НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Пермского краевого суда (Пермский край) от 06.03.2017 № 33-2196

Дело № 33-2196

Судья Турьева Н.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Пермь 06 марта 2017 года

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Судневой В.Н.

судей Степанова П.В., Копылова-Прилипко Д.А.

при секретаре Мальцевой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Заворохиной Г.А. на решение Индустриального районного суда г.Перми от 02 марта 2016 года, которым постановлено:

Взыскать с Заворохиной Г.А. в пользу Управления Пенсионного фонда РФ ( государственного учреждения) в Индустриальном районе г.Перми задолженность за 2014-2015 г.г.

по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на страховую часть трудовой пенсии в размере ** руб. ** коп.

по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере ** руб. ** коп;

пени, начисленные на задолженность за 2013-2015г.г.:

по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии в размере ** руб. ** коп;

по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере ** руб.** коп.

Заслушав доклад судьи Судневой В.Н., изучив материалы дела, судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Управление Пенсионного фонда РФ в Индустриальном районе г.Перми обратилось с административным исковым заявлением о взыскании с Заворохиной Г.А. в пользу Управления Пенсионного фонда РФ в Индустриальном районе г.Перми задолженность за 2014-2015г.г.- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Пенсионный фонд РФ на страховую часть трудовой пенсии в размере ** руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере ** руб., а также пени начисленные на задолженность за 2013-2015 г.г. по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Пенсионный фонд РФ на страховую часть трудовой пенсии в размере ** руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере ** руб.

В обоснование требований указывают, что Заворохина Г.А. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 21.05.2001г. и прекратила предпринимательскую деятельность 22.01.2015г., соответственно на основании п.2 ч.1ст.5 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» являлась плательщиком страховых взносов. По сведениям ИФНС по Индустриальному району г.Перми от 12.02.2015г. налогоплательщиком Заворохиной Г.А. в соответствии с выбранным режимом налогообложения не представлена декларация по налогу на доходы физических лиц за 2014, Единая упрощенная налоговая декларация за 1-4 квартал 2014. В связи с неисполнением обязанности по уплате страховых взносов начислены пени. 23.06.2015г. ответчику выставлены требования № № **,** об уплате сумм задолженности по страховым взносам, до настоящего времени задолженность не погашена.

Судом постановлено выше приведенное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Заворохина Г.А., ссылаясь на то, что она не знала, что обязанность по уплате страховых взносов возникает независимо от фактического осуществления предпринимательской деятельности. Все необходимые отчеты ею были предоставлены, когда ей стало известно о наличии задолженности. С учетом тяжелого материального положения просит освободить ее от взыскания.

Проверив законность и обоснованность постановленного решения суда, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не усматривает.

Судом первой инстанции установлено, что Заворохина Г.А. являлась индивидуальным предпринимателем с 21.05.2001 года и прекратила свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 22.01.2015г.

По сведениям ИФНС по Индустриальному району г.Перми от 12.02.2015г., ответчиком в соответствии с выбранным режимом налогообложения налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2014г, Единая упрощенная декларация за 1-4 квартал 2014 года не представлены. Согласно письму ИФНС по Индустриальному району г.Перми от 3.04.2015 года ответчиком не представлена налоговая декларация по форме № 3-НДФЛ за 2015г.

В связи с неисполнением обязанности по уплате страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию за 2014, 2015 г. в адрес Заворохиной Г.А. направлены требования об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафам № ** на сумму ** руб.** коп., № ** на сумму ** руб. ** коп.

На основании ст. 25 закона № 212-ФЗ в требовании № ** были начислены пени на недоимку по страховым взносам за расчетный период 2014 за период с 7.02.2015г. по 23.06.2015г. в размере ** руб.** коп., за 2015 г. за период с 7.02.2015 по 23.06.2015г. в размере ** руб.** коп.; за 2013г. за период 5.02.2014 по 23.06.2015 в размере ** руб. ** коп; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2014 год-** руб.** коп, за 2015 год- ** руб. ** коп, за 2013 год- ** руб. ** коп.

Установив, что после прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя Заворохина Г.А. надлежащим образом свои обязательства по уплате страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ, а также в Фонд обязательного медицинского страхования не исполнила, суд пришел к выводу о правомерности заявленных требований.

Не согласиться с выводами суда первой инстанции судебная коллегия оснований не усматривает.

Из положений п.1.ст.6 и п.1 ст.7 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» следует, что индивидуальные предприниматели являются страхователями и застрахованными лицами.

В силу п.п.1, 2 ст.28 Федерального закона РФ от 15.12.2001 года № 167-ФЗ указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, уплачивают страховые взносы в фиксированном размере в порядке, установленном Федеральным законом № 212-ФЗ.

В соответствии со ст.14 Федерального закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в п. 2 ч.1 ст. 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

Согласно ч.1.1 Федерального закона № 212-ФЗ размер по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;

2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Согласно ч.1.2 названной статьи Закона фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

В соответствии с ч. 4.1 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ, если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, прекращен либо приостановлен статус адвоката, прекращены полномочия нотариуса, занимающегося частной практикой. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, включительно.

При этом согласно ч. 11 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Согласно ч.2, 8 ст.16 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом. В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.

В соответствии с п.3 ст.229 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае прекращения деятельности, указанной в статье 227 настоящего Кодекса, до конца налогового периода налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня прекращения такой деятельности представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде.

Удовлетворяя иск, суд первой инстанции правильно исходил из того, что поскольку Заворохина Г.А. после утраты статуса индивидуального предпринимателя страховые взносы не уплатила, задолженность по страховым взносам подлежит взысканию с ответчика в судебном порядке.

Размер задолженности по страховым взносам не оспаривается, взыскан судом в пределах заявленных требований пропорционально периоду осуществления предпринимательской деятельности.

В связи с неисполнением обязанности по уплате страховых взносов ответчику в соответствии со ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009г. начислены пени. Из анализа положений ст. 25 Федерального закона № 212-ФЗ следует, что пени являются мерой ответственности за нарушение срока внесения соответствующего платежа, Поскольку обязательства по уплате страховых взносов в установленный законом срок не исполнены, что не оспаривается административным ответчиком, оснований отказа в их взыскании у суда не имелось.

Доводы апелляционной жалобы о тяжелом материальном положении, незнании обязанности по их уплате не влекут отмену решения суда, поскольку в силу закона данные обстоятельства не отнесены к числу оснований влекущих освобождение от уплаты страховых взносов.

В целом доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Индустриального районного суда г.Перми от 02 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Заворохиной Г.А.- без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи