Судья Егорова И.Б. Дело № 33а-3562/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 декабря 2020 года г. Пенза
Судебная коллегия по административным делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Овчаренко А.Н.,
судей Камынина Ю.П. и Николаевой Л.В.,
при ведении протокола помощником судьи Сюсюкиной Л.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в здании Пензенского областного суда по докладу судьи Камынина Ю.П. административное дело №2а-1556/2020 (УИД 58RS0018-01-2020-002838-12) по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Черниковой Ю.А. – Шаркова Т.А. на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 23 сентября 2020 года, которым постановлено:
административный иск ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы к Черниковой Ю.А. о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить.
Взыскать с Черниковой Ю.А. в пользу ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплаты страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года): налог в размере <данные изъяты> (2018 год), пени в размере <данные изъяты>.; налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджет субъектов Российской Федерации): налог в размере <данные изъяты> руб. (2, 3, 4 квартал 2017 года, 4 квартал 2018 года), пени в размере <данные изъяты>.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: налог в размере <данные изъяты> руб. (2018 год), пени в размере <данные изъяты>.
Взыскать с Черниковой Ю.А. государственную пошлину в бюджет муниципального образования город Пенза в размере <данные изъяты>.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя ИФНС по Ленинскому району г. Пензы Чапаевой Ю.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы обратилась в суд с административным иском к Черниковой Ю.А. указав, что Черникова Ю.А. в период с 5 мая 2016 года по 29 декабря 2018 года была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. С 12 мая 2016 года являлась плательщиком налога по упрощенной системе налогообложения с объектом налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов (15%), применяла указанный специальный налоговый режим в 2017 и 2018 годах.
Налогоплательщиком 31 декабря 2019 года в налоговый орган были представлены декларации по упрощенной системе налогообложения за 2017 и 2018 годы, согласно которых сумма налога, подлежащая уплате за налоговый период 2017 года составляла <данные изъяты> руб. Авансовые платежи по налогу по итогам I квартала были начислены в размере <данные изъяты> руб., II квартале – <данные изъяты> руб., III квартале – <данные изъяты> руб., IV квартале – <данные изъяты> руб. Сумма налога, подлежащая уплате за налоговый период 2018 года, согласно представленной декларации (уточненной), составила <данные изъяты> руб. Авансовые платежи по налогу были начислены в следующих суммах: по итогам I квартала – <данные изъяты> руб., II квартала – <данные изъяты> руб., III квартала – <данные изъяты> руб., IV квартала – <данные изъяты> руб.
Налоговые обязательства по своевременному перечислению задекларированных сумм налога административным ответчиком не были исполнены.
Кроме того, Черникова Ю.А., будучи индивидуальным предпринимателем, являлась плательщиком страховых взносов, обязанность по своевременной (не позднее 31 декабря) уплате страховых взносов не исполнена, в связи с чем ей были начислены пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Черниковой Ю.А. были выставлены об уплате налога, штрафа и пени, которые не исполнены, задолженность по взносам, штрафам и пени не погашена.
Судебный приказ №2а-115/2020 от 31 января 2020 года о взыскании с Черниковой Ю.А. налога определением от 12 февраля 2020 года отменен в связи с поступившими возражениями должника.
ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы просила взыскать с Черниковой Ю.А. страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплаты страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года): налог за 2018 год в размере <данные изъяты> руб., пени в размере <данные изъяты>.; налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджет субъектов Российской Федерации) за 2, 3, 4 кварталы 2017 года, 4 квартал 2018 года в размере <данные изъяты> руб., пени в размере <данные изъяты>.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, за 2018 год в размере <данные изъяты> руб., пени в размере <данные изъяты>.
В связи с частичным погашением административным ответчиком задолженности ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы уменьшила требования в части размера налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов до <данные изъяты> руб. В остальной части исковые требования были поддержаны.
Ленинский районный суд г. Пензы постановил вышеуказанное решение об удовлетворении административного иска.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Черниковой Ю.А. – Шарков Т.А. просит решение суда отменить, указывая, что административным истцом неверно произведен расчет задолженности по налогу и пени за налоговый период 2017-2018 годов. На момент вынесения решения ответчиком была произведена частичная уплата задолженности.
В письменном возражении на апелляционную жалобу ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы просит жалобу оставить без удовлетворения, решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным, отвечающим нормам материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель административного истца ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы Чапаева Ю.В. поддержала письменные возражения, просила решение суда оставить без изменения, жалобу представителя административного ответчика Шаркова Т.А. – без удовлетворения.
Административный ответчик Черникова Ю.А. и её представитель Шарков Т.А. в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены, в связи с чем судебная коллегия, на основании положений части 6 статьи 226 и части 1 статьи 307 КАС РФ, рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя административного истца ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы Чапаевой Ю.В., обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия находит решение суда законным, обоснованным и оснований для его отмены или изменения не усматривает.
Принимая решение, суд признал установленным и исходил из того, что требование административного истца о взыскании с Черниковой Ю.А. налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджет субъектов Российской Федерации), страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование и пени основано на нормах законодательства о налогах и сборах, подтверждено материалами дела и подлежит удовлетворению.
Данные выводы суда, по мнению судебной коллегии, являются правильными, основанными на собранных по делу и правильно оцененных доказательствах, соответствуют нормам действующего законодательства.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее- НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу статьи 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
На основании части 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Статьей 45 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 346.12 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 346.14 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения признаются, в том числе, доходы, уменьшенные на величину расходов.
Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (статья 346.19 НК РФ).
На основании пункта 4 статьи 346.21 НК РФ налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.
Ранее исчисленные суммы авансовых платежей по налогу засчитываются при исчислении сумм авансовых платежей по налогу за отчетный период и суммы налога за налоговый период (пункт 5 статьи 346.21 НК РФ).
Налоговые ставки, применяемые при исчислении налога за налоговый период, установлены статьей 346.20 НК РФ.
Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации статьей 346.23 НК РФ. Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (пункт 7 статьи 346.21 НК РФ).
С 1 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются главой 34 части 2 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются, в том числе, индивидуальные предприниматели, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу статьи 8 НК РФ под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
Плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, предусмотренном пунктом 1 статьи 430 НК РФ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 430 НК РФ, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, включительно.
Исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 1 статьи 432 НК РФ).
В силу положений пункта 2 статьи 432 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей <данные изъяты> рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе в качестве плательщика страховых взносов (пункт 5 статьи 432 НК РФ).
В силу статьи 57 НК РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно пунктов 1 - 3 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Как установлено судом и следует из материалов дела 5 мая 2016 года Черникова Ю.А. была постановлена на учет в качестве индивидуального предпринимателя, 29 декабря 2018 года прекратила свою деятельность в связи с принятием соответствующего решения.
С 12 мая 2016 года Черникова Ю.А. являлась плательщиком налога по упрощенной системе налогобложения с объектом налогообложения – доходы, уменьшенные на величину расходов (15%).
Налоговая декларация по упрощенной системе налогообложения за 2017 и 2018 годы представлена Черниковой Ю.А. 31 декабря 2019 года.
Согласно представленной декларации, сумма налога, подлежащая уплате за налоговый период 2017 год, составляет <данные изъяты> руб. Авансовые платежи по налогу при упрощенной системе налогообложения начислены в следующих суммах: по итогам I квартала – <данные изъяты> руб., II квартала – <данные изъяты> руб., III квартала – <данные изъяты> руб., IV квартала – <данные изъяты> руб. Сумма налога, подлежащая уплате за налоговый период 2018 год, составляет <данные изъяты> руб. Авансовые платежи по налогу при упрощенной системе налогообложения были начислены в следующих суммах: по итогам I квартала – <данные изъяты> руб., II квартала – <данные изъяты> руб., III квартала – <данные изъяты> руб., IV квартала – <данные изъяты> руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 430 НК РФ сумма страховых взносов, подлежащая уплате Черниковой Ю.А. на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2018 год составила в размере <данные изъяты> руб., сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере составила за 2018 год в размере <данные изъяты> руб.
Налогоплательщиком была произведена частичная оплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховых взносов в размере <данные изъяты> руб. и страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в размере <данные изъяты> руб.
В добровольном порядке административным ответчиком в полном объеме налог и страховые взносы не уплачены.
В результате неуплаты налога и страховых взносов в установленный налоговым законодательством срок ИФНС по Ленинскому району г. Пензы Черниковой Ю.А. направлено требование от 11 апреля 2020 года №, в котором было предложено погасить образовавшуюся задолженность по страховым взносам в размере <данные изъяты> руб. и пени в размере <данные изъяты> руб. в срок до 04 июня 2019 года, требование не было исполнено.
В связи с неисполнением налоговых обязательств по своевременному перечислению задекларированных сумм налога, страховых взносов и пени Черниковой Ю.А. направлены требования № от 20 июня 2019 года, № от 9 июля 2019 года, № от 11 июля 2019 года со сроком исполнения соответственно до 13 августа, 1 ноября и 5 ноября 2019 года соответственно.
Направление требования Черниковой Ю.А. подтверждается реестрами заказных отправлений.
Согласно статье 69 НК РФ в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (часть 2 статьи 286 КАС РФ).
Поскольку в указанный в требованиях срок пени уплачены не были, налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 6 Ленинского района г. Пензы с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Черниковой Ю.А. задолженности по налогу, страховым взносам, пени.
31 января 2020 года мировым судьей судебного участка был вынесен судебный приказ, который определением от 12 февраля 2020 года отменен на основании заявления должника.
ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы 22 июня 2020 года обратилась в суд с административным иском, то есть в установленный законом шестимесячный срок.
Установив факт наличия у административного ответчика неисполненной обязанности по уплате налога, страховых взносов, пени, возникшую на основании требований, направленных в адрес Черниковой Ю.А. с соблюдением установленных законом сроков, а также принимая во внимание, что доказательств, свидетельствующих об уплате задолженности, административным ответчиком не представлено, суд пришел к правильному выводу о необходимости удовлетворения заявленного налоговым органом административного иска.
В решении приведен расчет взыскиваемой задолженности на несвоевременную уплату налога, страховых взносов и пени, который судом был проверен, является обоснованным, а поэтому взят за основу.
Судебная коллегия соглашается с расчетом задолженности Черниковой Ю.А. по налогу, страховым взносам и пени, произведенным налоговым органом, и не оспоренным административным ответчиком в ходе рассмотрения дела. Альтернативный расчет административным ответчиком не представлен.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном расчете задолженности, не основан на материалах дела, исследованных доказательствах и являются несостоятельными.
Доказательств опровергающих расчет взысканной судом задолженности стороной административного ответчика не представлено.
Законодательством обязанность по уплате налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджет субъектов Российской Федерации), страховых взносов возникает в силу наличия статуса индивидуального предпринимателя.
Таким образом, в данном случае отсутствуют основания, по которым налогоплательщик вправе не исполнять налоговую обязанность.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы исследованы судом первой инстанции при рассмотрении административного дела, не получили бы надлежащую правовую оценку в решении суда и могли бы послужить основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, постановленным при правильной оценке представленных по делу доказательств и установленных по делу фактических обстоятельствах.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Ленинского районного суда г. Пензы от 23 сентября 2020 года оставить без изменения апелляционную жалобу представителя административного ответчика Черниковой Ю.А. – Шаркова Т.А. без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу через суд первой инстанции.
Председательствующий-
Судьи-