УИД 58RS0018-01-2021-002456-10 33-2083/2021
Судья Турчак А.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 июля 2021 г. г. Пенза
Судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе
председательствующего Бабаняна С.С.,
судей Мананниковой В.Н., Мисюра Е.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Потаповой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1170/2021 по иску Куземкина А.А. к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда в Российской Федерации в г. Пензе Пензенской области о признании незаконным отказа в назначении пенсии, обязании произвести доплату недоплаченной суммы пенсии по апелляционной жалобе государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда в Российской Федерации в г. Пензе Пензенской области на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 20 мая 2021 г., которым постановлено:
Исковые требования Куземкина А.А. к ГУ – Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Пензе Пензенской области о признании незаконным отказа в назначении пенсии, обязании произвести доплату недоплаченной суммы пенсии удовлетворить.
Признать незаконным решение ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в г. Пензе Пензенской области от 13 апреля 2020 г. № 171859/20 об отказе Куземкину А.А. в установлении пенсии, назначить Куземкину А.А. страховую пенсию по старости с 10 апреля 2020 г.
Обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Пензе Пензенской области произвести Куземкину А.А. доплату невыплаченной пенсии за период с 10 апреля 2020 г. до 1 сентября 2020 г. в размере 42464 рублей 05 коп.
Заслушав доклад судьи Мисюра Е.В., объяснения представителя ответчика УПФР в г. Пензе Пензенской области Екатеринушкиной И.С., истца Куземкина А.А., судебная коллегия
установила:
Куземкин А.А. обратился в суд с иском к УПФР в г. Пензе Пензенской области о признании незаконным отказа в назначении пенсии, обязании произвести доплату недоплаченной суммы пенсии.
В обоснование заявленных требований указал, что, имея достаточный страховой (общий трудовой) стаж, неоднократно обращался в УПФР г. Пензе Пензенской области по вопросу назначения страховой пенсии по старости.
25 октября 2019 г. он обратился в УПФР в г. Пензе Пензенской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением пенсионного органа от 7 ноября 2019 г. ему было отказано в установлении пенсии и указано, что право на страховую пенсию по старости на общих основаниях возникает с 10 апреля 2020 г.
6 апреля 2020 г. он повторно обратился в УПФР в г. Пензе Пензенской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением пенсионного органа от 26 мая 2020 г. ему было отказано в установлении пенсии и указано, что для назначения пенсии необходимо не менее 11 лет стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) не менее 18,6.
10 июля 2020 г. УПФР в г. Пензе Пензенской области отказало ему в назначении страховой пенсии по старости по тем же основаниям.
20 августа 2020 г. он повторно обратился в УПФР в г. Пензе Пензенской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
С 1 сентября 2020 г. ему была назначена страховая пенсия по старости в размере 9099,44 руб.
Считая, что размер назначенной ему пенсии занижен, он обратился в УПФР в г. Пензе Пензенской области с заявлением о перерасчете пенсии, однако 27 октября 2020 г. получил ответ, из которого следует, что размер его пенсии состоит из страховой пенсии по старости – 3413,19 руб. и фиксированной выплаты к страховой пенсии – 5686,25 руб. и не подлежит увеличению.
Полагает, что размер выплачиваемой ему пенсии не отвечает продолжительности отработанного страхового (общего трудового) стажа и является заниженным.
Кроме того, полагает, что УПФР в г. Пензе Пензенской области необоснованно отказывало ему в назначении страховой пенсии по старости и пенсионные выплаты должны осуществляться с 10 апреля 2020 г., а не с 1 сентября 2020 г. Следовательно, ему не доплачена пенсия за 5 месяцев.
Просил признать незаконным решение УПФР в г. Пензе Пензенской области от 27 октября 2020 г. № 21/19597 в отказе в перерасчете страховой пенсии по старости; обязать УПФР в г. Пензе Пензенской области произвести перерасчет страховой пенсии по старости в сторону увеличения до размера 10284,34 руб.; признать незаконными решения УПФР в г. Пензе Пензенской области от 26 мая 2020 г. № 2223/20 и от 10 июля 2020 г. № 21/11577 об отказе в установлении пенсии; обязать УПФР в г. Пензе Пензенской области произвести недоплаченные выплаты пенсии за период с 10 апреля 2020 г. по 1 сентября 2020 г. в размере 48374,15 руб.; обязать УПФР в г. Пензе Пензенской области произвести недоплаченные выплаты за период с сентября 2020 г. по декабрь 2020 г. в размере 2301,56 руб.; обязать УПФР в г. Пензе Пензенской области произвести недоплаченные выплаты за период с января по март 2021 г. в размере 1835,40 руб.
В последующем просил признать незаконным решение УПФР в г. Пензе Пензенской области от 13 апреля 2020 г. № 171859/20 об отказе в установлении пенсии, назначить страховую пенсию по старости с 10 апреля 2020 г., обязать УПФР в г. Пензе Пензенской области произвести доплату невыплаченной пенсии за период с 10 апреля 2020 г. до 1 сентября 2020 г. в размере 42464,05 руб.
Считает, что на момент обращения в пенсионный орган 6 апреля 2020 г. ИПК составлял 18,6, что достаточно для назначения страховой пенсии по старости с 10 апреля 2020 г.
Соответственно за период с 10 апреля 2020 г. по 31 августа 2020 г. ему не выплачена пенсия в размере 42464,05 руб., исходя из расчета: 9099,44/30 = 303,31 руб. (в день) х 20 дней (период с 10 по 30 апреля 2020 г.) = 6066,29 руб.; 9099,44 х 4 месяца (период с мая по август 2020 г.) = 36397,76 руб.
От остальной части заявленных требований Куземкин А.А. отказался, судом вынесено определение, которым производство по делу прекращено в части.
Решением суда иск Куземкина А.А. удовлетворен.
С указанным решением УПФР в г. Пензе Пензенской области не согласилось, в апелляционной жалобе ссылается на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Указывает, что право на назначение страховой пенсии по старости Куземкин А.А. связывает с наличием периодов его работы в ЗАО «ГАПТ № 2» с 12 декабря 1985 г. по 9 июня 1987 г. и с 14 декабря 1988 г. по 25 февраля 1992 г.
Вместе с тем указанные периоды работы на момент обращения в пенсионный орган 6 апреля 2020 г. подтверждены не были.
Записи в трудовой книжке о приеме на работу 14 ноября 1985 г., об увольнении 30 августа 1992 г. (№ 26 и № 27) оформлены с нарушением норм трудового законодательства, содержат неоговоренные исправления, поддающаяся прочтению часть наименования организации (работодателя) с очевидностью свидетельствует, что это не ЗАО «ГАПТ № 2».
Пенсионный орган оказал содействие Куземкину А.А. в поиске документов о стаже и заработке. У Куземкина А.А. было уточнено наименование организации, после чего сделаны запросы о периоде работы с 14 ноября 1985 г. по 30 августа 1992 г. в Пензенском транспортном предприятии в объединении «Югавтотранс».
Возможность ранее истребовать от ЗАО «ГАПТ № 2» соответствующие документы у пенсионного органа отсутствовала, поскольку Куземкиным А.А. не было сообщено о вышеуказанных периодах работы у данного работодателя.
Само по себе неоднократное обращение за назначением пенсии без предоставления дополнительных документов и (или) информации о стаже, заработке и иных имеющих значение для определения права на пенсию или ее размера, никаких правовых последствий и обязанностей для пенсионного органа не влечет.
Куземкин А.А. несколько раз обращался в пенсионный орган, но ни в одном из обращений, имеющихся в материалах пенсионного дела, вплоть до 20 августа 2020 г. не сообщал о периодах работы в ЗАО «ГАПТ № 2» с 12 декабря 1985 г. по 9 июня 1987 г. и с 14 декабря 1988 г. по 25 февраля 1992 г. Записи в трудовой книжке об указанных периодах работы отсутствуют.
Таким образом, у пенсионного органа в силу отсутствия информации об указанных периодах работы отсутствовала обязанность по разъяснению гражданину его прав по представлению документов от указанного работодателя, а также возможность самостоятельно запросить данные документы.
Без указанных периодов работы ИПК Куземкина А.А. не достигал значений 18,6.
Признавая решение УПФР в г. Пензе Пензенской области от 13 апреля 2020 г. № 171859/20 незаконным, суд не указал, в чем заключается его незаконность, какой стаж, не включенный пенсионным органом, подлежал зачету и должен быть учтен для определения продолжительности страхового стажа и ИПК, на основании каких документов, имеющихся в распоряжении пенсионного органа или возможность истребования которых была у пенсионного органа.
Полагает, что решение УПФР в г. Пензе Пензенской области от 13 апреля 2020 г. № 171859/20 является законным, в связи с чем оснований для возложения на пенсионный орган произвести доплату невыплаченной пенсии не имелось.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Екатеринушкина И.С., действующая по доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержала, просила об отмене решения суда и вынесении по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований истца.
Истец Куземкин А.А. просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Заслушав лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 19.12.2003 (ред. от 23.06.2015) № 23 «О судебном решении» разъяснил, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Названным требованиям вынесенное судебное решение не соответствует.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ с 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, – на день установления этой страховой пенсии.
Судом установлено, что 25 октября 2019 г. Куземкин А.А., 10 октября 1959 г.р., обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Согласно ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Решением УПФР в г. Пензе Пензенской области от 7 ноября 2019 г. № 574667 Куземкину А.А. отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого страхового стажа (17 лет 7 месяцев вместо 42 лет).
Куземкину А.А. разъяснено, что страховая пенсия по старости может быть назначена по достижении возраста 60 лет и 6 месяцев при условии соответствующего обращения в пенсионный орган.
6 апреля 2020 г. Куземкин А.А. вновь обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением УПФР в г. Пензе Пензенской области от 13 апреля 2020 г. № 171859/20 Куземкину А.А. отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с недостаточной величиной ИПК (13,735). При этом в страховой (общий трудовой) стаж не включен период работы с 14 ноября 1985 г. по 30 августа 1992 г. (6 лет 9 месяцев 17 дней) в объединении «Югавтотранс» (г. Пенза) (наименование организации указано со слов Куземкина А.А., т.к. установить наименование организации по оттиску печати не представляется возможным). Запись в трудовую книжку внесена с нарушением норм Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 № 162, а именно в графе 3 раздела «Сведения о работе» в виде заголовка отсутствует полное наименование предприятия. Кроме того, в месяце увольнения имеется незаверенное исправление. Истребовать уточняющую справку не представляется возможным, так как местонахождение архива неизвестно. Согласно справкам администрации г. Пензы от 6 ноября 2019 г. и ГБУ «Государственный архив Пензенской области» от 12 ноября 2019 г. документы объединения «Югавтотранс» на хранение в архивы не поступали. Также не включен период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с 1 января 2015 г. по 13 января 2005 г. (13 дней). Страховой стаж Куземкина А.А. составляет 11 лет 11 месяцев 1 день, ИПК – 13,735.
Куземкину А.А. разъяснено, что страховая пенсия по старости может быть назначена по мере предоставления сведений о величине ИПК не менее 18,6.
15 мая 2020 г. Куземкин А.А. вновь обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением УПФР в г. Пензе Пензенской области от 26 мая 2020 г. № 222383/20 Куземкину А.А. отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с в связи с недостаточной величиной ИПК (13,735) и непредставлением дополнительных сведений о стаже и заработной плате.
1 сентября 2020 г. Куземкин А.А. вновь обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением УПФР в г. Пензе Пензенской области от 10 сентября 2020 г. Куземкину А.А. назначена страховая пенсия по старости с 1 сентября 2020 г. бессрочно в размере 3413,19 руб., установлена фиксированная выплата к страховой пенсии по старости в размере 9099,44 руб.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Куземкина А.А., суд первой инстанции исходил из того, что на дату первоначального обращения с заявлением о назначении пенсии по старости истец имел предусмотренное ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости с 10 апреля 2020 г., однако не располагал необходимыми сведениями и (или) документами, подтверждающими право на пенсию, и не смог предоставить их в установленный трехмесячный срок по не зависящим от него причинам.
Поскольку сторонами не оспаривался факт неоднократного обращения Куземкина А.А. в пенсионный орган с требованиями о назначении и перерасчете пенсии, что расценено судом первой инстанции как уважительная причина пропуска трехмесячного срока для предоставления недостающих документов. Формальное истечение срока для предоставления документов, невыполнение пенсионным органом обязанности по разъяснению прав истца на предоставление дополнительных документов, не может служить основанием для отказа в назначении истцу пенсии с момента возникновения права, учитывая, что заявительный порядок обращения за назначением пенсии истцом соблюден.
В связи с этим отказ в установлении пенсии с 10 апреля 2020 г. суд счел незаконным.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (ч. 1).
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (ч. 2).
В случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (ч. 3).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе (ч. 4).
Заявление о назначении страховой пенсии, заявление о переводе на страховую пенсию или заявление о переводе с одного вида страховой пенсии на другой рассматривается не позднее чем через 10 рабочих дней со дня приема этого заявления органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, которые он вправе представить по собственной инициативе с учетом положений части 8 статьи 21 настоящего Федерального закона, либо со дня представления дополнительно документов в соответствии с частями 3 и 4 настоящей статьи, либо со дня поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях (ч. 7).
Согласно ч. 6 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации.
В соответствии с ч. 6 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ Приказом Минтруда России от 17.11.2014 № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Пунктом 22 Правил № 884н установлено, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации:
а) дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов;
б) проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица;
в) запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе;
г) приостанавливает срок рассмотрения заявления об установлении пенсии в случае проведения проверки документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации для установления пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов, необходимых для установления пенсии;
д) принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения;
е) принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации;
ж) возвращает заявителю подлинники представленных им документов;
з) приостанавливает или прекращает выплату пенсии в установленных законом случаях.
Пунктом 23 Правил 884н установлено, что решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Пунктом 31 Правил 884н установлено, что в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы.
Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, днем обращения за пенсией считается день, указанный в пунктах 25 - 28 настоящих Правил.
Днем получения заявителем соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации считается:
день направления гражданину уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии в форме электронного документа;
день выдачи уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии заявителю непосредственно при приеме заявления;
день направления уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии на адрес электронной почты заявителя;
день выдачи уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии заявителю многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг. Если указанное уведомление не выдано заявителю в связи с его неявкой в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг за получением уведомления, уведомление считается выданным по истечении 5 календарных дней со дня передачи уведомления территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации многофункциональному центру предоставления государственных и муниципальных услуг;
дата, указанная на почтовом штемпеле организации почтовой связи по месту получения заявителем уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии, а при отсутствии таких сведений – дата отправления территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации указанного уведомления заявителю по почте.
Перечнем документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденным Приказом Минтруда России от 28.11.2014 № 958н, предусмотрено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы:
а) подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 41, ст. 5545);
б) об индивидуальном пенсионном коэффициенте (п. 6).
Суд первой инстанции при разрешении исковых требований Куземкина А.А. о признании незаконным решения пенсионного органа от 13 апреля 2020 г. об отказе ему в установлении страховой пенсии по старости, о признании за ним права на получение страховой пенсии по старости с 10 апреля 2020 г., возложении на пенсионный орган обязанности выплатить ему недоплаченную страховую пенсию по старости, изложенные нормативные положения, регулирующие порядок установления гражданам страховых пенсий по старости, не применил, в связи с чем не установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и, как следствие, не выяснил, были ли допущены пенсионным органом нарушения при принятии и рассмотрении первоначального заявления Куземкина А.А. о назначении пенсии страховой пенсии по старости, приведшие к несвоевременному получению им страховой пенсии по старости.
По настоящему делу юридически значимым и подлежащим определению и установлению с учетом исковых требований Куземкина А.А., возражений УПФР в г. Пензе Пензенской области, данных в судебном заседании суда первой инстанций относительно иска и норм материального права, регулирующих спорные отношения, являлось установление в том числе обстоятельств, связанных с исполнением пенсионным органом обязанности по разъяснению Куземкину А.А. при его первичном обращении с заявлением о назначении страховой пенсии по старости вопроса о том, какие недостающие документы ему необходимо было представить дополнительно, а также обстоятельств того, указал ли пенсионный орган в уведомлении на необходимость дополнительно представить Куземкину А.А. недостающие документы для назначения страховой пенсии по старости; предпринимались ли пенсионным органом действия по запросу необходимых документов в органах и организациях, в распоряжении которых они находятся.
Изучение материалов дела показало, что выводы суда не основаны на приведенном правовом регулировании спорных правоотношений и установленных фактических обстоятельств и опровергаются доводами апелляционной жалобы.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ от 27.09.2006 «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года» (вопрос № 18), если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что на момент первоначального обращения за трудовой пенсией в пенсионный орган гражданин имел право на указанную пенсию, однако не располагал необходимыми сведениями и (или) документами, подтверждающими право на пенсию, и не смог представить их в установленный трехмесячный срок по не зависящим от него причинам (например, тождественность выполняемых истцом функций тем работам, которые дают право на пенсию, была установлена в ходе судебного разбирательства), то суд вправе удовлетворить требование истца о назначении ему трудовой пенсии по старости с момента первоначального обращения за указанной пенсией.
Из содержания разъяснений Верховного Суда РФ по применению судами норм пенсионного законодательства следует, что при наличии права на страховую пенсию она может быть назначена с даты первоначального обращения только в том случае, если истец не смог представить необходимые документы в пенсионный орган в установленный трехмесячный срок по не зависящим от него причинам.
Таких обстоятельств по настоящему делу не установлено.
Так, первоначально Куземкин А.А. через ЕПГУ обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии по старости 25 октября 2019 г.
Как следует из уведомления УПФР в г. Пензе Пензенской области от этой же даты, Куземкину А.А. было предложено представить справки о заработной плате, военный билет, документ об образовании, трудовую книжку, и разъяснено, что если указанные документы будут представлены не позднее 25 января 2020 г. днем обращения днем обращения за пенсией считается 25 октября 2019 г.
29 октября 2019 г. Куземкин А.А. представил в пенсионный орган трудовую книжку, указав, что документа об образовании, военного билета не имеет.
Согласно п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее – трудовая книжка).
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
УПФР в г. Пензе Пензенской области были сделаны запросы в архив г. Пензы и ГКУ «Государственный архив Пензенской области» о выдаче справок о стаже и заработной плате Куземкина А.А. за период работы с 14 ноября 1985 г. по 30 августа 1992 г. на Пензенском транспортном предприятии в объединении «Югавтотранс».
Согласно ответу администрации г. Пензы от 6 ноября 2019 г. документы Пензенского транспортного предприятия объединения «Югавтотранс» на хранение в архив по личному составу администрации г. Пензы не поступали.
Согласно ответу ГБУ «Государственный архив Пензенской области» от 12 ноября 2019 г. документы Пензенского транспортного предприятия объединения «Югавтотранс» в архив не поступали.
Как следует из материалов дела, с момента принятия пенсионным органом решения от 7 ноября 2019 г. истцу было известно о том, что период работы с 14 ноября 1985 г. по 30 августа 1992 г. в представленной им в целях установления пенсии трудовой книжке не может быть засчитан в страховой стаж ввиду внесения записи с нарушением норм Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 № 162 (в графе 3 раздела «Сведения о работе» в виде заголовка отсутствует полное наименование предприятия; в месяце увольнения имеется незаверенное исправление), нечитаемый оттиск печати организации.
Законность решения пенсионного органа Куземкиным А.А. не оспаривалась.
1 сентября 2020 г. к заявлению о назначении пенсии Куземкин А.А. представил справки о заработной плате и периодах работы, выданные ему ЗАО «ГАПТ № 2» от 12 августа 2020 г., из которых усматривается, что в периоды с 12 декабря 1985 г. по 9 июня 1987 г. и с 14 декабря 1988 г. по 25 февраля 1992 г.
Поскольку в трудовой книжке Куземкина А.А. содержится запись об ином периоде работе (с 14 ноября 1985 г. по 30 августа 1992 г.) у иного работодателя и пенсионный орган не располагал информацией о периодах работы Куземкина А.А. с 12 декабря 1985 г. по 9 июня 1987 г. и с 14 декабря 1988 г. по 25 февраля 1992 г. в ЗАО «ГАПТ № 2», соответственно оказать ему содействие в истребовании справок о заработной плате и периодах работы от данного работодателя пенсионный орган не имел возможности.
С учетом изложенного, выводы суда о невыполнении пенсионным органом обязанности по разъяснению прав истца на представление дополнительных документов и об отсутствии у Куземкина А.А. объективной возможности своевременно представить недостающие документы являются несостоятельными.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Пензы от 20 мая 2021 г. отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска Куземкина А.А. к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда в Российской Федерации в г. Пензе Пензенской области о признании незаконным отказа в назначении пенсии, обязании произвести доплату недоплаченной суммы пенсии отказать.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 2 августа 2021 г.
Председательствующий
Судьи