НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Пермского краевого суда (Пермский край) от 08.06.2020 № 33-2897-2020

Судья Славинская А.У.

Дело № 33-2897-2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Казанцевой Е.С.,

судей Заривчацкой Т.А., Лобанова В.В.,

при секретаре Косогоровой К.Б.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 08 июня 2020 года гражданское дело по апелляционной жалобе Полина Алексея Викторовича на решение Мотовилихинского районного суда г.Перми от 05 июля 2019 года, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований Полина Алексея Викторовича к Администрации Индустриального района города Перми о взыскании премии по итогам работы за 2018 год в размере 38500 рублей, процентов за нарушение установленного срока выплаты премии, отказать.

Заслушав доклад судьи Казанцевой Е.С., пояснения представителя истца, представителя ответчика, изучив представленные материалы дела, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Полин А.В. обратился в суд с иском к Администрации Индустриального района города Перми о взыскании премии, указав, что в период с 20.04.2017 по 16.11.2018 состоял в трудовых отношениях с Администрацией Индустриального района города Перми, где был трудоустроен в должности начальника организационного отдела. 16.11.2018 срочный трудовой договор прекращен по инициативе работника. Истец добросовестно выполнял трудовые обязанности, дисциплинарных взысканий не имел, 29.12.2018 обратился к ответчику с заявлением о начислении и выплате годовой премии за 2018 год. Ответчиком отказано в выплате премии, поскольку на момент назначения муниципальным служащим администрации района премии за год Полин А.В. не состоял в трудовых отношениях с администрацией района. Истец находит отказ не законным.

Прекращение трудового договора с работодателем не лишает работников права на получение соответствующего вознаграждения за труд – заработной платы, в том числе, стимулирующих выплат за отработанное время. Просит обязать ответчика начислить и выплатить премию по итогам работы за 2018 год в порядке и размерах, предусмотренных Положением о премировании муниципальных служащих Администрации Индустриального района города Перми.

Впоследствии исковые требования уточнил, просит взыскать с ответчика премию по итогам работы за 2018 год в размере 38500 рублей, денежную компенсацию за нарушение установленного срока выплаты премии за год, из расчета 19,35 рублей за каждый день просрочки за период с 17.11.2018 по день фактического расчета, расходы на оплату услуг представителя в размере 15000 рублей.

Истец, представитель истца в судебном заседании поддержали заявленные требования по доводам, изложенным в уточненном исковом заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала.

Судом постановлено указанное выше решение, в апелляционной жалобе истец с решением суда не согласился, просит отменить решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 05 июля 2019 года с вынесением по делу нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объёме.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 30 сентября 2019 года указанное решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба Полина Алексея Викторовича без удовлетворения.

Не согласившись с выводом апелляционной инстанции, истец в кассационной жалобе указал на существенные нарушения судом норм процессуального и материального права.

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в г.Челябинске от 29 января 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 30 сентября 2019 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Выслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, с учетом выводов кассационного определения, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

По смыслу ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, а также нарушение или неправильное применение норм материального права.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что приказом Главы администрации Индустриального района города Перми №** от 20.04.2017, в соответствии со срочным трудовым договором №** с муниципальным служащим, замещающим должность муниципальной службы в администрации Индустриального района города Перми, заключенным между Администрацией Индустриального района города Перми и Полиным А.В., последний назначен на должность муниципальной службы заместителя начальника организационного отдела администрации Индустриального района города Перми с 20.04.2017, установлен должностной оклад в размере ** рублей и ежемесячная надбавка за особые условия муниципальной службы в размере 90% должностного оклада.

Приказом Главы администрации Индустриального района города Перми №** от 28.12.2017 продлен срок трудового договора с Полиным А.В. на период отпуска Т. по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 28.12.2017.

Приказом Главы администрации Индустриального района города Перми №** от 16.11.2018 Полин А.В. уволен 16.11.2018 по инициативе работника на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации, что подтверждается записью в трудовой книжке истца, с выплатой компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 26 календарных дней, премий по итогам работы за ноябрь 2018 года, четвертый квартал 2018 года пропорционально отработанному времени.

27.12.2018 Полин А.В. обратился в Администрацию Индустриального района города Перми с заявлением о выплате годовой премии в соответствии с Положением о премировании муниципальных служащих администрации Индустриального района города Перми.

Письмом от 22.01.2019 Администрацией Индустриального района города Перми Полину А.В. отказано в выплате премии, поскольку на момент назначения муниципальным служащим администрации района премии за год последний не состоял в трудовых отношениях с администрацией района.

При вынесении решения суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку премиальное вознаграждение является стимулирующей (поощрительной) выплатой, зависящей от усмотрения работодателя, и на момент назначения премии за год истец не был трудоустроен в Администрации Индустриального района г. Перми, нарушений трудовых прав истца в части невыплаты указанной премии работодателем не допущено, в связи с чем у суда не имеется правовых оснований для удовлетворения заявленного иска.

В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судебная коллегия полагает, что такие основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, имеются.

Главой 21 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что условия оплаты труда каждого конкретного работника, включая размер тарифной ставки или должностного оклада, надбавки, доплаты, поощрительные выплаты, определяются в трудовом договоре.

Заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

Напротив, к обязанности работодателя относится выплата в полном размере причитающейся работникам заработной платы в установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (статья 22 Трудового кодекса Российской Федерации).

Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 названного кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению.

В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (часть 4 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно части 2 статьи 9 Трудового кодекса Российской Федерации коллективные договоры, соглашения, а также трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не могут применяться.

Статья 132 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается (часть 1); какая бы то ни была дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда запрещается (часть 2).

По смыслу приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. Условия локальных актов работодателя, должны соответствовать трудовому законодательству и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права, ухудшающие положение работников по сравнению с действующим законодательством, не подлежат применению.

Ввиду изложенного при разрешении споров работников и работодателей по поводу наличия задолженности по заработной плате подлежат применению положения локальных нормативных актов, устанавливающих системы оплаты труда, а также условий трудового договора, заключенного между работником и работодателем.

В соответствии с частью 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

На муниципальных служащих в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными этим федеральным законом.

Частью 2 статьи 22 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (статья 26 Федерального закона №25-ФЗ). Особенности прохождения муниципальной службы в Пермском крае, в том числе, связанные с оплатой труда муниципальных служащих, определены Законом Пермского края от 04 мая 2008 года №228-ПК «О муниципальной службе в Пермском крае».

Как следует из положений части 2 статьи 12 Закона Пермского края № 228-ПК от 04 мая 2008 года "О муниципальной службе в Пермском крае", органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Пермского края.

Решением Пермской городской Думы от 26 декабря 2006 года № 355 «О нормативных актах, регулирующих вопросы оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и денежного содержания муниципальных служащих города Перми» утверждено Положение о денежном содержании муниципальных служащих города Перми.

Статьей 1 указанного Положения предусмотрено, что денежное содержание муниципального служащего состоит из гарантированных и премиальных (стимулирующих) выплат. К гарантированным выплатам относятся: должностной оклад; ежемесячный оклад за классный чин; ежемесячная надбавка за выслугу лет на муниципальной службе; иные выплаты: ежемесячные надбавки: за особые условия муниципальной службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, за ученую степень; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере должностного оклада и материальная помощь в размере должностного оклада. К премиальным (стимулирующим) выплатам относятся: ежемесячные денежные поощрения и премии по результатам работы за квартал и год, разовые премии за выполнение особо важных и сложных заданий.

В соответствии со статьей 4 Положения о премировании ежемесячные денежные поощрения и премии по результатам работы за квартал и год устанавливаются по результатам труда каждого муниципального служащего, достигаемым за счет профессиональной компетентности при исполнении должностных обязанностей. Лицу, поступившему на должность муниципальной службы в течение расчетного периода, а также муниципальному служащему, проработавшему неполный расчетный период и уволившемуся с муниципальной службы, премия по результатам работы за квартал устанавливается в размере, пропорциональном отработанному времени. Премия по результатам работы за год начисляется муниципальным служащим, состоящим в трудовых отношениях с представителем нанимателя (работодателя) на день подписания правового акта об установлении указанной премии.

Приказом Главы администрации Индустриального района города Перми от 27 апреля 2017 года №СЭД-059-16-01-04-67 утверждено Положение о премировании муниципальных служащих администрации Индустриального района города Перми, устанавливающее условия и обобщенные показатели назначения ежемесячного денежного поощрения и премий по результатам работы за месяц, квартал и год. Пунктом 1.1 Положения о премировании предусмотрено, что премии назначаются руководителям и иным муниципальным служащим за фактически отработанное время, период, принятый в качестве расчетного для начисления премии: месяц, квартал, год, с учетом предложений непосредственного руководителя муниципального служащего.

Руководителям и иным муниципальным служащим, проработавшим неполный расчетный период и прекратившим трудовые отношения с администрацией района, за исключением случаев расторжения трудового договора по инициативе главы администрации района в связи с должностным проступком, премия за месяц и квартал назначается в соответствии с пунктом 1.1 Положения (пункт 1.3 Положения о премировании).

В соответствии с пунктом 4.3 Положения о премировании премия за год назначается и выплачивается в течение декабря текущего года.

Решение об установлении конкретного размера премии либо ее не назначении (снижении) принимается по результатам деятельности руководителей и иных муниципальных служащих в расчетный период и оформляется приказом Главы администрации района (пункт 4.5 Положения о премировании).

Анализируя приведенные нормы права, судебная коллегия приходит к выводу, что установление работникам, отработавшим не полный расчётный период, худших условий оплаты труда, отличающихся от условий оплаты труда работников, трудовые отношения с которыми продолжаются, является дискриминацией в сфере оплаты труда.

Прекращение трудового договора с работодателем, по общему смыслу закона, не лишает работников права на получение соответствующего вознаграждения за труд - заработной платы, в том числе и на получение соответствующих стимулирующих выплат за фактически отработанное время. При том, что право муниципальных служащих, проработавших неполный расчетный период, в данном случае 2018 год, и прекратившими трудовые отношения с администрацией района предусмотрено пунктами 1.1 и 1.3 Положения о премировании муниципальных служащих администрации Индустриального района города Перми. Единственным исключением из правила о пропорциональном исчислении премии исходя из фактически отработанного времени является расторжение трудового договора по инициативе Главы администрации района в связи с должностным проступком. При том, что сведения о привлечении истца к дисциплинарной ответственности в расчетный период в материалах дела отсутствуют. Полин А.В. уволен по инициативе работника на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.

В связи с вышеизложенным решение суда первой инстанции подлежит отмене, исковые требования истца удовлетворению.

С администрации Индустриального района г.Перми в пользу истца подлежит взысканию премия по итогам года в размере 34146,38 рублей.

При расчете размера премии подлежащей взысканию судебная коллегия полагает необходимым принять во внимание расчет представленный стороной ответчика, поскольку в представленном в материалы дела Положении предусмотрено, что размер премии должен быть исчислен за фактически отработанное время.

В соответствии с частью 1 статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Таким образом взысканию подлежит индексация в размере 7904,89 руб. ( 34146.38 х 7,5% :150 х 463).

Также соответствии со ст.98 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию судебные расходы в виде оплаты услуг представителя в размере 15000 руб.

Указанные расходы подтверждаются соглашением об оказании квалицированной юридической помощи от 07.02.2019 года, приходным ордером от 21.02.2019. Оплата услуг представителя в указанном размере судебная коллегия находит разумным и справедливым.

Руководствуясь статьями 199, 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Апелляционную жалобу Полина Алексея Викторовича удовлетворить, решение Мотовилихинского районного суда г.Перми от 05 июля 2019 отменить.

Взыскать с администрации Индустриального района г.Перми в пользу Полина Алексея Викторовича премию по итогам 2018 года в размере 34180,38 рублей, индексацию в размере 7904,89 руб., судебные расходы в размере 15000 руб., в остальной части иска отказать.

Председательствующий:

Судьи: