Судья Бондарь М.В. Дело № 33-2596
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 июля 2019 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Уткиной И.В.
и судей Лукьяновой О.В., Макаровой С.А.
при секретаре Нестеровой О.В.
заслушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Никольского районного суда Пензенской области от 17 мая 2019 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Муниципальному унитарному предприятию Никольского района Пензенской области «Никольское жилищно-коммунальное хозяйство» о нарушении трудового законодательства - отказать.»
Заслушав доклад судьи Лукьяновой О.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
ФИО1 обратился в Никольский суд с иском к МУП Никольского района Пензенской области « Никольское жилищно-коммунальное хозяйство» о возложении обязанности разработать тарифную сетку, установить с 01.01.2019 года в МУП "Никольское ЖКХ" минимальный оклад (1 разряд) не ниже 8677 р/мес. (рекомендует 8680р/мес.), прописать тарифную сетку в соответствии с законом в КД, обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности, в частности, установить рабочим 4 разряда равные оклады, -Считать суммированный учет рабочего времени в МУП "Никольское ЖКХ" не введенным, оплачивать переработку начиная с 01.01.2019 г ежемесячно, до приведения локальных актов в соответствие с ст. 104 ТК РФ; определиться с учетным периодом; составить график работы на весь учетный период, не допуская переработки ; записать в правилах внутреннего трудового распорядка порядок введения суммированного учета рабочего времени; издать приказ о введении суммированного учета рабочего времени.
За нарушение статей 2, 132, 133, 143 ТК РФ применить к ответчику п.1 ст. 5.27 КоАП, за нарушение ст. 2, 22, 132 ТК РФ применить к ответчику п.1 ст. 5.27 КоАП, за нарушение статей 99, 104 ТК РФ применить к ответчику п.1 ст. 5.27 КоАП.
В обоснование заявленных требований указал, что он с 02.10.2003 года по настоящее время работает оператором 4 разряда газовой котельной №4 МУП «Никольское ЖКХ».
На данном предприятии систематически нарушается трудовое законодательство. На их предприятии есть локальный акт «Положение о системе оплаты труда работников МУП «НЖКХ», а самой системы оплаты труда нет. По ряду признаков на предприятии существует тарифная повременно премиальная система оплаты труда, при этом ответчик не разработал тарифную сетку. Согласно пункта 1.9. Положения о системе оплаты труда работников МУП «НЖКХ» условия оплаты труда каждого работника установлены в его трудовом договоре и не могут ухудшать положения работника по сравнению с действующим трудовым законодательством. В случае наличия такого противоречия применяются положения трудового законодательства. Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом, и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (с 01.01.2019г МРОТ равен 11280 руб. в мес. Согласно пункта 2.1.5 коллективного договора, размер оплаты труда при работе в нормальных условиях устанавливается, согласно штатного расписания, но не ниже размера минимальной заработной платы, установленной в Российской Федерации, при условии полной отработки нормы рабочего времени.
Считает, что введенная с 01.01.2019 г часовая тарифная ставка оператора 4 разряда составляющая 49,97 р/час, занижена поскольку ниже минимальной часовой тарифной ставки работника первого разряда.
На предприятии у всех работников 4 разряда (операторы котельной, слесари, газоэлектросварщик, электрик) разные оклады. Часть 2 ст. 132 ТК РФ запрещает какую бы то ни было дискриминацию при установлении, и изменении условий оплаты труда. Полагает, что у работников с одинаковыми разрядами должны быть одинаковые оклады, поскольку разряд работника - это его квалификация, а разряд работ независимо от профессии показывает сложность этого труда.
10.01.2019 года получив вместе с заработной платой за декабрь 2018г, оплату сверхурочных за 2018г, истец узнал, что в отношении него был нарушены требования ст. 99 ТК РФ, в соответствии с ч.6 которой продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 120 часов в год (истец отработал 262ч). Работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности этой работы. В соответствии с письмом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2009 г. № 22-2-3363 при СУРВ подсчет часов переработки ведется после окончания учетного периода, установленного в организации.
СУРВ на предприятии не введён, поскольку не соблюдена процедура его ввода. Поскольку СУРВ не введён, работодатель обязан ежемесячно оплачивать сверхурочные, либо не допускать их. Сверхурочная работа должна быть оплачена в повышенном размере независимо от того, соблюден ли порядок привлечения к сверхурочным работам.
Никольский районный суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на доводы, изложенные им в исковом заявлении.
Представителем Муниципального унитарного предприятия Никольского района Пензенской области «Никольское жилищно-коммунальное хозяйство» представлено письменное возражение на апелляционную жалобу, в котором он просит решение районного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу-без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом.
В силу ст. 327 и ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверяя законность решения в пределах доводов жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ФИО1 02.10.2003 года был принят на должность оператора котельной 3 разряда в центральную котельную ГУП Пензенской области «Никольское ЖКХ», которое 15.07.2005 года было переименовано в МУП Никольского района Пензенской области «Никольское ЖКХ».
Пунктом 7 дополнительного соглашения от 09.01.2019 года к трудовому договору от 01.10.2013 года, заключенному с ФИО1 предусмотрен характер работы истца– в ночное время, в выходные и праздничные дни, суммированный учет рабочего времени.
В пункте 8 данного дополнительного соглашении оговорено рабочее время истца с 8.00 до 20.00, с 20.00 до 8.00, согласно графика смен, без перерыва, выходные дни согласно графика смен.
Пунктом 1.3 дополнительного соглашения от 09.01.2019 года к трудовому договору, заключенному между сторонами, работнику установлен должностной оклад (тарифная ставка) -49,97 за 1 час работы, премия по итогам работы за месяц- 30% согласно положению о премировании, ночные- 40% согласно условий коллективного договора.
Приказом № 30 от 31.08.2018 года ФИО1, оператору котельной 4 разряда, наряду с другими операторами поручено выполнение дополнительной работы за отсутствующего работника, установлена доплата за увеличение объема работы в размере 10% от тарифной ставки ежемесячно.
Отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1, судом первой инстанции сделан вывод о том, что часть заявленных требований не подлежит рассмотрению в рамках гражданского дела, поскольку рассматривается в ином порядке, часть требований не подлежит удовлетворению, поскольку не нарушает права и законные интересы истца.
Данные выводы суда, по мнению судебной коллегии, являются правильными, основанными на собранных по делу и правильно оцененных доказательствах, соответствуют нормам действующего законодательства.
Согласно ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст. 143 ТК РФ тарифная сетка - совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов.
Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда.
Часть 9 ст. 143 ТК РФ определяет порядок установления тарифных систем. Независимо от вида работодателя и формы собственности организации тарифные системы устанавливаются в едином порядке - коллективным договором, соглашением или локальным нормативным актом.
Под тарифными системами оплаты труда понимаются системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий. При этом тарифная система включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты (ст. 143 ТК РФ).
Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (далее - ЕТКС), единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - ЕКС) или с учетом профессиональных стандартов (ч. 8 ст. 143 ТК РФ).
Размер заработной платы устанавливается на основании штатного расписания МУП «Никольское ЖКХ».
Система оплаты труда работников МУП «Никольское ЖКХ» регулируется Коллективным договором на период с 2018 по 2021 годы, штатным расписанием на период с 01.01.2019 по 31.12.2019 год, Положением о премировании и Положением о единовременном вознаграждении по итогам работы за год.
П 2.2.2 Коллективного договора МУП г. Никольска Пензенской области « НЖКХ» на 2018-2021 годы работодатель обеспечивает тарификацию работ и присвоение квалификации рабочим, специалистам и служащим по действующему Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих, Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих.
Пунктом 2.1.5. Коллективного договора МУП «Никольское ЖКХ» на период с 2018 по 20121 годы предусмотрено, что размер оплаты труда, при работе в нормальных условиях, устанавливается согласно штатного расписания, но не ниже размера минимальной заработной платы, установленной в РФ, при условии полной отработки нормы рабочего времени.
Как следует из дополнительного соглашения от 09.01.2019 года к трудовому договору № 73 от 01.10.2003 года ФИО1, оператору котельной, установлен 4 разряд и должностной оклад( тарифная ставка)- 49,97 руб. за 1 час работы, что свидетельствует о разработанной на предприятии тарификации работ и присвоение рабочим квалификационных разрядов, соответственно отсутствии необходимости возложении на ответчика разработать тарификационную сетку.
Ч. 3 ст. 133 ТК РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Заработная плата работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (ч. 1, 2 ст. 135 ТК РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда.
В силу ст. 22 ТК РФ работодатель имеет право: заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами; вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры; поощрять работников за добросовестный эффективный труд; требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка; привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами; принимать локальные нормативные акты (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями); создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них; создавать производственный совет (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) - совещательный орган, образуемый на добровольной основе из числа работников данного работодателя, имеющих, как правило, достижения в труде, для подготовки предложений по совершенствованию производственной деятельности, отдельных производственных процессов, внедрению новой техники и новых технологий, повышению производительности труда и квалификации работников. Полномочия, состав, порядок деятельности производственного совета и его взаимодействия с работодателем устанавливаются локальным нормативным актом. К полномочиям производственного совета не могут относиться вопросы, решение которых в соответствии с федеральными законами отнесено к исключительной компетенции органов управления организации, а также вопросы представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов работников, решение которых в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами отнесено к компетенции профессиональных союзов, соответствующих первичных профсоюзных организаций, иных представителей работников. Работодатель обязан информировать производственный совет о результатах рассмотрения предложений, поступивших от производственного совета, и об их реализации; реализовывать права, предоставленные ему законодательством о специальной оценке условий труда.
Работодатель обязан: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда;обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей; обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами; вести коллективные переговоры, а также заключать коллективный договор в порядке, установленном настоящим Кодексом; предоставлять представителям работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением; знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью; своевременно выполнять предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, уплачивать штрафы, наложенные за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; рассматривать представления соответствующих профсоюзных органов, иных избранных работниками представителей о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, принимать меры по устранению выявленных нарушений и сообщать о принятых мерах указанным органам и представителям; создавать условия, обеспечивающие участие работников в управлении организацией в предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами и коллективным договором формах; обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей; осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами; возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями ТК РФ, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (ст. 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (ст. 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (ст. 130).
Требование истца обязать ответчика установить с 01.01.2019 года в МУП « Никольское ЖКХ» минимальный оклад ( 1 разряд) не ниже 8677 р/мес ( с рекомендацией 8680 р/мес), оплачивать переработку начиная с 01.01.2019 г ежемесячно, до приведения локальных актов в соответствие с ст. 104 ТК РФ не подлежит удовлетворению, поскольку установление окладов и других выплат является прерогативой работодателя и не входит в компетенцию суда.
Ссылка ФИО1 на Постановление Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2019 года № 17-П судебной коллегией не принимается, поскольку истцом требований о взыскании заработной платы в условиях, отклоняющихся от нормальных, истцом не заявлялось, а судом не рассматривалось.
Абзац шестой части второй статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации, обязывающий работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности, направлен на реализацию основных принципов правового регулирования трудовых отношений - равенства прав и возможностей работников, обеспечения права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, запрещения дискриминации в сфере труда (статьи 2 и 3 Трудового кодекса Российской Федерации), учитывает необходимость соблюдения баланса интересов сторон трудового договора, а также гарантирует надлежащую защиту прав и законных интересов работника как экономически более слабой стороны в трудовом правоотношении и не может рассматриваться как нарушающий права ФИО1, при установлении работодателем различий в системе оплаты труда разным категориям работников, имеющим 4 разряд ( операторам котельной, слесарям, газоэлектросварщикам, электрикам).
Требования истца считать суммированный учет рабочего времени в МУП "Никольское ЖКХ" не введенным, определиться с учетным периодом; составить график работы на весь учетный период, не допуская переработки ; записать в правилах внутреннего трудового распорядка порядок введения суммированного учета рабочего времени; издать приказ о введении суммированного учета рабочего времени не могут быть удовлетворены, поскольку вопросы финансово-хозяйственной деятельности предприятия, принятия локальных нормативных актов являются исключительной компетенцией работодателя.
Требование ФИО1 о применении к ответчику норм КоАП не может быть рассмотрено в гражданском деле, поскольку для этого существует иной порядок, предусмотренный кодексом об административных правонарушениях.
Доводы апелляционной жалобы являются аналогичными мотивам обращения в суд. Изложенное в жалобе не опровергает выводы суда, т.к. приведенные в ней обстоятельства не отражают установленного судом в совокупности всех доказательств, не основаны на правильном толковании закона либо не имеют правового значения для данного дела и направлены на переоценку установленного судом.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения не имеется.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Никольского районного суда Пензенской области от 17 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи