НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Пермского краевого суда (Пермский край) от 13.03.2017 № 33-2884-2017

Судья – Толмачева И.И.

Дело № 33 – 2884 – 2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

Председательствующего – Опалевой Т.П.,

Судей – Хасановой В.С., Ворониной Е.И.,

При секретаре Семченко И.Г., рассмотрела 13 марта 2017 года в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Свердловского районного суда города Перми от 05 декабря 2016 года, которым постановлено – Отказать ФИО1 в удовлетворении исковых требований к ГУ МВД России по Пермскому краю о признании незаконным отказа ГУ МВД РФ по Пермскому краю включить в специальный стаж для определения выслуги лет ФИО1 периодов ее работы по финансово-экономическим специальностям, предшествующим службе в УФСНП РФ по Пермской области; возложении обязанностей на ГУ МВД РФ по Пермскому краю произвести перерасчет выслуги лет, включить в выслугу лет для назначения пенсии ФИО1 в календарном исчислении периоды работы: по финансово-экономической специальности в качестве экономиста с 02.04.1991г. по 17.05.1999г. в Кунгурском Малом автотранспортном предприятии №1 – 08 лет 1 месяц 15 дней; на должности старшего инспектора Кунгурского межрайонного отдела УФСНП по Пермской области с 12.07.2002г. по 30.06.2003г. – 11 месяцев 18 дней; на должности старшего инспектора Кунгурского межрайонного отдела Районного управления Государственного комитета РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по Пермской области с 01.07.2003г. по 29.05.2005г. – 1 год 10 месяцев 28 дней; произвести перерасчет пенсии ФИО1 из расчета выслуги 27 лет 00 месяцев 24 дня с 29.10.2015г.; выплате ФИО1 недополученной пенсии за предыдущий период с 29.10.2015г. по 31.05.2016г. в сумме ** рублей, выплате недополученной единовременной выплаты в размере 5 окладов денежного содержания, взыскании компенсации морального вреда в сумме ** рублей – в полном объеме.

Заслушав доклад судьи Хасановой В.С., пояснения истца ФИО1, представителя истца ФИО2, исследовав материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ МВД России по Пермскому краю о признании незаконным отказа во включении в выслугу лет стажа работы, возложении обязанности произвести перерасчет выслуги лет, перерасчет пенсии, выплатить недополученную пенсию, недополученную единовременную выплату, компенсацию морального вреда.

В обоснование требований истец указала, что 30.05.2005 года она принята на службу в органы внутренних дел на должность специалиста-ревизора межрайонного оперативно-розыскного отделения с дислокацией в г. Кунгур ОРЧ по налоговым преступлениям ГУВД по Пермской области; приказом ГУ МВД России по Пермскому краю № ** от 28.09.2015г. истец уволена со службы в органах внутренних дел в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником. Истцу была назначена пенсия по «смешанному стажу» с 29.10.2015г. Выслуга лет истца при увольнении на 28.10.2015г. составила в календарном исчислении 33 года 00 месяцев 07 дней, для выплаты единовременного пособия – 13 лет 06 месяцев 23 дня.

До поступления на службу в органы внутренних дел истец проходила службу в Управлении федеральной службы налоговой полиции, ей было присвоено специальное звание – прапорщик налоговой полиции; 30.06.2003г. истец была уволена из УФСНП РФ по Пермскому краю в связи с ликвидацией организации. 01.07.2003г. истец поступила на службу в Региональное Управление Государственного комитета РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по Пермской области на должность старшего инспектора Кунгурского межрайонного отдела, уволилась 29.05.2005г. по собственному желанию.

До поступления на службу в органы налоговой полиции истец имела стаж работы в должности экономиста на Кунгурском Малом автотранспортном предприятии (переименовано 19.10.1994г. в Муниципальное предприятие «Коммунальное хозяйство» Кунгурского района Пермской области) с 02.04.1991г. по 17.05.1999 г. – 08 лет 01 месяц 15 дней, занятость на которой не учтена ответчиком при расчете пенсии за выслугу лет, что подтверждается отказом ГУ МВД РФ по Пермскому краю от 15.03.2016г. №**.

Истец просила признать незаконным отказ ГУ МВД РФ по Пермскому краю включить в специальный стаж для определения выслуги лет ФИО1 периоды ее работы по финансово-экономическим специальностям, предшествующим службе в УФСНП РФ по Пермской области. Обязать ГУ МВД РФ по Пермскому краю произвести перерасчет выслуги лет, включить в выслугу лет для назначения пенсии ФИО1 в календарном исчислении периоды работы: по финансово-экономической специальности в качестве экономиста с 02.04.1991г. по 17.05.1999г. в Кунгурском Малом автотранспортном предприятии №1 – 08 лет 1 месяц 15 дней; на должности старшего инспектора Кунгурского межрайонного отдела УФСНП по Пермской области с 12.07.2002г. по 30.06.2003г. – 11 месяцев 18 дней; на должности старшего инспектора Кунгурского межрайонного отдела Районного управления Государственного комитета РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по Пермской области с 01.07.2003г. по 29.05.2005г. – 1 год 10 месяцев 28 дней. Обязать ГУ МВД РФ по Пермскому краю произвести перерасчет пенсии ФИО1 из расчета выслуги 27 лет 00 месяцев 24 дня с 29.10.2015г. Обязать ГУ МВД РФ по Пермскому краю выплатить ФИО1 недополученную пенсию за предыдущий период с 29.10.2015г. по 31.05.2016г. в сумме ** рублей, выплатить недополученную единовременную выплату в размере 5 окладов денежного содержания, взыскать компенсацию морального вреда в сумме ** рублей.

Истец о судебном заседании извещена, не явилась. Представитель истца заявленные требования поддержала по доводам искового заявления, просила их удовлетворить. Представитель ответчика исковые требования не признала по доводам письменных возражений.

Судом вынесено вышеуказанное решение, с решением суда не согласна истец в апелляционной жалобе, считает решение необоснованным и незаконным, поскольку судом необоснованно применен порядок исчисления выслуги сотрудникам Государственной налоговой службы, предусматривавшийся Инструкцией от 21.05.1996г. № 169, которая была отменена Приказом ФСНП РФ от 24.08.2001 года № 359. При этом судом не применена норма права, предусмотренная пунктом 6 Указа Президента РФ от 15.05. 1996 года № 718 «Вопросы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам», в соответствии с которой при исчислении стажа работы, дающего право на установление надбавки за выслугу лет работникам налоговых органов, учитываются периоды работы на должностях по финансово – экономическим, бухгалтерским, и юридическим специальностям, аналогичный подход был установлен положительной судебной практикой по Пермскому региону в 2003 – 2004 годах, в 2014 – 2015 годах. Ответчиком при расчете выслуги лет истцу не включены в военный стаж периоды работы на должностях гражданских федеральных служащих в органах налоговой полиции и наркоконтроля в нарушение п. 6 статьи 3 Федерального закона от 30 июня 2002 года № 78 – ФЗ «О денежном довольствии …», а именно старшим инспектором Кунгурского межрайонного отдела Районного управления Государственного комитета РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по Пермской области.

Ответчик в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте судебного заседания судом апелляционной инстанции извещен надлежащим образом. Судебная коллегия, в соответствии со ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, признала возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Судебная коллегия, заслушав пояснения истца, представителя истца. поддержавших доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает, что решение суда соответствует нормам действующего законодательства и не подлежит отмене. При этом решение суда проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы.

Судом установлено и усматривается из материалов дела, что с 17 мая 1999 года ФИО1 была зачислена на службу в органы налоговой полиции на должность младшего специалиста 1 категории Кунгурского межрайонного отдела, ей присвоено звание прапорщик налоговой полиции с 17.05.1999г. (л.д.14, 26-27). В последующем ФИО1 с 12.07.2001г. назначена старшим инспектором Кунгурского межрайонного отдела, освобождена от должности младшего специалиста 1 категории того же отдела (л.д. 15). 30.06.2003г. ФИО1 уволена в связи с ликвидацией организации, выслуга лет на 30.06.2003г. составляет: календарная – 04 года 1 месяц 13 дней, учеба 2 года 6 месяцев, всего 06 лет 07 месяцев 13 дней (л.д. 16).12.07.2001г. истец была переведена на должность старшего инспектора 1 категории Кунгурского межрайонного отдела Управления федеральной службы налоговой полиции по Пермской области (должность не относилась к служебной должности в налоговой полиции), 30.06.2003г. уволена в связи с ликвидацией организации, что следует из трудовой книжки, заключения комиссии ГУВД Пермской области об установлении выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет (л.д. 26, оборот; л.д. 59, 64).

На должности старшего инспектора Кунгурского межрайонного отдела Районного управления Государственного комитета РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по Пермской области с 01.07.2003г. по 29.05.2005г. истец проработала 1 год 10 месяцев 28 дней (занимаемая должность не относилась к служебной) (л.д. 59-60, 64).

До поступления на службу в органы налоговой полиции истец имела стаж работы по финансово - экономической специальности в качестве экономиста с 02.04.1991г. по 17.05.1999г. в Кунгурском Малом автотранспортном предприятии №1 – 08 лет 1 месяц 15 дней.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии нарушений прав истца на пенсионное обеспечение.Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается и полагает, что доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене или изменению решения суда.

Доводы апелляционной жалобы истца о том, что судом необоснованно применен порядок исчисления выслуги сотрудникам Государственной налоговой службы, предусматривавшийся Инструкцией от 21.05.1996г. № 169, которая была отменена Приказом ФСНП РФ от 24.08.2001 года № 359; при этом судом не применена норма права, предусмотренная пунктом 6 Указа Президента РФ от 15.05. 1996 года № 718 «Вопросы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам», в соответствии с которой при исчислении стажа работы, дающего право на установление надбавки за выслугу лет работникам налоговых органов, учитываются периоды работы на должностях по финансово – экономическим, бухгалтерским, и юридическим специальностям, аналогичный подход был установлен положительной судебной практикой по Пермскому региону в 2003 – 2004 годах, в 2014 – 2015 годах, на законность принятого решения не влияют, и выводов суда не опровергают, направлены на субъективную оценку имеющихся в деле доказательств и неправильное толкование норм материального права. Данное обстоятельство, равно как и само по себе несогласие с выраженным в решении мнением суда по существу спора, основанием для отмены решения не является.

В соответствии с частью 5 статьи 17 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. N 5238-I "О федеральных органах налоговой полиции", действовавшего до 1 июля 2003 г., пенсионное обеспечение сотрудников налоговой полиции и их семей производилось по нормам и в порядке, которые установлены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I).

В силу пункта "б" части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I (в редакции Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ) пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции, осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Порядок прохождения службы в федеральных органах налоговой полиции регулируется положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утверждаемым Верховным Советом Российской Федерации (часть 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 24 июля 1993 г. N 5238-I "О федеральных органах налоговой полиции", действовавшего до 1 июля 2003 г.).

Согласно подпункту "а" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 г. N 306 "Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации" Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации упразднена с 1 июля 2003 г. Пунктом 5 этого Указа руководителям соответствующих федеральных органов исполнительной власти поручалось обеспечить переход согласно законодательству Российской Федерации лиц, уволенных со службы в федеральных органах налоговой полиции, на службу в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в органы внутренних дел Российской Федерации.

Частью 3 статьи 50 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 г. N 4991-I, предусмотрено, что лицам, имеющим специальные звания налоговой полиции, включается в выслугу лет помимо времени, предшествовавшего военной службе, время предшествовавшей службы в органах внутренних дел на должностях рядового и начальствующего состава, время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации, а также засчитывается время учебы в высших и средних специальных учебных заведениях из расчета два месяца учебы за один месяц службы.

Из приведенной нормы следует, что включение в выслугу лет сотруднику налоговой полиции времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации, то есть данная норма носит отсылочный характер. Такого порядка исчисления выслуги лет для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации утверждено не было.

Вместе с тем Инструкцией о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, пособий и компенсаций лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции, и их семьям, утвержденной приказом Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации от 21 мая 1996 г. N 169 (в редакции приказа Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации от 30 января 1998 г. N 44, далее - Инструкция от 21 мая 1996 г. N 169), были урегулированы вопросы исчисления выслуги лет сотрудников, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции. Инструкция от 21 мая 1996 г. N 169 принята во исполнение Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" и Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, постановления Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. N 155 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции, и их семьям" и других законодательных актов.

В соответствии с подпунктом "е" пункта 2.6 Инструкции от 21 мая 1996 г. N 169 сотрудникам органов налоговой полиции, увольняемым со службы, в выслугу лет для назначения пенсии включалось время работы до поступления на службу в органы и учреждения налоговой полиции: в судах, органах прокуратуры, других правоохранительных органах, органах юстиции и органах Государственной налоговой службы Российской Федерации на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов (званий); в Министерстве финансов Российской Федерации и бывшего СССР, региональных и местных органах этого Министерства на должностях экономистов, бухгалтеров, ревизоров, других специалистов и их руководителей; в Главном управлении налоговых расследований при Государственной налоговой службе Российской Федерации и подразделениях налоговых расследований при государственных налоговых инспекциях после 17 декабря 1992 г., если работнику в период этой работы выплачивался оклад по специальному званию.

Таким образом, сотрудникам органов налоговой полиции, увольняемым со службы, в выслугу лет для назначения пенсии включалось время работы до поступления на службу в органы и учреждения налоговой полиции только в органах государственной власти и управления на должностях по финансово-экономическим, бухгалтерским и юридическим специальностям.

Время работы сотрудника налоговой полиции до поступления на службу в органы и учреждения налоговой полиции на должностях по экономическим специальностям на предприятиях, в коммерческих организациях и объединениях в Инструкции от 21 мая 1996 г. N 169 не названо в качестве периодов, подлежащих включению в выслугу лет для назначения пенсии.

В пунктах 1 и 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 перечислены периоды, засчитывающиеся в выслугу лет для назначения пенсии после увольнения со службы в том числе сотрудникам органов внутренних дел. При этом названными пунктами не предусмотрено включение в выслугу лет для назначения пенсии лицам, на которых распространено действие этого постановления, периодов работы на экономических должностях на предприятиях, в коммерческих организациях и объединениях до поступления на службу.

Из системного толкования приведенных положений нормативных правовых актов следует, что время работы сотрудника налоговой полиции до поступления на службу в органы налоговой полиции в должностях по экономическим специальностям на предприятиях, в коммерческих организациях и объединениях в выслугу лет для назначения пенсии не включается.

Судебная коллегия не принимает доводы истца о том, что суд не должен ссылаться на нормативные акты, которые утратили в настоящее время силу, поскольку при разрешении спора об исчислении выслуги лет для решения вопросов о назначении или перерасчете пенсии подлежит применению не только то законодательство, которое действует в настоящее время, но и законодательство, действовавшее в спорный период службы (работы).

Судебная коллегия считает неправомерным ссылку истца на пункт 6 Указа Президента Российской Федерации от 15 мая 1996 г. N 718 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2000 г. N 1358), согласно которому при исчислении стажа работы, дающего право на установление надбавки за выслугу лет работникам налоговых органов, учитываются периоды работы на должностях по финансово-экономическим, бухгалтерским и юридическим специальностям, поскольку данная норма касается исчисления стажа работы, дающего право на надбавку за выслугу лет работникам налоговых органов, а не исчисления выслуги лет для назначения пенсии.

Доводы истца о том, что ответчиком при расчете выслуги лет истцу не включены в военный стаж периоды работы на должностях гражданских федеральных служащих в органах налоговой полиции и наркоконтроля в нарушение п. 6 статьи 3 Федерального закона от 30 июня 2002 года № 78 – ФЗ «О денежном довольствии …», а именно старшим инспектором Кунгурского межрайонного отдела Районного управления Государственного комитета РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по Пермской области, несостоятельны, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.

В соответствии с действующим законодательством служба в органах налоговой полиции относится к другому виду государственной службы, отличному от военной, в связи с чем служба истца в налоговой полиции не могла быть учтена при исчислении трудового стажа, дающего права на получение доплаты за выслугу лет.

Помимо этого, судом установлено, что периоды работы истца на должности старшего инспектора Кунгурского межрайонного отдела УФСНП по Пермской области с 12.07.2002г. по 30.06.2003г. – 11 месяцев 18 дней; на должности старшего инспектора Кунгурского межрайонного отдела Районного управления Государственного комитета РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по Пермской области с 01.07.2003г. по 29.05.2005г. – 1 год 10 месяцев 28 дней включены ответчиком в выслугу лет с учетом трудового стажа истца (л.д. 19, 65). Данные периоды работы относятся к трудовой деятельности ФИО1, а не к службе в налоговой полиции, в связи с чем периоды ответчиком включены в выслугу лет как трудовая деятельность правомерно, исходя из того, что с 12.07.2002 года истец работала по трудовому договору и с 30.05.2005 года она поступила на службу в органы внутренних дел в общем порядке, а не в связи с переводом из органов налоговой полиции, то есть порядок расчета выслуги лет, предусмотренной Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации на нее не распространяется и, оснований для включения в выслугу лет для назначения ей пенсии периодов ее работы на экономических должностях до поступления на службу в органы налоговой полиции не имеется.

Фактически доводы апелляционной жалобы повторяют позицию истца, изложенную в ходе разбирательства в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат указаний на обстоятельства, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для разрешения спора по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.

Безусловных оснований, предусмотренных ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, которые могли бы повлечь отмену судебного постановления, судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Свердловского районного суда города Перми от 05 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 оставить без удовлетворения.

Председательствующий :

Судьи -