Судья – Мельников А.Н.
Дело № 33 – 7338/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего – Опалевой Т.П.,
Судей – Лапухиной Е.А., Ивановой Е.В.,
При секретаре Басимовой Н.М.,
рассмотрела в открытом судебном в городе Перми 10 августа 2020 года дело по апелляционному представлению прокурора г.Губаха на решение Губахинского городского суда Пермского края от 02 июня 2020 года, которым постановлено:
«Отказать в удовлетворении исков и.о. заместителя прокурора г.Губаха в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к федеральному казенному лечебно-профилактическому учреждению «Краевая туберкулезная больница №7 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» о признании незаконными действий по неполному учету рабочего времени и взыскании компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной продолжительности рабочего времени».
Заслушав доклад судьи Ивановой Е.В., объяснения прокурора Пермской краевой прокуратуры Кузнецовой С.Н., представителя ответчика – ФИО6, изучив представленные материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Исполняющий обязанности заместителя прокурора г. Губаха обратился в суд с пятью самостоятельными исками (с последующими уточнениями): в интересах ФИО1, в интересах ФИО2, в интересах ФИО3, в интересах ФИО4, в интересах ФИО5, к федеральному казенному лечебно-профилактическому учреждению «Краевая туберкулезная больница №7 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» (далее - ФКЛПУ КТБ-7), заявив требования о признании незаконными действий по неполному учету рабочего времени и взыскании компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной продолжительности рабочего времени.
Определением суда от 30.03.2020 года гражданские дела по этим искам объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.
В обоснование исков указано, что в феврале-марте 2020 года по обращению истцов прокуратурой г. Губаха была проведена проверка, в ходе которой установлено, что истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 являются сотрудниками отдела охраны ФКЛПУ КТБ-7. Приказом начальника учреждения от 22.04.2019 года №135 утверждены Правила внутреннего трудового распорядка сотрудников ФКЛПУ КТБ-7 (далее - Правила), в разделе 4 которых указано, что личный состав караула имеет перерыв для отдыха и питания продолжительностью 2 часа в течение смены, который не включается в рабочее время. Продолжительность смены установлена: с 09:00 до 21:00 - первая смена, с 21:00 до 09:00 - вторая смена. При этом время прибытия на службу – 07:50 (19:50) и убытия со службы 21:50 (09:50), что составляет 14 часов в смену. В тоже время распорядком дня (утвержден врио начальника ФКЛПУ КТБ-7 от 15.10.2018 года) не предусмотрено время для отдыха и приема пищи для личного состава караула по охране жилой зоны ФКЛПУ КТБ-7, при этом в примечании указано, что прием пищи личным составом караула происходит во время нахождения в составе РГ-1,2,3 (резервной группы), при возникновении происшествий караульные немедленно прекращают прием пищи и действуют согласно указанию начальника караула в соответствии с расчетом караула для действий при происшествии. Таким образом, весь личный состав караула на протяжении 14 часов дежурной смены находится в постоянной готовности и непрерывно выполняет задачи по обеспечению безопасности жилой зоны ФКЛПУ КТБ-7. Фактическое предоставление времени для приема пищи для караульных нормативными актами начальника ФКЛПУ КТБ-7 не предусмотрено и фактически учет времени, предоставляемого караульным для отдыха и приема пищи, никем не ведется. Из представленных табелей учета рабочего времени следует, что всему личному составу караула в расчет отработанного времени принимается только 12 часов рабочего времени, в то время как фактическое нахождение на службе в пределах одной смены составляет 14 часов. Предоставление двух часов обеденного перерыва опровергается распорядком дня и объяснениями сотрудников ФКЛПУ КТБ-7. Предоставление перерыва для питания и отдыха (обед) продолжительностью до получаса, предусмотренного ч.3 ст.108 ТК РФ, сотрудниками не оспаривается. При таких обстоятельствах истцам необходимо произвести доначисление фактически отработанного времени из расчета 1,5 часа за каждую полную смену. Это время подлежит оплате в двукратном размере, поскольку оплата первых двух часов в полуторном размере уже произведена при расчете переработки за квартал. Согласно уточненным расчетам специалиста ФИО7, за период с января по декабрь 2019 года ответчик не учел и не оплатил: истцу ФИО1 - 211,5 сверхурочных часов, что за вычетом НДФЛ составляет 25786 рублей 49 копеек; истцу ФИО2 -244,5 часов, что за вычетом НДФЛ составляет 28219 рублей 23 копейки; истцу ФИО3 - 250,5 часов, что за вычетом НДФЛ составляет 28993 рубля 30 копеек; истцу ФИО4 - 250,5 часов, что за вычетом НДФЛ составляет 30568 рублей 01 копейка; истцу ФИО5 - 285 часов, что за вычетом НДФЛ составляет 34769 рублей 99 копеек.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого ставит вопрос в апелляционном представлении прокурор, ссылаясь на фактические обстоятельства спора, прокурор настаивает на том, что учет времени обеда никем не фиксируется, при этом фактически прием пищи осуществляется в течение 15-30 минут, поэтому в течение 13,5 часов сотрудники находятся при исполнении служебных обязанностей, покидать караульное помещение не имеют возможности, период несения службы составляет 14 часов. В ходе судебного разбирательства установлено, что время предоставления перерыва для отдыха и приема пищи, его конкретная продолжительность для сотрудников караула не установлены ни Правилами внутреннего трудового распорядка, ни иным нормативным актом. Стороной истца не оспаривалось, что в караульном помещении оборудована комната для приема пищи, однако, учитывая интенсивность графика работы, сотрудники не располагают двумя часами на отдых и питание.
В деле представлены письменные возражения ответчика и третьих лиц по доводам апелляционного представления.
Судебная коллегия, посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствие ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, извещенных о времени и месте судебного заседания, заслушав объяснения прокурора Кузнецовой С.Н., поддержавшей доводы апелляционного представления, объяснения представителя ответчика ФИО6, возражавшего против отмены решения суда, изучив доводы апелляционного представления, материалы дела, полагает, что решение суда соответствует нормам действующего законодательства и не подлежит отмене.
При этом решение суда в соответствии со ст.327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации проверяется в пределах доводов апелляционного представления.
В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ регулирование правоотношений, связанных со службой в уголовно-исполнительной системе, осуществляется в соответствии с: 1) Конституцией Российской Федерации; 2) настоящим Федеральным законом; 3) Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе; 4) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; 5) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; 6) нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний; 7) нормативными правовыми актами федерального органа уголовно-исполнительной системы в случаях, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 вышеуказанной статьи Федерального закона в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в уголовно-исполнительной системе, применяются нормы трудового законодательства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1, 6, 10 ст. 55 Федерального закона от 19.07.2018 года № 197-ФЗ служебное время - время, в течение которого сотрудник в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкцией и условиями контракта должен исполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к служебному времени.
Частью 2 статьи 56 указанного Федерального закона определено, что режим служебного времени сотрудника должен предусматривать определенное количество служебных и выходных дней в неделю, продолжительность служебного дня и перерыва в течение служебного дня.
В соответствии с ч. 2 ст. 57 Федерального закона от 19.07.2018 года № 197-ФЗ для сотрудника устанавливаются следующие виды времени отдыха:
1) перерыв в течение служебного дня;
2) ежедневный отдых;
3) выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);
4) нерабочие праздничные дни;
5) отпуска.
В силу части 3 статьи 108 Трудового кодекса Российской Федерации на работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.
Из приведенных положений трудового законодательства следует, что обязанность работодателя по обеспечению работнику возможности отдыха и приема пищи в рабочее время возникает в случае отсутствия у работодателя условий для предоставления работнику такого времени, то есть отсутствия возможности для освобождения работника от исполнения трудовых обязанностей.
Частью 2 статьи 100 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников транспорта, связи и других, имеющих особый характер работы, определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 26 сентября 2013 года N 533 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, пунктом 8 которого предусмотрено, что в течение смены сотруднику предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается, а пунктом 9 предусмотрено, что при продолжительности смены 12 и более часов сотрудникам может быть предоставлен дополнительный перерыв продолжительностью от одного до четырех часов в специально оборудованном помещении или месте, указанный перерыв в рабочее время не включается.
В ходе судебного разбирательства судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФКЛПУ КТБ-7 является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы. Истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 являются сотрудниками уголовно-исполнительной системы и проходят службу в ФКЛПУ КТБ-7 в отделе охраны, работают по сменному графику с установленной продолжительностью смены 12 часов.
Из контракта №** о службе в уголовно-исполнительной системе от 08.09.2017 года и должностной инструкции следует, что ФИО1 проходит службу в ФКЛПУ КТБ-7 ГУФСИН России по Пермскому краю в должности ***.
Из контракта №** о службе в уголовно-исполнительной системе от 14.12.2016 года, аналогичного контракта от 14.12.2019 года и должностной инструкции следует, что ФИО2 проходит службу в ФКЛПУ КТБ-7 ГУФСИН России по Пермскому краю в должности ***.
Из контракта о службе в уголовно-исполнительной системе от 08.10.2018 года и должностной инструкции следует, что ФИО3 проходит службу в ФКЛПУ КТБ-7 ГУФСИН России по Пермскому краю в должности ***.
Из контракта №** о службе в уголовно-исполнительной системе от 02.09.2017 года и должностной инструкции следует, что ФИО4 проходит службу в ФКЛПУ КТБ-7 ГУФСИН России по Пермскому краю в должности ***.
Из контракта №** о службе в уголовно-исполнительной системе от 23.10.2017 года и должностной инструкции следует, что ФИО5. проходит службу в ФКЛПУ КТБ-7 ГУФСИН России по Пермскому краю в должности ***.
Из правил внутреннего трудового распорядка, утвержденных приказами начальника ФКЛПУ КТБ-7 от 18.10.2018 года № ** и от 22.04.2019 года №67, следует, что для сотрудников, заступающих на смену в составе караула, устанавливается двусменная служебная неделя (день, ночь, отсыпной, выходной) с предоставлением выходных дней по скользящему графику:
- в первую смену (дневная) время прибытия на службу для проведения инструктажа, прохождения медосмотра, подготовки караула к службе 7 часов 50 минут; время начала службы – 9 часов 00 минут; время окончания службы – 21 часов 00 минут; убытие со службы (после сдачи поста, оружия, подведения итогов несения службы – 21 часов 50 минут; продолжительность перерыва для отдыха и питания – 2 часа в течение смены (в рабочее время не включается) продолжительность служебного времени в смену – 12 часов;
- во вторую смену (ночная) время прибытия на службу для проведения инструктажа, прохождения медосмотра, подготовки караула к службе 19 часов 50 минут; время начала службы – 21 часов 00 минут; время окончания службы – 9 часов 00 минут; убытие со службы (после сдачи поста, оружия, подведения итогов несения службы – 9 часов 50 минут; продолжительность перерыва для отдыха и питания – 2 часа в течение смены (в рабочее время не включается) продолжительность служебного времени в смену – 12 часов, в том числе в ночное время 8 часов.
Из примечания к распорядку дня караула по охране жилой зоны ФКЛПУ КТБ-7 следует, что прием пищи личным составом караула происходит во время нахождения караульных в составе РГ-1,2,3. при возникновении происшествий караульные немедленно прекращают прием пищи и действуют согласно указанию начальника караула в соответствии расчету караула для действий при происшествиях.
Из представленных представителем ответчика фотографий и описи имущества следует, что в караульном помещении ФКЛПУ КТБ-7 имеются столовая и комната отдыха, оснащенные мебелью и другим необходимым инвентарем.
Проанализировав указанные внутренние документы учреждения, установленные фактические обстоятельства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что доводы прокурора о фактической продолжительности смены караула в количестве 14 часов при оплате смены за 12 часов, нашли свое подтверждение. Однако, при этом принял во внимание, что Правилами внутреннего трудового распорядка продолжительность перерыва для отдыха и питания установлена в 2 часа в течение смены, которое в силу норм трудового законодательства не включается в рабочее время, в караульном помещении отдела охраны имеется специально оборудованная комната, в связи с чем, пришел к выводу о том, что у сотрудников имеется возможность для отдыха и питания в течение смены. Суд отклонил доводы истцов о том, что фактически перерыв для отдыха и питания в течение смены им предоставляется не более 30 минут, как бездоказательные, тем самым отказав в удовлетворении исковых требований прокурора об оплате рабочей смены продолжительностью 13,5 часов.
Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку мотивы в обоснование данных выводов суда подробно приведены в решении суда, основаны на фактических обстоятельствах дела, которые установлены в ходе судебного разбирательства и не противоречат нормам законодательства, регулирующего спорные правоотношения сторон.
Доводы апелляционного представления, по сути, повторяют позицию стороны истцов в суде первой инстанции, выводы суда первой инстанции не опровергают, поскольку не ставят под сомнение законность решения суда и не содержат указания на обстоятельства, которые не были исследованы судом, по существу направлены на несогласие с выводами суда первой инстанции, в связи с чем, не могут являться основанием к отмене или изменению решения суда. Судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме юридически значимые обстоятельства, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в их совокупности.
Ссылка на то, что обед у сотрудников занимает в среднем 15-30 минут, судебной коллегией не принимается во внимание, поскольку достаточными доказательствами доводы стороны истца не подтверждены. То обстоятельство, что Правилами внутреннего трудового распорядка конкретное время обеда не определено само по себе не свидетельствует, что сотрудники лишены возможности использования времени на отдых и прием пищи продолжительностью 2 часа в течение смены.
Судебная коллегия не усматривает в оспариваемом решении нарушения или неправильного применения норм материального права, доводы апелляционного представления, проверенные в порядке ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения.
Безусловных оснований, предусмотренных ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которые могли бы повлечь отмену судебного постановления, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Губахинского городского суда Пермского края от 02 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора города Губаха оставить без удовлетворения.
Председательствующий :
Судьи :