Дело № 33-1985/2016
Судья Зубова Е.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 февраля 2016 год город Пермь
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Судневой В.Н.,
судей Никитиной Т.А., Кустовой И.Ю.,
при секретаре Безматерных К.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Косинского районного суда Пермского края от 07 декабря 2015 года, которым постановлено:
«В удовлетворении заявленных требований ФИО1 о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц об отказе в приеме заявления с приложенными документами, возложении обязанности принять ее заявление с приложенными документами, разрешить вопрос о выдаче РВП и (или) гражданства Российской Федерации без миграционной карты и загранпаспорта республики ***, разрешить вопрос о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, а также вопрос о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации отказать».
Заслушав доклад судьи Кустовой И.Ю., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с требованиями об оспаривании действий миграционного пункта УФМС России по Пермскому краю в Косинском районе, УФМС России по Пермскому краю, выразившихся в отказе в приеме заявления с приложенными документами, возложении обязанности принять заявление с приложенными документами, разрешить вопросы по выдаче РВП и (или) гражданства Российской Федерации без миграционной карты и загранпаспорта республики ***, о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, выдаче паспорта гражданина Российской Федерации.
В обоснование требований указано, что 16.10.2015г. ФИО1 обратилась в миграционный пункт УФМС России по Пермскому краю в Косинском районе с заявлением о получении вида на жительство и (или) гражданства Российской Федерации. 22.10.2015г. административный ответчик отказал в удовлетворении заявления и возвратил документы в связи с отсутствием у ФИО1 миграционной карты и загранпаспорта республики ***, с чем она не согласна. На территорию Российской Федерации административный истец прибыла 31.07.1999г., имеет собственное жилье, земельный участок в д. ****, где проживает более 15 лет, регистрация по месту жительства утеряна вместе с паспортом, от гражданства Республики *** ФИО1 отказалась, является нетрудоспособной.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, приводя доводы аналогично изложенным в административном исковом заявлении. Кроме этого, ФИО1 оспаривает выводы суда об истечении срока действия удостоверения личности Республики ***, не согласна с отклонением судом ходатайства об отложении рассмотрения дела до разрешения дела об установлении факта постоянного проживания истца на территории Российской Федерации. Административный истец имеет паспорт гражданина СССР, до 01.07.2009г. заявила о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации, в связи с чем вправе получить паспорт гражданина Российской Федерации.
В возражениях на апелляционную жалобу УФМС России по Пермскому краю просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Из административного иска следует, что в обоснование заявленных требований ФИО1 ссылается на наличие оснований для получения гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке.
Судом первой инстанции установлено, что ФИО1 обратилась в миграционный пункт УФМС России по Пермскому краю в Косинском районе с заявлением по вопросу получения гражданства Российской Федерации. В качестве документа, удостоверяющего личность, административным истцом были представлены: удостоверение личности Республики *****, свидетельство о рождении, автобиография, трудовая книжка, справка о составе семьи, выписка из похозяйственной книги, заявление в консульский отдел Посольства Республики *** об отказе от гражданства Республики ***, квитанция о направлении заявления в Посольство, свидетельство о браке и 3 фотографии.
Письмом от 22.10.2015 г. миграционный пункт УФМС по Пермскому краю в Косинском районе возвратил ФИО1 документы без рассмотрения в связи с тем, что она не состоит на миграционном учете, и разъяснил, что для постановки на миграционный учет ей необходимо предоставить миграционную карту и загранпаспорт Республики ***.
Разрешая иск, суд первой инстанции руководствовался ч.1 ст. 218 КАС Российской Федерации, ч.1 ст.13, ст. ст. 14,30,32, ч.ч.1,4 ст. 33, ст. 35 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», пп. 14.1,17,17.1 Административного регламента исполнения ФМС государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС Российской Федерации от 19.03.2008 года № 64, п.п.3 п.1 ст. 2 гл. 1 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", пп. 8, 9 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 № 1325, ч.1 ст.2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Суд исходил из того, что в силу норм действующего законодательства полномочия по рассмотрению заявлений и принятию решений по вопросам гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке, поданные лицами, проживающими на территории Российской Федерации, отнесены к компетенции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, таким органом является ФМС России, а также его территориальные органы, в частности УФМС России по Пермскому краю.
Миграционный пункт УФМС России по Пермскому краю в Косинском районе является структурным подразделением УФМС России по Пермскому краю, и наделен полномочиями по осуществлению приема, учета, обработки заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, направления их на рассмотрение в УФМС России по Пермскому краю.
Судом установлено, что ФИО1 неоднократно разъяснялся порядок оформления гражданства Российской Федерации, пребывания на территории Российской Федерации, в том числе о постановке на миграционный учет, получения необходимых документов. Однако административным истцом каких-либо действий по урегулированию своего статуса не предпринимается, на территории Российской Федерации ФИО1 находится без документов, подтверждающих право иностранного гражданина (лица без гражданства) на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации.
Установив, что ФИО1 в период с 1999 г. по настоящее время зарегистрированной по месту жительства, а также по месту пребывания, в том числе поставленной на миграционный учет, снятой с миграционного учета на территории Российской Федерации не значится; по вопросу оформления вида на жительство в установленном законом порядке не обращалась, срок действия ее удостоверения личности Республики Молдова истек, суд пришел к выводу о том, что поскольку административным истцом не были представлены необходимые документы для начала процедуры приема в гражданство Российской Федерации, оспариваемые действия соответствуют требованиям закона, в связи с чем оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
Выводы суда являются правильными, а доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как несостоятельные в силу следующего.
Согласно статье 6 (часть 1) Конституции Российской Федерации гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом.
Таким федеральным законом в настоящее время является Федеральный закон от 31 мая 2002 года "О гражданстве Российской Федерации", предусматривающий возможность приема в гражданство Российской Федерации как в общем, так и в упрощенном порядке. Для иностранных граждан и лиц без гражданства, имевших гражданство СССР, прибывших в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР (именно к этой категории относится административный истец), в качестве необходимого условия принятия в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке данный Федеральный закон называет наличие у ходатайствующего лица регистрации по месту жительства по состоянию на 01.07.2002г. или разрешения на временное проживание в Российской Федерации.
Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" под проживанием понимает проживание на территории Российской Федерации на законном основании (абзац восьмой статьи 3), а Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" под законно находящимся на территории Российской Федерации иностранным гражданином признает лицо, имеющее действительный вид на жительство либо разрешение на временное проживание, либо визу или иные предусмотренные данным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Документов, подтверждающих наличие регистрации по месту жительства по состоянию на 01.07.2002 г. или разрешения на временное проживание в Российской Федерации ФИО1 при обращении с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в компетентный орган представлено не было.
Ссылка ФИО1 на обстоятельство того, что в настоящее время в суде рассматривается вопрос об установлении факта постоянного проживания на территории Российской Федерации, правового значения для разрешения настоящего дела не имеет.
Установление в судебном порядке факта постоянного проживания лица на территории Российской Федерации по состоянию на 01.07.2002г. не отнесено законодателем к правообразующим юридическим фактам, т.е. служащим основанием для принятия решения о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке.
Вместе с тем само по себе отсутствие регистрации по месту жительства по состоянию на 01.07.2002 г. не исключает после получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации возможность приема в гражданство Российской Федерации в установленном законом порядке.
На основании пп.2,3, п.2 ст.6.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» для получения разрешения на временное проживание иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, подает в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, в том числе, документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерации в этом качестве, а также миграционную карту с отметкой пограничного органа федеральной службы безопасности о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или с отметкой территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты.
Данные требования закона ФИО1 также исполнены не были.
С учетом того, что административным истцом при обращении с заявлением о приеме в гражданство в территориальный орган ФМС России необходимые документы представлены не были, оспариваемые действия по возврату документов без рассмотрения соответствуют требованиям закона, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции не имелось.
Выводы суда основаны на обстоятельствах дела и представленных сторонами доказательствах, которые оценены судом в совокупности по правилам процессуального законодательства, оснований для их переоценки не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения суда, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным, отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Косинского районного суда Пермского края от 07 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи