Дело № 33а-5708/2019
Судья Славинская А.У.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Пермь 19 июня 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Кустовой И.Ю.,
судей Коротаевой О.А., Никитиной Т.А.,
при секретаре Рогатневой А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Коровникова Алексея Валерьевича на решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 20 марта 2019 года, которым постановлено:
«В удовлетворении административных исковых требований Коровникова Алексея Валерьевича к ИФНС по Мотовилихинскому району г. Перми о признании незаконными действия по применению повышающих коэффициентов за 2015-2017 годы при расчете земельного налога в отношении земельных участков с кадастровыми номерами **:245 и **:246, бездействий по отказу в перерасчете земельного налога за 2015-2017 года, обязании произвести перерасчет, - отказать».
Заслушав доклад судьи Коротаевой О.А., объяснения представителя административного истца Коровникова А.В. – Назарова В.А., представителя административного ответчика Инспекции ФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми – Зороастровой А.А., изучив материалы дела, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Коровников А.В. обратился в суд с административным иском к Инспекции ФНС по Мотовилихинскому району г. Перми (далее по тексту – Инспекция) о признать незаконными действия по применению повышающих коэффициентов за 2015-2017г.г. при расчете земельного налога в отношении земельных участков с кадастровыми номерами **:245 и **:246, бездействие налогового органа по отказу в перерасчете земельного налога за 2015-2017г.г в отношении указанных участков; обязать устранить нарушения и произвести перерасчет земельного налога в отношении указанных участков без учета повышающего коэффициента.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что ему (Коровникову А.В.) на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами **:245 и **:246, в отношении которых при расчете земельного налога за 2015-2017г.г. незаконно применены повышающие коэффициенты. Ссылался на то, что указанные земельные участки были сформированы и предоставлялись администрацией г. Перми для целей садоводства, на них распространяется зона охраняемого природного ландшафта Л-3 «Парковые зоны в долинах рек Егошихи, Данилихи, Мотовилихи, Ивы и др., парковая зона правого берега Камы», что исключает их использование для жилищного строительства и должно учитываться налоговым органом при формировании земельного налога. Поскольку в состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства, административный истец считает, что целевой направленностью земельных участков с кадастровыми номерами **:245 и **:246 не является жилищное строительство, в том числе несмотря на указание в кадастре сведений о том, что указанные земельные участки находятся в пределах зоны разрешенного использования «многоквартирные жилые дома этажностью 4 этажа и выше». Выражая несогласие с позицией Инспекции о порядке и размере исчисленного земельного налога за 2015-2017 годы, выраженный в письме Инспекции от 06.12.2018 г., Коровников А.В. обратился с административным иском в суд.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Коровников А.В., приводит доводы аналогичные изложенным в административном иске. Считает, что судом не принято во внимание предоставление ему земельных участков для целей огородничества и садоводства, ранее спорные земельные участки были образованы из другого земельного участка, также предназначенного для огородничества и садоводства, однако в связи с внесением изменений в Правила землепользования и застройки города Перми стали относиться к зоне разрешенного использования Ж-1 – под многоквартирные жилые дома этажностью 4 этажа и выше. Указывает, что у него (Коровникова А.В.) не имелось обязанности по обращению в уполномоченный орган для изменения вида разрешенного использования земельных участков, а установленная зона территориального использования земельного участка не препятствует их использованию для садоводства и огородничества. С учетом изложенных обстоятельств полагает земельный налог рассчитанным за 2017 год и доначисленным за 2015-2016 годы неверно, указывает, что согласно ранее выставленным налоговым, он уведомлениям уплачивал земельный налог добросовестно. Полагает, что налоговый орган должен произвести перерасчет налога без применения повышенного коэффициента.
Коровников А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен судом надлежащим образом.
Представитель административного истца в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, просил об отмене решения суда.
Представитель Инспекции в судебном заседании поддержала доводы письменных возражений на апелляционную жалобу, полагала решение суда законным и обоснвоанным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения относительно неё, судебная коллегия по административным делам не находит оснований к отмене решения суда по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с 16.04.2013 г. Коровников А.В. является собственником земельных участков, общей площадью 5 588 кв.м., кадастровый номер **:245, общей площадью 2 102 кв.м., кадастровый номер **:246, расположенных по адресу: ****. В свидетельствах о государственной регистрации права указано, что земельные участки отнесены к категории земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования – многоквартирные жилые дома, этажностью 4 этажа и выше.
ИФНС по Мотовилихинскому р-ну г. Перми в адрес Коровникова А.В. направлено налоговое уведомление №** от 26.06.2018г. об оплате земельного налога, исчисленного в отношении указанных выше земельных участков за 2015-2017г.г., при расчете земельного налога за 2017г. и перерасчете земельного налога за 2015-2016г.г. использовались повышающие коэффициенты, предусмотренные п. 15 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговым органом произведен перерасчет по земельному налогу в отношении земельного участка, общей площадью 2 102 кв.м., кадастровый номер **:246 за 2015-2016 годы, в связи с тем, что при расчете налога за 2015г. должна применяться ставка в размере 0,3% с применением коэффициента 2, а за 2016г. – ставка в размере 0,3% с применением коэффициента 2 за 4 месяца (с января по апрель) и с применением коэффициента 4 за 8 месяцев (с мая по декабрь). Перерасчет по земельному налогу в отношении земельного участка с кадастровым номером **:245 за 2015-2016г.г, произведен Инспекцией в связи с тем, что при расчете налога за 2015г. должна применяться ставка в размере 0,3% с применением коэффициента 2, а за 2016г. – ставка в размере 0,3% с применением коэффициента 2 за 4 месяца (с января по апрель) и с применением коэффициента 4 за 8 месяцев (с мая по декабрь).
На обращения Коровников А.В. в Инспекцию 26.10.2018 г. и 07.12.2018г. по вопросу о неправомерного применения повышающего коэффициента при исчислении земельного налога в отношении земельных участков с кадастровыми номерами **:245 и **:246, Инспекцией сообщено в письмах от 20.11.2018 г. и 18.12.2018г. об обоснованности расчета земельного налога за 2015-2017г.г., разъяснено, что для применения при исчислении земельного налога коэффициента 2 является государственная регистрация права собственности на земельный участок с видом разрешенного использования, предусматривающим жилищное строительство (индивидуальное жилищное строительство).
Решением заместителя руководителя Управления ФНС по Пермскому краю от 21.01.2019 г. жалоба Коровникова А.В., в которой он просил признать незаконными действия Инспекции ФНС по Мотовилихинскому району г. Перми по применению повышающих коэффициентов за 2015-2017 годы, оставлена без удовлетворения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований административного иска, районный суд исходил из того, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельные участки, принадлежащие Коровникову А.В., имеют вид разрешенного использования «Многоквартирные жилые дома этажностью 4 этажа и выше», с заявлением об изменении вида разрешенного использования в отношении указанных участков Коровников А.В. не обращался, в связи с чем пришел к выводу об обоснованности произведенного расчета земельного налога за 2017 год и перерасчета земельного налога за 2015, 2016 годы с учетом повышенного коэффициента.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда. Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, при рассмотрении дела исследованы, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23; пунктами 1-4 статьи 52; пунктом 1 статьи 45; пунктами 1,2,4 статьи 57; абзацем 3 пункта 1 статьи 45 НК РФ, налогоплательщики обязаны оплачивать законно установленные налоги и сборы (подпункт 1 пункта 1 статьи 23).
Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 1 статьи 52).
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. В случае, указанном в абзаце втором настоящего пункта, при условии исполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности, предусмотренной пунктом 2.1 статьи 23 настоящего Кодекса, исчисление суммы налога производится начиная с того налогового периода, в котором была исполнена эта обязанность (пункт 2 статьи 52).
В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога. В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам (пункт 3 статьи 52).
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (пункт 1 статьи 45).
Правоотношения, связанные с земельным налогом урегулированы Главой 31 НК РФ.
В соответствии с положениями статьи 387 НК РФ земельный налог относится к местным налогам.
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (часть 1 статьи 388 НК РФ).
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (часть 1 статьи 389 НК РФ).
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка (часть 1 статьи 391 НК РФ).
Согласно статье 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Правильно установив обстоятельства дела, районный суд пришел к обоснованному выводу о том, что расчет земельного налога за 2017 год и перерасчет земельного налога за 2015, 2016 годы произведен Инспекцией правильно с учетом сведений Единого государственного реестра недвижимости о разрешенном использовании земельных участков с кадастровыми номерами **:245 и **:246 под многоквартирные жилые дома этажностью 4 этажа и выше. Согласно материалам дела право собственности Коровникова А.В. на данные земельные участки было зарегистрировано 16.04.2013 г., на тот момент уже было установлено, что земельные участки относятся к категории земель – земли населённых пунктов с разрешенным использование под многоквартирные жилые дома этажностью 4 этажа и выше, что должно было быть известно административному истцу. Вместе с тем, каких-либо действий, направленных на изменение вида разрешенного использования земельных участков административный истец не совершал.
Доводы апелляционной жалобы о том, что налоговый орган должен был учитывать обстоятельства и назначение земельных участков при предоставлении их в аренду, судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку Инспекция при расчете земельного налога руководствуется сведениями о земельных участках, которые содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы во внимание приняты быть не могут.
Выводы суда, изложенные в решении, мотивированы и являются убедительными. Основания для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют, в связи с чем, решение суда следует признать законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 20 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Коровникова Алексея Валерьевича – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: