Дело №33а – 14572/2018
Судья Артемова О.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
09 января 2019 года город Пермь
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Судневой В.Н.
Судей Никитиной Т.А., Кустовой И.Ю.
При секретаре Рогатневой А.Н.
Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Апкина Рафаиля Рашитовича на решение Свердловского районного суда города Перми от 25 октября 2018 года, которым постановлено: «Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 14 по Пермскому краю удовлетворить.
Взыскать с Апкина Рафаиля Рашитовича 27.03.1950 года рождения, в пользу Межрайонной ИФНС России № 14 по Пермскому краю задолженность в сумме 130 556 рублей 40 копеек, в том числе: недоимку по земельному налогу в размере 130 014 руб., пени по земельному налогу в размере 542 руб. 40 копеек, судебные расходы в размере 57 руб. 23 копейки.
Взыскать с Апкина Рафаиля Рашитовича ** года рождения государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 3 811 руб. 11 копеек».
Заслушав доклад судьи Никитиной Т.А., изучив материалы дела, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная ИФНС России № 14 по Пермскому краю обратилась в суд указывая, что Апкин Р.Р. является плательщиком земельного налога. Налогоплательщику начислен земельный налог за 2016 год, в за 2014 год и связи с уточнением сведений по объектам имущества, находящимся в собственности Апкина Р.Р., срок уплаты налога за 2014 год перенесен на 01.12.2017, направлено: налоговое уведомление № 51559176 об уплате земельного налога за 2014, 2016 год в сумме 151 722 руб. со сроком уплаты не позднее 01.12.2017. Налогоплательщик не уплатил в срок налог и ему начислены пени за 2017 в размере 542,40 руб. Апкину Р.Р. направлено требование № 12214 от 15.12.2017. В установленный срок задолженность по налогу не уплачена. 05.04.2018 мировым судьей судебного участка № 8 Свердловского судебного района г. Перми вынесено определение об отменен судебного приказа № 2а-608/8-2018. Задолженность не уплачена.
Истец просил взыскать с Апкина Р.Р. задолженность по имущественным налогам физических лиц в общей сумме 152264 руб. в том числе: недоимку по земельному налогу в размере 151 722 руб., пени по земельному налогу в размере 542 руб. 40 копеек и судебные расходы в размере 57 руб. 23 копейки.
Позже истец уточнил свои требования, учел сумму налога, уплаченную ответчиком в размере 21708 руб. и просил взыскать с Апкина Р.Р. задолженность по имущественным налогам физических лиц в общей сумме 130 556 рублей 40 копеек, в том числе: недоимку по земельному налогу в размере 130 014 руб., пени по земельному налогу в размере 542 руб. 40 копеек, судебные расходы в размере 57 руб. 23 копейки.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Апкин Р.Р., считает его незаконным в связи с неправильным определением налоговой базы по причине изменения кадастровой стоимости.
В судебное заседание Апкин Р.Р. не явился, извещался, судебное извещение получил 24 декабря 2018 года, его представитель Чепкасова А.М. (по доверенности) доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить.
Представитель МРИФНС России № 14 по Пермскому краю в судебное заседание не явился, извещался.
Изучив материалы дела в соответствии с положением статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя административного ответчика судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации и пункту 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах – пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим кодексом.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (пункт 6 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектами налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения – п.1 ст. 388 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт – Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог – п.1 ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как установлено материалами дела Апкин Р.Р. имеет в собственности земельные участки: с кадастровыми номерами **:184, **:185, **:186, **:187, **:188, **:189, **:190, **:191, **:192, расположенные по адресу: **** на праве долевой собственности 1/2; земельные участки с кадастровыми номерами **:184, **:194, расположенные по адресу: **** на праве собственности.
Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 4 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как предусмотрено положением части 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Исходя из кадастровой стоимости земельных участков с учетом конкретных ставок налога, установленных в порядке, предусмотренном действующим законодательством, размер земельного налога за 2014 и 2016 год исчислен в размере 151 722 руб.
В установленный в налоговом уведомлении срок Апкин Р.Р. не исполнил в полном объеме обязанность по уплате земельного налога.
Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 НК РФ).
В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как усматривается из материалов дела, в установленный законом срок налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
По заявлению налогового органа мировой судья судебного участка № 8 Свердловского судебного района г. Перми 01.03.2018 вынес судебный приказ № 2а-608/8-2018 о взыскании с Апкина Р.Р. задолженности по налогам в общей сумме 152264 руб. 40 коп., из которых земельный налог – 151722 руб. и пени 542, 40 руб.
05.04.2018 мировым судьей судебного участка № 8 Свердловского судебного района г. Перми вынесено определение об отмене судебного приказа № 2а-608/8-2018, в связи с поступлением от Апкина Р.Р. возражений по судебному приказу.
Поскольку недоимка по земельному налогу и пени административным ответчиком в полном объеме уплачена не была, Межрайонная ИФНС России № 14 по Пермскому краю обратилась в суд с настоящим административным иском.
При этом срок принудительного взыскания недоимок, установленный статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации административным истцом не пропущен.
С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу о необходимости удовлетворения требований о взыскании с Апкина Р.Р. недоимки по земельном налогу за 2014, 2016 г.г. и пени.
Довод апелляционной жалобы о неверном расчете земельного налога, поскольку судом первой инстанции не было принято во внимание, что 24.03.2016 года в Единый государственный реестр недвижимости вынесена информация о смене вида разрешенного использования вместо «садоводства» на «для сельскохозяйственного производства», за исключением земельного участка с кадастровым номером **:184, являлся основанием возражений, которые были заявлены административным ответчиком в суде первой инстанции и в решении суда ему была дана верная оценка, с которой судебная коллегия соглашается исходя из следующего.
Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения; в свою очередь, кадастровая стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390); налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом; для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (пункты 1 и 4 статьи 391), налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 393); сумма земельного налога, подлежащая уплате налогоплательщиком в бюджет, исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (пункт 1 статьи 396).
Положения статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, не регулировали порядок исчисления налоговой базы при изменении кадастровой стоимости в течение налогового периода.
При исчислении земельного налога за конкретный налоговый период применялась налоговая ставка с учетом кадастровой стоимости земельного участка исходя из категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка, установленных на 1 января налогового периода.
Федеральным законом от 27 ноября 2017 года N 335-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" пункт 1 статьи 391 дополнен абзацем следующего содержания: "Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка, его перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения площади земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости".
Однако указанные дополнения, согласно ч. 4 ст. 9 названного Федерального закона вступают в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, то есть с 01.01.2018 г.
Соответственно, изменение кадастровой стоимости земельного участка, произошедшее в текущем налоговом периоде (2016 год) в результате изменения вида разрешенного использования земельного участка, может быть учтено только со следующего налогового периода.
Данные выводы согласуются с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.02.2017 N 212-О, из которой следует, что изменение кадастровой стоимости земельных участков, произошедшее в текущем налоговом периоде в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, может быть учтено только со следующего налогового периода по земельному налогу. Это относится ко всем случаям изменения вида разрешенного использования земельного участка, произошедшего в течение налогового периода, независимо от того, привели данные изменения к улучшению или к ухудшению положения налогоплательщика, что свидетельствует о соблюдении законодателем конституционного принципа равенства и определенности налоговой нормы.
Такое правовое регулирование не предусматривает возможность дискриминационного и произвольного характера определения налоговой базы по земельному налогу и не выходит за пределы предоставленных федеральному законодателю дискреционных полномочий.
Таким образом, основания для перерасчета земельного налога за 2016 год вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка в течение налогового периода отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, они являлись основанием процессуальной позиции заявителя и были исследованы судом. Оснований для иного применения норм материального права у судебной коллегии не имеется.
Оснований, предусмотренных ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда города Перми от 25 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Апкина Рафаиля Рашитовича без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи