФИО1 особо сложных и важных задач во втором полугодии 2021 года, которые могли бы послужить основанием для его премирования, суду не представлено.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, которые основаны на правильном применении и толковании норм материального и процессуального права, регулирующих спорные отношения.

Отношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ).

В соответствии с п.п. 1 - 6 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, названным Федеральным законом, Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ перечислены меры поощрения, применяемые к сотрудникам органов внутренних дел за добросовестное выполнение служебных обязанностей, достижение высоких результатов в служебной деятельности, а также за успешное выполнение задач повышенной сложности. В числе мер поощрения - выплата денежной премии (п. 2 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ денежное довольствие сотрудников является основным средством их материального обеспечения и стимулирования выполнения ими служебных обязанностей.

В силу ч. 2 ст. 2 указанного Федерального закона обеспечение денежным довольствием сотрудников осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2011 № 247-ФЗ, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 2 этого же Федерального закона денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада - в соответствии с замещаемой должностью (далее также - должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием (далее - оклад по специальному званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания (далее - оклад денежного содержания), ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Перечень дополнительных выплат, устанавливаемых сотрудникам, указан в п.п. 1 - 8 ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ.

К таким выплатам относятся: ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) (п. 1); ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание (п. 2); ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы (п. 3); ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (п. 4); премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей (п. 5); поощрительные выплаты за особые достижения в службе (п. 6); надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время (п. 7); коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации (п. 8).

На основании ч. 12 ст. 2 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей из расчета трех окладов денежного содержания в год выплачиваются в порядке, который определяется руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.

Частью 13 статьи 2 этого же Федерального закона определено, что поощрительные выплаты за особые достижения в службе в размере до 100% должностного оклада в месяц устанавливаются в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники. Руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководитель иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета на денежное довольствие сотрудников вправе устанавливать размер поощрительной выплаты за особые достижения в службе свыше 100% должностного оклада.

В ч. 17 ст. 2 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ указано, что Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации помимо дополнительных выплат и надбавок, предусмотренных Федеральным законом от 19.07.2011 № 247-ФЗ, сотрудникам могут устанавливаться другие дополнительные выплаты и надбавки. Указанные дополнительные выплаты и надбавки устанавливаются дифференцированно в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых сотрудниками задач.

В ч. 2 ст. 12.1 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ указано, что при формировании фонда денежного довольствия сотрудников, сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов и окладов по специальному званию, предусматриваются средства для следующих выплат (в расчете на год): ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) (п. 1); ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание (п. 2); ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы (п. 3); ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (п. 4); премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей (п. 5); поощрительные выплаты за особые достижения в службе (п. 6); надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время (п. 7); ежегодная материальная помощь (п. 8).

Исходя из положений ч. 4 ст. 20 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ сотрудникам другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут быть установлены дополнительные социальные гарантии.

Абзацем вторым пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от 26.12.2006 № 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов» руководителям федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов предоставлено право использовать средства федерального бюджета на оплату труда и денежное довольствие, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с этим Указом, на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам службы (работы).

В соответствии с п. 1 приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 13.06.2007 № 517 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 26.12.2006 № 1459» начальникам подразделений центрального аппарата МВД России и подразделений, непосредственно подчиненных МВД России, начальникам главных управлений МВД России по федеральным округам, министрам внутренних дел, начальникам главных управлений, управлений внутренних дел по субъектам Российской Федерации, управлений (отделов) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, органов внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, управлений материально-технического снабжения, образовательных и научно-исследовательских учреждений МВД России разрешено использовать высвобождающиеся средства, образующиеся за счет вакантных должностей, в четвертом квартале соответствующего года на материальное стимулирование личного состава в виде дополнительных разовых премий, дифференцируемых в зависимости от результатов службы (работы), и выплачиваемых в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, регламентирующими вопросы премирования лиц рядового и начальствующего состава, а также работников органов внутренних дел Российской Федерации.

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31.03.2021 № 181 утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее также - Порядок).

Разделом IV Порядка (п.п. 28 - 45) определены условия, порядок и размеры выплаты премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей.

Исходя из положений Порядка сотруднику премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей выплачивается из расчета трех окладов денежного содержания в год (п. 28), расчетным периодом для выплаты этой премии является календарный месяц (п. 30), а основаниями для ее невыплаты могут выступать нахождение сотрудника в распоряжении (п. 33) либо случаи, при наличии которых премия не выплачивается: временное отстранение сотрудника от выполнения служебных обязанностей, отстранение сотрудника от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, наличие дисциплинарного взыскания, увольнение со службы по отрицательным основаниям (п.п. 34 - 36).

Пунктом 40 Порядка установлено, что в пределах средств, предусмотренных на выплату денежного довольствия, сотруднику, успешно выполняющему особо сложные и важные задачи, в соответствии с приказом руководителя может быть дополнительно выплачена разовая премия (кроме сотрудника, имеющего неснятое дисциплинарное взыскание, наложенное на него в письменной форме).

Сотрудникам выплата разовой премии производится дифференцированно в зависимости от результатов службы (п. 41 Порядка).

В территориальных органах МВД России, образовательных, научных, медицинских (в том числе санаторно-курортных) организациях системы МВД России, окружных управлениях материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организациях и подразделениях, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, решение о выплате разовой премии оформляется приказом руководителя (начальника), подготовленным соответствующим кадровым подразделением и согласованным центрами финансового обеспечения, финансово-экономическими отделами (отделениями, группами), централизованными бухгалтериями (бухгалтериями) (п. 43 Порядка).

Согласно положениям п. 44 Порядка суммарный размер выплаченных сотруднику разовых премий в текущем году не может превышать суммарного размера разовых премий, выплаченных руководителю (начальнику) органа, организации, подразделения МВД России либо одному из заместителей (первому заместителю) руководителя (начальника) органа, организации, подразделения МВД России, в зависимости то того, кому из перечисленных лиц разовые премии были выплачены в наибольшем суммарном размере.

В силу п. 45 Порядка по решению Министра либо заместителя Министра выплата разовой премии сотруднику может быть произведена без учета ограничений, предусмотренных пунктом 44 настоящего Порядка.

Из приведенных нормативных положений следует, что в период прохождения службы сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации выплачивается денежное довольствие, которое является основным средством их материального обеспечения и стимулирования выполнения ими служебных обязанностей. Денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания, а также ежемесячных и иных дополнительных выплат. К дополнительным выплатам отнесена в том числе премия за добросовестное выполнение сотрудником служебных обязанностей из расчета трех окладов денежного содержания в год, которая входит в обязательную часть денежного довольствия сотрудника, начисляется регулярно в установленном законом размере при условии надлежащего выполнения сотрудником своих служебных обязанностей и отсутствии у него упущений по службе, указанных в п.п. 34 - 36 Порядка.

В отличие от премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей, которая входит в состав денежного довольствия сотрудника и является его обязательной частью, предусмотренная п. 40 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31.03.2021 № 181, разовая премия является одним из видов поощрения сотрудников за выполнение особо сложных и важных задач. Применение такого поощрения относится к компетенции руководителя (начальника) органов внутренних дел, который принимает решение о выплате этой премии в зависимости от результатов службы конкретного сотрудника и по согласованию с финансовым подразделением органа внутренних дел, то есть такая премия не является обязательной частью денежного довольствия сотрудника, а выступает лишь дополнительной мерой его материального стимулирования и поощрения.

Таким образом, при разрешении настоящего спора юридически значимым обстоятельством является определение правовой природы такой премии сотруднику органов внутренних дел, а именно: входит ли премия в состав денежного довольствия сотрудника, являясь его обязательной частью, или эта премия не относится к числу обязательных выплат, являясь одним из видов поощрения сотрудника органов внутренних дел за успешное выполнение особо сложных и важных задач при исполнении им служебных обязанностей, применение которого относится к дискреции (полномочиям) представителя нанимателя.

Обращаясь в суд с настоящим иском, ФИО1 просил выплатить ему вознаграждение (премию) за выполнение особо сложных и важных задач по итогам 2021 года.

Вместе с тем, вопреки ошибочным доводам апеллянта, материалами дела подтверждается, что разовая премия за успешное выполнение особо сложных и важных задач, о взыскании которой просит истец, не входит в денежное довольствие сотрудников органов внутренних дел, не является обязательной частью денежного довольствия сотрудника, а вопрос о премировании отдельных сотрудников решается руководителем органа внутренних дел.

Судебная коллегия отмечает, что из материалами дела подтверждается, что в отношении ФИО1 решение о выплате ему премии по итогам 2021 года за выполнение особо сложных и важных задач начальником МО МВД России «Очерский» не принималось, поскольку со стороны ФИО1 имел место факт длительного отсутствия на службе в 2021 году, а именно: в 2021 году ФИО1 отсутствовал на службе 157 дней, из которых во втором полугодии 95 дней (отпуска, больничные), с 01.12.2021 по 30.12.2021 ФИО1 находился в отпуске с последующим увольнением, какие-либо особо сложные и важные задачи в течение 2021 года не выполнял.

Таким образом, доводы апеллянта о том, что прекращение контракта и увольнение со службы в органах внутренних дел не лишает его права на получение соответствующего вознаграждения за труд, в том числе права на получение стимулирующих выплат за фактически отработанное время, о дискриминации по отношению к нему в связи с невыплатой премии, сделано без учета нормативных положений о составе денежного довольствия и видах премий, которые входят в состав денежного довольствия, являясь его обязательной частью, и премий, которые не входят в состав денежного довольствия, решение об условиях и основаниях выплаты которых относится к компетенции представителя нанимателя.

Таким образом, суждения, приведенные в апелляционной жалобе, лишены бесспорных правовых аргументов, не опровергают установленные по делу обстоятельства, не могут повлиять на правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, либо служить основаниями для отмены законного и обоснованного решения суда, который при известных позициях сторон дал им объективную оценку с приведением убедительных мотивов в постановленном по делу решении.

С учетом изложенного, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены обжалуемого решения суда по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Очерского районного суда Пермского края от 17.05.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий: подпись

Судьи: подпись

Копия верна: судья И.А. Мухтарова

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22 сентября 2023 года.