НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Пермского краевого суда (Пермский край) от 05.12.2018 № 33-13265/18

Судья Пищикова Л.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Пермь Дело № 33-13265/2018

05 декабря 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в

составе председательствующего Валуевой Л.Б.,

судей Лапухиной Е.А., Заривчацкой Т.А.,

при секретаре Баскаль В.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нытвенском районе Пермского края на решение Нытвенского районного суда Пермского края от 14 сентября 2018 года.

Заслушав доклад судьи Заривчацкой Т.А., пояснения представителей ответчика, изучив материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА

ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в Нытвенском районе, администрации Уральского городского поселения о признании незаконными действий ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Нытвенском районе Пермского края в части требования начисления и отчисления страховых взносов на ОПС с его компенсационных выплат как депутата Думы Уральского городского поселения шестого созыва, приостановления индексации страховой пенсии по старости в связи с получением этих выплат, возложении обязанности возобновить приостановленную в связи с получением этих выплат индексацию страховой пенсии по старости с момента такого приостановления и произвести возврат перечисленных администрацией Уральского городского поселения Нытвенского муниципального района Пермского края страховых взносов на ОПС за 2016-2018 годы в сумме 10 038, 60 рубля; также просил признать незаконными действия администрации Уральского городского поселения по неправомерному начислению и перечислению страховых взносов на ОПС с компенсационных выплат, связанных с осуществлением депутатской деятельности в Пенсионный фонд, возложить на администрацию Уральского городского поселения Нытвенского муниципального района Пермского края обязанности скорректировать индивидуальные сведения о застрахованном лице ФИО1.

В обоснование заявленных требований указано, что истец является депутатом Думы Уральского городского поселения шестого созыва, осуществляет свою деятельность на непостоянной основе.

Согласно положению, утвержденному Решением Думы Уральского городского поселения № 55 от 03.09.2012 «Об утверждении компенсационных выплат депутатам Думы Уральского городского поселения в новой редакции», истцу ежеквартально возмещаются расходы, связанные с осуществлением полномочий депутата – компенсационные выплаты. Заработной платой это не является, однако с этих выплат администрация Уральского городского поселения по требованию ГУ УПФ РФ в Нытвенском районе начисляет страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, перечисляя их в Пенсионный фонд.

Истец обращался к ответчикам о добровольном прекращении незаконных действий. В администрации Уральского городского поселения пояснили, что выполняют распоряжение пенсионного органа. Кроме начисления страховых взносов истцу приостановили индексацию пенсии как работающему пенсионеру.

Истец полагает, что поскольку он не занимается трудовой деятельностью ни по трудовому, ни по гражданско-правовому договору, выплаты компенсационного характера не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Истец в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в Нытвенском районе в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, указав, что деятельность депутатов в соответствии с Трудовым кодексом РФ относится к трудовой деятельности. Все страхователи обязаны отчитываться перед пенсионным фондом. Лица работающие и получающие пенсию, не имеют право на индексацию пенсии. ФИО1 был проиндексирован размер пенсии с 01.02.2016, проведена корректировка, с 01.04.2017, а также с 01.01.2018 проведена индексация. Потом поступили сведения о том, что ФИО1 трудоустроен, был произведен перерасчет. При прекращении трудовой деятельности, все индексации будут восстановлены. С 01.04.2018 пенсия ФИО1 без индексации выплачивается по настоящее время. Страховые взносы появляются по факту предоставления сведений о том, что пенсионер работает. В разъяснениях от 2010 года данная деятельность признается трудовой.

Представитель ответчика Администрации Уральского городского поселения Нытвенского района в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что администрация осуществляет ведение финансового учета Думы Уральского городского поселения по договору. Когда ввели новую форму СЗВМ, то сделали запрос в Пенсионный фонд, о необходимости подавать сведения о депутатах. Пришел ответ, что их деятельность не трудовая. В 2018 году пришло уведомление, что надо подать сведения о всех депутатах, что это трудовая деятельность, пришлось подать сведения в форме СЗВМ, в т.ч. и на ФИО1 В данном случае администрация действует по требованию и на основании письменных разъяснений Пенсионного фонда, налоговой инспекции. Также пояснила, что страховые взносы на ОПС в связи с выплатой ФИО1 компенсационных выплат перечисляются за счет бюджета Думы и не удерживаются из компенсационных выплат. Администратором получения страховых взносов является налоговый орган.

Представитель третьего лица Думы Уральского городского поселения Нытвенского муниципального района в судебном заседании пояснила, что в соответствии с Уставом, все депутаты осуществляют деятельность на непостоянной основе, никаких трудовых договоров не заключено. Размер компенсационных выплат зависит от решения Думы, начисляются и выплачиваются ежеквартально. Фактически в Думе нет никакого имущества, нет точного графика работы, внутреннего распорядка, у депутатов нет отпусков, больничных, никаких записей в трудовую книжку об их деятельности не делается. Однако период их деятельности идет в стаж как трудовой из-за отчислений. Считает, что депутатская деятельность не является трудовой.

Представитель третьего лица Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 16 по Пермскому краю в судебное заседание не явился, просил провести судебное заседание без его участия, представлен письменный отзыв.

Суд первой инстанции постановил решение об удовлетворении исковых требований в части, постановив признать незаконными действия Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в Нытвенском районе Пермского края о приостановлении индексации страховой пенсии по старости в связи с получением компенсационных выплат как депутата Думы Уральского городского поселения шестого созыва, и обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Нытвенском районе Пермского края возобновить ФИО1 приостановленную в связи с получением компенсационных выплат индексацию страховой пенсии по старости с момента такого приостановления – 01.04.2018. в удовлетворении исковых требований в остальной части отказано.

В апелляционной жалобе УПФР в Нытвенском районе Пермского края просит решение в части удовлетворенных исковых требований отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

На апелляционную жалобу представлен отзыв Межрайонной ИФНС России № 16 по Пермскому краю, в котором указано на то, что налоговый орган поддерживает свои доводы относительно заявленных требований, изложенные в отзыве на иск, решение по апелляционной жалобе оставляет на усмотрение суда.

Отзывы того же содержания представлены Администрацией Уральского городского поселения, Думой Уральского городского поселения.

На заседание судебной коллегии истец не явился, извещен надлежащим образом.

Представители пенсионного органа доводы апелляционной жалобы поддержали.

Иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом.

Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.

Как следует из материалов дела, ФИО1 является депутатом Думы Уральского городского поселения на основании Решения Территориальной избирательной комиссии Нытвенского муниципального района № 27/302 от 15.09.2014, что подтверждается справкой Администрации Уральского городского поселения от 04.05.2018, в ходе рассмотрения дела не оспаривалось.

Согласно Решению Думы Уральского городского поселения № 55 от 03.09.2012 г. «Об утверждении компенсационных выплат депутатам Думы Уральского городского поселения в новой редакции», депутатам Думы Уральского городского поселения, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, ежеквартально возмещаются расходы, связанные с осуществлением полномочий депутата (компенсационные выплаты). На компенсационные выплаты начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС). Выплаты осуществляются с момента избрания депутатом и по настоящее время.

Из пункта 2 указанного Положения следует, что компенсационные выплаты не входят в систему оплаты труда за исполнение депутатских обязанностей и производятся депутату в качестве компенсации его затрат на исполнение его депутатских обязанностей.

01.03.2017 Администрация Уральского городского поселения обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Нытвенском районе Пермского края с просьбой дать разъяснения по вопросу предоставления сведений по форме СЗВ-М на депутатов, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе. Никакие виды договоров с данной категорией депутатов не заключены).

Согласно разъяснению ГУ УПФ в Нытвенском районе от 16.03.2017, в связи с тем, что депутаты Думы Уральского городского поселения осуществляют свои полномочия на непостоянной основе, трудовые договора и гражданско-правовые договоры с ними не заключаются, обязанность представлять сведения по форме СЗВ-М отсутствует.

27.03.2017 МИФНС № 16 по Пермскому краю сообщила, что освобождение от обложения страховыми взносами выплат, компенсирующих какие-либо расходы, в т.ч. компенсаций, направленных на обеспечение условий исполнения депутатских полномочий, возможно только при наличии документального подтверждения понесенных расходов. При отсутствии подтверждения целевого использования данных денежных выплат теряется их компенсационный характер, и они подлежат обложению взносами на общих основаниях.

Согласно решению об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсий ГУ-УПФ РФ в Нытвенском районе № 15 от 16.04.2018 выявлено, что в марте 2018 года были предоставлены сведения о работе страхователя «Дума Уральского городского поселения Нытвенского муниципального района» за период с февраля 2017 года по январь 2018 года. В соответствии с разъяснениями Отделения Пенсионного фонда РФ Пермского края о том, что органы местного самоуправления должны представлять ежемесячную отчетность по форме СЗВ-М в отношении депутатов, осуществляющие свои полномочия на непостоянной основе, за периоды работы привлечения работника к исполнению государственных или общественных обязанностей.

В ответе ГУ УПФ в Нытвенском районе от 18.05.2018 указано, что 07.02.2018 страхователь «Дума Уральского городского поселения» представил на ФИО1 сведения о работе за период с февраля 2017 года по февраль 2018 года. Таким образом в 2017, 2018 годах неправомерно была проиндексирована страховая пенсия по старости, т.к. ФИО1 является работающим. Размер его пенсии пересмотрели с 01.04.2018 г. на основании пенсионного законодательства.

В пенсионном деле на имя ФИО1, предоставленном суду ответчиком в лице ГУ УПФ РФ в Нытвенском районе, содержатся документы подтверждающие действия ГУ УПФ РФ в Нытвенском района о приостановлении применения повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии, из которых следует, что до 01.04.2018 ФИО1 получал страховую пенсию по старости в размере 20 261 рублей 22 коп., с 01.04.2018 – в размере 18 483 рублей 59 коп.

Разрешая заявленные требования, суд указал, что осуществляя деятельность в органе местного самоуправления на непостоянной основе, истец не может быть отнесен к числу застрахованных лиц в соответствии с положениями статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», компенсационные выплаты, которые ему выплачивались, не являются объектом обложения страховыми взносами по смыслу положений статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». При таких обстоятельствах прекращение пенсионным органом применения при расчете выплат истцу коэффициента повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости признано судом незаконным.

Судебная коллегия считает выводы суда правильными. Доводы апелляционной жалобы не содержат сведений, опровергающих выводы суда, основаны на ином толковании примененных судом норм права. При рассмотрении дела судом были исследованы все представленные доказательства, выводы, к которым суд пришел в результате оценки доводов сторон, подробно изложены в мотивировочной части решения, содержат ссылки на примененные нормы права, логичны и последовательны. Оснований не согласиться с ними судебная коллегия не находит, так как нормы права применены судом верно.

Предусмотренных частью 4 статьи 330 ГПК РФ обстоятельств, являющихся безусловным основанием для отмены решения суда, не установлено.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА

решение Нытвенского районного суда Пермского края от 14 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нытвенском районе Пермского края без удовлетворения.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи