НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Пензенского областного суда (Пензенская область) от 27.02.2020 № 33А-584/20

Судья Сидоров Т.В. Дело № 33а-584/2020

(УИД 58RS0027-01-2019-003591-73)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 февраля 2020 года судебная коллегия по административным делам Пензенского областного суда в составе:

председательствующего Смирновой Л.А.

и судей Окуневой Л.А., Репиной Е.В.,

при секретаре Будановой Н.С.,

заслушала в открытом судебном заседании в здании Пензенского областного суда по докладу судьи Окуневой Л.А. административное дело № 2а-1922/2019 по апелляционной жалобе Кромичевой Н.В. на решение Октябрьского районного суда г. Пензы от 31октября 2019 г., которым постановлено:

Административный иск ИФНС России по Октябрьскому району г. Пензы к Кромичевой Н.В. о взыскании обязательных платежей удовлетворить.

Взыскать с Кромичевой Н.В. (ИНН №№) в доход соответствующего бюджета недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2014-2016 гг. в размере <данные изъяты> рублей, пени в размере <данные изъяты> рублей; недоимку по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, за 2016 год в размере <данные изъяты> рублей, пени в размере <данные изъяты> рублей; недоимку по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений, за 2015-2016 гг. в размере <данные изъяты> рубля, пени в размере <данные изъяты> рублей, а всего <данные изъяты> рублей.

Взыскать с Кромичевой Н.В. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты> рублей.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя ИФНС России по Октябрьскому району г. Пензы Яценко Л.Г., действующей на основании доверенности, просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Пензы (далее – ИФНС России по Октябрьскому району г. Пензы) обратилась в суд с административным иском к Кромичевой Н.В. о взыскании обязательных платежей и санкций, указав, что на имя Кромичевой Н.В. зарегистрированы объекты недвижимого имущества: квартира общей площадью 35,8 кв.м по адресу: <адрес>; квартира общей площадью 47,3 кв.м по адресу: <адрес> (в размере 1/2 доли); квартира общей площадью 60,5 кв.м по адресу: <адрес> (в размере 2/5 доли); квартира общей площадью 59,4 кв.м по адресу: <адрес> (в размере 29/200 доли); жилой дом общей площадью 64,3 кв.м по адресу: <адрес>; гараж площадью 19,7 кв.м по адресу: <адрес>, а также земельные участки: с кадастровым номером №№ по адресу: <адрес>; с кадастровым номером №№ по адресу: <адрес>; с кадастровым номером №№ по адресу: <адрес> (в размере 197/14335 доли). Налоговый орган в отношении перечисленных объектов недвижимости произвел начисление налога на имущество физических лиц за 2014-2016 годы, в общей сумме <данные изъяты> руб., а в отношении земельных участков – земельный налог за 2015-2016 годы с учетом перерасчета, направив административному ответчику соответствующее налоговое уведомление. Однако налоговая обязанность Кромичевой Н.В. не была исполнена, в добровольном порядке задолженность по налогам не оплачена. В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов Инспекцией ФНС России по Октябрьскому району г. Пензы в адрес Кромичевой Н.В. направлено требование об уплате налога и пени. В установленный в требовании срок и до настоящего времени административный ответчик налоговые обязательства не исполнил.

По указанным основаниям ИФНС России по Октябрьскому району г. Пензы просила суд взыскать с Кромичевой Н.В. с учетом уточненных требований налог на имущество физических лиц за 2014, 2015, 2016 годы в размере <данные изъяты> руб., пени <данные изъяты> руб., земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, за 2016 год в размере <данные изъяты> рублей, пени – <данные изъяты> руб., земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений, за 2015, 2016 годы в размере <данные изъяты> руб., пени – <данные изъяты> руб.

Решением Ленинского районного суда г. Пензы заявленные требования ИФНС России по Октябрьскому району г. Пензы удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе Кромичева Н.В. просит отменить решение суда, поскольку оно принято при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, неправильном применении норм материального права. Указала, что обязанность по уплате налогов согласно направленных ей налоговых уведомлений №№ от 01.05.2015, №№ от 11.05.2015, №№ от 29.09.206, №№ от 01.10.2018 она исполнила в добровольном порядке. Полагает, что начисление налога на имущество по объекту недвижимости: <адрес>, произведено с нарушением статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку налог должен начисляться с учетом периода владения объектом с 30 марта 2015 г. Также считает, что заявление о вынесении судебного приказа подано налоговой инспекцией в срок, превышающий шесть месяцев со дня истечения срока исполнения требования, в связи с чем недоимка по налогам является безнадежной к взысканию в связи с истечением срока взыскания.

В возражениях на апелляционную жалобу ИФНС России по Октябрьскому району г. Пензы просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Административный ответчик Кромичева Н.В., извещенная надлежащим образом о месте и времени слушания дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, о причинах неявки не сообщила, в связи с чем на основании части 2 статьи 289 и части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела дело в ее отсутствие.

В ходе апелляционного рассмотрения дела от административного истца - начальника ИФНС России по Октябрьскому району г. Пензы Колотилиной Н.В. поступило письменное заявление об отказе от требований о взыскании пени за несвоевременную уплату земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений, в размере <данные изъяты> руб. в связи с перерасчетом пени.

Представитель административного истца Яценко Л.Г., действующая на основании доверенности, поддержала заявление об отказе от части требований, в остальной части просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, как не содержащую доводов, свидетельствующих о его незаконности.

Изучив материалы дела, обсудив данное заявление административного истца, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.

Порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе административного истца от иска или заявления сторон о заключении соглашения о примирении определяются по правилам, установленным статьей 157 настоящего Кодекса, согласно которой при принятии заявления об отказе административного истца от иска или при утверждении соглашения сторон суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу.

Принимая во внимание, что с последствиями отказа от иска административный истец ознакомлен, отказ от иска в части не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, судебная коллегия считает возможным принять данный отказ, отменить обжалуемое решение суда в части взыскания с Кромичевой Н.В. в пользу ИФНС России по Октябрьскому району г. Пензы пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере <данные изъяты> руб., прекратив производство по делу в данной части.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав объяснения, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Пунктами 1,2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Согласно статье 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектами налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Как следует из части 1 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

До 1 января 2015 г. вопросы исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц регулировались Законом Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее – Закон РФ от 09.12.1991 № 2003-1).

С 1 января 2015 г. в связи с принятием Федерального закона от 04.10.2014 № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» вопросы исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц регулируются новой главой 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации.

Права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по налогу на имущество физических лиц, истекших до 1 января 2015 г., осуществляются в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, с учетом положений Законом Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1, действующего до дня вступления в силу Федерального закона № 284-ФЗ от 04.10.2014, то есть до 1 января 2015 г.

На основании статьи 1 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе.

Аналогичные положения закреплены в статьях 400 и 408 Налогового кодекса Российской Федерации.

Размер ставок налога на имущество физических лиц в соответствии со статьей 3 Закона РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 (в редакции от 02.11.2013) на территории г. Пензы в 2014 году был установлен Решением Пензенской городской Думы от 28.10.2005 г. № 218-15/4 «О налоге на имущество физических лиц» (в редакции от 29.11.2013 г.) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений.

С 1 января 2015 г. на основании требований статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.

Согласно пункту 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 23.11.2015 № 320-ФЗ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

В соответствии со статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (пункт 2). Налоговое уведомление может быть передано через личный кабинет налогоплательщика (пункт 4).

Согласно пункту 6 статьи 69 названного Кодекса требование об уплате налога может быть передано через личный кабинет налогоплательщика.

Как установлено судом и следует из материалов дела, за Кромичевой Н.В. зарегистрировано следующее недвижимое имущество: квартира общей площадью 35,8 кв.м по адресу: <адрес> (с 03.09.2014); квартира общей площадью 47,3 кв.м по адресу: <адрес> (в размере 1/2 доли (с 24.02.2009); квартира общей площадью 60,5 кв.м по адресу: <адрес> (в размере 2/5 доли (с 09.07.2013 по 10.09.2014); квартира общей площадью 59,4 кв.м по адресу: <адрес> (в размере 29/200 доли (с 17.04.2014); жилой дом общей площадью 64,3 кв.м по адресу: <адрес> (с 28.07.2008); гараж площадью 19,7 кв.м по адресу: <адрес> (с 05.04.2013).

В соответствии с вышеприведенными положениями налогового законодательства налоговый орган в 2017 году осуществил расчеты подлежащего уплате административным ответчиком налога на имущество физических лиц за вышеназванные объекты налогообложения за 2014, 2015 и 2016 гг. в общей сумме <данные изъяты> руб. (за 2014 год – <данные изъяты> руб., за 2015 год – <данные изъяты> руб., за 2016 год – <данные изъяты> руб.), произведя перерасчет данного налога за 2014 год в связи с созданием единой налоговой базы и увеличением суммарной инвентаризационной стоимости объектов. С учетом уменьшения налога за 2014 год, исчисленного ранее в сумме <данные изъяты> руб., общая сумма исчисленного налога за 2014-2016 гг. составила <данные изъяты> руб.

Также за Кромичевой Н.В. зарегистрированы земельные участки: с кадастровым номером №№ по адресу: <адрес>; с кадастровым номером №№ по адресу: <адрес>; с кадастровым номером №№ по адресу: <адрес> (в размере 197/14335 доли), за которые налоговый орган произвел начисление земельного налога за 2015-2016 гг. в общей сумме <данные изъяты> руб., в настоящее время с учетом уточнения требований сумма налога составляет <данные изъяты> руб.

Расчеты по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу были указаны в налоговом уведомлении №№, которое направлено административному ответчику через «Личный кабинет налогоплательщика». В налоговом уведомлении указан срок уплаты налогов не позднее 1 декабря 2017 г.

Однако в установленный срок административный ответчик добровольно указанные суммы налогов не уплатил, поэтому выявив недоимку, налоговым органом оформлено и направлено в адрес Кромичевой Н.В. требование об уплате начисленных налогов и пени №№ со сроком уплаты до 30 января 2018 г.

Поскольку в указанный в требовании срок недоимка по налогам и пени не были уплачены, то на основании заявления налоговой инспекции и.о.мировой судья судебного участка № 3 Октябрьского района г. Пензы 1 июня 2018 г., то есть в установленный шестимесячный срок, вынес судебный приказ о взыскании с Кромичевой Н.В. недоимки по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу и пени, который определением мирового судьи от 20 мая 2019 г. был отменен в связи с поступившими возражениями должника.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования ИФНС России по Октябрьскому району г. Пензы, суд первой инстанции, проверив порядок взыскания налогов, пени, размер взыскиваемых сумм, сроки направления требований, сроки обращения в суд, пришел к выводам о наличии у административного ответчика обязанности по уплате налога на имущество физических лиц, земельного налога и пени, в связи с тем, что обязанность по уплате налогов, пени не исполнена, доказательств уплаты налога и пени в полном объеме за указанный период не представлено, срок обращения за взысканием недоимки как к мировому судье, так и в районный суд соблюден.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, данные выводы являются правильными, основаны на материалах дела.

Доводы апелляционной жалобы о том, что налоги уплачены Кромичевой Н.В. в полном объеме и задолженности не имеется, не основаны на материалах дела и представленных письменных доказательствах, а поэтому не влекут отмену решения суда.

Приложенные к апелляционной жалобе административным ответчиком налоговые уведомления и платежные документы данные выводы не опровергают, поскольку не имеют отношения к налоговым периодам, за которые решением суда произведено взыскание.

Указание в апелляционной жалобе на то, что начисление налога на имущество по объекту недвижимости: <адрес>, произведено с нарушением статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку налог должен начисляться с учетом периода владения объектом с 30 марта 2015 г., во внимание принято быть не может, поскольку как видно из материалов дела, налог по данному объекту исчислен за 8 месяцев 2014 года, когда он был зарегистрирован за Кромичевой Н.В.

Также является необоснованным и довод жалобы о пропуске административным истцом шестимесячного срока для обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, так как он не основан на установленных по делу обстоятельствах, изложенных выше.

Выводы суда мотивированы, основаны на полно и всесторонне исследованных обстоятельствах дела, материальный закон применен и истолкован судом правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.

Руководствуясь статьями 157, 304, 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

принять отказ ИФНС России по Октябрьскому району г. Пензы от административного иска к Кромичевой Н.В. о взыскании пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере <данные изъяты> руб.

Решение Октябрьского районного суда г. Пензы от 31 октября 2019 года в части взыскания с Кромичевой Н.В. пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере <данные изъяты> руб. отменить, производство по административному делу в данной части прекратить.

В остальной части решение Октябрьского районного суда г. Пензы от 31 октября 2019 г. оставить без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий

Судьи