НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Пермского краевого суда (Пермский край) от 11.04.2022 № 33-3527/2022

Судья – Анисимова (Баракина) В.С.

Дело № 33-3527/2022

(2-670/2021, 59RS0014-01-2021-000981-63)

Апелляционное определение

г. Пермь 11 апреля 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего Казанцевой Е.С.,

судей Заривчацкой Т.А., Ивановой Е.В.,

при секретаре судебного заседания Басимовой Н.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Верещагинского городского округа на решение Верещагинского районного суда Пермского края от 24.11.2021 года, которым постановлено:

«Признать действия Администрации Верещагинского городского округа Пермского края по уменьшению суммы пенсии за выслугу лет Любимовой Елене Александровне – незаконными.

Обязать Администрацию Верещагинского городского округа Пермского края выплачивать Любимовой Елене Александровне пенсии за выслугу лет в размере 8879 рублей 96 копеек.

Обязать Администрацию Верещагинского городского округа Пермского края произвести Любимовой Елене Александровне доплату пенсии за выслугу лет, как лицу, замещающему должности государственной гражданской службы, с 01.05.2021 по 30.10.2021 в размере 29506 рублей 80 копеек».

Заслушав доклад судьи Ивановой Е.В., пояснения истца, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истец Любимова Е.А. обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику администрации Верещагинского городского округа Пермского края о признании действий по уменьшению суммы пенсии за выслугу лет незаконными; возложении обязанности осуществлять выплату пенсии за выслугу лет в ранее установленных размерах; обязать выплатить задолженность с мая 2021 в сумме 14753 рубля 40 копеек (май, июнь, июль 2021 года).

Исковые требования мотивированы тем, что истец в 2014 уволилась с должности управляющего делами Земского Собрания Верещагинского муниципального района, в связи с достижением пенсионного возраста. Исходя из стажа муниципальной службы более 29 лет, ей была назначена выплата за выслугу лет. Общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости определена на основании ч.1 ст.5 Закона Пермского края от 09.12.2009 №545-ПК «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной и муниципальной службы Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края» в размере 75% месячного должностного содержания, с учетом установленного ограничения в 2,1 оклада. Кроме того, максимальный размер пенсии за выслугу лет, выплачиваемый истцу к страховой пенсии не превышает 6-ти кратного размера минимального должностного оклада с начислением на него районного коэффициента по главной замещаемой истцом должности муниципальной службы. Сумма надбавки с 01.01.2021 составляла 8879 рублей 96 копеек. В мае 2021 истец получила доплату в сумме 3962 рубля 16 копеек. 27.05.2021 она обратилась за разъяснениями к главе администрации Верещагинского городского округа, 29.05.2021 истец получила письмо «О перерасчете размера пенсии», согласно которого перерасчет сделал на основании заключения Контрольно-счетной палаты Верещагинского городского округа. С указанным размером доплаты истец не согласна, полагает, что Контрольно-счетная палата Верещагинского городского округа неверно применила ограничение, установленное п.2 ст.6 Закона 545-ПК и из установленного предельного размера 2,1 месячного оклада, определяет суммы пенсии за выслугу лет в размере 75% месячное денежное содержание. В связи с чем, незаконно был произведен перерасчет пенсии за выслугу лет в сторону уменьшения с мая 2021 на сумму 4917 рублей 80 копеек.

Истец Любимова Е.А. в судебном заседании на удовлетворении исковых требованиях настаивала.

Представитель ответчика Паршакова А.А. исковые требования не признала, пояснила, что в 2017 году истец достигла пенсионного возраста и уволилась с должности муниципальной службы. В соответствии с требованиями Закона №545-ПК и действующего на момент выхода на пенсию Положения «Об условиях предоставления права на пенсию за выслугу лет лицам, замещающими должности муниципальной службы в МО «Верещагинский муниципальный район» от 04.03.2010 №74/976 ей была назначена пенсия за выслугу лет. При этом при назначении пенсии положения абз.3 ч.1 ст.5 Закона №545-ПК при расчете пенсии за выслугу лет учтены не были. В апреле 2021 Контрольно-счетной палатой Верещагинского городского округа была проведена проверка законности использования средств бюджета Верещагинского городского округа, направленных на выплату пенсии за выслугу лет, лицам замещающим выборные должности в муниципальных образованиях Верещагинского муниципального района, по результатам которого указанным органом было вынесено представление. Поскольку Контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего управления муниципального финансового контроля и невыполнение его представления или предписания влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, администрация Верещагинского городского округа произвела перерасчет пенсии за выслугу лет Любимовой Е.А. с 01.05.2021. Изменения органами местного самоуправления, с учетом бюджетных возможностей, правил исчисления таких пенсий и их размера не может рассматриваться как ухудшение положения муниципальных служащих и нарушение их прав на пенсионное обеспечения. Считает, что оснований для удовлетворения исковых требований Любимовой Е.А. не имеется.

Свидетель В. пояснила, что работает директором ЦБУ муниципального учреждения. В апреле 2021 года проведена плановая проверка Контрольно-счетной палатой округа о законности использования средств бюджета округа, направленных на выплату пенсии за выслугу лет. Проверкой установлено, что неверно применяется закон, и возглавляемому ею учреждению было выдано представление, со ссылкой на ст.6 Закона № 545-ПК, об устранении нарушений и перерасчете размера пенсии Любимовой Е.А. Их разногласия по данному вопросу не были приняты во внимание, и так как представление Контрольно-счетный орган муниципального образования является обязательным для исполнения, они сделали перерасчет пенсии за выслугу лет Любимовой Е.А. с мая 2021.

Свидетель Ф. пояснила, что она в настоящее время является председателем Контрольно-счетной палаты округа, в ее должностные обязанности входит проверка бюджета, отчетности, эффективности расчета средств. Она считает, что на протяжении несколько лет на территории Верещагинского муниципального района не правильно определялся размер пенсии за выслугу лет, без учета ст.6 Закона №545-ПК. После проверки было выдано представление МКУ «Центр бухгалтерского учета и отчетности Верещагинского района», которое не было оспорено, в установленном порядке, и исполнено.

Свидетель Т. пояснила, что работает начальником юридического отдела администрации. Полагает, что Контрольно-счетная палата по вопросу расчета пенсии не права, но в целях экономии бюджетных средств Администрация решили сделать перерасчет.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Администрация Верещагинского городского округа, указывая, что при принятии решения судом допущена ошибка в толковании нормы ст. 5,6 Закона Пермского края от 09.12.2009 № 545-ПК О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской и муниципальной службы Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края», а именно при расчете денежного содержания исходя из которого произведен расчет пенсии за выслугу лет Любимовой Е.А. не было применено ограничение к должностному окладу в размере 75%. Просит отменить решение суда.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции ответчик не явился, извещен надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления, в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ возможно рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, распоряжением Земского собрания Верещагинского муниципального района Любимовой Е.А. была установлена пенсия за выслугу лет в размере 11850,57 рублей, в соответствии с Положением "Об условиях предоставления права на пенсию за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в МО "Верещагинский муниципальный район" утвержденных решением Земского Собрания Верещагинского муниципального района от 04.03.2010 N 74/97 и Положения "О порядке установления и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в МО "Верещагинский муниципальный район", утвержденного решением Земского Собрания Верещагинского муниципального района от 29.05.2008 N 52/646.

При определении размера пенсии было определено, что должностной оклад истца составлял 10110 рублей, в связи с чем было определено ограничение размера пенсии за выслугу лет, установленное п «б» п.6 Положение "Об условиях предоставления права на пенсию за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в МО "Верещагинский муниципальный район" утвержденных решением Земского Собрания Верещагинского муниципального района от 04.03.2010 N 74/976, аналогичное ограничение содержалось в ст.6 Закона Пермского края N 545-ПК от 09.12.2009 - 24415,65 рублей (10110х2,1х1,15). Страховая пенсия истца составляла – 12555,08 рублей. В связи с чем, сумма пенсии за выслугу лет Любимовой Е.А. была определена в размере 11850,57 рублей (24415,65-12555,08), данный размер не превышал ограничений, установленных Пунктом 7 Положения "О порядке установления и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в МО "Верещагинский муниципальный район", которым было определено ограничение, согласно которого сумма трудовой пенсии и пенсии за выслугу лет не может превышать 75 процентов месячного денежного содержания муниципального служащего (аналогичное ограничение определено ст.5 Закона Пермского края от 09.12.2009 N 545-ПК). Так как размер месячного денежного содержания Любимовой Е.А. на момент выхода на пенсию составлял – 46616,93 рублей. то есть общая сумма выплаты не должна была превышать 34962,70 рублей (46616,93 х 75%).

После чего, решениями Администрации местного самоуправления, ежегодно устанавливался размер ежемесячной пенсии за выслугу лет и истцу направлялось уведомления о размере установленного с первого января текущего года размера пенсии за выслугу лет. Последнее решение №2 было принято 16.01.2020, которым Любимовой Е.А. с 01.01.2020 была установлена пенсия за выслугу лет в размере 9975 рублей.

С 01.01.2021 размер пенсии за выслугу лет администрацией Верещагинского городского округа не определялся и уведомление истцу не направлялось.

МКУ «Центр бухгалтерского учета и отчетности Верещагинского городского округа Пермского края» был определен размер пенсии Любимовой Е.А. с 01.01.2021 в размере – 8879,96 рублей (27355,09 (11327,16 (должностной оклад проиндексированный) х 2,1 (применено ограничение установлденное на момент выхода истца на пенсию) х1,15 (ур.к.) – 19833,47 рублей (пенсия истца с 01.01.2021) + 1358,34 (валоризация) (27355,09-19833,47+1358,34), что не превышало 75% месячного денежного содержания (46616,93х75%).

На основании плана работы контрольно счетной палаты Верещагинского городского округа Пермского края и распоряжения председателя КСП от 15.03.2021 №4 проверены документы, являющие основанием для назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещающим выборные должности муниципальных образований Верещагинского муниципального района и лицам, замещающим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципальных образований Верещагинского муниципального района, а также регистры бюджетного учета, первичные учетные документы, направленные на выплату пенсии за выслугу лет, по результатам контрольного мероприятия был составлен акт от 09.04.2021.

На данный акт директором МКУ «Центр бухгалтерского учета и отчетности Верещагинского городского округа Пермского края» были поданы замечания.

После чего председателем Контрольно-счетной палаты Верещагинского городского округа Пермского края утверждено заключение на замечание директора МКУ «Центр бухгалтерского учета и отчетности Верещагинского городского округа Пермского края».

23.04.2021 Контрольно-счетная палата Верещагинского городского округа на имя директора МКУ «Центр бухгалтерского учета и отчетности Верещагинского городского округа Пермского края» направила представление №6 от 21.04.2021 для исполнения.

На основании результатов контрольного мероприятия «Проверка законности использования средств бюджета Верещагинского городского округа, направленных на выплат пенсии за выслугу лет лицам, замещающим выборные должности в муниципальных образованиях Верещагинского муниципального района и лицам, замещавших должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципальных образований Верещагинского муниципального района, в том числе результатов контрольных мероприятий контрольно-счетной палаты Верещагинского муниципального района в 2018-2019 годах», комиссией по установлению пенсии за выслугу лет (созданная на основании распоряжения Администрации Верещагинского городского округа №254-01-02-225-Р от 16.04.2021) произведен перерасчет пенсии за выслугу лет с 01.05.2021 и пенсия установлена Любимовой Е.А. в сумме 3962,16 рублей.

Комиссия исходила из следующего расчета: 11327,16 (должностной оклад) х 2,1 (ограничение на момент выхода на пенсию) х 1,15 (ур.к) х 75% (по представлению КСП) - 19833,47 (получаемая пенсия по старости) + 1358,34 (валоризация), но так как размер пенсии за выслугу лет составил 2041,19 рублей, было принято решение о выплате в размере определенном П.6.14 Положения, утвержденного решением Думы Верещагинского городского округа от 24.12.2019 №12/87 (6044,48 (размер фиксированной пенсии)х57%х1,15).

17.05.2021 Администрацией Верещагинского городского округа принято распоряжение №254-01-02-357-Р «О перерасчете размера пенсии за выслугу лет, согласно которого Любимовой Е.А. устанавливается размер пенсии в размере 3962,16 рублей.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался пунктом 6.6. Решения Думы Верещагинского городского округа от 24.12.2019 N 12/87 "Об утверждении Положения о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Верещагинского городского округа Пермского края", которым определено, что общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии не может превышать 75 процентов месячного денежного содержания муниципального служащего, соответственно, размер пенсии истца не должен превышать 34962,70 рублей (46616,93х75%= 34962,70; 5100Х6Х1,15= 35190), указанные ограничения были соблюдены при определении размера пенсии за выслугу лет Любимовой Е.А. при ее назначении в 2014 году и при перерасчете с 01.01.2021.

Также суд исходил из того, что статья 6 Закона Пермского края от 09.12.2009 N 545-ПК не содержит указание о применении указанного ограничения (75% месячного денежного содержания) к исчислению пенсия за выслугу лет, которая ограничена должностными окладами муниципального служащего. Об этом указано в разъяснениях, данных в заключение Государственно-правового управления Аппарата законодательного собрания Пермского края №129-ЗКЛ от 21.05.2021, согласно которого в нормах Закона №545-ПК в ч.1 ст.5 и в ч.2 ст.6 речь идет о различных величинах, в первом случае речь идет об общей сумме указанных в абз.3 ч.1 ст.5 выплат, а в ч.2 ст.6 Закона о размере месячного денежного содержания, исходя из которого исчисляется пенсия за выслугу лет.

Судебная коллегия суда апелляционной инстанции находит выводы суда, сделанные в обоснование принятого по делу решения, основанными на установленных по делу обстоятельствах, представленных в деле доказательствах и нормах материального права, подлежащего применению к спорным отношениям.

Оснований сомневаться в правильности принятого по делу решения у суда апелляционной инстанции не имеется.

Положениями Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что муниципальный служащий имеет право на: пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.12 ч.1 ст.11), в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (ч.1 ст.24), муниципальному служащему гарантируются: пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью, а также пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей (п.5 ч.1 ст.23).

В соответствии с ч.1 ст.5 Закона Пермского края от 09.12.2009 N 545-ПК "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской и муниципальной службы Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края" (в редакции действующей на момент выхода на пенсию за выслугу лет истца) было определено, что пенсия за выслугу лет устанавливается при стаже гражданской службы не менее 15 лет в размере 45 процентов месячного денежного содержания гражданского служащего, определенного в соответствии со статьей 6 настоящего Закона, за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо трудовой пенсии по инвалидности. За каждый полный год стажа гражданской службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента месячного денежного содержания гражданского служащего, определенного в соответствии со статьей 6 настоящего Закона. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой части трудовой пенсии по старости либо трудовой пенсии по инвалидности не может превышать 75 процентов месячного денежного содержания гражданского служащего, определенного в соответствии со статьей 6 настоящего Закона.

Статьей 6 указанного закона (в редакции на дату назначения истцу пенсии) было определено, что размер пенсии за выслугу лет лица, замещавшего должность гражданской службы, исчисляется из его месячного денежного содержания за последние 12 полных месяцев гражданской службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения им возраста, дающего право на трудовую пенсию (по выбору лица, обратившегося за установлением пенсии за выслугу лет), с учетом ограничения, установленного частью 2 настоящей статьи. Исчисление размера месячного денежного содержания лица, замещавшего должность гражданской службы, осуществляется по правилам, установленным трудовым законодательством Российской Федерации для исчисления средней заработной платы. Размер месячного денежного содержания, исходя из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 2,1 месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещавшейся должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) с начисленным на него районным коэффициентом.

Максимальный размер пенсии за выслугу лет, выплачиваемой к страховой пенсии, не может превышать:

по высшей группе должностей государственной гражданской службы Пермского края - 7-кратного размера минимального должностного оклада, установленного по младшей должности государственной гражданской службы Пермского края в исполнительных органах государственной власти Пермского края (за исключением должностей государственной гражданской службы Пермского края в территориальных органах исполнительных органов государственной власти Пермского края) с учетом увеличения (индексации) размеров окладов денежного содержания по должностям государственной гражданской службы Пермского края, предусмотренным законом Пермского края о бюджете Пермского края на очередной финансовый год (далее - минимальный должностной оклад) с начисленным на него районным коэффициентом;

по главной, ведущей группе должностей государственной гражданской службы Пермского края - 6-кратного размера минимального должностного оклада с начисленным на него районным коэффициентом;

по старшей, младшей группе должностей государственной гражданской службы Пермского края - 5-кратного размера минимального должностного оклада с начисленным на него районным коэффициентом.

Пунктом 6.6. Решения Думы Верещагинского городского округа от 24.12.2019 N 12/87 "Об утверждении Положения о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Верещагинского городского округа Пермского края" определен максимальный размер пенсии за выслугу лет муниципального служащего Верещагинского городского округа, которым определено, что общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии не может превышать 75 процентов месячного денежного содержания муниципального служащего. Максимальный размер пенсии за выслугу лет, выплачиваемой к страховой пенсии, не может превышать: по главной, ведущей группе должностей муниципальной службы - 6-кратного размера минимального должностного оклада с начисленным на него районным коэффициентом.

В соответствии с п.6.6 Решения Думы Верещагинского городского округа от 24.12.2019 N 12/87 "Об утверждении Положения о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Верещагинского городского округа Пермского края", о том, что общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии не может превышать 75 процентов месячного денежного содержания муниципального служащего.

П. 2 ст. 6 Закона Пермского края от 09.12.2009 г. № 545-ПК содержит ограничения для размера месячного содержания, из которого исчисляется пенсия, только в размере 2,8 (2,1 на дату назначения пенсии истицу) оклада. Необходимости применения еще и ограничения 75% указанная норма не содержит.

Ограничение в размере 75% установлено абз. 3 ч. 1 ст. 5 Закона Пермского края от 09.12.2009 г. № 545-ПК для совокупности выплат (пенсия за выслугу лет, страховая пенсия по старости (инвалидности), фиксированная выплата к страховой пенсии, повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).

Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к иной трактовке норм материального права и не могут служить основанием для отмены состоявшегося по делу судебного решения.

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Верещагинского районного суда Пермского края от 24 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Верещагинского городского округа – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: