Дело № 2а-101/2023; 33а -8930/2023
59RS0025-01-2022-002222-41
Судья Азанова О.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 октября 2023 года г. Перми
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Поповой Н.В.,
судей Овчинниковой Е.А., Котельниковой Е.Р.,
при секретаре Липилиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Краснокамского городского суда Пермского края от 29 марта 2023 года, заслушав доклад судьи Поповой Н.В., пояснения явившихся лиц, изучив материалы дела,
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная ИФНС России №21 по Пермскому краю обратилась в суд с иском к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2020 год.
В обоснование требований указано, что ответчик является собственником объектов налогообложения: строения, сооружения с кадастровым номером **:860 по адресу: г.Пермь, ул.****; строения, помещения с кадастровым номером **:575 по адресу: г.Пермь, ул.****; строения, помещения с кадастровым номером **:1244 по адресу: ****. Налоговым органом начислен налог на имущество физических лиц за 2020 год в размере 215 747 руб. (ОКТМО 57701000). Инспекцией в адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление № ** от 01.09.2021. В связи с неисполнением обязанности по уплате налога, в адрес должника направлено требование № ** об уплате, в том числе налога на имущество физ.лиц за 2020 год, в срок до 14.01.2022. В установленный срок требование не было исполнено, Инспекция обратилась к мировому судье за вынесением судебного приказа. Мировым судьей выдан судебный приказ от 03.06.2022 № **/2022 о взыскании указанной задолженности, который отменен определением от 19.04.2022.
В связи с зачетом задолженности 21.02.2022 в размере 275,36 руб., 28.07.2022 в размере 27790 руб., 28.07.2022 в размере 3923 руб., Инспекцией заявлены требования о взыскании недоимки в размере 183 758,64 руб. и почтовых расходов в размере 79,80 руб. (л.д.4-5 том 1).
В последующем 01.01.2023 задолженность в размере 10731,55 руб. налоговым органом зачтена из переплаты, остаток задолженности составил 173027,09 руб., инспекция уточнила заявленные административные исковые требования, просила взыскать со ФИО1 недоимку по налогу на имущество физических лиц в размере 173027,09 руб. и судебные расходы 78 руб. (л.д.112-113 том 1).
В связи с произведенным перерасчетом по налогу на имущество физических лиц за 2019, 2020 гг. в общей сумме 20048 руб., остаток задолженности составил 152979,09 руб., налоговый орган просит взыскать со ФИО1 недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2020 год в размере 152979,09 руб. (л.д.178-181 том 1).
Решением Краснокамского городского суда Пермского края от 29 марта 2023 года исковые требования Межрайонной ИФНС России № 21 по Пермскому краю удовлетворены. Со ФИО1 в пользу Межрайонной ИФНС России № 21 по Пермскому краю взыскана задолженность по недоимке по налогу на имущество физических лиц за 2020 год в размере 152979,09 руб., а также государственная пошлина в размере 4259,58 руб. в доход местного бюджета.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит об отмене указанного решения суда, считает неправомерным учет при исчислении суммы задолженности за 2020 год начисления налога в отношении объекта с кадастровым номером **:1244 по адресу: ****. Суд необоснованно согласился с расчетом налога по объекту с кадастровым номером **:575 по адресу: г.Пермь, ул.****, основанным на его кадастровой стоимости в размере 15940821,02 руб., определенной актом № ** от 06.07.2020 и подлежащей применению с 13.01.2020. На 1 января года, являющегося рассматриваемым налоговым периодом, действовала и применялась ранее установленная кадастровая стоимость спорного объекта в размере 7 942 261,152 руб., которая и подлежала применению при расчете. Доказательств внесения в ЕГРН сведений об изменении количественных и (или) качественных характеристик спорных помещений с 01.01.2020 налоговым органом не представлено. В деле отсутствуют доказательства, что такие изменения имели место (фактически помещения не изменялись с момента ввода их в эксплуатацию, не считая косметического ремонта). Следовательно, основания для применения новой кадастровой стоимости, измененной в течение налогового периода, для расчета налога за такой период (2020 год) отсутствуют. Соответственно, налог на имущество физических лиц по помещению № **:575 должен составлять 71480,35 руб. (7 942 261,152 руб. х 1,8% х 1/2 долю в праве собственности). Следовательно, судом первой инстанции завышена сумма взысканного налога на 71 986,65 руб. (143 467 руб. - 71 480,35 руб.).
Кроме того, судом первой инстанции не оценен довод ответчика о необходимости при исчислении суммы недоимки за 2020 год учитывать сумму излишне уплаченного налога за 2019 год в размере 21005 руб., что подтверждается квитанциями об оплате. Вместе с тем, ни один из объектов налогообложения в 2019 году не был включен в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Данный факт подтверждается сведениями, содержащимися на официальном сайте Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края. Следовательно, в силу ст. 346.11 и ст. 378.2 Налогового кодекса РФ начисление ответчику налога на имущество физических лиц за 2019 год в отношении всех названных помещений незаконно. Сумма переплаты по объекту № **:1244 за 2019 год зачтена налоговым органом (письмо налогового органа от 14.03.2023) и судом в погашение недоимки по налогу за 2020 год. Однако переплата по объектам **:575 и **:860 (в сумме 11 920 руб. согласно расчету налога за 2019 год) учтена не была.
Таким образом, взысканная судом сумма недоимки по налогу на имущество физических лиц завышена на 94 841,65 рублей (10 935 руб. + 71 986,65 руб. + 11 920 руб.), то есть оспариваемое решение является незаконным в части взыскания недоимки, превышающей 58 137,44 рублей (152 979,09 руб. - 94 841,65 руб.).
До начала судебного заседания в суд апелляционной инстанции от административного истца МИФНС России № 21 по Пермскому краю поступило письменное заявление об отказе от заявленных требований, в связи с тем, что на единый налоговый счет ответчика 26.04.2023 поступил платеж в сумме 1 139 000 руб., который определен по принадлежности в соответствии со ст.45 НК РФ (п.10 ст.4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ), в том числе 152 979,09 руб. зачтены в счет погашения недоимки по налогу на имущество за 2020 год по ОКТМО 57701000. В связи с чем, Инспекция просит принять отказ от иска в указанном размере.
Административный ответчик выразила несогласие с отказом истца от заявленных требований, считает, что данный отказ нарушает ее права и законные интересы, поскольку расчет недоимки произведен неверно. Налоговым органом не учтена переплата. Кроме того, освобождение предпринимателя от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц, используемое для предпринимательской деятельности, считает элементом упрощенной системы налогообложения, которая не предполагает подачу заявлений о предоставлении льгот.
В связи с поступлением возражений административного ответчика относительно отказа истца от заявленных требований судебная коллегия не принимает данный отказ административного истца.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика на доводах апелляционной жалобы и дополнений к ней настаивал, просил решение суда отменить, налоговому органу отказать в удовлетворении заявленных требований.
Иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом. На основании ч. 2 ст. 150, ч. 2 ст. 306, ч. 1 ст.307, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив обжалуемое решение, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не усматривает.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя зарегистрирована 16.10.2017, на учете в Межрайонной ИФНС России №1 по Пермскому краю состоит с 11.01.2021 (л.д.63,82-84 т.1).
ФИО1 на праве собственности с 29.01.2019 принадлежат:
иное строение, сооружение с кадастровым номером **:860 по адресу: г.Пермь, ул.****;
иное строение, помещение с кадастровым номером **:575 по адресу: г.Пермь, ул.****;
иное строение, помещение с кадастровым номером **:1244 по адресу: **** (л.д.20 том 1).
В отношении указанного имущества налоговыми органами по месту нахождения объектов исчислен налог на имущество за период 2020 год по сроку уплаты 01.12.2021 в общей сумме 226 682 руб., в том числе: 215 747 руб. по ОКТМО 57701000 (ИФНС России по Ленинскому району г.Перми); 10 935 руб. по ОКТМО 57720000 (Межрайонная ИФНС России № 1 по Пермскому краю).
Налоговое уведомление № 68658965 от 01.09.2021 об оплате, в том числе налога на имущество физических лиц за 2020 год в размере 215747 руб. (ОКТМО 57701000) и 10935 руб. (ОКТМО 57720000) со сроком уплаты до 01.12.2021 направлено в личный кабинет налогоплательщика 25.09.2021 (л.д.7-10 том 1).
В связи с неуплатой налогов ФИО1 выставлено налоговое требование № 79448 по состоянию на 16.12.2021 об уплате в срок до 14.01.2022 недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2020 год размере 215 747 руб. и 10 935 руб. (л.д. 11-14 том 1). Налоговое требование размещено в личном кабинете налогоплательщика 20.12.2021 (л.д.15 том 1).
Данное требование налогоплательщиком не исполнено, что послужило поводом для обращения налогового органа с заявлением о вынесении судебного приказа.
Определением мирового судьи от 19.04.2022 судебный приказ от 14.02.2022 № **/2022 о взыскании со ФИО1 задолженности по налогам отменен.
Налоговым органом в соответствии с п.5 ст.78 НК РФ приняты:
- решение от 21.02.2022 № ** о зачете излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ, в счет погашения недоимки по налогу на имущество за 2020 в сумме 275,36 руб. по ОКТМО 57701000 (л.д.141-142 т.1);
- решение от 28.07.2022 № ** о зачете излишне уплаченного налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, в счет погашения недоимки по налогу на имущество за 2020 в сумме 3 923 руб. по ОКТМО 57701000 (л.д.139 т.1);
- решение от 28.07.2022 № ** о зачете излишне уплаченного налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, в счет погашения недоимки по налогу на имущество за 2020 в сумме 27 790 руб. по ОКТМО 57701000 (л.д.139 об.т.1);
- решение от 28.07.2022 № ** о зачете излишне уплаченного налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, в счет погашения недоимки по налогу на имущество за 2020 в сумме 10 935 руб. по ОКТМО 57720000 (л.д.52 т.2).
Кроме того, по состоянию на 31.12.2022 у налогоплательщика имелась переплата по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в размере 10 731,55 руб., которая 01.01.2023 зачтена в счет погашения недоимки по налогу на имущество за 2020 год по ОКТМО 57720000 (л.д.115 т.1).
Инспекцией также произведен перерасчет по налогу на имущество физических лиц (ОКТМО 57720000) за 2019 год, исчисленный в размере 9 113 руб., и за 2020 год, исчисленный размере 10 935 руб., в общей сумме 20 048 руб.
Данная переплата в размере 20 048 руб. двумя суммами 8 020 руб. и 12 028 руб. в автоматическом режиме была учтена 16.03.2023 в качестве единого налогового платежа и определена по принадлежности в соответствии со ст.45 НК РФ, зачтена в счет по недоимки по налогу на имущество за 2020 год по ОКТМО 57701000.
В связи с чем, Инспекцией в адрес суда первой инстанции направлено ходатайство об уточнении исковых требований и взыскании со ФИО1 недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2020 год в размере 152 979,09 руб. (173 027,09 - 20 048) по ОКТМО 577011000.
Разрешая спор и проверив соблюдение налоговым органом порядка и сроков направления требования, расчет задолженности, сроков обращения, суд пришел к выводу об удовлетворении требований налогового органа о взыскании с ответчика недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2020 год в размере, заявленном налоговым органом, то есть 152 979,09 руб.
Проверяя законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
В апелляционной жалобе ответчик не согласен с применением налоговым органом в расчете налога за 2020 год в отношении объекта с кадастровым номером **:575 кадастровой стоимости в размере 15940821,01 руб., определенной по состоянию на 13.01.2020; по мнению ответчика, в отношении данного объекта налоговая база подлежит определению исходя из его кадастровой стоимости, действующей на 1 января года, то есть 7942261,152 руб., поскольку никаких количественных либо качественных изменений в течении 2020 года объект не претерпевал.
Указанные доводы судебная коллегия признает несостоятельными.
Согласно п. 3 ст. 402 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым п. 10 ст. 378.2 Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
В соответствии с п. 2 ст. 403 НК РФ (ред. от 27.12.2019) в отношении объекта налогообложения, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.
Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик этого объекта налогообложения учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.
В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
В силу п. 1 ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В случае, если объект налогообложения находится в общей долевой собственности, налог исчисляется в соответствии с п. 1 настоящей статьи с учетом положений п. 8 настоящей статьи для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве собственности на такой объект налогообложения (абз. 1 п. 3 ст. 408 НК РФ).
Согласно абз. 1 п. 5 ст. 408 НК РФ в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество исчисление суммы налога в отношении данного имущества производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.
Если возникновение права собственности на имущество произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права (абз. 2 п. 5 ст. 408 НК РФ).
Согласно п.5.1 ст. 408 НК РФ в случае изменения в течение налогового периода кадастровой стоимости вследствие изменения характеристик объекта налогообложения исчисление суммы налога в отношении такого объекта налогообложения производится с учетом коэффициента, определяемого в порядке, аналогичном установленному пунктом 5 настоящей статьи.
Законом Пермского края от 10.11.2017 N 140-ПК "Об установлении единой даты начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" такой датой признано 1 января 2018 года (статьи 1 и 2).
В силу подп. 4 п. 2 ст. 18 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"(далее - Федеральный закон N 237-ФЗ) для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, в зависимости от оснований их определения применяются со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости, повлекших за собой изменение его кадастровой стоимости, в порядке, предусмотренном ст.16 или ч. 2 ст. 17 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона № 237-ФЗ внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (ч.1).
В случае образования единого недвижимого комплекса, изменения состава указанных в статье 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации объектов недвижимости, объединенных в единый недвижимый комплекс, изменения кадастровой стоимости объектов недвижимости, объединенных в единый недвижимый комплекс, публично-правовая компания в пятидневный срок со дня таких изменений или образования единого недвижимого комплекса рассчитывает кадастровую стоимость такого единого недвижимого комплекса и вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения о ней (ч.2).
Согласно ст. 16 Федерального закона N 237-ФЗ определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости, осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Публично-правовая компания в течение трех рабочих дней со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости формирует и направляет в бюджетное учреждение такие сведения в соответствии с порядком формирования и предоставления перечней объектов недвижимости.
Определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящей статьей, осуществляется в течение десяти рабочих дней со дня поступления в бюджетное учреждение сведений об объекте недвижимости, направленных публично-правовой компанией, за исключением случая определения кадастровой стоимости в соответствии с частью 5 настоящей статьи.
В течение сорока рабочих дней после получения перечня объектов недвижимости, предусмотренного ч. 7 ст. 15 настоящего Федерального закона, бюджетное учреждение осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включенных в такой перечень, в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
По результатам определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением составляется акт об определении кадастровой стоимости в форме электронного документа, включающий в том числе систематизированные сведения об определении кадастровой стоимости. Форма акта об определении кадастровой стоимости, требования к его подписанию, к составу систематизированных сведений об определении кадастровой стоимости, а также требования к формату такого акта и представляемых с ним документов в электронной форме утверждаются федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки.
Бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней со дня определения кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящей статьей, размещает акт об определении кадастровой стоимости на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и направляет данный акт в орган регистрации прав для внесения сведений о кадастровой стоимости, указанных в данном акте, в Единый государственный реестр недвижимости, а также включения сведений о кадастровой стоимости, перечень которых определяется федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки, при установлении порядка ведения фонда данных государственной кадастровой оценки, в фонд данных государственной кадастровой оценки.
Постановлением Правительства Пермского края от 28.11.2019 N 874-п "Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год.
Нежилые помещения с кадастровыми номерами **:860, **:575 включены в указанный перечень под номерами 1763, 1764.
По сведениям ЕГРН помещения с кадастровыми номерами **:575 и **:860 расположены по адресу: ****.
Согласно информации представленной филиалом ППК «Роскадастр» по Пермскому краю кадастровая стоимость в отношении помещения с кадастровым номером ** определена по состоянию 17.02.2018 Актом определения кадастровой стоимости объектов недвижимости ГБУ "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» от 06.07.2020 № ** в размере 12 046 668, 80 руб. Дата начала применения данной кадастровой стоимости 01.01.2019, дата внесения сведений – 08.07.2020.
17.02.2018 в результате проведения работ по верификации сведений ЕГРН у помещения с кадастровым номером **:860 были внесены изменения в сведения о кадастровом номере родительского объекта с кадастрового квартала ** на здание с кадастровым номером **:39 (л.д.122-124 том 1).
Как следует из материалов дела, налоговая база помещения с кадастровым номером **:860 определена исходя из кадастровой стоимости на 01.01.2019 в размере 12 046 668, 80 руб., что ответчиком не оспаривалось.
По запросу судебной коллегии филиалом ППК «Роскадастр» по Пермскому краю представлены сведения об определении кадастровой стоимости в отношении объекта налогообложения с кадастровым номером **:575.
Так согласно представленным сведениям объект недвижимости с кадастровым номером **:575 внесен в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН), а затем в ЕГРН в качестве «ранее учтенного» 28.09.2012 в рамках исполнения требований Приказа Минэкономразвития РФ от 11.01.2011 № 1 «О сроках и порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости».
Кадастровая стоимость вышеуказанного помещения определялась в следующем порядке:
в 2012 году расчет кадастровой стоимости помещения осуществлялся по среднему значению УПКС, соответствующего назначения помещения «нежилое» и кадастрового квартала, в котором расположено помещение, равному 31 219,58 руб./кв.м. По состоянию на 28.09.2012 Актом определения кадастровой стоимости объектов недвижимости Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю № б/н от 11.01.2013 в размере 7 942 261,152 руб. Дата внесения сведений - 17.10.2013;
в 2018 году на территории Пермского края проведен очередной тур государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее — Закон о кадастровой оценке № 237-ФЗ).
При этом в перечень не были включены сведения об объектах недвижимости, в отношении которых на дату формирования перечня отсутствовала информация о кадастровом номере здания или сооружения, в котором было расположено помещение, в случае если объектом недвижимости, подлежащим государственной кадастровой оценке, являлось помещение (и. 6 ч. 2 Приказа Минэкономразвития РФ от 20.02.2017 № 74).
В связи с тем, что по состоянию на 01.01.2018 родительским объектом помещения являлся кадастровый квартал, соответственно, объект с кадастровым номером **:575 не был включен в перечень объектов недвижимости, подлежащий государственной кадастровой оценке.
13.01.2020 в результате проведения работ по верификации сведений ЕГРН у помещения с кадастровым номером **:575 были внесены изменения в сведения о кадастровом номере родительского объекта с кадастрового квартала ** на здание с кадастровым номером **:5.
Стоимость помещения с кадастровым номером **:575 по состоянию на 13.01.2020 утверждена Актом определения кадастровой стоимости объектов недвижимости ГБУ «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» от 06.07.2020 № 962 в размере 15 940 821,02 руб.
Таким образом, налоговая база в отношении объекта с кадастровым номером **:575 верно определена в размере его кадастровой стоимости 15 940 821,01 руб., установленной 13.01.2020 в результате проведения работ по верификации сведений ЕГРН и внесения сведений о кадастровом номере родительского объекта с кадастрового квартала ** на здание, то есть в связи с изменением качественных (количественных) характеристик объекта.
При этом, учитывая, что сведения в ЕГРН были внесены 13.01.2020, то есть до 15.01.2020, то применение кадастровой стоимости, начиная с 1 января года, являющегося налоговым периодом (01.01.2020), соответствует требованиям п.5,п. 5.1 ст. 408 НК РФ.
Доводы апелляционной жалобы в указанной части сводятся к оспариванию кадастровой стоимости объекта с кадастровым номером **:575. В случае несогласия с установленной кадастровой стоимостью налогоплательщик вправе в установленном законом порядке обратиться с заявлением об ее оспаривании.
Довод апелляционной жалобы относительно включения в расчет недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2020 год объекта с кадастровым номером **:1244, по адресу: ****, несостоятелен.
Налог на имущество физических лиц по объекту с кадастровым номером **:1244, по адресу: ****, в указанный налоговый период в рамках заявленных исковых требований не предъявлен, поскольку был погашен в порядке зачета 28.07.2022 в полном объеме, до подачи административного иска (решение о зачете №** от 28.07.2022), в связи с чем Инспекцией уточнялись исковые требования (л.д.178-181 том 1).
Доводы жалобы о том, что использование упрощенной системы налогообложения не предусматривает заявительного характера предоставления налогоплательщику льгот, что влечет перерасчет за налоговый период 2019 года в отношении объектов с кадастровыми номерами **:1244, **:575, **:860, а сумма 11 920 руб. излишне уплаченного налога должна быть зачтена в счет погашения недоимки по налогу за 2020 год, основаны на неверном толковании закона.
Согласно п.3 ст.346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности). Получение доходов от предпринимательской деятельности отражается в налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, которая предоставляется в налоговый орган по месту жительства налогоплательщика. Декларации в ИФНС России по Ленинскому району не представлялись.
Согласно письму ФНС от 11.05.2021 № БС-4-21/6433@, исходя из п.1 ст.56 и п.1 ст.399 НК РФ, вышеуказанное освобождение от обязанности по уплате налога является налоговой льготой, применяющейся при условии подтверждения использования соответствующего имущества в предпринимательской деятельности.
Аналогичные разъяснения даны в письме Минфина России от 26.04.2018 № 03-05-06-01/28324 (доведено до налоговых органов письмом ФНС России от 22.05.2018 № БС-4-21/9663@).
Согласно абз.1 п.6 ст.407 НК РФ физические лица, имеющие право на налоговые льготы по налогу, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы.
В случае, если налогоплательщик, имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с НК РФ и другими федеральными законами, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на налоговую льготу (абз.4 п.6 ст.407 НК РФ).
Вышеуказанное законоположение о предоставлении налоговой льготы не содержит ограничений по категориям налогоплательщиков и видам налоговых льгот по налогу, следовательно, действует и в отношении налоговой льготы по налогу, предусмотренной абз.1 п.3 ст.346.11 НК РФ, в т.ч. в части определения налогового периода, с которого применяется налоговая льгота.
Независимо от порядка применения рассматриваемой налоговой льготы (по заявлению или без заявления) при предоставлении налоговой льготы налоговый орган должен располагать документированными основаниями (сведениями) для её предоставления в отношении налогоплательщика, объекта налогообложения и налогового периода.
Поскольку ИФНС России по Ленинскому району г.Перми не располагала сведениями о использовании ответчиком объектов с кадастровыми номерами **:575, **:860 в предпринимательской деятельности, оснований для предоставления ответчику льготы в виде освобождения от уплаты налога на имущество за налоговый период 2019 год не имелось.
В настоящее время согласно информации, представленной ИФНС России по Ленинскому району г.Перми (исх.№ 06-07/08041@ от 11.08.2023), на основании заявления налогоплательщика от 03.08.2023 об освобождении от уплаты налога на имущество физических лиц по объектам с кадастровыми номерами **:575, **:860 и подтверждающих документов ФИО1 в соответствии с п.3 ст.346.11 НК РФ предоставлена налоговая льгота в виде освобождения от уплаты налога на имущество за 2019 год. Инспекцией произведен перерасчет налоговых обязательств по налогу, первоначально исчисленная сумма в размере 11 920 руб. за 2019 год уменьшена на льготируемую сумму налога в этом же размере. С учетом произведенного перерасчета, в ОКНО по налогу на имущество сформировалась переплата в размере 11 920 руб. по ОКТМО 57701000.
Переплата в размере 11 920 руб. в автоматическом режиме 07.08.2023 учтена в качестве единого налогового платежа и определена по принадлежности в соответствии со ст.45 НК РФ, зачтена в счет погашения недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды 2021, 2022 годы: 1 750,03 руб. за 2021 год; 10 169,97 руб. за 2022 год.
Довод жалобы о неразрешении требований на сумму 20048 руб. судебной коллегией отклоняется как несостоятельный.
Налоговым органом произведен перерасчет налоговых обязательств по налогу, первоначально исчисленные суммы в размере 9 113 руб. за 2019 год, 10 935 руб. за 2020 год, 12 028 руб. за 2021 год уменьшены на льготируемые суммы налога в этом же размере, на общую сумму 32 076 руб. (ОКТМО 57720000). Переплата в размере 20 048 руб. двумя суммами 8 020 руб. и 12028 руб. в автоматическом режиме 16.03.2023 учтена в качестве единого налогового платежа, определена по принадлежности в соответствии со ст.45 НК РФ, зачтена в счет недоимки по налогу на имущество за 2020 год по ОКТМО 57701000.
Указанные расчеты подтверждены карточками расчета с бюджетом, представленными по запросу судебной коллегии.
В связи с чем, Инспекцией в адрес суда первой инстанции направлено ходатайство об уточнении исковых требований и взыскании со ФИО1 недоимки по налогу имущество за 2020 год в размере 152 979,09 руб. (173 027,09 - 20 048) по ОКТМО 57701000.
Таким образом, решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.
Принимая во внимание, что ФИО1 26.04.2023 уплачен платеж в сумме 1139000 руб., который определен по принадлежности, в том числе 152979,09 руб. зачтено в счет погашения недоимки по налогу на имущество за 2020 год по ОКТМО 57701000, решение суда не подлежит принудительному исполнению.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Краснокамского городского суда Пермского края от 29 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Решение Краснокамского городского суда Пермского края от 29 марта 2023 года не подлежит принудительному исполнению.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, через суд, принявший решение.
Председательствующий:/подпись/
Судьи: /подписи/