Судья Панова Н.А.
Дело № 33–8653/2022 (2-5/2022)
УИД 59RS0009-01-2021-000481-82
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда
в составе: председательствующего Ворониной Е.И.
судей Лобанова В.В., Лапухиной Е.А.,
при секретаре Мусулевой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 12 сентября 2022 года дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Александровского городского суда Пермского края от 23 марта 2022 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований к Отделению МВД России по Александровскому муниципальному округу Пермского края о возложении обязанности на Отделение МВД России по Александровскому муниципальному округу Пермского края - признать правомерность факта ведения табелей учета служебного времени за период с 01.01.2016 года по 31.07.2020 года ФИО1 - оперативным дежурным дежурной части Отделения МВД России по Александровскому району Пермского края, при учете служебного времени в отношении ФИО1 оперативного дежурного дежурной части Отделения МВД России по Александровскому району Пермского края, признать правомерным учет служебного времени исполненных служебных обязанностей по фактически отработанному времени, учтенному в табелях учета служебного времени в третьей строке графы 4, за период с 01.01.2016 года по 31.12.2020 года, признать правомерным и правильным произведенный перерасчет норм служебного времени, по табелям учета служебного времени, за период с 01.01.2016 года по 31.12.2020 года, в отношении ФИО1 - оперативного дежурного дежурной части Отделения МВД России по Александровскому муниципальному округу, произведенному исходя из фактически учтенного времени исполнения служебных обязанностей в третьей строке графы 4, за период с 01.01.2016 года по 31.12.2020 года, но с сокращением нормы служебного времени за учетные периоды, равные 1 году, в 2016 году, 2017 году, 2018 году, 2019 году и 2020 году, на время его нахождения в оплачиваемых периодах отсутствия на службе: отпусках, дополнительных днях отдыха, больничных по листку временной нетрудоспособности, командировках, примененный при установленном режиме служебного времени - график сменности, направленный в ОМВД по Александровскому муниципальному округу приложениями № 1, 2, 3, 4, 5 к рапорту ФИО1 от 29.04.2021 года на предоставление ему дополнительных дней отдыха в количестве 178 дней, включении в его стаж службы в органах внутренних дел, исполненные им служебные обязанности сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени за период с 01.01.2016 года по 31.12.2020 года, в количестве 160 дней, начиная с даты, следующей за датой его увольнения со службы в ОМВД России по Александровскому муниципальному округу, т.е. с 24.06.2021 года, с последующим предоставлением в Пенсионный фонд РФ измененных сведений о моем общем стаже для предоставления пенсии; взыскании с Отделения МВД России по Александровскому муниципальному округу, в его пользу денежной суммы 304674 рублей 24 копейки, равной его денежному содержанию за период не предоставленных ему оплачиваемых дополнительных дней отдыха в количестве 160 дней, за исполненные им служебные обязанности сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени, за период с 01.01.2016 года по 31.12.2020 года; признании незаконными действия Отделения МВД России по Александровскому муниципальному округу, выразившихся в отказе предоставления истцу дополнительных дней отдыха, за исполненные служебные обязанности сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени за период с 01.01.2016 года по 31.12.2019 года в размере 149 дней и 5 часов, а также за 2020 год в размере 10 дней и 3 часа – отказать.
Заслушав доклад судьи Лапухиной Е. А., пояснения истца ФИО1, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец ФИО1 обратился в суд с иском (уточненным) к Отделению МВД по Александровскому муниципальному округу Пермского края (далее – ОМВД России по Александровскому МО) о включении в трудовой стаж службы в органах внутренних дел МВД России времени исполнения служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени, выплате денежного довольствия, предоставлении дополнительных дней отдыха за исполненные служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени.
Требования мотивированы тем, что в период с 01.11.2015 года по 23.06.2021 года проходил службу в должности оперативного дежурного Дежурной части (далее ДЧ) в ОМВД России по Александровскому району Пермского края (с 29.09.2020 года Отделении МВД России по Александровскому муниципальному округу). 23.06.2021 года по собственному желанию был уволен со службы. В период с 01.01.2016 года по 31.07.2020 года истец вел учет рабочего времени и заполнял табеля учета рабочего времени в подразделении Дежурной части. С 01.11.2015 года истец был назначен на должность оперативного дежурного Дежурной части Отделения МВД России по Александровскому району, при этом в заключенный с ним контракт от 01.01.2015 года каких-либо изменений, касающихся режима служебного времени и отдыха, внесено не было.
Так как правилами внутреннего служебного распорядка, утвержденными Приказом МВД России по Александровскому району от 12.01.2016 года № 4, режим ненормированного служебного дня по замещаемой истцом должности оперативного дежурного Дежурной части установлен не был, а был установлен режим несения службы - график сменности, то соответственно расчет служебного времени, а также перерасчет сверхурочной работы, истец производил по правилам, установленных для расчетов служебного времени при несении службы по графику сменности. По этой же причине, на основании п. 1.6.3 Приказа МВД России от 06.09.2012 №849 «О дополнительном отпуске за ненормированный служебный день сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации», дополнительный отпуск за ненормированный служебный день за 2016 год, в количестве 7 календарных дней, с 05.02.2016 года по 11.02.2016 года по рапорту истца от 03.02.2016 года, был предоставлен ему незаконно, т.к. предоставляться был не должен. Сам факт предоставления ему дополнительного отпуска за ненормированный служебный день не является основанием полагать, что истцу был установлен ненормированный служебный день.
Пунктом 5.3 Приложения № 1 к Приказу Отделения МВД России по Александровскому району от 12.01.2016г. № 4 устанавливался отдельный режим работы для сотрудников Дежурной части: режим работы дежурной части с 08.45 до 10 часов следующего дня, перерывы для питания с 13.00 до 14.00 часов и с 19.00 до 20.00 часов (для оперативных дежурных), перерыв для отдыха с 02.00 до 04.00 часов (для оперативных дежурных). Кроме того, Приложением № 1 к Приказу Отделения МВД России по Александровскому району от 12.01.2016г. №4, установлено время начала рабочего дня оперативным совещанием с докладом дежурного об оперативной обстановке и подведением итогов работы за прошедшие сутки в 08.45 час, в выходные и праздничные дни в 08.30 час. Пунктом 5.10 Приложения № 1 к Приказу от 12.01.2016г. № 4, установлено ночное время работы с 22.00 до 06.00 часов. Режим работы, установленный пунктом 5.3 Приложения № 1 к Приказу от 12.01.2016г. № 4, соответствует нормам времени для принятия пищи и кратковременного ночного отдыха при 4-х сменном режиме несения службы в составе суточной смены Дежурной части. Режим работы при 3-х сменном режиме несения службы Приказом от 12.01.2016г. № 4 не предусмотрен. Режим работы при 3-х сменном режиме несения службы был предусмотрен только Приложением № 1 к Приказам ОМВД России по Александровскому району «О распределении обязанностей по осуществлению контроля над деятельностью дежурных частей»: от12.01.2016 № 7; от 02.01.2017 года № 2; от 09.01.2018 года № 3; от 09.01.2019 года № 1; от 09.01.2020 года № 4 и был предусмотрен для сотрудников ДЧ пункта полиции (дислокация пос. Яйва), где согласно штатного расписанию ОМВД России по Александровскому району, было предусмотрено только 3 должности оперативного дежурного и 3 должности помощников оперативного дежурного. Какой - либо алгоритм действий или прямое указание на переход сотрудников Дежурной части ОМВД с 4-х сменного режима несения службы на 3-х сменный режим, к увеличенному времени ночного кратковременного отдыха и увеличенному времени для принятия пищи в дневное время, в приказах ОМВД, регламентирующих «Правила внутреннего служебного распорядка» от 12.01.2016 года №4 и от 17.09.2020 года №575, в должностных регламентах (инструкциях) оперативного дежурного дежурной части ОМВД России по Александровскому району, утвержденных 16.03.2016 года, 11.05.2017 года, 04.01.2018 года, 19.09.2018 года, 06.11.2019 года и в апреле 2020 года, а также в заключенном с истцом контракте о прохождении службы от 01.01.2015 года, не предусмотрены. По этой причине, даже при переходе на 3-х сменный режим суточных дежурств, время принятия пищи и время ночного кратковременного отдыха сохранялось таким, каким было при 4-х сменном режиме суточных смен, установленном п.5.3 Приложения № 1 к Приказу от 12.01.2016г. № 4.
Таким образом, служебное время суточной смены оперативного дежурного ДЧ, в третьей строке графы 4 табеля учета служебного времени сотрудников ДЧ ОМВД, записывалось в часах и минутах, в день начала смены: 08:45 (08:30 в выходной день) - 13:00 14:00 - 19:00 20:00 - 24:00;в день окончания смены:00:00 - 02:00 04:00- 10:00, где 08:45 час - время начала службы (в выходные и праздничные нерабочие дни, это время соответствует 08:30 час); с 08:45 час до 13:00 час - время исполнения служебных обязанностей; с 13:00 час до 14:00 час - время для принятия пищи; с 14:00 час до 19:00 час - время исполнения служебных обязанностей; с 19:00 час до 20:00 час - время для принятия пищи; с 20:00 час до 24:00 час - время исполнения служебных обязанностей; с 00:00 час до 02:00 час - время исполнения служебных обязанностей; с 02:00 час до 04:00 час - время кратковременного отдыха; с 04:00 час до 10:00 час - время исполнения служебных обязанностей, из которых с 09:00 до 10:00 час - время приема - сдачи суточного дежурства от сдающейся суточной смены к заступающей суточной смене. Всего в день начала смены, время исполнения служебных обязанностей выходит в сумме 13:15 час - в будние дни и 13:30 час - в календарные выходные и нерабочие праздничные дни. Всего в день окончания смены, время исполнения служебных обязанностей выходит в сумме 08:00 часов. Ночное время исполнения служебных обязанностей, в соответствии п.5.10 Приложения №1 к Приказу от 12.01.2016 года № 4, установлено с 22:00 час до 06:00 час. Таким образом, в суточную смену, без обострений оперативной обстановки, оперативный дежурный исполняет служебные обязанности в ночное время - 6 часов в суточную смену. По итогам месяца, все часы исполнения служебных обязанностей в ночное время истцом суммировались и их общее количество вносилось в столбик № 6 (Исполнено служебных обязанностей всего за месяц в ночное время), далее количество часов складывалось с количеством часов в столбике № 9 (Всего на начало месяца) и из полученной суммы часов вычиталось количество часов, компенсированных денежной компенсацией, проставляемых в столбик № 10. Остаток часов исполнения служебных обязанностей в ночное время и подлежащих компенсации записывался в столбик № 12 текущего учетного месяца и по его окончании переносился в столбик № 9 (Всего на начало месяца) следующего учетного месяца. Аналогичным образом велся учет времени исполнения служебных обязанностей в праздничные нерабочие дни: 01, 02, 03, 04, 05, 06, 07 и 08 января; 23 февраля; 8 марта; 01 и 09 мая; 12 июня; 04 ноября.
В период с 01.01.2016 года по 01.02.2018 года ведение табеля учета рабочего времени было регламентировано Приказом МВД России от 19.10.2012 года № 961. С 01.02.2018 года, ведение табеля учета служебного времени стало регламентироваться Приказом МВД России от 1 февраля 2018 г. N 50. Вышеуказанные Приказы МВД России не содержат прямых указаний, как необходимо учитывать общее отработанное время в течение смены.
Ссылаясь на п. 2 ст. 34 Федерального закона от 07.02.2011 года № 3-ФЗ «О полиции», истец указал, что поскольку вопросы учета служебного времени законодательством РФ о прохождении службы в МВД РФ не урегулированы, в этом случае необходимо руководствоваться положениями Трудового Кодекса РФ, в связи с чем он в соответствии со ст. 91 ТК РФ вел учет времени фактически отработанного каждым работником.
При этом расчеты служебного времени по табелям учета служебного времени, составленным истцом, за период с 01.01.2016 года по 30.04.2021 года, и представленные ответчиком являются неверными, так как основаны на количестве часов исполнения служебных обязанностей и отдыха при 3-х сменном режиме суточных дежурств в ДЧ, которые фактически не были. Все заполненные истцом табели учета служебного времени, за 2016 года, 2017 года, 2018 года, 2019 года были проверены специалистом ГРЛС, все утверждены начальником ОМВД или лицом исполняющим его обязанности. Никаких недостатков по правильности заполнения табелей, расчетов служебного времени, длительности проставляемого служебного времени, у вышеуказанных сотрудников никогда не возникало. После соответствующей проверки табелей учета служебного времени специалистом кадрового подразделения, сотрудник кадрового подразделения готовил Приказ «О выплате денежной компенсации», в котором отражал количество часов подлежащих денежной компенсации за работу в ночное время, на основании которого бухгалтерией ОМВД производились компенсационные выплаты за исполнение служебных обязанностей в ночное время, а также в нерабочие выходные праздничные дни, всем сотрудникам дежурной части, в том числе и истцу. За период с 01.01.2016 года по 30.11.2020 года, на основании представленных табелей учета служебного времени, истцу были полностью компенсированы денежной компенсацией часы исполнения им служебных обязанностей в ночное время и в нерабочие праздничные дни.
Ознакомившись с Актом документальной ревизии финансово--хозяйственной деятельности ОМВД России по Александровскому району от 27.03.2020 года, истец обнаружил в нем три листа, направленных ему 09.12.2020 года главным бухгалтером, в которых были указаны допущенные ошибки при расчете нормы служебного времени и подсчету часов подлежащих денежной компенсации при исполнении служебных обязанностей в ночное время, в нерабочие выходные праздничные дни. Истец заметил, что сотрудников с указанными фамилиями, в ОМВД по Александровскому району не имеются и город, в котором проводилась «проверка» именуется «Энск», что свидетельствует о том, что эти листы являются частью шаблона характерных и типичных выявляемых ревизорами КРО недостатков. Данные недостатки и ошибки были полностью применимы к методике ведения табелей учета служебного времени в ОМВД России по Александровскому району. Так как в ДЧ ведением табеля учета служебного времени занимался истец, то ему не нужно было какого-либо разрешения или указания вышестоящего руководства на проведение перерасчета служебного времени за периоды с 01.01.2016 года по 31.12.2020 года. Истец его произвел самостоятельно, по собственной инициативе.
В декабре 2020 года, на основании представленных истцом табелей учета служебного времени за 2020 год, с выполненным в декабре 2020 года, после 09.12.2020 перерасчетом нормы служебного времени, но сокращенным (по настоянию капитана внутренней службы Ф.) временем окончания смены до 08.45 час в рабочие дни и до 08.30 час в выходные дни и рапорта о выплате денежной компенсации за сверхурочную работу, на основании Приказа ОМВД России по Александровскому муниципальному округу от 21.12.2020 года № 744 «О выплате денежной компенсации», истцу была выплачена денежная компенсация за 15 дней сверхурочного времени несения службы за 2020 год.
Также, на основании табелей учета служебного времени с перерасчетом нормы служебного времени, но без изменения фактически отработанного времени, направленных в ОМВД приложениями № 1,2, 3, 4, 5 к рапорту истца от 29.04.2021 года о предоставлении ему дополнительных дней отдыха за исполнение служебных обязанностей сверхустановленной нормы служебного времени, истцу было предложено воспользоваться дополнительным временем отдыха в количестве 70 часов и на основании дополнительного рапорта были предоставлены дополнительные дни отдыха в количестве 8 дней, а также на основании его рапорта 03.06.2021 года о выплате денежной компенсации за сверхурочную работу, ему была произведена компенсационная выплата за 2 дня сверхурочной работы в 2018 году и 8 дней сверхурочной работы в 2019 году.
В соответствии с п. 280 Приказа МВД России от 1 февраля 2018 г. N50 «Об утверждении порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации», сотрудники, ответственные за ведение табеля, определяются приказом руководителя (начальника) органа, организации, подразделения МВД России. Указанные сотрудники несут ответственность за правильность и полноту заполнения табеля. Перечень сотрудников ОМВД России по Александровскому району, ответственных за ведение табеля учета рабочего времени, определен в Приложении № 5 к Приказу от 12.01.2016 года № 4. С этим приказом и всеми его приложениями истец ознакомился только 21.04.2021 года, под роспись его с ним никто не ознакомил. В ходе ознакомления с данным приказом, истец увидел, что его фамилии в Перечне сотрудников, ответственных за ведение табелей учета рабочего времени, нет. Вышеуказанный Перечень не включает в себя также сотрудников, являющихся руководителями отдельных структурных подразделений ОМВД.
На основании изложенного, истец просил:
- обязать ОМВД России по Александровскому МО признать правомерность факта ведения табелей учета служебного времени за период с 01.01.2016 года по 31.07.2020 года ФИО1, при учете служебного времени в отношении ФИО1;
- обязать ОМВД России по Александровскому МО признать правомерным учет всего служебного времени исполненных служебных обязанностей сотрудниками Дежурной части по фактически отработанному времени, учтенному в табелях учета служебного времени в третьей строке графы 4, за период с 01.01.2016 года по 31.12.2020 года;
- обязать ОМВД России по Александровскому МО признать правомерным и правильным произведенный перерасчет норм служебного времени, по табелям учета служебного времени, за период с 01.01.2016 года по 31.12.2020 года, в отношении ФИО1, произведенному исходя из фактически учтенного времени исполнения служебных обязанностей в третьей строке графы 4, за период с 01.01.2016 года по 31.12.2020 года, но с сокращением нормы служебного времени за учетные периоды, равные 1 году, в 2016 году, 2017 году, 2018 году, 2019 году и 2020 году, на время его нахождения в оплачиваемых периодах отсутствия на службе: отпусках, дополнительных днях отдыха, больничных по листку временной нетрудоспособности, командировках, примененный при установленном режиме служебного времени - график сменности, направленный в ОМВД по Александровскому МО приложениями № 1, 2, 3, 4, 5 к рапорту ФИО1 от 29.04.2021 года на предоставление ему дополнительных дней отдыха в количестве 178 дней;
- обязать ОМВД России по Александровскому МО включить в стаж службы истца в органах внутренних дел, исполненные им служебные обязанности сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени за период с 01.01.2016 года по 31.12.2020 года, в количестве 160 дней, начиная с даты, следующей за датой его увольнения со службы, т.е. с 24.06.2021 года, с последующим предоставлением в Пенсионный фонд РФ измененных сведений о моем общем стаже для предоставления пенсии;
- взыскать с ОМВД России по Александровскому МО денежную сумму 304674 рублей 24 копейки, равную его денежному содержанию за период не предоставленных ему оплачиваемых дополнительных дней отдыха в количестве 160 дней, за исполненные им служебные обязанности сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени, за период с 01.01.2016 года по 31.12.2020 года;
- признать незаконными действия ОМВД России по Александровскому МО, выразившихся в отказе предоставления истцу дополнительных дней отдыха, за исполненные служебные обязанности сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени за период с 01.01.2016 года по 31.12.2019 года в размере 149 дней и 5 часов, а также за 2020 год в размере 10 дней и 3 часа.
Истец ФИО1 в судебном заседании на исковых требованиях настаивал.
Представитель ответчика ОМВД России по Александровскому МО в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась.
Третье лицо ФИО2, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, ранее в судебном заседании поддержал позицию ГУ МВД по Пермскому краю, пояснил, что в период с июля 2020 года табели учета рабочего времени подписывал он, но фактически их составлял ФИО1, специально никто не обучал методике ведения табелей учета служебного времени, подтвердил, что фактически в 2020 году график суточной смены ФИО1 являлся как при четырех сменном графике, смены соответствовали фактическим, сотрудники между собой могли определить время отдыха в течение судок в зависимости от оперативной обстановки, от ФИО1 никаких заявлений (рапортов) о переносе времени отдыха не поступало.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит решение суда отменить и требования удовлетворить.
В жалобе заявитель указывает на то, что судом в решении разрешены требования ( п.1.-3), от которых он отказался в судебном заседании от 07.09.2021. Выражает несогласие с выводами суда о предоставлении ему за 2019 г. дополнительных дней отпуска за ненормированный служебный день (рапорт от 04.06.2021 г., приказ №** л/с от 19.07.2021 г. (том 2 л.д.196) и за 2020 г. – 8 дней (приказ № ** л/с от 01.06.2021 г. (том 2, л.д. 196). В действительности по его рапорту от 04.06.2021 г., на основании пересчитанных им табелей за 2019 г., направленных ответчику с рапортом от 24.09.2021 г. на предоставление дополнительных дней отдыха за 2016 г. – 2020 г., приказом № ** л/с от 19.07.2021 г. истцу была выплачена частично денежная компенсация за 8 дней сверхурочной работы в 2019 г. (просил за 15 дней). А также по рапорту от 01.06.2021 г. приказом № ** л/с от 01.06.2021 г. предоставлены дополнительные дни отдыха в количестве 8 дней, за сверхурочную работу в 2020 г.
Также истец указывает, что выводы суда о том, что он в декабре 2020 г. произвел перерасчет табелей учета служебного времени за 2016г., 2017г., 2018г., 2019 г. и 2020 г., и, соответственно, не обратился к руководителю с рапортами о предоставлении дополнительных дней отдыха за сверхурочную работу, не соответствуют действительности. Как указано в исковом заявлении, в декабре 2020 г. им были получены табели учета рабочего времени за 2020 г., произведен перерасчет только этих табелей. Остальные же табели учета служебного времени за 2016-2019 г.г. и повторно за 2020 г. пересчитаны в срок до 27.04.2021 г., после чего он 29.04.2021 г. обратился с рапортом к руководству ОМВД России по Александровскому МО о предоставлении дополнительных дней отдыха.
Приводит доводы о несогласии с выводами суда в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным действий ОМВД России по Александровскому городскому округу, выразившиеся в отказе предоставления ему дополнительных дней отпуска за исполненные служебные обязанности сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени за период с 01.01.2016 г. по 31.12.2019 г. в размере 149 дней и 5 часов, по основанию пропуска срока исковой давности. Считает, что трехмесячный срок исковой давности необходимо исчислять с момента отказа ответчиком в предоставлении ему дополнительных дней отдыха, т.е. с 26.05.2021. В отношении 2020 г. полагает, что только по концу года ему стало бы известно полное количество часов сверхурочно исполненных служебных обязанностей. Срок исковой давности следует исчислять с даты, когда руководителем было отказано в предоставлении дополнительных дней отдыха, либо с даты ответа ОМВД России по Александровскому МО, с отказом в предоставлении дополнительных дней отдыха, а именно с 26.05.2021.
Полагает неверным произведенный судом в решении расчет служебного времени и исчисление количества сверхурочных часов работы.
В жалобе истец также приводит доводы о несогласии с выводами суда о том, что ответчиком на основании рапорта истца от 29.04.2021 г. и проверенных табелей учета служебного времени с перерасчетом, были предложены дни отдыха в количестве 70 дней, что не соответствует обстоятельствам дела. В действительности в своем рапорте от 29.04.2021 г. истец просил о предоставлении дополнительных дней отдыха к отпуску за 2021 г., за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, согласно произведенному перерасчету нормы служебного времени по табелям учета служебного времени Дежурной части: за 2016 - 2020 года в количестве 147 час. Итого 1431 час. 15 мин. : 8 час. = 178 календарных дней. Также в данном рапорте просил произвести удержание из денежного довольствия денежных сумм, равных излишне выплаченным денежным компенсациям за исполнение служебных обязанностей в ночное время и в нерабочие праздничные дни за период с 01.01.2016 г. по 31.12.2020. Ответчик его просьбу удовлетворил частично, предложив использовать дополнительное время отдыха в количестве только 70 часов за 2020 год, пересчитав время окончания суточных смен с фактического в 10:00 час. до 09:00 час. Истец воспользовался предложенными ему 70 часами, по рапорту от 01.06.2021 г. в период с 01.06.2021 г. по 08.06.2021 г. в количестве 8 дней (8 час. Х 8 дней = 64 часа), не использованные 6 часов включил в исковые требования к ответчику, в числе 10 дней и 3 часов не предоставленных ему дополнительных дней отдыха за сверхурочную работу в 2020 г.
С учетом изложенного, в доводах жалобы истец считает выводы суда необъективными и не соответствующими действующему законодательству, обстоятельства, имеющие юридическое значение при рассмотрении дела, судом искажены и неправильно истолкованы.
На апелляционную жалобу истца поступили возражения от ответчика Отделения МВД России по Александровскому МО, в которых ответчик полагает, что доводы жалобы не обоснованы и не могут служить основанием к отмене постановленного судом решения, поскольку сводятся к переоценке обстоятельств и доказательств по делу.
Лица, участвующие в деле, извещались о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции.
В судебном заседании истец ФИО1 на доводах жалобы настаивал, просил об отмене решения суда, пояснил, что приведенный судом в решении расчет служебного времени считает неверным, производя расчет в апелляционной жалобе, им получен итог с меньшим количеством времени сверхурочной работы за 2020. При этом также пояснил, что заявленная ко взысканию сумма (304674, 24 руб.) является убытками, исчисленными из размера его денежного содержания за период не предоставленных ему дней дополнительного отдыха.
Представитель ответчика ОМВД России по Александровскому МО, третьи лица в судебное заседание не явились, с заявлениями об отложении рассмотрения дела не обращались.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело при данной явке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях относительно нее, проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Отношения, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника органов внутренних дел не может превышать 40 часов в неделю.
В соответствии с частью 6 статьи 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
Порядок предоставления сотруднику органов внутренних дел дополнительного отпуска, дополнительных дней отдыха и порядок выплаты денежной компенсации, которые предусмотрены частями 5 и 6 настоящей статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (часть 10).
Приказом Министра внутренних дел России от 19 октября 2012 г. N 961 утвержден Порядок привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных дней отдыха (далее Порядок).
В соответствии с пунктом 9 Порядка сотруднику, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время. Сотруднику, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется компенсация в виде дополнительного дня отдыха.
Компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности предоставляется сотруднику в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в другие дни недели невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. В приказе о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска указываются количество дополнительных дней отдыха, подлежащих компенсации, и вид компенсации (п. 10 Порядка).
В соответствии с п. 15 - 18 Порядка предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником), осуществляется:
Министром внутренних дел Российской Федерации, заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации, руководителем (начальником) органа, организации, подразделения МВД России.
Иным руководителем (начальником), которому соответствующее право предоставлено Министром внутренних дел Российской Федерации, заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации, руководителем (начальником) органа, организации, подразделения МВД России.
Рапорт с резолюцией руководителя (начальника), указанного в подпунктах 15.1 и 15.2 настоящего Порядка, доводится до сведения сотрудника и передается ответственному за ведение табеля.
Самовольное использование сотрудником дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни не допускается.
По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация в порядке, установленном Приказом МВД России от 31 января 2013 г. N 65 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации".
С 03.04.2018 вступил в силу Приказ МВД России от 01.02.2018 N 50 "Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации" согласно которому сотрудники привлекаются к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании правового акта Министра, заместителя Министра, руководителя (начальника) органа, организации, подразделения МВД России, а также правового акта руководителя (начальника) структурного подразделения территориального органа МВД России, имеющего право назначения сотрудников на должности. Указанный правовой акт доводится до сведения сотрудника под расписку (пункт 275).
Продолжительность выполнения сотрудником служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени определяется исходя из продолжительности выполнения сотрудником служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности ежедневной службы, а при суммированном учете служебного времени - сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за учетный период (пункт 283).
Сотруднику, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время (пункт 284).
Компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности предоставляется сотруднику в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в другие дни недели невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. В приказе о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска указываются количество дополнительных дней отдыха, подлежащих компенсации (пункт 285).
Предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником), осуществляется Министром, заместителем Министра, руководителем (начальником) органа, организации, подразделения МВД России, структурного подразделения территориального органа МВД России, имеющим право назначения сотрудников на должности (пункт 291).
В соответствии с пунктами 56, 58 Приказа МВД России от 31.01.2013 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.
В приказе руководителя указывается количество дней, за которые выплачивается денежная компенсация.
Количество дней, за которые в текущем году выплачивается денежная компенсация, не должно превышать установленной трудовым законодательством продолжительности сверхурочной работы за год.
Таким образом, согласно приведенному правовому регулированию для сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, привлекаемых к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, с учетом их особого правового статуса положениями специального законодательства установлены дополнительные социальные гарантии в виде дней отдыха соответствующей продолжительности или выплаты денежной компенсации.
При этом в соответствии с указанным Порядком для реализации сотрудником органов внутренних дел права на использование дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни необходимо соблюдение трех обязательных условий: наличие дополнительно отработанных дней сверх нормальной продолжительности служебного времени; волеизъявление самого сотрудника, выраженное в форме рапорта, согласованного с непосредственным руководителем; соблюдение срока обращения сотрудника к руководителю, поскольку, как следует из положений пункта 10 Порядка, дни отдыха, образовавшиеся в период рабочего ежегодного периода, присоединяются к ежегодному отпуску сотрудника и не суммируются по истечении этого срока.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истец ФИО1 проходил службу в органах внутренних дел с 01.10.1993 г. по 23.06.2021 г., в период с 01.11.2015 г. по 23.06.2021 г. в должности оперативного дежурного дежурной части Отделения МВД России по Александровскому району Пермского края.
23.06.2021 года ФИО1 на основании приказа №** от 23.06.2021 года уволен по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона №342-ФЗ от 30.11.2011 года по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
Общий стаж по выслуге лет на 23.06.2021 для назначения пенсии составил 29 лет 06 месяцев 26 дней ( л.д.48-49 том 2).
29.04.2021 г. ФИО1 обратился с рапортом к ответчику о предоставлении ему дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, согласно произведенному перерасчету нормы служебного времени по табелям учета служебного времени Дежурной части, в отношении истца: за 2016 г. в количестве 350 час. 45 мин.; за 2017 г. в количестве 247 час. 45 мин.; за 2018 г. в количестве 306 час. 30 мин.; за 2019 г. в количестве 379 час. 15 мин.; за 2020 г. в количестве 147 час., итого 1431 час 15 мин. или 178 календарных дней; выплате денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные дни за 2020 г., соразмерную 13 часам (л.д.33-49 том 1).
С указанным рапортом ФИО1 начальнику Отделения представил табели учета рабочего времени с перерасчетом ночных часов за период с января 2016 года по декабрь 2020 года, в которых он не учитывал время предоставлениям отпусков, больничных и иных оплачиваемых периодов в его отсутствие (л.д.50 – 109 том 1).
26.05.2021 года ответчиком в лице начальника Отделения МВД России по Александровскому муниципальному округу ФИО1 направлен ответ, в котором, ссылаясь на приказ Главного управления МВД России по Пермскому краю от 21.01.2020 №28 «Об утверждении регламента деятельности и правил внутреннего распорядка Главного управления МВД России по Пермскому краю», которым утверждены Правила внутреннего распорядка, в том числе на территориальных органах МВД России по пермскому краю на районном уровне, указано, что режим служебного времени для сотрудников, исполняющих обязанности по графику дежурств при суточном режиме работы установлен с 08:00 (09:00) до 08:00 (09:00). Также со ссылками на приказ МВД России от 12.04.2013 №200дсп, пункты 284, 285, 288 приказа МВД России от 01.02.2018 года №50, постовые ведомости, согласно которым за 2020 – 2021 год истец нес службу с 09:00 до 09:00 часов следующих суток, поданные истцом рапорта о предоставлении отпусков и дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, листки освобождения от служебных обязанностей по временной нетрудоспособности, указано, что норма рабочей времени при 40-часовой рабочей неделе в 2020 году составляет 1979 часов, ФИО1 выработано в 2020 году всего 1981 час, из которых 356 часов (66 дней) - дни отпуска, 72 час (9 дней) дни освобождения от выполнения служебного времени, то есть нормальная продолжительность служебного времени составила 1551 час (1979-356-72), период сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени составила 430 часов (1981 – 1551), денежная компенсация за который была выплачена истцу из расчета 120 часов (15 дней), а также предоставлены дополнительные дни отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2020 год – 144 часа (18 дней) и 96 часов (12) дней, не использовано за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2020 год – 70 часов, которое предложено ФИО1 использовать в качестве дополнительного времени отдыха (л.д.141-144 том 1).
Как следует из представленных в материалы дела рапортов и расчетов ответчика, ФИО1 на основании его рапортов были предоставлены дополнительные дни отпуска за ненормированный служебный день- за 2016 год - (рапорт от 03.02.2016, приказ №** л/с от 05.02.2016) (том 2 л.д.190,191), 7 дней (рапорт от февраля 2016); за 2019 год – 8 дней (рапорт от 04.06.2021, приказ №** л/с от 19.07.2021) (том 2 л.д.201); за 2020 год - 8 дней (приказ №** л/с от 01.06.2021) (том 2 л.д.196).
Приказом начальника Отделения МВД по Александровскому муниципальному округу №** от 21.12.2020 года ФИО1 выплачена денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени – 15 дней (л.д.197-200 том 2).
В своих рапортах от 09.12.2020, 03.03.2021, 31.05.2021 года ФИО1 указал, что за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2020 год ему было компенсировано 120 часов денежной компенсацией и 88 часов были ранее предоставлены дополнительные дни отдыха с 11.01.2021 по 22.01.2021 (л.д.193-195 том 2).
Обращаясь с настоящими требованиями, истец ссылался на то, что в период с 01.01.2016 года по 31.07.2020 года он по устной договоренности с руководителем составлял табели учета служебного времени сотрудников дежурной части ОМВД по Александровскому муниципальному району согласно графику сменности. При этом в отсутствие необходимой информации учет служебного времени производился им неверно, поскольку неверно указывалось время начала и окончания смены, количество часов исполнения служебных обязанностей в смену и времени отдыха при сменном режиме суточных дежурств, из нормы рабочего времени не исключались периоды нахождения в отпусках, командировках, отгулах, больничных листах, не учитывался порядок исчисления служебного времени при работе в ночные часы. В период службы он привлекался к работе сверх установленной продолжительности служебного времени, однако при перерасчете норм служебного времени по табелям за период 2016-2020 ответчиком в нарушение норм действующего законодательства отказано и не предоставлены дополнительные дни отдыха в исчисленном истцом количестве, что повлекло нарушение его прав.
В судебном заседании истец также пояснил, что выплаты ответчиком за ночное время, праздничные и выходные нерабочие дни ответчиком оплачены в полном объеме, спора по ним не имеется.
В ходе рассмотрения дела ответчиком было заявлено о пропуске истцом срока на обращение в суд с настоящими требованиями.
Разрешая требования истца, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также Приказом МВД России от 01.02.2018г. № 50, Порядком обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России № 65 от 31.01.2013г., пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца, в том числе исходя из того, что истцом пропущен срок обращения в суд за разрешением возникшего спора по требованиям за период с 01.01.2016г. по 31.12.2019г., о применении которого заявлено ответчиком.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы истца.
Проверяя доводы апелляционной жалобы, направленные на несогласие с выводами суда о пропуске истцом срока исковой давности по требованиям, касающимся периода с 01.01.2016г. по 31.12.2019г. судебная коллегия находит выводы суда правильными, основанными на положениях действующего законодательства и фактических обстоятельствах дела.
В данном случае, регулирование отношений, связанных со службой в органах внутренних дел Российской Федерации, в том числе касающихся предоставления дополнительных гарантий и компенсаций сотрудникам, привлекаемым к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, с учетом их особого правового статуса осуществляется Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ, в котором предусмотрены специальные нормы, устанавливающие порядок предоставления гарантий и компенсаций таким сотрудникам.
Сроки обращения для разрешения служебного спора, стороной которого является сотрудник органов внутренних дел, установлены положениями специального законодательства (часть 4 статьи 72 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ) которыми предусмотрено, что сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах внутренних дел, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.
Следовательно, в силу части 2 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ нормы трудового законодательства к спорным отношениям не применяются.
Как следует из материалов дела и указывалось самим истцом, в период с 01.01.2016 по 31.07.2020 им составлялись табеля учета служебного времени, тем самым истцу ежемесячно должно было и было известно как о фактически отработанном им служебном времени, так и о сведениях, внесенных им в табеля за каждый месяц для учета служебного времени и расчета количества часов сверх установленной нормальной продолжительности службы.
Соответственно, как на момент выполнения истцом действий по перерасчету служебного времени в декабре 2020 и в апреле 2021, обращении с рапортом 29.04.2021, так и при обращении в суд 04.08.2021 с требованиями, касающимися перерасчета продолжительности служебного времени по табелям с 2016 по 2019 г.г. и взыскании денежного довольствия за период не предоставленных дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в 2016 - 2019 г.г., установленный ч.4 ст.72 ФЗ № 342-ФЗ трехмесячный срок на обращение за защитой нарушенного права в судебном порядке истцом был пропущен, что является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении иска в данной части.
Ссылки истца в жалобе на отсутствие надлежащих сведений для ведения табелей и учета служебного времени, получение и перерасчет табелей за 2020 год в декабре 2020 года, перерасчет табелей учета служебного времени за 2016-2019 г.г. и повторно за 2020 г. в срок до 27.04.2021 г., а также необходимости исчисления срока давности с момента получения отказа ответчика с 31.05.2021, судебной коллегией не принимаются в качестве состоятельных и не являются основанием для признания уважительной причины пропуска срока для обращения в суд.
Учитывая, что исполняя служебные обязанности в течение указанного спорного периода, а также фактически осуществляя ведение учета и составление табелей учета служебного времени, на основании которых весь указанный период производился расчет фактически отработанного служебного времени, выплата служебного довольствия и оценка прав истца на время дополнительного отдыха, соответственно, истец знал о наличии отработанного времени сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени и имел возможность реализовать свои права путем подачи соответствующего рапорта на использование как дополнительных дней отдыха, так и на выплату компенсации по истечению года. Получая денежное довольствие ежемесячно, истец должен был знать о размере выплаченной компенсации по истечению соответствующего года.
В силу изложенного, само по себе то обстоятельство, что истец в апреле 2021 после перерасчета продолжительности служебного времени по табелям с 2016 по 2020 г.г. обратился к ответчику за предоставлением дополнительных дней отдыха за весь период и получил отказ по части периода 26.05.2021, не может влиять на исчисление срока давности и не подтверждает того, что истец не знал и не мог знать о количестве отработанного времени как ежемесячно, так и в январе следующего за истекшим годом. К тому же, истец вправе был обращаться к работодателю за предоставлением документов и необходимой информации для правильного ведения и учета служебного времени, однако ранее истцом таких действий не предпринималось.
При таком положении, поскольку истцом пропущен срок давности для обращения в суд с требованиями, касающимися периода 2016 - 2019 г.г., выводы суда об отсутствии оснований для удовлетворения иска в данной части являются правильными.
Разрешая требования истца относительно периода его службы в 2020 году, произведя соответствующий расчет в тексте решения, суд исходил из того, что в указанный период у истца имело место выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в количестве 68 дней 5 часов, и пришел к выводу, что обращение истца в суд с требованиями по данному периоду находится в пределах годичного срока исковой давности.
Вместе с тем, суд установил, что на основании рапортов ответчиком истцу были предоставлены дополнительные дни отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2020 года в общем количестве 52 дня к моменту увольнения со службы, в том числе произведена выплата денежной компенсации за 120 часов (15 дней), других рапортов не подавалось, в связи с чем оснований для возложения на ответчика обязанности выплатить денежное содержание за период не предоставленных дополнительных дней отдыха не имеется.
В апелляционной жалобе, не соглашаясь с выводами суда и приводя иной расчет количества часов работы сверх установленной продолжительности, истец указывает на то, что по его расчетам за 2020 года сверхурочная работа составила 499 часов, из них за 120 часов в декабре 2020 была выплачена компенсация, в связи с чем подлежали компенсации дни дополнительного отдыха 47 дней 3 часа, из которых предоставлено 37 дней, оставшиеся 10 дней и 3 часа не компенсированы.
При этом как следует из материалов дела, на основании поданных истцом рапортов, ему были предоставлены дополнительные дни отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2020 года: 11 дней (88 часов) в период с 12.01.2020 по 22.01.2021 по рапорту от 09.12.2020; 18 дней (144 часа) в период с 08.03.2021 по 25.03.2021 по рапорту от 03.03.2021.
В последующем истец, обращаясь с рапортом от 29.04.2020, просил предоставить дополнительные дни отдыха за 2020 год за 147 часов сверхурочной работы (что составляет 18 дней 3 часа), после чего им был подан рапорт 01.05.2021 о предоставлении 8 дней (64 часа), по которому истцу и предоставлено 8 дней дополнительного отдыха по приказу №** л/с от 01.06.2021. В дальнейшем иных рапортов, в том числе о предоставлении оставшихся 10 дней 3 час., до увольнения со службы не подавалось.
Таким образом, обязательным условием по реализации права на предоставление дополнительных дней отдыха, либо на выплату денежной компенсации является подача рапорта, согласованного с непосредственным руководителем, с соблюдением срока такого обращения.
В установленной процедуре поданные истцом рапорта о предоставлении ему дополнительных дней отдыха за 2020 год им реализованы до увольнения со службы, компенсация выплачена в установленном размере за 120 часов (15 дней), в связи с чем оснований для взыскания в пользу истца денежного содержания за период не использованных дополнительных дней отдыха в настоящее время не имеется.
Также судебная коллегия обращает внимание на то, что составление и предоставление табелей учета служебного времени носит ежемесячный характер и является лишь основанием к расчету денежного довольствия и количества времени сверхурочной работы, в связи с чем требования истца относительно признания правомерности ведения им табелей за период с 2016 по 31.07.2020, правомерности произведенного перерасчета по табелям за период по 31.12.2020 также не подлежали удовлетворению, поскольку удовлетворения таких требований не влечет восстановление каких-либо прав истца, а более того по требованиям за период по 2019 год истцом пропущен установленный ч.4 ст.72 Федерального закона № 342-ФЗ срок исковой давности для обращения в суд, что влечет самостоятельное основание к отказу в иске.
Кроме того, факт исполнения служебных обязанностей свыше установленной продолжительности служебного времени не влечет увеличения продолжительности стажа службы в органах внутренних дел, поскольку положениями законодательства, регулирующего вопросы службы в органах внутренних дел, в том числе Федеральным законом № 342-ФЗ не установлено правил о зачете в стаж службы отдельно времени исполнения служебных обязанностей сверх установленной продолжительности, в связи с чем и в этой части требования истца подлежали отклонению.
Судебной коллегий признаются несостоятельными и доводы жалобы истца относительно того, что судом разрешены требования, от которых истец отказался, поскольку отказ истца от части исковых требований не подтверждается материалами дела и протоколом судебного заседания от 07.09.2021. С учетом того, что истцом письменное заявление с отказом от части исковых требований не подавалось и в протоколе судебного заседания истец своей подписью не подтвердил отказ от исковых требований, как установлено требованиями п.1 ст.173 ГПК РФ, судом такой отказ от части иска не принимался, в связи с чем судом исковые требования истца разрешены в пределах заявленных в уточненном исковом заявлении.
Принимая во внимание изложенное, доводы жалобы истца, по сути, повторяющие основания иска и направленные на оспаривание произведенных подсчетов количества сверхурочных часов, основанием к отмене решения суда не служат и подлежат отклонению.
Руководствуясь ст.ст.199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Александровского городского суда Пермского края от 23 марта 2022 года по доводам, изложенным в апелляционной жалобе ФИО1, оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий – подпись
Судьи – подписи