НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Пензенского областного суда (Пензенская область) от 25.01.2024 № 33А-425/2024

Судья Егорова И.Б. Дело № 33а-425/2024

УИД 58RS0018-01-2022-006752-39

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 января 2024 года г. Пенза

Судебная коллегия по административным делам Пензенского областного суда в составе:

председательствующего Мартыновой Е.А.,

судей Камынина Ю.П., Николаевой Л.В.,

при ведении протокола помощником судьи Териной Л.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в здании Пензенского областного суда административное дело № 2а-322/2023 по апелляционным жалобам УФНС России по Пензенской области на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 23 января 2023 года, которым постановлено:

административный иск ФИО2 к Управлению Федеральной налоговой службы по Пензенской области, Межрайонной ИФНС № 4 по Пензенской области о признании незаконными решений об отказе в перерасчете налога и понуждении к перерасчету налога на доходы физических лиц за 2020 год, пени, штрафа удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Федеральной налоговой службы по Пензенской области от 15 ноября 2022 года и решения (письма) Межрайонной ИФНС № 4 по Пензенской области от 7 октября 2022 года и 11 ноября 2022 года об отказе в перерасчете.

Обязать Межрайонную ИФНС № 4 по Пензенской области произвести перерасчет налога на доходы физических лиц за 2020 год, пени, штрафа.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя УФНС России по Пензенской области – ФИО3, административного истца – ФИО2, судебная коллегия

установила:

ФИО2 обратился в суд с административным иском указав, что в 2020 году он продал принадлежащие ему на праве собственности земельные участки и расположенные на них нежилые здания за общую стоимость <данные изъяты> руб., в связи с чем получил доход, подлежащий налогообложению. По результатам камеральной налоговой проверки расчета сумм НДФЛ в отношении доходов, полученных от продажи объектов недвижимости за 2020 год, он был привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения. Решением МИФНС России № 4 по Пензенской области от 22 апреля 2022 года с учетом решения УФНС России по Пензенской области от 7 июля 2022 года ему был начислен налог на доходы физических лиц в размере 473384 руб., пени и штраф. Налоговая база для начисления НДФЛ определена исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, установленной по состоянию на 1 января 2020 год. Он оспорил кадастровую стоимость проданных строений. Определением <данные изъяты> суда от 13 июля 2022 года по делу утверждено мировое соглашение, по условиям которого кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости установлена в размере их рыночной стоимости: нежилого здания с кадастровым номером – в размере <данные изъяты> руб., нежилого здания с кадастровым номером – в размере <данные изъяты> руб. На основании указанного судебного акта он 14 июля 2022 года обратился в Межрайонную ИФНС № 4 по Пензенской области с заявлением (с дополнениями от 11 августа 2022 года) о перерасчете налога в соответствии с определением суда. Письмами от 7 октября 2022 года и от 11 ноября 2022 года в перерасчете НДФЛ ему было отказано. Его жалоба на отказ в перерасчете налога решением УФНС по Пензенской области от 15 ноября 2022 года оставлена без удовлетворения.

Полагает решения налоговых органов незаконными, поскольку установленная определением Пензенского областного суда от 13 июля 2022 года кадастровая стоимость объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости должна учитываться для целей налогообложения во всех налоговых периодах, в которой в качестве налоговой базы применялась изменяемая кадастровая стоимость.

С учетом уточнения требований просил признать незаконным решение УФНС по Пензенской области от 15 ноября 2022 года, бездействие по неперерасчету сумм налога, пени, штрафа, выраженное в письмах Межрайонной ИФНС № 4 по Пензенской области от 7 октября 2022 года и от 11 ноября 2022 года, возложить на МИФНС № 4 по Пензенской области обязанность устранить допущенное нарушение прав путем расчета налога на доходы физических лиц за 2020 год, пени, штрафа исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, определенной в соответствии с определением Пензенского областного суда от 13 июля 2022 года по делу

Ленинский районный суд г. Пензы постановил решение об удовлетворении требований административного истца.

В апелляционных жалобах УФНС России по Пензенской области и МИФНС России № 4 по Пензенской области просили отменить решение суда, как незаконное и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска, указав, что судом неправильно применены нормы материального права. При разрешении спора суд руководствовался положениями статьи 403 НК РФ, пункта 6 статьи 3 Федерального закона № 334-ФЗ от 3 августа 2018 года, которые не подлежат применению к спорным правоотношениям, поскольку регулируют вопросы по налогу на имущество физических лиц. Считают неверным вывод суда о том, что налоговая инспекция необоснованно рассчитала ФИО2 налог на доходы физических лиц за 2020 год исходя из неактуальной и завышенной кадастровой стоимости. В данном случае налоговая инспекция при расчете налога использовала сведения о кадастровой стоимости, представленные Управлением Росреестра. Установленная определением <данные изъяты> суда от 13 июля 2022 года кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости подлежит применению с 1 января 2022 года и не имеет отношение к налоговому периоду 2020 года.

Относительно доводов, изложенных в апелляционных жалобах, административный истец представил письменные возражения.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пензенского областного суда от 27 апреля 2023 года вышеуказанное решение было оставлено без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Кассационным определением судебной коллегии по административным делам апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пензенского областного суда от 27 апреля 2023 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

В связи с реорганизацией налоговых органов определением судебной коллегии по административным делам Пензенского областного суда от 25 января 2024 года в порядке процессуального правопреемства произведена замена стороны административного ответчика – МИФНС России № 4 по Пензенской области на ее правопреемника – УФНС России по Пензенской области.

В судебном заседании в апелляционной инстанции представитель административного ответчика УФНС Пензенской области ФИО3, поддержала доводы, изложенные в апелляционных жалобах, просила решение суда отменить.

Административный истец ФИО2 просил решение суда оставить без изменения.

Обсудив доводы апелляционных жалоб, письменных возражений, выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Исходя из системного толкования положений статьей 218, 226 и 227 КАС РФ, для признания незаконными решений и действий (бездействия) органов государственной власти необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушение этим прав и законных интересов заявителя.

При рассмотрении настоящего административного дела судом первой инстанции необходимая совокупность вышеуказанных условий установлена не была.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Общие правила в отношении объектов налогообложения, с наличием которых законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога, установлена главой 7 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 41 НК РФ (здесь и далее нормы приведены в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" настоящего Кодекса.

В силу требований подпункта 5 пункта 1 статьи 208 НК РФ для целей настоящей главы к доходам от источников в Российской Федерации относятся доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации.

Статьей 210 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса (пункт 1). Налоговая база по доходам от продажи имущества определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 220 настоящего Кодекса, а также с учетом особенностей, установленных статьей 214.10 настоящего Кодекса (пункт 6).

Пунктом 2 статьи 214.10 НК РФ предусмотрено, что в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на проданный объект недвижимого имущества (в случае образования этого объекта недвижимого имущества в течение налогового периода - кадастровая стоимость этого объекта недвижимого имущества, определенная на дату его постановки на государственный кадастровый учет), умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения доходы налогоплательщика от продажи этого объекта недвижимого имущества принимаются равными умноженной на понижающий коэффициент 0,7 соответствующей кадастровой стоимости этого объекта недвижимого имущества.

Как следует из материалов дела и установлено судом, по договору купли-продажи от 19 ноября 2019 года ФИО2 приобрел нежилое здание, кадастровый , по адресу: <адрес>; земельный участок под ним, кадастровый , расположенный по адресу: <адрес> имущества составила <данные изъяты>. (л.д.33-35).

Согласно договору купли-продажи от 19 ноября 2019 года ФИО2 приобрел нежилое здание, кадастровый , по адресу: <адрес>; земельный участок под ним, кадастровый , расположенный по адресу: <адрес> имущества составила <данные изъяты> руб. (л.д.36-38).

На основании договора купли-продажи от 31 октября 2020 года, заключенного между ФИО4 указанное недвижимое имущество реализовано ФИО2 за <данные изъяты> руб. (л.д.39-40).

Налоговая декларация по форме 3-НДФЛ о полученном доходе от продажи имущества ФИО2 представлена не была.

Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка расчета сумм НДФЛ в отношении доходов, полученных ФИО2 от продажи объектов недвижимости за 2020 год, в ходе которой установлена неуплата налога на доходы физических лиц за 2020 год в размере 473384 руб., исчисленного из налогооблагаемой базы в размере <данные изъяты> руб., определенной в соответствии с пунктом 2 статьи 214.10 НК РФ, то есть путем умножения кадастровой стоимости объектов (в отношений строений <данные изъяты> руб., в отношении земельных участков <данные изъяты> руб.) на понижающий коэффициент 0,7, а также с учетом имущественного налогового вычета 250000 руб., предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 220 ГК РФ.

По результатам налоговой проверки МИФНС России № 4 по Пензенской области вынесла решение от 22 апреля 2022 года о привлечении ФИО2 к ответственности за совершение налогового правонарушения со взысканием недоимки по НДФЛ в размере 473384 руб., пеней в размере 43077,95 руб. и штрафа в размере 118346 руб.

Решением УФНС России по Пензенской области от 7 июля 2022 года решение межрайонной налоговой инспекции отменено в части привлечения к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ, в виде штрафа в сумме 53225,70 руб., а также в части привлечения к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в сумме 35503,80 руб.

Определением <данные изъяты> суда от 13 июня 2022 года по административному иску ФИО2 к ГБУ Пензенской области «Государственная кадастровая оценка» о признании незаконными решений и установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости утверждено соглашение о примирении сторон, в соответствии с которым установлена кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости по состоянию на 5 марта 2022 года в размере <данные изъяты> руб., а также установлена кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости по состоянию на 5 марта 2022 года в размере <данные изъяты> руб. Дата подачи заявления об установлении кадастровой стоимости определена как 27 мая 2022 года.

На основании данного судебного акта и в соответствии с пунктом 2 статьи 403 НК РФ Межрайонная ИФНС России № 4 по Пензенской области произвела ФИО1 перерасчет налога на имущество физических лиц за 2020 год в отношении указанных выше объектов недвижимости, сумма начисленного налога за 2020 год уменьшена на 4916 руб.

11 августа 2022 года ФИО2 обратился в межрайонную налоговую инспекцию с заявлением о перерасчете НДФЛ с учетом кадастровой стоимости строений, установленной определением <данные изъяты> суда от 13 июня 2022 года, на что получил отказ.

Жалоба ФИО2 на бездействие Межрайонной ИФНС России № 4 по Пензенской области, выразившееся в отказе осуществить перерасчет налога на доходы физических лиц за 2020 год, оставлена решением УФНС России по Пензенской области от 15 ноября 2022 года без удовлетворения.

Разрешая заявленные требования о признании незаконным отказа административных ответчиков в перерасчета налога и удовлетворяя их, суд исходил из того, что при расчете подлежащего уплате ФИО2 НДФЛ за 2020 год необходимо применение кадастровой стоимости проданных объектов недвижимости, установленной определением Пензенского областного суда от 13 июня 2022 года

Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда, поскольку он основан на неправильном применении норм материального права.

На основании статьи 403 НК РФ налоговая база для исчисления налога на имущество физических лиц определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (пункт 1). В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания (пункт 2).

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 334-ФЗ) положения пункта 15 статьи 378.2, пункта 1.1 статьи 391 и пункта 2 статьи 403 НК РФ, устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.

Вместе с тем указанный Федеральный закон принят во исполнение поручений Президента Российской Федерации по реализации Послания от 15 марта 2018 года № Пр-436 и им уточнен порядок исчисления налога на имущества организаций, земельного налога и налога на имущество физических лиц в целях совершенствования механизма применения для целей налогообложения кадастровой стоимости и обеспечения прав и законных интересов граждан и организаций при исполнении ими своих налоговых обязанностей, а также введены дополнительные налоговые льготы для физических лиц.

Каких-либо изменений в статью 210 НК РФ, в соответствии с которой при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса (пункт 1) и в статью 214.10 НК РФ, определяющую особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога по доходам, полученным от продажи недвижимого имущества, а также по доходам в виде объекта недвижимого имущества, полученного в порядке дарения, Федеральным законом № 334-ФЗ не вносилось.

Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным от продажи недвижимого имущества в случае изменения кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества вследствие установления его рыночной стоимости предусмотрены пунктом 8 статьи 214.10 НК РФ, которым данная статья была дополнена Федеральным законом от 31 июля 2023 года № 389-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца второго пункта 1 статьи 78 части первой НК РФ» (далее также – Федеральный закон от 31 июля 2023 года № 389-ФЗ).

Изменение кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки, и настоящим пунктом (пункт 8 статьи 214.10 НК РФ).

В силу части 24 статьи 13 Федерального закона № 389-ФЗ положения пункта 8 статьи 214.10 НК РФ применяются с января 2023 года.

В случае изменения кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости этого объекта недвижимого имущества, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении доходов налогоплательщика от продажи этого объекта недвижимого имущества, начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (пункты 2, 3 и 6 настоящей статьи 214.10 НК РФ).

Из материалов дела следует, что вышеуказанные нежилые здания находились в собственности ФИО2 менее одного года. Заявление о перерасчете НДФЛ с учетом кадастровой стоимости зданий, установленной судебным актом от 13 июня 2022 года, в МИФНС России № 4 по Пензенской области ФИО2 подано 11 августа 2022 года, то есть по истечении налогового периода (2020 года), в котором произошло отчуждение нежилых помещений (31 октября 2020 года).

Налоговым органом произведено доначисление ФИО2 суммы налога на доходы физических лиц за 2020 год в размере 473 384 руб., исчисленного исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанной в ЕГРН по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности, умноженной на понижающий коэффициент 0,7.

При этом налоговым органом правильно использовались сведения о кадастровой стоимости, представленные Росреестром на 1 января 2020 года по объекту с кадастровым номером в размере <данные изъяты> руб., по объекту с кадастровым номером в размере <данные изъяты> руб.

Установленная судебным актом от 13 июля 2022 года кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости подлежит применению с 1 января 2022 года и отношения к налоговому периоду 2020 года не имеет.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о незаконности начисления ФИО2 налога на доходы физических лиц в размере 473384 руб. и незаконности оспариваемых отказов в перерасчете налога, как нарушающих права административного истца.

Допущенные судом ошибки в применении норм материального права привели к необоснованному удовлетворению административного искового заявления ФИО2

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.

Нарушений, указанных в пункте 3 статьи 309 КАС РФ, влекущих отмену решения суда первой инстанции с направлением дела на новое рассмотрение, не установлено.

Руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Пензы от 23 января 2023 года отменить, принять по делу новое решение, которым административный иск ФИО2 к УФНС России по Пензенской области о признании незаконными решений об отказе в перерасчете налога и понуждении к перерасчету налога на доходы физических лиц за 2020 год, пени, штрафа – оставить без удовлетворения.

Апелляционную жалобу УФНС России по Пензенской области – удовлетворить.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу через суд первой инстанции.

Апелляционное определение в окончательной форме принято 29 января 2024 года.

Председательствующий

Судьи