НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Пермского краевого суда (Пермский край) от 13.07.2020 № 33-6103-2020

Судья – Белёв И.П.

Дело № 33 –6103 – 2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего – Опалевой Т.П.,

Судей – Хасановой В.С., Ивановой Е.В.,

При секретаре Басимовой Н.М., рассмотрела 13 июля 2020 года в открытом судебном заседании апелляционной инстанции в г. Перми дело по апелляционной жалобе Садковой Ольги Валентиновны на решение Чернушинского районного суда Пермского края от 20 июня 2019 года, которым постановлено: «В удовлетворении исковых требований Садковой Ольги Валентиновны к Министерству социального развития Пермского края Межрайонному территориальному управлению № 4 Министерства социального развития Пермского края о признании незаконным решения о назначении пенсии за выслугу лет и назначении пенсии отказать».

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Хасановой В.С., объяснения истца Садковой О.В., представителя истца Садкова Н.П., представителя Министерства социального развития Пермского края Ивановой Е.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Садкова О.В. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития Пермского края Межрайонному территориальному управлению № 4 Министерства социального развития Пермского края о признании незаконным решения о назначении пенсии за выслугу лет и назначении пенсии. В обоснование исковых требований указала, что она работала в должности консультанта отдела по Чернушинскому муниципальному району Межрайонного территориального управления № 4 Министерства социального развития Пермского края до27 апреля 2018 года.С 29 апреля 2018 года ей назначена пенсия за выслугу лет на основании Закона Пермской области от 15.01.2001 N 1297-198 "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности государственной гражданской службы Пермской области". Указывает, что заявление подготовлено сотрудником работодателя, что послужило основанием для назначения пенсии за выслугу лет. Данное заявление она подписала, поскольку не знала о возможности получить пенсию за выслугу лет по другому закону в большем размере. Неоднократно обращалась с заявлением к ответчику об изменении оснований для назначения пенсии, в удовлетворении заявления ей отказано.

Просила признать решение № 3 Межрайонного территориального управления № 4 Министерства социального развития Пермского о назначении пенсии за выслугу лет от 17 мая 2018 года по Закону Пермской области от 15.01.2001 N 1297-198 "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности государственной гражданской службы Пермской области" и назначить пенсию за выслугу лет по Закону Пермского края от 09.12.2009 N 545-ПК "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края и муниципальные должности в муниципальных образованиях Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края".

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Садкова О.В., ссылаясь на то, что ее исковые требования были предъявлены к двум ответчикам, письменному отзыву второго ответчика суд не дал оценки, истец обращает внимание на Регламент, которым утверждена процедура подачи документов на назначении пенсии за выслугу лет, в соответствии с которым документы формируются МТУ № 4 Министерства социального развития Пермского края, а решение о назначении пенсии и расчет производится Министерством социального развития. При этом, МТУ № 4 указало на повторное направление документов. Приводит доводы о том, что ничем не подтверждено, что истец знала о праве выбора правового основания назначения пенсии до подписания заявления о назначении пенсии. При этом, подписание истцом изначально заявления о назначении пенсии за выслугу лет не носило самостоятельного характера, так как все документы готовились работодателем, у истца не было возможности узнать заранее свой размер пенсии, считает, что нарушено право выбора пенсии, имеется ущемление прав и интересов истца, поскольку пенсия истцу могла быть назначена как по Закону Пермской области № 1297 – 198 от 15.01.2001, так и по Закону Пермского края от 09.12.2009 года № 545 – ПК, при этом назначение пенсии произведено по наиболее невыгодному варианту, разница в пенсии составляет 2,5 тысячи рублей и является существенной для истца. Считает, что нарушены процессуальные права истца, она не была ознакомлена с пояснениями ответчиков.

Судебная коллегия, заслушав пояснения истца, представителя истца, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ответчика, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает, что решение суда решение суда подлежит отмене ввиду неправильного определения судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела (п. 1 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ), неправильного применения норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ). При этом решение суда в соответствии со ст.327-1 ГПК РФ проверяется в пределах доводов жалобы.

Судом установлено, что Садкова О.В. обратилась с заявлением в Межрайонное территориальное управление № 4 Министерства социального развития Пермского об установлении пенсии в соответствии с Законом Пермской области от 15.01.2001 N 1297-198 "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности государственной гражданской службы Пермской области".

Решением от 17 мая 2018 года № 3 Садковой О.В. с 29.04.2018 года назначена пенсия за выслугу лет в размере 75% процентов месячного денежного содержания.

10 декабря 2018 года Садкова О.В. обратилась с заявлением в Министерство социального развития Пермского с заявлением о назначении пенсии в соответствии с Законом Пермского края № 545-ПК. В удовлетворении заявления Садковой О.В. отказано.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Садковой О.В., суд первой инстанции исходил из того, что решение №3 от 17 апреля 2018 года о назначении Садковой О.В. пенсии за выслугу лет с 29 апреля 2018 года принято Межрайонным территориальным управлением № 4 Министерства социального развития Пермского края на основании собственноручно подписанного истицей заявления, в котором в качестве правового основания назначения пенсии указан Закон Пермской области от 15 января 2001 года N 1297-198 "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности государственной гражданской службы Пермской области". Подписав соответствующее заявление, истица реализовала принадлежащее ей право выбора порядка назначения пенсии, при этом неправомерных действий со стороны ответчика по введению Садковой О.В. в заблуждение относительно выбора порядка назначения пенсии судом не установлено.

С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права и сделаны с существенными нарушениями норм процессуального права.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Статьей 17 Закона Пермского края от 09 декабря 2009 года N 545-ПК предусмотрено, что с момента вступления указанного Закона в силу Закон Пермской области от 15 января 2001 года 1299-199 "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в муниципальных образованиях Пермской области", также как некоторые другие законодательные акты, действует только в отношении лиц, указанных в частях 2 - 5 статьи 16 Закона Пермского края от 09 декабря 2009 года N 545-ПК.

В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Закона Пермского края от 09 декабря 2009 года N 545-ПК "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской и муниципальной службы Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края" (в редакции Закона Пермского края от 09 июля 2015 года N 506-ПК), лицам, которые на день вступления в силу настоящего Закона и ранее замещали должности гражданской службы и имели при этом стаж гражданской службы, дающий право на установление пенсии за выслугу лет в соответствии со статьей 5 Закона Пермской области от 15 января 2001 года N 1297-198 "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности государственной гражданской службы Пермской области", статьей 2 Закона Коми-Пермяцкого автономного округа от 11 декабря 2001 года N 79 "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности государственной службы Коми-Пермяцкого автономного округа", и обратившимся за назначением пенсии за выслугу лет после вступления настоящего Закона в силу, пенсии за выслугу лет назначаются в соответствии с настоящим Законом или в соответствии с указанными в настоящей части законами Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа по выбору лица, обратившегося за установлением пенсии за выслугу лет, при наличии необходимого стажа гражданской службы и соблюдении иных условий, установленных указанными законами.

С учетом изложенного, право выбора основания назначения пенсии могло быть реализовано Садковой О.В. при наличии у неё полной и достоверной информации об условиях и порядке назначения пенсии по каждому из таких оснований. При этом такое право должно быть реальным, а не формальным.

В соответствии с частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать.

Решение № 3 МТУ № 4 Министерства социального развития Пермского края от 17.04.2018 года о назначении Садковой О.В. пенсии за выслугу лет с 29.04.2018 года принято на основании собственноручно подписанного заявления истца. При этом в нарушение вышеназванных требований процессуального законодательства, ответчиками не представлены доказательства, свидетельствующие о предоставлении ими Садковой полной и достоверной информации об условиях и порядке назначения пенсии по каждому из таких оснований. Тогда как, указанное обстоятельство имеет юридическое значение для правильного разрешения спора.

Подпункт 3 п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 30 от 11 декабря 2012 года "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", положения части 10 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" закрепляют порядок реализации права застрахованных лиц на пенсионное обеспечение, исходя из избранного ими наиболее благоприятного варианта исчисления размера пенсии, направлены на учет их интересов, предусматривают, что расчет размера пенсии должен быть произведен по наиболее выгодному для пенсионера варианту.

При этом нормами пенсионного законодательства Российской Федерации в совокупности с нормативными актами Пермского края в области пенсионного законодательства к выплате устанавливается наиболее выгодный для пенсионера размер пенсии.

Из представленных материалов дела видно, что назначение пенсии истцу по Закону Пермского края от 09.12.2009 № 545 – ПК «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской и муниципальной службы Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края» является более выгодным вариантом при расчете размера пенсии, чем по Закону Пермской области № 1297 – 198 от 15.01.2001 года «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности государственной гражданской службы Пермской области».

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о законности решения о назначении Садковой О.В. пенсии за выслугу лет на основании Закона Пермской области от 15 января 2001 года № 1297-198 «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности государственной гражданской службы Пермской области» нельзя признать правомерным.

Учитывая установленные обстоятельства, судебная коллегия полагает решение подлежащим отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований Садковой О.В.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Чернушинского районного суда Пермского края от 20 июня 2019 года отменить, принять по делу новое решение.

Исковые требования Садковой Ольги Валентиновны удовлетворить.

Признать незаконным Решение № 3 МТУ № 4 Министерства социального развития Пермского края от 17.05.2018 года о назначении Садковой О.В. пенсии за выслугу лет с 29.04.2018 года по Закону Пермской области № 1297 – 198 от 15.01.2001 года «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности государственной гражданской службы Пермской области».

Возложить обязанность на Министерство социального развития Пермского края, Межрайонное территориальное управление № 4 Министерства социального развития Пермского края назначить пенсию за выслугу лет Садковой Ольге Валентиновне по Закону Пермского края от 09.12.2009 № 545 – ПК «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской и муниципальной службы Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края»

Председательствующий :

Судьи: