Дело № 33а-4231/2019
Судья Кондратюк О.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Пермь 06 мая 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Копылова-Прилипко Д.А.,
судей Коротаевой О.А., Кустовоой И.Ю.,
при секретаре Рогатневой А.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Инспекции Федеральной налоговой службы России по Свердловскому району г. на решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 31 января 2019 года, которым постановлено:
«Отказать Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому району г. Перми в удовлетворении административных исковых требований к Леонгардту Максиму Валерьевичу о взыскании недоимки по земельному налогу с физических лиц за 2015г. в сумме 47.154,99 руб., задолженность по пени по земельному налогу с физических лиц за период с 02.12.2017г. по 10.12.2017г. в сумме 1.084,42 руб., всего задолженность в общей сумме 48.242 руб. 41 коп.».
Заслушав доклад судьи Коротаевой О.А., объяснения представителя административного истца – Пинегина А.С., изучив материалы дела, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Инспекция Федеральной налоговой службы по Свердловскому району г. Перми (далее по тексту – Инспекция) обратилась в суд с административным иском о взыскании с Леонгардта М.В. обязательных платежей и санкций с учетом уточненных требований в сумме 48242 рубля 41 копейка, из которых: недоимка по земельному налогу за 2015 год в размере 47154 рубля 99 копеек, пени по земельному налогу за период с 02.12.2017 г. по 10.12.2017 г. в размере 1084 рубля 42 копейки.
Требования, касающиеся возникновения задолженности обоснованы Инспекцией нахождением в собственности Леонгардта М.В. в 2015 году земельных участков, неисполнением в полном объеме обязанности по уплате земельного налога с учетом произведенного перерасчета налога. В установленные в направленном в адрес административного ответчика налоговом уведомлении сроки, обязанность по уплате земельного налога за 2015 год не исполнена. В этой связи в соответствии со статьей 75 НК РФ должнику начислены пени, что повлекло направление Леонгардта М.В. требования № ** и послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском после отмены 18.04.2018 г. мировым судьей судебного приказа.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Инспекция, указывает на необоснованные выводы суда об исполнении Леонгардтом М.В. обязанности по уплате земельного налога за 2015 год, поскольку представленные административным ответчиком платежные документы свидетельствуют об уплате им земельного налога, начисленного ИФНС России по Пермскому району Пермского края и ИФНС России по г. Добряне, а также налога на имущество физических лиц, начисленного ИФНС по Мотовилихинскому району г. Перми. Земельный налог является местным налогом и администрируется налоговым органом по месту нахождения земельного участка. С учетом того, что у Леонгардта М.В. имеются в собственности земельные участки в том числе в Пермском районе Пермского края и в г. Добрянка Пермского края, представленные платежные документы свидетельствуют об уплате земельного налога за иные земельные участки – распложенные в Пермском району Пермского края и в г. Добрянка Пермского края. Вывод суда об исполнении административным ответчиком обязанности по уплате земельного налога Инспекция считает основанным на ненадлежащих доказательствах.
Представитель административного истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить.
Административный ответчик Леонгардт М.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлялся судом надлежащим образом.
На основании части 2 статьи 150, части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 6 статьи 226 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения относительно неё, судебная коллегия по административным делам считает решения суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23; пунктами 1-4 статьи 52; пунктом 1 статьи 45; пунктами 1,2,4 статьи 57; абзацем 3 пункта 1 статьи 45 НК РФ, налогоплательщики обязаны оплачивать законно установленные налоги и сборы (подпункт 1 пункта 1 статьи 23).
Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 1 статьи 52).
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. В случае, указанном в абзаце втором настоящего пункта, при условии исполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности, предусмотренной пунктом 2.1 статьи 23 настоящего Кодекса, исчисление суммы налога производится начиная с того налогового периода, в котором была исполнена эта обязанность (пункт 2 статьи 52).
В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога. В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам (пункт 3 статьи 52). Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 4 статьи 52).
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (пункт 1 статьи 45).
Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору (пункт 1 статьи 57).
При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом (пункт 2 статьи 57).
В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом … требования об уплате налога (абзац 3 пункта 1 статьи 45).
Правоотношения, связанные с земельным налогом урегулированы Главой 31 НК РФ.
Из материалов дела следует, что в налоговом периоде в 2015 году в собственности Леонгардта М.В. находились 15 земельных участков.
Суду первой инстанции Леонгардтом М.В. представлены чек-ордеры №№ ** об уплате 14.10.2016 г. обязательные платежей в пользу налоговой инспекции в размерах: 108 756 руб.; 296 173 руб. 73 коп.; 1 621 руб.; 1 402 руб.
09.09.2017 г. Инспекцией были исчислены суммы налогов за 2015 года и в адрес Леонгардта М.В. Инспекцией направлено налоговое уведомление № ** об исчислении налогов, в том числе перерасчете земельного налога за 2015 год, со сроком уплаты не позднее 01.12.2017 г. земельного налога за 2015 год в сумме 840689 рублей (ОКТМО 57701000 в размере 771818 руб., ОКТМО 57646458 в размере 67887 руб., ОКТМО 57616157 в размере 1621 руб.).
Поскольку в установленный законом срок обязанность по уплате налогов согласно налоговому уведомлению № ** от 09.09.2017 г. не исполнена в полном объеме, Инспекция на основании статьи 75 НК РФ начислила Леонгардту М.В. пени на недоимку по налогу за 2015 г. и в целях извещения налогоплательщика о неуплаченной сумме налога и о начисленных пенях, а также в целях понуждения ответчика к обязанности уплатить неуплаченные суммы, Инспекцией в адрес К. выставлено требование № ** по состоянию на 11.12.2017 г., сроком исполнения до 17.01.2018 г. на суммы недоимки по земельному налогу – 49915 руб. 99 коп., пени по транспортному налогу – 1084 руб. 42 коп. Согласно сведениям Инспекции ФНС России по Свердловскому району г. Перми на день рассмотрения спора судом у Леонгардта М.В. имелась недоимка по земельному налогу за 2015 год в размере 47154 руб. 99 коп. и пени по земельному налогу в размере 1084 руб. 42 коп.
Суд первой инстанции, установив, что Инспекцией в адрес Леонгардта М.В. направлено требование № ** от 06.08.2016 г. об уплате земельного налога в размере 407936 руб. 81 коп. (в т. ч. по ОКТМО 57616157 – 1621 руб.; по ОКТМО 57646458 – 108756 руб.; по ОКТМО 57616157 – 297559 руб. 81 коп.) и изучив квитанции и чек-ордеры №№ **-** об уплате Леонгардтом М.В. 14.10.2016 г. налоговых платежей в размере 108756 руб.; 296173 руб. 73 коп.; 1621 руб.; 1402 руб., пришел к выводу о необоснованности заявленных требований административного иска, при этом исходил из того, что Леонгардт М.В., являясь плательщиком земельного налога 14.10.2016 г. произвел оплату земельного налога за 2015 год в полном объеме, согласно произведенным начислениям и выставленными налоговым органом требованиям и счетам- извещениям.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
Из представленных Леонгардтом М.В. чек-ордеров и квитанций следует, что по чек-ордеру № ** от 14.10.2016 г. произведена оплата налога в размере 108756 руб. в счет получателя - Управление федерального казначейства в Пермском крае (Инспекция ФНС России по Пермскому району Пермского края), представленная квитанция на сумму 108756 руб. выставлена в связи с начислением налога ИФНС по Пермскому району Пермского края. По чек-ордеру № ** от 14.10.2016 г. произведена оплата налога в размере 296173 руб. в счет получателя - Управление федерального казначейства в Пермском крае (Инспекция ФНС России по Свердловскому району г. Перми), представленная квитанция на сумму 296173 руб. выставлена в связи с начислением налога ИФНС по Свердловскому району г. Перми. По чек-ордеру № ** от 14.10.2016 г. произведена оплата налога в размере 1621 руб. в счет получателя - Управление федерального казначейства в Пермском крае (Инспекция ФНС России по г. Добрянка Пермского края), представленная квитанция на сумму 1621 руб. выставлена в связи с начислением налога ИФНС по г. Добрянка Пермского края.
Суду представлены копии квитанций и чек-ордеров, сведений о том, что суд убедился в подлинности представленных документов в материалах дел не содержится. При этом во всех квитанциях имеется рукописная запись «земельный налог за 2015 год», кем и при каких обстоятельствах выполнена запись судом не установлено.
Сторонами оспаривается, что в 2015 году в собственности административного Леонгардта М.В. имелись не только земельные участки в Свердловским районе г. Перми, но и иное имущество, находящееся в пермском районе Пермского края, в г. Добрянке пермского края, в том числе земельные участки.
Судом при установлении обстоятельств дела и оценке представленных доказательств не учтено, что представленные административным ответчиком Леонгардтом М.В. квитанции и платежные документы относились к иным начисленным Инспекциями Федеральной налоговой службы налогам, платежи осуществлены с учетом выставленных к оплате квитанциям в отношении других объектов налогообложения. Из представленных платежных документов лишь чек-ордер № ** от 14.10.2016 г. об уплате налога в размере 296 173 руб. относится к земельному налогу в отношении земельных участков, расположенных в свердловском районе г. Перми. При этом в 2017 году административным истцом в соответствии со статьей 85 НК РФ произведен перерасчет земельного налога за 2015 год в отношении земельных участков, расположенных в Свердловском районе г. Перми, данный налог в полном объеме административным ответчиком не уплачен.
С учетом того, что земельный налог является местным налогом и администратирование данного вида налога осуществляется налоговым органом по месту нахождения земельного участка, перечисление денежных средств административным ответчиком по квитанциям, выставленными иными Инспекциями ФНС в связи с иными объектами налогообложения, нельзя признать надлежащим исполнением обязанности налогоплательщика.
Доказательств того, что недоимка по земельному налогу за 2015 год согласно требованию № ** оплачена, административным ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание положения пункта 2 статьи 15 НК РФ, выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения по делу об удовлетворении заявленных административных исковых требований. С Леонгардта М.В. в пользу ИФНС по Свердловскому району г. Перми подлежит взысканию недоимка по земельному налогу за 2015 года в размере 47154 рубля 99 копеек, пени по земельному налогу за период с 02.12.2017 г. по 10.12.2017 г. в размере 1084 рубля 42 копейки, всего - 48 239 руб. 41 коп. (47154,99+1084,42), а также подлежит взысканию в местный бюджет государственная пошлина в размере 1 647 рублей 18 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309, 310 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 31 января 2019 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Взыскать с Леонгардта Максима Валерьевича в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому району г. Перми обязательные платежи и в сумме 48239 рублей 41 копейка, из которых: недоимка по земельному налогу за 2015 год в размере 47154 рубля 99 копеек, пени по земельному налогу за период с 02.12.2017 г. по 10.12.2017 г. в размере 1084 рубля 42 копейки.
Взыскать с Леонгардта Максима Валерьевича в местный бюджет расходы по уплате государственной пошлины в размере 1647 рублей 18 копеек.
Председательствующий:
Судьи: