НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Пермского краевого суда (Пермский край) от 14.12.2020 № 2А-143/20

Дело № 33а -11400/2020;№ 2а-143/2020

Судья – Зубова Е.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 декабря 2020 года город Пермь

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Поповой Н.В.,

судей Шалагиновой Е.В., Титовца А.А.,

при секретаре Греховой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе индивидуального предпринимателя Княгинина Олега Владимировича на решение Косинского районного суда Пермского края от 24 сентября 2020 года, которым постановлено:

«Административный иск прокурора Косинского района удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в информационно - телекоммуникационной сети на страницах сайтов:

**

запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Настоящее решение является основанием для внесения интернет-страниц в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение обратить к немедленному исполнению».

Заслушав доклад судьи Шалагиновой Е.В., объяснения представителя ответчиков – адвоката Кузина Д.В. назначенного на основании ст. 54 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, представителя Прокуратуры Пермского края – Королевой М.В., изучив материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Косинского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, обратился в суд с административным иском о признании информации по продаже табака, табачных изделий, курительных принадлежностей, в том числе кальянов, электронных сигарет, размещенной в информационно - телекоммуникационной сети на страницах сайтов:

**

запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что на вышеуказанных интернет-сайтах размещена информация по предоставлению услуг по продаже табака, табачных изделий, курительных принадлежностей, в том числе кальянов, электронных сигарет, кроме того, табак не имеет маркировки (акциза). Ознакомиться с содержанием сайтов, а также приобрести табачную продукцию и табачные изделия может любой интернет-пользователь, в том числе несовершеннолетний. Информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен. Вход на сайты свободный, не содержит каких-либо ограничений либо предупреждений об ограничении к их доступу, предварительная регистрация либо введение логина и пароля не требуется. Распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, наносит вред здоровью и нравственному развитию детей, в связи с чем подлежит запрету к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к сайтам, где размещены информационные материалы, должен быть ограничен.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе ИП Княгинин О.В. просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает, что на сайте ** отсутствуют графические изображения табачной продукции или информация о ее продаже или применении. Данный сайт является интернет – витриной магазинов «Подарок мужчине?» и «КольянСПб». Указанные интернет-магазины занимаются розничной куплей – продажей товаров народного потребления, в том числе кальянов. Действующее законодательство не содержит запрета на торговлю кальянами или парообразующими аппаратами, равно как и другими изделиями. В соответствии со ст.19 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» именно эксперт принимает решение о несоответствии информационной продукции требованиям федерального закона. Прокурор специальными познаниями не обладает. При таких обстоятельствах, в материалах административного дела отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие на сайте на сайте ** информации, способной причинить вред здоровью и развитию детей. Также приведены доводы о допущенных судом процессуальных нарушениях, а именно не указание в решении суда возражений ответчика.

Представитель административного истца прокурор прокуратуры Пермского края Королева М.В. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель административных ответчиков Княгинина О.В., Саркисяна В.С., Борисова О.И., Селезнева М.А., Тарасенко И.С., Павага Д.А., Хумидана А.С., Тверитиновой В.И., Гвоздева А., Бычкова Д.Д., Дига А.В., Никольского Ю.С. – адвокат Кузин Д.В. доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал, просил оспариваемое решение отменить.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом, каких-либо ходатайств не заявляли.

Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

С целью обеспечения гарантированных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья законодатель установил определенные ограничения при осуществлении деятельности по продаже табачной продукции.

Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, регулируются Федеральным законом от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (далее - Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ).

Указанный Федеральный закон закрепляет приоритет охраны здоровья граждан перед интересами табачных организаций в качестве одного из основных принципов охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака (п. 5 ст. 4), а также в целях предупреждения возникновения заболеваний, связанных с воздействием окружающего табачного дыма и потреблением табака, сокращения его потребления предусматривает осуществление такой меры, как ограничение торговли табачной продукцией и табачными изделиями (п. 8 ст. 11).

Статьей 19 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ определены конкретные ограничения торговли табачной продукцией и табачными изделиями. Согласно части 1 указанной статьи розничная торговля табачной продукцией осуществляется в магазинах и павильонах. В целях настоящей статьи под магазином понимается здание или его часть, специально оборудованные, предназначенные для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченные торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, под павильоном понимается строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно рабочее место или несколько рабочих мест.

Запрещается розничная торговля табачной продукцией в торговых объектах, не предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами, за исключением развозной торговли в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи (ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ).

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ, запрещается продажа табачной продукции несовершеннолетним.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" целями государственной политики в интересах детей являются: содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Согласно ст. 2 Федерального закона 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Пунктом 6 ст. 10 Федерального закона 27.07.2006 N 149-ФЗ установлено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона 27.07.2006 N 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Статьей 9 Федерального закона 27.07.2006 N 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 № 612 "Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом" не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.

На основании ст. 20 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции», запрещаются продажа табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянов и устройств для потребления никотинсодержащей продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, вовлечение детей в процесс потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции путем покупки для них либо передачи им табачной продукции, табачных изделий или никотинсодержащей продукции, кальянов и устройств для потребления никотинсодержащей продукции, предложения либо требования употребить табачную продукцию, табачные изделия или никотинсодержащую продукцию любым способом.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 5 Федерального закона 27.07.2006 N 149-ФЗ к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.

За вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления никотинсодержащей продукции, а также за продажу ему устройств для потребления никотинсодержащей продукции установлена административная ответственность (ст. 6.23, ч. 3 ст. 14.53 КоАП РФ).

Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, а также за нарушение правил продажи отдельных видов товаров в соответствии со ст. 14.2, ст. 14.15 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа.

Из материалов дела следует и судом установлено, что интернет-сайты ** содержат информацию о дистанционной продаже табака, табачных изделий, курительных принадлежностей, в том числе кальянов, электронных сигарет и доступны всем пользователям, в том числе несовершеннолетним посредством сети Интернет на территории Российской Федерации. Предварительной регистрации либо введение логина и пароля не требуется, ознакомиться с указанной информацией, скопировать и распространить данную информацию может любой пользователь.

Факт размещения сведений о дистанционной продаже табака, табачных изделий, курительных принадлежностей, в том числе кальянов, электронных сигарет на указанных Интернет-сайтах, административными ответчиками не оспаривался, подтвержден справкой о результатах мониторинга сайтов от 14.11.2019, скриншотами с Интернет- сайтов.

Оценив доводы сторон и собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи с приведенными нормами действующего законодательства, установив факт нарушения административными ответчиками норм действующего законодательства, запрещающих дистанционную продажу и вовлечение несовершеннолетних в процесс потребления никотинсодержащей продукции, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований прокурора в целях защиты здоровья, прав и законных интересов неопределенного круга лиц и ограничении доступа к информации, размещенной на указанных сайтах в сети Интернет, распространение которой запрещено законом.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы о том, что на сайте ** отсутствуют графические изображения табачной продукции или информация о ее продаже или применении, и что данный сайт является лишь интернет – витриной магазина, опровергается представленными в дело доказательствами.

В соответствии со скриншот страницей сайта **, на данном сайте содержится информация о том, что он является специализированным интернет-магазином, представлен каталог продукции, в числе которых указаны кальяны, кальянный табак, электронные сигареты, парообразующие препараты (vape) с их графическим изображением, приведена их стоимость (л.д. 33 том 1).

Потому позиция автора жалобы о том, что действующее законодательство не содержит запрета на торговлю кальянами или парообразующими аппаратами, равно как и другими изделиями, основана на ошибочном толковании установленных по делу обстоятельств и вышеприведенных норм права, судебной коллегией отклоняется.

Доводы жалобы об отсутствии в мотивированной части решения суда указания на письменные возражения ответчика, судебной коллегией не могут быть приняты во внимание, поскольку оспариваемое решение суда отвечает положениям ст. 180 КАС РФ, возражениям ответчика ИП Княгинина О.В. судом первой инстанции дана оценка, что отражено в мотивированной части решения.

По существу доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование норм материального права, не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.

Руководствуясь ст. ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Косинского районного суда Пермского края от 24 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Княгинина Олега Владимировича – без уведомления.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Челябинск) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи: