Судья Миллер С.А. 33-71/2024(33-4352/2023)
УИД 58RS0018-01-2023-002102-37
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 января 2024 г. г. Пенза
Судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Гошуляк Т.В.,
судей Мисюра Е.В., Усановой Л.В.,
при секретаре Зотцевой А.И., помощнике судьи Фомичевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Усановой Л.В. гражданское дело № 2-1957/2023 по иску ФИО1 ФИО13 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Пензенской области (ОСФР по Пензенской области) о включении периода работы в страховой стаж, возложении обязанности произвести перерасчет стажа и назначить пенсию,
по апелляционной жалобе ФИО1 ФИО14 на решение Ленинского районного суд г. Пензы от 23 августа 2023 г., которым постановлено:
иск ФИО1 ФИО15 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Пензенской области о включении периода работы в страховой стаж, возложении обязанности произвести перерасчет стажа и назначить пенсию удовлетворить частично.
Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Пензенской области обязанность включить в страховой стаж ФИО1 ФИО16 период работы у ИП ФИО1 ФИО17 с 9 февраля 1997 г. по 31 декабря 1997 г.
В удовлетворении иска в остальной части отказать.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Пензенской области (ИНН №) в пользу ФИО1 ФИО18 (ДД.ММ.ГГГГ рождения, паспорт <данные изъяты>) расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 15000 руб.
Проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
ФИО2 обратилась в суд с иском к ОСФР по Пензенской области о включении периода работы в страховой стаж, возложении обязанности произвести перерасчет стажа и назначить пенсию, указав, что 16 августа 2022 г. ГКУ «Центр занятости населения Вадинского района» в ОПФР по Пензенской области направлено предложение о досрочном назначении ей пенсии, как безработному гражданину.
Решением ОПФР по Пензенской области от 24 августа 2022г. в досрочном назначении пенсии ей отказано.
Пенсионным органом в ее стаж не включен период ее работы у ИП ФИО3 с 20 февраля 1996 г. по 31 декабря 2001 г., что она считает неправильным, поскольку осуществляла трудовую деятельность у ИП ФИО3 весь спорный период.
С учетом изложенного, просила обязать ОСФР по Пензенской области включить в ее страховой стаж период работы у ИП ФИО3 с 20 февраля 1996 г. по 31 декабря 2001 г., обязать ОСФР по Пензенской области произвести перерасчет пенсионного стажа, с учетом указанного периода, и назначить ей пенсию с 16 августа 2022г., взыскать с ОСФР по Пензенской области расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 руб. и расходы на оплату услуг адвоката в размере 15000 руб.
В судебном заседании ФИО2, ее представитель ФИО4 исковые требования поддержали и просили иск удовлетворить.
Представитель ОСФР по Пензенской области ФИО5 просила в иске отказать в связи с тем, что ИП ФИО3 был зарегистрирован в ПФР в качестве индивидуального предпринимателя с 26 февраля 1997 г. по 24 сентября 2004г., в качестве работодателя – с 27 января 1998 г. по 24 сентября 2004 г.
За период с 27 января 1998 г. по 31 декабря 2001 г. начисление и уплату страховых взносов за работников не производил и не представлял сведения о работниках.
Работа ФИО2 у ИП ФИО3 с 2002 по 2003 гг. включена в страховой стаж, поскольку за этот период индивидуальный предприниматель производил начисление и уплату страховых взносов за работника ФИО2
ФИО6, привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, в судебном заседании указал на обоснованность иска, пояснив, что с 1996 по 2004 гг. он был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, вид деятельности – торгово-закупочная, у него был один работник – ФИО2, которая является его супругой.
ФИО2 работала у него продавцом с начала осуществления им предпринимательской деятельности, с ней был заключен трудовой договор, ежемесячно он выплачивал ей заработную плату в размере двух минимальных размеров оплаты труда, действующих на день выплаты. В период осуществления предпринимательской деятельности он уплачивал все необходимые налоги, сборы, в том числе и страховые взносы.
По результатам рассмотрения дела судом первой инстанции постановлено вышеприведенное решение.
Не соглашаясь с решением суда, ФИО2 подала апелляционную жалобу, в которой просит об отмене решения в той части, в которой ее требования оставлены без удовлетворения. Ссылается на неправильную оценку судом представленных в дело доказательств.
Указывает, что основным документом, подтверждающим период работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. Весь спорный период работы занесен в ее трудовую книжку и претензий со стороны пенсионного органа к ИП ФИО3 по поводу начисления страховых платежей не было, их уплата производилась согласно извещению, выданному страхователю под роспись.
Доводы апелляционной жалобы в суде апелляционной инстанции ФИО2, третье лицо ФИО6 поддержали и просили решение суда отменить в неудовлетворенной части исковых требований и иск удовлетворить в полном объеме.
Представители ОСФР по Пензенской области ФИО7, ФИО5 просили решение суда, как законное и обоснованное, оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО2- без удовлетворения.
Заслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав дополнительные доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении», решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59 - 61 и 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Вышеприведенное решение суда предъявляемым к нему требованиям в полной мере не отвечает и подлежит отмене в части.
Удовлетворяя исковые требования истца о включении в страховой стаж периода работы у ИП ФИО3 с 9 февраля 1997 г. по 31 декабря 1997 г., районный суд исходил из факта подтверждения работы истца в указанный период, начисления работодателем за этот период работы страховых взносов, но их неперечисления в Пенсионный фонд РФ, что не связано с действиями работника, в связи с чем не может ограничивать право истца на включение этого период в стаж для назначения пенсии.
Решение суда в указанной части не обжаловано и на основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия рассматривает дело в пределах доводов апелляционной жалобы.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о включении в страховой стаж периода работы с 1 января 1998 г. по 31 декабря 2001 г., районный суд также исходил из факта подтверждения работы истца, начисления ей заработной платы, на которую работодателем не начислялись и не перечислялись в Пенсионный фонд РФ страховые взносы, в связи с чем сделан вывод о невозможности включения этого периода в страховой стаж.
Судебная коллегия выводы суда в указанной части находит ошибочными, основанным на неправильном применении и толковании норм материального права, в связи с чем решение в этой части подлежит отмене.
По общему правилу, закрепленному в ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в редакции Федерального закона от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с п. 2 ст. 32 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, не достигшим возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо имеющим указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста.
При согласии безработного гражданина с назначением пенсии, предусмотренной настоящим пунктом, орган службы занятости не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения такого согласия безработного гражданина, направляет в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, по месту жительства гражданина предложение органа службы занятости о досрочном назначении пенсии безработному гражданину, в котором безработным гражданином подтверждается согласие на досрочное назначение пенсии и указывается способ доставки данной пенсии. Предложение органа службы занятости о досрочном назначении пенсии безработному гражданину направляется с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия либо в форме электронного документа или на бумажном носителе на основании соглашения, заключенного между органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и органом службы занятости. Информирование безработного гражданина о направлении предложения о досрочном назначении ему пенсии в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, осуществляется в порядке, предусмотренном правилами, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам, утверждаемыми уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Пенсия, предусмотренная настоящим пунктом, назначается со дня выдачи предложения органа службы занятости о досрочном назначении пенсии безработному гражданину без истребования от него заявления о назначении пенсии.
Пенсия, предусмотренная настоящим пунктом, назначается в соответствии с порядком, аналогичным порядку назначения страховой пенсии по старости, и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», если иное не предусмотрено настоящим Законом.
Из трудовой книжки ФИО2 усматривается, что с 1 июня 2012 г. по 18 мая 2021г. ФИО2 работала с <данные изъяты> уволена в связи с ликвидацией предприятия.
16 августа 2022 г. ГКУ «Центр занятости населения Вадинского района» в адрес ОПФР по Пензенской области направлено предложение о досрочном назначении безработному гражданину ФИО2 пенсии на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию, в соответствии со ст. 32 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» в связи с невозможностью ее трудоустройства.
Решением ОПФР по Пензенской области от 24 августа 2022г. ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, отказано в установлении досрочной пенсии по предложению органа службы занятости населения в связи с отсутствием требуемого ИПК – 23,4.
В страховой стаж ФИО2 пенсионным органом не включен период ее работы у ИП ФИО3 с 20 февраля 1996 г. по 31 декабря 2001 г., поскольку за период с 27 января 1998 г. по 31 декабря 2001 г. ИП ФИО3 не производил начисление и уплату страховых взносов за работников. Страховой стаж ФИО2 пенсионным органом определен продолжительностью 27 лет 9 месяцев 27 дней, ИПК – 20,352.
2 декабря 2022г. ОСФР по Пензенской области в ответ на обращение ФИО2 указало, что с учетом представленной ФИО2 справки от 24 октября 2022г. № 269 о периодах получения ею пособия по безработице в 1993-1994 гг., величина ее ИПК составит 21,060, что также недостаточно для досрочного назначения пенсии.
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования РФ.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ периоды работы и иной деятельности, подлежащие включению в страховой стаж в соответствии со статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В пункте 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 г. № 1015, предусмотрено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Как следует из трудовой книжки ФИО2, в период с 20 февраля 1996г. по 30 декабря 2003г. ФИО2 работала продавцом у ИП ФИО3
ФИО2 представила суду трудовой договор, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между ней и ИП ФИО3, согласно которому ФИО2 принята на работу к ИП ФИО3 продавцом с заработной платой в размере двух минимальных размеров оплаты труда, трудовой договор заключен на неопределенный срок.
Согласно имеющейся в деле выписке из ЕГРИП от 13 июня 2023 г. и представленной в суд апелляционной инстанции ФИО3 был зарегистрирован в качестве ИП ДД.ММ.ГГГГ и прекратил свою деятельность ДД.ММ.ГГГГ (л. <...>).
Вместе с тем, в материалах наблюдательного дела ИП ФИО3, исследованного судами первой инстанции следует, что ФИО3 был зарегистрирован в территориальном органе государственного управления Правительства Пензенской области Администрации Вадинского района в качестве ИП ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о внесение таких сведений в ГРИП за №.
Согласно сообщению УФНС по Пензенской области от 4 июля 2023 г. №12-24/09147@, ФИО3 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в МИФНС России № 6 по Пензенской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг., являлся плательщиком единого налога на вмененный доход (ЕНВД) с 1 января 1999 г. по 23 сентября 2004 г.
Налогоплательщиком налоговые декларации по ЕНВД представлены в Инспекцию за период с 1 января 1999 г. по 31 марта 2004 г. (л. д. 48).
Согласно сообщению УФНС по Пензенской области от 4 июля 2023 г. № 07-11/04836, сведения о ФИО2, как о работнике ИП ФИО3 в период с 20 февраля 1996 г. по 31 декабря 2001 г. и о доходах за период с 1996-2003 г. в инспекции отсутствуют, как и о начисленных и уплаченных ИП ФИО3 страховым взносам в отношении указанного лица (л. д. 49).
В материалах дела имеется копия извещения страхователя – ФИО3 от 27 января 1998 г., выданного уполномоченным Пенсионного Фонда России в Вадинском районе, согласно которому ФИО3 обязан в Пенсионный Фонд РФ уплачивать страховые взносы не позднее 5 числа каждого месяца. Размер страховых взносов 20%, 1%.
Согласно п. 3 указанного извещения ФИО3 был присвоен регистрационный №, который необходимо указывать во всех представляемых в пенсионный Фонд РФ документах, касающихся расчетов по средствам Пенсионного Фонда России.
По истечении установленной даты невнесения страховых взносов сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пени за каждый день просрочки (п. 7).
Установлена дата представления расчетных ведомостей по средствам Пенсионного Фонда России – до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом (для работодателей) (п. 8).
За несвоевременное представление в установленные сроки расчетных ведомостей применяется финансовая санкция в виде взыскания 10% причитающихся в отчетном квартале к уплате сумм страховых взносов в ПФР (п. 9).
В указанном документе содержится подпись страхователя о том, что с порядком уплаты страховых взносов он ознакомлен (л. д. 54).
В наблюдательном деле ИП ФИО3, представленном в суд апелляционной инстанции в качестве приложения к гражданскому делу, имеется заявление ИП ФИО3, адресованное Уполномоченному Пенсионного фонда РСФСР по Вадинскому району от 26 февраля 1997 г., согласно которому он уведомлен о дате уплаты страховых взносов 15 июля, 15 августа, 15 ноября.
Исходя из имеющейся в деле копии уведомления от 27 января 1998 г., указанная дата - 15 число месяца, следующего за отчетным периодом была установлена для работодателей (п. 8), поскольку по ЕНВД дата уплаты страховых взносов была установлена не позднее 5 числа каждого месяца.
Таким образом, анализируя и оценивая изложенные доказательства в их совокупности, судебная коллегия приходит к выводу о том, что ФИО3 был уведомлен об уплате страховых взносов, как работодатель с 26 февраля 1997 г., поскольку ему уполномоченным органом была установлена дата внесения таких платежей ежемесячно, не позднее 15 числа, поскольку как плательщик ЕНВД, он обязан был уплачивать налог ежемесячно, не позднее 5 числа.
Данные обстоятельства согласуются с пояснениями представителя ОСФР по Пензенской области ФИО5 о наличии у страхователя двух регистрационных номеров для уплаты страховых взносов, которые указаны в копии уведомления, имеющегося в гражданском деле и в наблюдательном дела (л. д. 54).
Согласно правовым разъяснениям, содержащимся в п. 4. 4 Постановления Конституционного суда РФ от 10 июля 2007 г. № 9-П правовой статус Пенсионного фонда Российской Федерации как страховщика, являющегося государственным учреждением, предопределяет его особое положение в механизме обязательного пенсионного страхования - действиями и финансовыми средствами Пенсионного фонда Российской Федерации обеспечивается реализация большей части прав и законных интересов застрахованных лиц. В соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами, а средства его бюджета являются федеральной собственностью (ст. 5 и п. 1 ст. 16).
Контроль за правильностью исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возлагается названным Федеральным законом на налоговые органы, а взыскание недоимки по страховым взносам, пеней, а также штрафов - на территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации (статьи 25, 26 и 27). Следовательно, эти органы имеют полномочия для обеспечения, в том числе в принудительном порядке, исполнения страхователем, не уплачивающим страховые взносы, установленных законом требований.
Что касается застрахованных лиц, то им предоставлено право получать от работодателя и органов Пенсионного фонда Российской Федерации информацию о начислении и уплате страховых взносов, осуществлять контроль за их перечислением работодателем в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, а Пенсионный фонд Российской Федерации, в свою очередь, обязан бесплатно один раз в год направлять застрахованным лицам сведения, содержащиеся в их индивидуальных лицевых счетах, информацию о состоянии специальной части их индивидуальных лицевых счетов и о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений (ст. 15 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», статьи 14 - 16 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», статьи 62 и 303 Трудового кодекса Российской Федерации).
Поскольку сами застрахованные лица непосредственно не вовлечены в систему правоотношений, связанных с уплатой страховых платежей на обязательное пенсионное страхование, они, хотя и получают указанную информацию, как правило, не располагают реальными возможностями обеспечить уплату работодателем недоимки по страховым взносам.
Неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию. Соответствующие взносы должны быть уплачены, а их уплата - исходя из публично-правового характера отношений между государством и Пенсионным фондом Российской Федерации и особенностей отношений между государством, страхователями и застрахованными лицами - должна быть обеспечена, в том числе, в порядке принудительного взыскания. В противном случае искажалось бы существо обязанности государства по гарантированию права застрахованных лиц на трудовую пенсию.
Исходя их приведенных правовых разъяснений следует, что как начисление, так и перечисление страховых взносов являются обязанностью работодателя, а не работника и неисполнение такой обязанности работодателем, в данном случае ИП ФИО3, не должна препятствовать реализации права истца своевременно и в полном объеме получить пенсию, связанную с выполненными трудовыми функциями, в том числе и на включение периода фактической работы в страховой стаж.
В материалы дела третьим лицом представлены копии и подлинники платежных документов о выплате ИП ФИО3 заработной платы за период за март, апрель, май, июнь, июль, август, октябрь, ноябрь, декабрь 1997 г., январь, февраль, март, ноябрь, декабрь 1998 г., январь 1999 г., апрель 1999г, декабрь 1999 г. январь 2000 г., июнь 2000 г., октябрь 2000 г. ноябрь 2000 г. декабрь 2000 г. февраль 2001 г., ноябрь 2001 г. (л.д.56-80).
Отсутствие данных о заработной плате истца за другие месяцы спорного периода не свидетельствует о невыполнении трудовых функций.
Как следует из сообщений государственных и муниципальных органов, в архиве сведения, касающихся деятельности ИП ФИО3, не имеются.
Согласно представленному в суд апелляционной инстанции сообщению ОСФР по Пензенской области от 25 января 2024 г. № 34/2024-ж, в случае включения в страховой стаж ФИО2 периода работы с 9 февраля 1997 г. (с учетом включенного судом первой инстанции периода) по 31 декабря 2001 г. ее ИПК составит 26, 194, что выше требуемого ИПК ( 23, 4).
Поскольку материалами дела бесспорно установлен факт работы истца у ИП ФИО3 с 9 февраля 1997 г., отказ во включении в ее страховой стаж периода работы с 1 января 1998 г. по 31 декабря 2001 г. не соответствует требованиям закона и необоснованно ограничивает пенсионные права ФИО2, в связи с чем решение суда в указанной части на основании ч. 1 ст. 330 ГПК РФ подлежит отмене, а исковые требования в этой части и в части досрочного назначения пенсии - удовлетворению.
Оснований для включения в страховой стаж период работы до 9 февраля 1997 г. не имеется, поскольку указанная работа осуществлялась до регистрации ФИО3 в качестве ИП, не является работой или иной деятельностью, предусмотренной ст. ст. 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, подлежащей включению в страховой стаж.
Кроме того, несмотря на запись в трудовой книжке истца о работе у ИП ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ, трудовой договор с истцом был заключен ДД.ММ.ГГГГ
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суд г. Пензы от 23 августа 2023 г. отменить в части отказа во включении в страховой стаж периода работы с 1 января 1998 г. по 31 декабря 2001 г. и досрочного назначения пенсии.
Принять в указанной части новое решение, которым обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Пензенской области включить в страховой стаж ФИО1 ФИО19 период работы у ИП ФИО3 с 1 января 1998 г. по 31 декабря 2001 г., и назначить ей страховую пенсию по старости с 16 августа 2022 г.
В остальной части решение Ленинского районного суд г. Пензы от 23 августа 2023 г. оставить без изменения.
Апелляционную жалобу ФИО1 ФИО20 удовлетворить частично.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29 января 2024 г.
Председательствующий
Судьи