НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Пермского краевого суда (Пермский край) от 04.04.2022 № 2-10/2022

УИД № 59RS0033-01-2021-000782-41

Дело 33-3320/2022 (№ 2-10/2022)

Судья Вавикина Т.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Казанцевой Е.С.,

судей Ивановой Е.В., Мухтаровой И.А.,

при секретаре Басимовой Н.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании 04.04.2022 гражданское дело по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России № 6 по Пермскому краю на решение Ординского районного суда Пермского края от 19.01.2022 года, которым постановлено:

«Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Пермскому краю в пользу ФИО1 недополученную компенсацию за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск за период с 9 мая 2020 года по 31 декабря 2020 года в сумме 22 231 руб. 20 коп., недоплаченную при увольнении компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 90 881 руб. 64 коп., компенсацию морального вреда в сумме 3000 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать»,

Заслушав доклад судьи Мухтаровой И.А., изучив материалы дела, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Истец обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Пермскому краю (далее - Инспекция) о взыскании задолженности по оплате недополученной компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск, задолженности за ежегодный отпуск, денежной компенсации за невыплаченные отпускные, недополученной компенсации при увольнении в связи с сокращением должностей. В обоснование своих требований указала, что она состояла в трудовых отношениях с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Пермскому краю, проходила государственную гражданскую службу в должности государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок № 2. Приказом Межрайонной ИФНС № 5 по Пермскому краю № 01-04/228 от 28.12.2020 она уволена с 31.12.2020 в связи с сокращением занимаемой должности на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с реорганизацией Межрайонной ИФНС России № 5 по Пермскому краю с 11.01.2020 путем присоединения к Межрайонной ИФНС России № 6 по Пермскому краю. При увольнении ей выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания и компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск, однако в расчет указанных сумм работодателем необоснованно не включены суммы материального стимулирования. Кроме того, суммы материального стимулирования не были включены работодателем в расчет ежегодных отпусков за период 2019-2020 годы, в результате чего денежные средства выплачены не в полном объеме. Указывает, что материальное стимулирование государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России осуществлялось за счет бюджетных ассигнований в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации. Как следует из справок о доходах за 2019, 2020 годы формы № 2-НДФЛ, материальное стимулирование входит в общую сумму дохода, выплачивалось на основании приказов Управления ФНС России по Пермскому краю, в связи с чем, является частью оплаты труда, и относятся к иным выплатам в соответствии с п. 10 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе». Просила взыскать с ответчика задолженность по компенсации при сокращении в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 90881,64 руб., задолженность за неиспользованный ежегодный отпуск при увольнении в размере 22231,20 руб., а также недоплату отпускных за ежегодные отпуска за период 2019-2020 годов в сумме 63583,47 руб. В связи с неполной выплатой работодателем отпускных, просит взыскать проценты за несвоевременно выплаченные денежные средства, в сумме 4057,88 руб. Также просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей.

В судебном заседании ФИО1 настаивала на удовлетворении требований. Пояснила, что в Межрайонной ИФНС России № 6 по Пермскому краю она проработала качестве инспектора более 15 лет. Ее заработная плата состояла из оклада, классного чина, надбавки за ненормированный рабочий день, надбавки за стаж, квартальных премий, а также дополнительного материального стимулирования. 31.12.2020 она была уволена с государственной службы по сокращению. В связи с увольнением ей было выплачено пособие в размере четырехмесячного денежного содержания, при расчете которого не были включены суммы дополнительного материального стимулирования государственных гражданских служащих. При расчете отпускных, компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск выплаты материального стимулирования также не учитывались. Просила взыскать с ответчика недополученную компенсацию за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск за период с 09.05.2020 по 31.12.2020 в сумме 22231,20 руб., недополученную сумму отпускных за 2019 год в размере 24963,41 руб., за 2020 год - 38623,06 руб., проценты за их несвоевременную выплату в сумме 4057,88 руб., недоплаченную при увольнении компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 90881,64 руб. Просила восстановить пропущенный срок по требованиям о взыскании недополученных отпускных за 2019-2020 годы, поскольку ранее она не могла обратиться с данными требованиями, опасаясь конфликтных отношений с работодателем. Иных уважительных причин для не обращения за защитой своих прав у нее не было. Кроме того, в связи с неправомерными действиями работодателя и нарушением трудовых прав, просила взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 20000 руб.

Представитель ответчика МИФНС России № 6 по Пермскому краю ФИО2 возражала против заявленных требований по доводам письменных возражений.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе ответчик, настаивая на том, что в решении суда отсутствуют правовые основания в обоснование позиции относительно включения сумм материального стимулирования в расчет отпускных и четырехмесячного содержания госслужащего. Приводит доводы о том, что основанием для удовлетворения требований истца послужили выводы суда о том, что материальное стимулирование государственных гражданских служащих, выплачиваемое за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10. ст. 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ), в связи с чем должно учитываться при расчете сумм ежегодного отпуска, компенсации при увольнении в связи с сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, компенсации за неиспользованный отпуск. Указывает, что с выводом суда нельзя согласиться, поскольку не принято во внимание то, что Приказ Министерства Финансов РФ от 17.10.2007 № 90н, которым утвержден порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС и которым определено, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего не отменен, не признан утратившим силу и, соответственно, действует на территории РФ.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о месте и времени извещены надлежащим образом, в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ возможно рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда.

В силу ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях компенсационного характера, в том числе и за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, которые устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

Согласно ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу, ее прохождением и прекращением, регулируются специальным законодательством, в том числе Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ. Действие трудового законодательства распространяется на указанные отношения в части неурегулированной законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения гражданской службы Российской Федерации (ст. 73 данного Федерального закона).

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562 (далее - Правила).

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что истец с 10.05.2017 состояла в трудовых отношениях с МИФНС России № 5 по Пермскому краю, проходила государственную гражданскую службу в должности в должности государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок № 2.

В соответствии с условиями служебного контракта от 10.05.2017, заключенного между ФИО1 и ИФНС России № 5 по Пермскому краю, (раздел IV п. 9) истцу установлено денежное содержание служащего, которое состоит из: месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы РФ, месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы, ежемесячных надбавок к должностному окладу за выслугу лет в размере 20% должностного оклада и за особые условия государственной гражданской службы в размере 80% должностного оклада, премий за выполнение особо важных сложных заданий в соответствии с Положением, утвержденным представителем нанимателя, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (л.д. 11-13, 14, 15).

За период государственной гражданской службы ФИО1 с 2017 по 2020 год за счет дополнительных бюджетных ассигнований выплачивалось материальное стимулирование на основании приказов Межрайонной ИФНС России № 5 по Пермскому краю, что подтверждается приказами от 26.04.2018, 04.05.2018, 22.06.2018, 27.07.2018, 26.09.2018, 21.12.2018, 19.12.2018, 25.04.2019, 06.05.2019, 17.06.2019, 25.07.2019, 27.09.2019, 07.11.2019, 29.11.2019, 17.12.2019, 20.12.2019, 24.03.2020, 22.04.2020, 17.06.2020, 09.07.2020, 29.09.2020, 18.11.2020, 30.11.2020, 15.12.2020 года, расчетными листами и накопительной ведомостью (л.д. 24, 25, 35-40, 79-90).

Выплата ФИО1 средств материального стимулирования на основании указанных выше приказов за счет бюджетных ассигнований сверх установленного фонда оплаты труда подтверждается письменными материалами дела и представителем ответчика не оспаривается.

Приказом № 01-04/228 от 28.12.2020 ФИО1 с 31.12.2020 уволена с государственной гражданской службы в связи с сокращением замещаемой должности гражданской службы, п. 8.2 ч. 1 ст. 37 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (л.д. 16).

При увольнении по данному основанию истцу выплачена компенсация, предусмотренная ч. 3.1 ст. 37 указанного Федерального закона, в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 95200,60 руб., компенсация за неиспользованный отпуск в сумме 23288,40 руб. (л.д. 23, 25, 35).

Кроме того, из материалов дела следует, что в период с 2019 по 2020 годы истцу предоставлялись ежегодные оплачиваемые отпуска, при расчете отпускных суммы материального стимулирования также не учитывались, что подтверждается представленными ответчиком расчетами задолженности (л.д. 55).

Установив приведённые выше обстоятельства, оценив по правилам ст. 67 ГПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 14, 50, 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, Правилами, письмом Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 № 14-04-05/34482 пришел к правильному выводу о том, что материальное стимулирование за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, которые необходимо учитывать при расчёте сумм ежегодного отпуска, компенсации при увольнении в связи с сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, компенсации за неиспользованный отпуск.

Руководствуясь положениями ст. 392 ТК РФ, принимая во внимание обращение истца с иском 06.12.2021, учитывая пропуск истцом годичного срока на обращение в суд в части требований о взыскании недоплаты денежного содержания за ежегодные оплачиваемые отпуска за период 2019-2020, суд отказал в удовлетворении требований в соответствующей части (отпуска в апреле, мае, сентябре 2019 года, а также в мае, августе, сентябре 2020 года) (л.д. 74 оборот – 78 оборот), а также во взыскании процентов за их несвоевременную выплату, отклонив довод истца о невозможности своевременного обращения в суд в связи с возможным возникновением конфликтной ситуации на работе как неподтвержденный объективными доказательствами.

Принимая решение в части требований о взыскании недоплаты компенсации четырехмесячного денежного содержания, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, суд исходил из представленных ответчиком расчетов (л.д. 55-56), которые произведены в соответствии с требованиями ст. 139 ТК РФ, с учетом размера начисленной истцу заработной платы в пределах 12 месяцев до увольнения.

С учетом данных обстоятельств, суд пришел к обоснованному выводу, что в пользу истца в пределах объема заявленных требований, подлежит взысканию недополученная при увольнении компенсация четырехмесячного денежного содержания в размере 90881,64 руб., недополученная компенсация за неиспользованный отпуск за период с 09.05.2020 по 31.12.2020 (за 28,67 дней) в сумме 22231,20 руб., а также компенсация морального вреда в порядке ст. 237 ТК РФ в связи с нарушением трудовых прав истца в размере 3000 руб.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку разрешая спор по существу, суд правильно определил обстоятельства, имеющие юридическое значение для данного дела и применил нормы материального права, регулирующие возникшие по делу правоотношения, не допустив в ходе рассмотрения дела нарушений норм материального и процессуального права.

В апелляционной жалобе не приведены доводы о несогласии с произведенным судом расчетом, взысканных в пользу истца сумм, поэтому в указанной части решение суда судебной коллегией не проверяется.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о несогласии с выводами суда первой инстанции, ссылка на то, что суд не принял во внимание, что Приказ Министерства Финансов РФ от 17.10.2007 № 90н, которым утвержден порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС и которым определено, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, не отменен, не признан утратившим силу и, соответственно, действует на территории РФ, не являются основанием для отмены решения суда.

Пункт 2 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих предусматривает, что согласно ч.ч. 2 и 5 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Федеральным законодателем определён состав денежного содержания гражданского служащего. При этом в структуре денежного содержания выплатой, имеющей стимулирующий характер и не предусматривающей фиксированного размера в зависимости от должностного оклада, является премия за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которой определяется представителем нанимателя (п. 4 ч. 5 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

С 2013 года в целях реализации мероприятий по совершенствованию системы материальной мотивации гражданских служащих, доведению уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличению в оплате труда гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», ежегодно актами Правительства Российской Федерации предусматривается выделение дополнительных объёмов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов.

Постановления Правительства Российской Федерации не содержат норм, регламентирующих правовую форму и порядок выплаты указанных средств гражданским служащим.

Средства материального стимулирования выплачиваются гражданским служащим в рамках их премирования за выполнение особо важных и сложных заданий и, соответственно, учитываются при исчислении денежного содержания в соответствии с Правилами.

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 № 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 № 238-7.

Так как дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, к нему не подлежат применению положения Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2007 № 90н, а ссылки апелляционной жалобы на нормы Порядка являются ошибочными.

Кроме того, следует учесть, что в силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (пункт 1).

Пунктом 5.5 данного Положения предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.

Из приведенных нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

Иных доводов, которые могли бы служить основаниями для отмены или изменения решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Нарушений норм материального и процессуального права, судом первой инстанции не допущено, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем, решение является законным и обоснованным, оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ординского районного суда Пермского края от 19.01.2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Пермскому краю без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: