НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Пермского краевого суда (Пермский край) от 05.08.2020 № 33-6731/20

Судья Шадрина Т.В.

Дело № 33 – 6731/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Опалевой Т.П.

судей Бабиновой Н.А., Лапухиной Е.А.,

при секретаре Басимовой Н.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 05.08.2020 года дело по апелляционной жалобе Администрации г.Лысьвы Пермского края на решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 19.05.2020 года, которым постановлено:

«Обязать Муниципальное бюджетное учреждение «Спортивная школа» в течение 12 месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму на объекте спорта, расположенном по адресу: г. Лысьва, ул. Орджоникидзе, 49, а именно оборудовать объект:

- системой экстренного оповещения сотрудников и посетителей объектов спорта о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации;

- охранной телевизионной системой».

Заслушав доклад судьи Бабиновой Н.А., пояснения прокурора Кузнецовой С.Н., возражавшей относительно доводов жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Лысьвенский городской прокурор Пермского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному учреждению «Спортивная школа» о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму на объектах спорта, расположенных по адресам: г. Лысьва, ул. Ленина, 2а; г. Лысьва, ул. Орджоникидзе, 49 и г. Лысьва, район реки Малая Запорная.

Иск мотивирован тем, что Лысьвенской городской прокуратурой с привлечением специалистов Отдела вневедомственной охраны по Лысьвенскому городскому округу - филиала ФКГУ «УВО ВНГ России по Пермскому краю» была проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии терроризму в части антитеррористической защищённости объектов спорта. Проверкой установлено, что МБУ «Спортивная школа» эксплуатирует объекты спорта, расположенные по адресам: г. Лысьва, ул. Ленина, 2а; г. Лысьва, ул. Орджоникидзе, 49 и г. Лысьва, район реки Малая Запорная. Антитеррористическая защищенность данных объектов в полном объёме не обеспечивается. При этом, указанные объекты спорта являются местом посещения семьями с детьми и несовершеннолетними лицами. 18.12.2019 прокурором в адрес директора МБУ «Спортивная школа» было вынесено представление. По результатам рассмотрения представления нарушения устранены не были. В частности, в нарушение требований подп. «а» п. 13 постановления Правительства РФ от 06.03.2015 № 202 охрана объектов надлежащим образом не организована, пропускной режим не установлен. Более того, в нарушение п. 15 постановления Правительства РФ от 06.03.2015 № 202 на данных объектах отсутствует система экстренного оповещения сотрудников и посетителей объектов спорта о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации. Также в нарушение п.п. «б» п. 15 постановления Правительства РФ от 06.03.2015 № 202 объект «Зал борьбы», отнесённый к третьей категории опасности, не оборудован стационарными металлообнаружителями или ручными металлоискателями.

В судебном заседании 19.05.2020 прокурор исковые требования уточнил, просил возложить на ответчика обязанность устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму на объекте спорта по адресу: г. Лысьва, ул. Орджоникидзе, 49 (зала борьбы), а именно: оборудовать объект системой экстренного оповещения сотрудников и посетителей объектов спорта о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, а также оборудовать охранной телевизионной системой.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого, как незаконного, просит третье лицо - Администрация г.Лысьвы Пермского края, выражая несогласие с решением, указывает, что установка системы экстренного оповещения на спорном объекте не требуется, так как в здании имеется как охранная сигнализация с тревожной кнопкой и пожарная сигнализация, которые выполняют функции системы экстренного оповещения о потенциальной угрозе возникновения чрезвычайной ситуации. Ранее установленных систем экстренного оповещения (пожарной, охранной, тревожной сигнализации) достаточно для обеспечения антитеррористической безопасности на объекте спорта. Суд не указал, какая именно система экстренного оповещения должна быть установлена спортивной организацией.

В отзыве на апелляционную жалобу ответчик МБУ «Спортивная школа» доводы апелляционной жалобы поддержало.

Прокурор в своих возражениях просил оставить решение без изменения, жалобу Администрации г.Лысьвы Пермского края – без удовлетворения.

Представитель ответчика и третьего лица в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены, изменения решения суда.

Согласно ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

При рассмотрении дела таких нарушений судом первой инстанции не допущено, имеющие значение для дела обстоятельства установлены правильно и подтверждаются исследованными в суде доказательствами, которым дана правильная правовая оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.

Судом установлено, что муниципальное бюджетное учреждение «Спортивная школа» является некоммерческой физкультурно-спортивной организацией, создано постановлением Главы г. Лысьвы от 11.03.1994 № 189-5 в целях обеспечения реализации программ спортивной подготовки в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки по видам спорта.

В соответствии с п. 1.8 Устава физкультурно-спортивная деятельность осуществляется Учреждением, в том числе по адресу: г. Лысьва, ул. Орджоникидзе, 49.

Учредителем Учреждения является муниципальное образование «Лысьвенский городской округ» (п. 1.9 Устава).

Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее Федеральный закон № 35-ФЗ) определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики проявлений терроризма. Одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Согласно п. п. «а» и «б» п. 4 и п. 6 ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 5 октября 2009 г., определено, что при осуществлении деятельности по предупреждению (профилактике) терроризма применяются меры, направленные на снижение уровня угроз террористических актов (пункт 20).

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Согласно ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Требования к антитеррористической защищенности объектов спорта и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.03.2015 № 202.

Согласно п.п. 1-3 данного Постановления, настоящие требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов недвижимого имущества и комплексов недвижимого имущества, специально предназначенных для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий (далее - объекты спорта), включая проведение категорирования объектов спорта, осуществление контроля за выполнением настоящих требований и разработку паспорта безопасности объектов спорта.

Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объекта спорта возлагается на руководителя юридического лица, являющегося собственником объекта спорта или использующего его на ином законном основании, или физическое лицо, являющееся собственником объекта спорта или использующее его на ином законном основании (далее - ответственное лицо), если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Обеспечение антитеррористической защищенности объектов спорта осуществляется за счет средств лиц, являющихся собственниками объектов спорта или использующих объекты спорта на ином законном основании, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 12 и подп. «а, г» п. 13 Постановления Правительства РФ от 06.03.2015 № 202 для каждой категории опасности объектов спорта устанавливается комплекс мероприятий, соответствующий степени угрозы совершения террористического акта и его возможных последствий.

Антитеррористическая защищенность объектов спорта обеспечивается путем осуществления мероприятий в целях:

- воспрепятствования неправомерному проникновению на объекты спорта, что достигается, в том числе посредством обеспечения круглосуточного непрерывного функционирования на объектах спорта охранной телевизионной системы (в случае ее наличия в соответствии с категорией опасности); организации и осуществления профилактических мероприятий, направленных на устранение причин и условий совершения террористических актов на объектах спорта.

- минимизации возможных последствий и ликвидации угроз совершения террористических актов на объектах спорта, что достигается, в том числе посредством оперативного оповещения и проведения эвакуации должностных лиц и персонала, а также посетителей объекта спорта в случае угрозы совершения или совершения террористического акта на объекте спорта.

Согласно подп. «б» п. 15 Постановления Правительства РФ от 06.03.2015 № 202 в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности с учетом присвоенной категории опасности объекты спорта первой - третьей категорий опасности оборудуются инженерно-техническими средствами охраны.

Подпунктом «в», пункта 8 Постановления № 202 установлено, что к объектам спорта третьей категории опасности относятся:

объект спорта, расположенный на территории субъекта Российской Федерации, в котором в течение последних 12 месяцев совершено (предприняты попытки к совершению) от 1 до 2 террористических актов; объект спорта, в результате совершения террористического акта на котором прогнозируемое количество пострадавших составит от 31 до 100 человек; объект спорта, в результате совершения террористического акта на котором прогнозируемый размер экономического ущерба составит от 30 до 100 млн. рублей;

объект спорта, расположенный на территории субъекта Российской Федерации, в котором в течение последних 12 месяцев совершено (предприняты попытки к совершению) от 3 до 4 террористических актов; объект спорта, в результате совершения террористического акта на котором прогнозируемое количество пострадавших составит от 101 до 500 человек; объект спорта, в результате совершения террористического акта на котором прогнозируемый размер экономического ущерба составит от 100 до 500 млн. рублей.

При этом в силу требований подп. «б» п. 15 Постановления Правительства РФ от 06.03.2015 № 202 объекты спорта, отнесенные к третьей категории опасности, должны быть оборудованы системой экстренного оповещения сотрудников и посетителей объекта спорта о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации и охранной телевизионной системой.

Из справки, составленной заместителем начальника полиции ОВО по Лысьвенскому городскому округу - филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по Пермскому краю» от 17.12.2019, следует, что в период с 09.12.2019 по 13.12.2019 проведена проверка соблюдения законодательства в части антитеррористической защищенности объектов спорта МБУ «Спортивная школа», в том числе объекта, расположенного по адресу г. Лысьва ул. Орджоникидзе, 49.

В ходе проверки было установлено, что в соответствии с паспортом от 23.12.2015 данному объекту спорта присвоена третья категория опасности.

При этом, как следует из справки, антитеррористическая защищенность объекта в полном объеме не обеспечивается, а именно объект в нарушение п. 15 Постановления Правительства РФ от 06.03.2015 № 202 не оборудован системой экстренного оповещения сотрудников и посетителей объектов спорта о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, а также не оборудован охранной телевизионной системой.

Заместителем Лысьвенского городского прокурора А.В. Пылаевым в адрес МБУ «Спортивная школа» 18.12.2019 вынесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму.

На момент вынесения решения выявленные нарушения в части оборудования объекта спорта, расположенного по адресу: г. Лысьва, ул. Орджоникидзе, 49, системой экстренного оповещения сотрудников и посетителей объектов спорта о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, а также охранной телевизионной системой Учреждением не устранены.

Разрешая заявленные требования и признавая их обоснованными, суд первой инстанции, придя к выводу, что они направлены на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, на выполнение ответчиком обязательных требований Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», удовлетворил их в полном объеме.

Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на законе и установленных по делу обстоятельствах.

Доводы жалобы отмену правильного по существу решения не влекут, так как оборудование спорного объекта системой экстренного оповещения сотрудников и посетителей объектов спорта о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.

Доводы жалобы об отсутствии оснований для оборудования спорного объекта системой экстренного оповещения сотрудников и посетителей объектов спорта о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации при наличии в здании охранно-пожарной и тревожной сигнализации были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно отклонены в силу следующего.

Инженерная защита объектов (территорий) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», согласно ч. 13 ст. 30 которого в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий. В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий) подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)», утверждены Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей.

В соответствии с п. 23 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)», все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются: системой видеонаблюдения, системой оповещения и управления эвакуацией, системой освещения.

Исходя из п. п. 31, 32 указанных Требований система оповещения в месте массового пребывания людей должна обеспечивать оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта. Такая система должна быть автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами. Количество оповещателей и их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость на всей территории места массового пребывания людей.

Требование к оборудованию на объекте спорта системы оповещения также установлено и п. 22 Постановления Правительства РФ от 25.03.2015 № 272, в соответствии с которым определен порядок информирования об угрозе совершения или о совершении террористического акта всех физических лиц, находящихся на объекте спорта.

Принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность. Особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания в данном учреждении несовершеннолетних.

Пунктом «д» статьи 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, установлено, что одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

При таких обстоятельствах суд, исходя из приоритета обеспечения безопасности посетителей и работников учреждения, охраны от возможных посягательств со стороны третьих лиц, необходимости принятия профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности, обоснованно признал требования прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме.

При этом в силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ установил реальный срок для исполнения решения суда - в течение 12 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Довод жалобы о том, что суд не указал, какая именно система экстренного оповещения должна быть установлена спортивной организацией, судебной коллегией отклоняется, данный вопрос возможно разрешить на стадии исполнения судебного решения.

Фактически доводы апелляционной жалобы третьего лица не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела. По существу они сводятся к несогласию с той оценкой исследованных доказательств, которая дана судом первой инстанции, однако оснований для переоценки представленных доказательств у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку установленные ст. 67 ГПК РФ правила оценки доказательств судом нарушены не были, выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, нарушений норм материального и процессуального права, приведших к неправильному разрешению спора, судом не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 19.05.2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г.Лысьвы Пермского края - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи