НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Пензенского областного суда (Пензенская область) от 23.05.2017 № 33-1577

Судья: Ламзина С.В. Дело №-33-1577

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 мая 2017 г. судебная коллегия по гражданским делам
Пензенского областного суда в составе:

председательствующего Потеминой Е.В.,

судей Бабаняна С.С., Усановой Л.В.,

при секретаре Рофель Ю.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Новицкой В.В. на решение Кузнецкого районного суда Пензенской области от 02.12.2016 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Новицкой В.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области (в настоящее время Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской федерации в г. Кузнецке Пензенской области (межрайонное)) о восстановлении конституционного права на неприкосновенность частной жизни, признании принятия документов от представителей незаконным, возложении обязанностей по уничтожению оригиналов и копий документов, по которым определяется возраст, место жительства, гражданство и страховой лицевой счет СНИЛС, в том числе из архивных и компьютерной баз данных, и к подаче ходатайства вышестоящему руководству г. Пензы, г. Нижнего Новгорода и г. Москвы об уничтожении и удалении таких персональных данных отказать.»

Заслушав доклад судьи Потеминой Е.В., представителя Новицкой В.В.- Земцова В.Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу представителя ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кузнецке Пензенской области (межрайонного) Сукова О.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Новицкая В.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области. В обоснование исковых требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ г. Кузнецким районным судом Пензенской области по гражданскому делу г. ей было отказано в признании за ней основного конституционного пра­ва на социальное обеспечение по возрасту, возложении обязанности на ответчика по приятию документов, подтверждающих возраст, место жительства и гражданство, назна­чении страховой пенсии по старости с момента обращения. Считает, что если ее право на социальное обеспечение по возрасту ограничено в интересах ЛГБТ - сообщества (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ), то в её выплатном пен­сионном деле и в различных базах данных пенсионного фонда не должны находиться оригиналы документов и их копии, на основании которых можно опре­делить возраст, место жительства и гражданство истца. В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с требованием об унич­тожении всех данных, оригиналов документов, копий документов, которые имеются у от­ветчика, на основании которых можно определить возраст, место жительства и граж­данство, но ДД.ММ.ГГГГ ей в таком требовании было отказано. Отказ обоснован тем, что пенсионный фонд никогда и ни при каких условиях не будет использовать в своей деятельности высшую юридическую силу Конституцию РФ и ее прямое действие, так как действует в рамках приказа Минтруда России «Об ут­верждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии.. .» №958н от 28 ноября 2014 года, который вводит исчерпывающий перечень документов, не­обходимых для назначения пенсии. ДД.ММ.ГГГГ при сдаче бланка паспорта <данные изъяты> в МО УФМС Рос­сии по Пензенской области в г. Кузнецке согласно действующего законодательства час­тично лишилась прав и обязанностей, так как «Неутвержденный незаконный и анти­конституционный бланк паспорта РФ с сатанинской символикой и графой «личный код» является документом, удостоверяющим принадлежность лица к гражданству РФ, без которого лицо не сможет осуществлять свои права и нести обязанности. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ответчиком ГУ-УПФР по г.Кузнецку и Кузнецкому району были приняты от её представителей документы, подтверждающие возраст, место жительства и гражданство истца. Считает, что ответчик, вопреки волеизъявлению истца, своей позиции и позиции суда незаконно собирает, хранит, использует и распространяет документы, подтверждающие ее возраст, место жительства и гражданство, так как юридические факты для целей пенсионного обеспечения удостоверяющие возраст, подтверждающие место жительства и принадлежность к гражданству могут быть подтверждены не только паспортом РФ, но и другими документами, оформленными надлежащим образом. Например, ее возраст можно подтвердить: доверенностью за от ДД.ММ.ГГГГ, доверенностью в порядке передоверия за от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о регистрации по месту пребывания, свидетельством о рождении , свидетельством о заключении брака , свидетельством о восьмилетнем образовании , аттестатом о среднем образовании У , дипломом ЖТ , справкой из центра занятости , решением Кузнецкого районного суда по административному делу от ДД.ММ.ГГГГ, определением Ульяновского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, решением Ленинского районного суда по гражданскому делу от ДД.ММ.ГГГГ, решением Ленинского районного суда по гражданскому делу , протоколом заседания комиссии ответчика от ДД.ММ.ГГГГ, страховым лицевым счетом СНИЛС и другими имеющимися у ответчика документами. Гражданство истца подтверждается: а) свидетельством о регистрации по месту пребывания от ДД.ММ.ГГГГ, ее письменным заявлением об отказе от сатанинского бланка паспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ, заявлением о доставке пенсии от ДД.ММ.ГГГГ, ответом МО УФМС России но Пензенской области в г.Кузнецке за от ДД.ММ.ГГГГ, ответом из прокуратуры г.Кузнецка за от ДД.ММ.ГГГГ и другими документами, представленными ответчику. Место жительства истца подтверждается доверенностью за от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о регистрации по месту пребывания и другими документами, представленными ответчику. Считает, что достаточно только доброй воли руководителя ответчика на уничтожение документов, подтверждающих её возраст, место жительства и гражданство, однако это не происходит по вине начальника УПФР Б.В.А. При применении ответчиком приказа Минтруда России от 28.11.2014 г. №958н и отказа в применении высшей юридической силы Конституции РФ и её прямого действия, ответчик нарушает конституционные права истца на жизнь (ст. 20 Конституции РФ), на неприкосновенность частной жизни (ст. 23 Конституции РФ), на право частной собственности (ст. 35 Конституции РФ), на судебную защиту (ст. 46 Конституции РФ) и другие ее основные неотчуждаемые конституционные права.

Просила в соответствии с ч.20 ст.21 Федерального закона от 28 ноября 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» восстановить её основное конституционное право на неприкосновенность частной жизни; признать принятие от её представителейдокументов незаконным; обязать ответчика уничтожить все оригиналы документов, а также копии докумен­тов на основании которых можно определить возраст, место жительства и гражданство истца; обязать ответчика удалить из своей компьютерной базы данных и из различных своих других архивных баз данных все документы, на основании которых можно определить ее возраст, место жительства и гражданство, и в первую очередь страховой лицевой счет СНИЛС; обязать ответчика ходатайствовать перед вышестоящим руководством, находящемся в Пензе, в Нижнем Новгороде и Москве, об уничтожении и удалении из всех своих баз данных её персональные данные, по которым можно определить её возраст, место жительства и гражданство, и в первую очередь страховой лицевой счет СНИЛС.

Кузнецкий районный суд Пензенской области постановил приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе и дополнениях к ней Новицкая В.В., ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Считает, что на основании Приказа Минтруда РФ от 19.01.2016 г. № 14 н ответчик должен был отказать в принятии заявления о назначении пенсии, поданного от ее имени ее представителями Х.А.Н. и Н.А.И., в связи с незаконностью представленных ими доверенностей. Следовательно, все документы, представленные вместе с заявлением для назначения пенсии, подтверждающие ее возраст, место жительство и гражданство, должны быть уничтожены. Указанные документы при отказе в удовлетворении заявления о назначении страховой пенсии должны быть возвращены пенсионным органом на основании на ч. 9 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», что ответчиком исполнено не было. Следовательно ответчик обрабатывает указанную информацию, содержащую персональные данные о ней, в своих коммерческих целях без ее согласия. Поскольку ответчик не имеет права вернуть эти документы в связи с наличием апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ (дело ), ответчик должен уничтожить указанные документы. Также выражает несогласие с вынесенными судом определениями от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в исправлении описки в решении; от ДД.ММ.ГГГГ о возврате частной жалобы на определение от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку решение от ДД.ММ.ГГГГ содержит описки в абз.2-3 стр.8.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, проверив законность решения применительно к ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статей 2, 18 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации.

В силу положений ст.ст. 20 и 23 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь, на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ст. 24 Конституции РФ).

Как следует из материалов настоящего гражданского дела, материалов гражданского дела и пенсионного дела Новицкой В.В., ДД.ММ.ГГГГ представитель Новицкой В.В. Х.А.Н., действующая по доверенности в порядке передоверия, подала в ГУ УПФР по г. Кузнецку и Кузнецкому району заявление о назначении Новицкой В.В. страховой пенсии по старости, а также предоставила ряд необходимых для этого документов. В последующем ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ представитель истца по доверенности Н.А.И. соответственно предоставила ряд дополнительных документов.

Протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ-УПФР по г. Кузнецку и Кузнецкому району от ДД.ММ.ГГГГ Новицкой В.В. было отказано в установлении страховой песни по старости в связи с отсутствием документа, удостоверяющего личность гражданина РФ.

При этом Новицкая В.В., не оспаривая вышеуказанное решение ответчика, обратилась в суд с иском о признании за ней права на социальное обеспечение по возрасту, возложении обязанности по принятию документов, подтверждающих возраст, место жительства и гражданство, назначении страховой пенсии по старости с момента обращения.

Решением Кузнецкого районного суда Пензенской области от 01.07.2016 г., вступившим в законную силу 08.11.2016 г., в удовлетворении иска Новицкой В.В. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда России по городу Кузнецку и Кузнецкому району о признании права на социальное обеспечение по возрасту, возложении обязанности по принятию документов, подтверждающих возраст, место жительства и гражданство, назначении страховой пенсии по старости с момента обращения отказано.

ДД.ММ.ГГГГ Новицкая В.В. обратилась к ответчику с письменными заявлениями о признании за ней права на социальное обеспечение по возрасту, с требованием принять от ее представителей документы, поданные ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающие, по ее мнению, ее возраст, место жительства и гражданство для установления ей социального обеспечения по возрасту, а также с требованиями об указании нахождения в ее выплатном деле указанных документов, их выдаче и уничтожении.

Ответом от ДД.ММ.ГГГГ Новицкой В.В. сообщено о предоставлении её представителем ряда оригиналов и копии документов с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, возвращении ряда оригиналов документов ее представителю и нахождении в ее пенсионном документе оригиналов справок, которые могут быть возвращены заявителю. При этом по требованию об удалении из компьютерной базы данных и из других архивных баз данных документов, на основании которых можно определить возраст, место жительства и гражданство, страховой лицевой счет СНИЛС истца, и о ходатайстве перед вышестоящими органами ПФР об этом со ссылкой на положения Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» № 27-ФЗ указано на его противоречие нормам действующего законодательства и оставлении без исполнения.

В настоящее время истец, указывая на отказ ответчика в назначении ей страховой пенсии по старости и ссылаясь на ограничение, исходя из вышеназванного решения суда, ее права на социальное обеспечение по возрасту, фактически заявляет требование о признании принятия документов от представителей истца незаконным и возложении на ответчика обязанностей по уничтожению всех оригиналов и копий документов, по которым определяется возраст, место жительства, гражданство и страховой лицевой счет СНИЛС истца, в том числе из архивных и компьютерной баз данных документов, а также по подаче ходатайства вышестоящему руководству г. Пензы, г. Нижнего Новгорода и г. Москвы об уничтожении и удалении таких персональных данных истца и восстановлению тем самым ее основного конституционного права на неприкосновенность частной жизни.

Разрешая исковые требования Новицкой В.В., суд первой инстанции признал установленным и исходил из отсутствия оснований для их удовлетворения, поскольку доводы стороны истца о незаконности действий ответчика по сбору, хранению, использованию и распространению документов истца, подтверждающих её возраст, место жительства, гражданство и страховой лицевой счет СНИЛС, в различные органы (организациям) и тем самым о нарушении ее основных конституционных прав не нашли своего объективного и достоверного подтверждения в судебном заседании и носили, по оценке суда, лишь голословный и предположительный (вероятностный) характер. Стороной истца доказательств в соответствии с требованиями ст.ст. 55-56, 59-60 ГПК РФ о нарушении ответчиком установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации (ее персональных данных) об истце суду не предоставлено.

Данные выводы суда, по мнению судебной коллегии, являются правильными, основанными на собранных по делу и правильно оцененных доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам и нормам действующего законодательства, приведённого в решении.

Судом первой инстанции обоснованно со ссылкой на ч.1 ст. 61 ГПК РФ приняты во внимание обстоятельства, установленные определением судебной коллегии Пензенского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по ранее рассмотренному делу по иску Новицкой В.В. к ГУ УПФР по городу Кузнецку и Кузнецкому району о признании за ней права на социальное обеспечение по возрасту, возложении обязанности по приятию документов, подтверждающих возраст, место жительства и гражданство, назначении страховой пенсии по старости с момента обращения. А именно о правомерности действий ответчика, отказавшего принять от представителей Новицкой В.В. для назначения страховой пенсии документы, подтверждающие, по мнению истца, ее возраст, место жительства и гражданство, а именно: нотариальную доверенность от ДД.ММ.ГГГГ на имя З.В.Г., доверенность в порядке передоверия от ДД.ММ.ГГГГ от З.В.Г. на Х.А.Н. и Н.А.И., свидетельство о регистрации по месту жительства, ответ МО УФМС России по Пензенской области в г. Кузнецке от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку указанные документы не входят в перечень документов, установленных п. 53 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 958н от 28 ноября 2014 года.

В связи с вышеизложенным судом сделан правомерный вывод о том, что ссылки стороны истца и ее представителей в суде о подтверждении возраста, места жительства и принадлежности к гражданству истца иными надлежаще оформленными документами, приведенными в исковом заявлении, как удостоверение таких юридических фактов, являются несостоятельными.

Доводы стороны истца о том, что отсутствовало волеизъявление истца на подачу ее представителями Х.А.Н. и Н.А.И. документов в ГУ УПФР по г. Кузнецку и Кузнецкому району для назначения страховой пенсии по старости и сведения в подтверждение личности Новицкой В.В. в нотариально удостоверенных доверенностях от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, являлись предметом обсуждения судом первой инстанции и обоснованно, по мотивам, изложенным в решении, признаны несостоятельными.

При указанных обстоятельствах у суда не имелось оснований для признания незаконным принятия ответчиком от представителей истицы документов для назначения ей страховой пенсии по старости.

Согласно ст. 7 Федерального закона «О персональных данных», операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В преамбуле Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» указано, что данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - лица, имеющие право на дополнительные меры государственной поддержки), а также сведений о детях.

Согласно ст. 1 указанного Федерального закона «индивидуальный (персонифицированный) учет» - организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации; «индивидуальный лицевой счет застрахованного лица» - документ, хранящийся в форме записи на машинных носителях информации, допускающей обработку с помощью средств вычислительной техники в органах Пенсионного фонда Российской Федерации, содержащий предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о застрахованных лицах, включенные в информационные ресурсы Пенсионного фонда Российской Федерации.

Правовую основу индивидуального (персонифицированного) учета составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, регулирующие правоотношения в данной сфере (ст. 2 указанного ФЗ).

Суд первой инстанции верно исходил из того, что целями индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с положениями ст. 3 названного Федерального закона являются, создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении; создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства Российской Федерации, для назначения страховых и накопительной пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов, а также для оценки обязательств перед застрахованными лицами по выплате страховых и накопительной пенсий, срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты средств пенсионных накоплений; развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации; создание условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами; информационная поддержка прогнозирования расходов на выплату страховых и накопительной пенсий, определения тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, расчета макроэкономических показателей, касающихся обязательного пенсионного страхования; упрощение порядка и ускорение процедуры назначения страховых и накопительной пенсий застрахованным лицам.

При этом в силу ст. 4 указанного ФЗ индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования строится на принципах: единства и федерального характера обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации; всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и учета сведений о застрахованных лицах; доступности для каждого застрахованного лица сведений о нем, которыми располагают органы Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющие индивидуальный (персонифицированный) учет; использования сведений о застрахованных лицах, которыми располагают органы Пенсионного фонда Российской Федерации, для целей пенсионного обеспечения, обязательного медицинского страхования и обязательного социального страхования.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» на территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета. Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица состоит из общей, специальной и профессиональной частей (разделов) (п. 1).

В общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются, в частности: 1) страховой номер; 2) фамилия, имя, отчество, фамилия, которая была у застрахованного лица при рождении; 3) дата рождения; 4) место рождения; 5) пол; 6) адрес постоянного места жительства; 7) серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи указанных документов, на основании которых в индивидуальный лицевой счет включены сведения, указанные в подпунктах 1 - 6 пункта 2 настоящей статьи, наименование выдавшего их органа; 8) гражданство; 9) дата регистрации в качестве застрахованного лица; 10) периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения страховой пенсии и т.д. согласно иных приведенных пунктов в данной статье (п. 2).

Содержащиеся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица сведения систематически уточняются и дополняются. Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица хранится в Пенсионном фонде Российской Федерации в течение всей жизни застрахованного лица, а после его смерти - в течение срока, предусмотренного порядком хранения пенсионных дел. Сведения, содержащиеся в индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, относятся к информации, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности (п.п. 6, 7, 8).

Согласно п.п. 1, 3 ст. 7 указанного Федерального закона Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы выдают каждому застрахованному лицу страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, содержащее страховой номер индивидуального лицевого счета, дату регистрации в качестве застрахованного лица и анкетные данные указанного лица в соответствии с подпунктами 1 - 5 пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона. Страховые свидетельства обязательного пенсионного страхования хранятся у застрахованных лиц.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что индивидуальный персонифицированный учет, а также связанные с ним открытие лицевого счета, присвоение лицевому счету страхового номера, применяются для целей обязательного пенсионного страхования; при этом страховой номер присваивается не застрахованному лицу, а его индивидуальному лицевому счету в системе обязательного пенсионного страхования.

Гражданину, на которого не открыт индивидуальный лицевой счет в системе обязательного пенсионного страхования, по его заявлению о выдаче универсальной электронной карты в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" открывается индивидуальный лицевой счет и выдается страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, содержащее страховой номер индивидуального лицевого счета. При подаче указанного заявления страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования обеспечивается федеральным электронным приложением универсальной электронной карты в соответствии с указанным Федеральным законом. Заявление гражданина, на которого не открыт индивидуальный лицевой счет в системе обязательного пенсионного страхования, о выдаче универсальной электронной карты является заявлением гражданина о выдаче ему впервые страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования.

Пенсионный фонд Российской Федерации для организации выдачи страховых свидетельств обязательного пенсионного страхования, обеспечиваемых федеральным электронным приложением универсальной электронной карты в соответствии с указанным Федеральным законом, вправе привлекать уполномоченную организацию субъекта Российской Федерации на основании соглашения, заключенного между Пенсионным фондом Российской Федерации и указанной организацией. Соглашением должны быть определены порядок взаимодействия сторон, порядок и сроки передачи документов и информации, порядок контроля и ответственность сторон соглашения. Форма соглашения устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации (п. 1.1 указанной ст. 7 вышеуказанного Федерального закона).

Копии сведений о застрахованных лицах, представляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации для индивидуального (персонифицированного) учета, в соответствии с положениями п. 3 ст. 8 указанного Федерального закона хранятся у страхователей. Их хранение должно осуществляться по







правилам, установленным для хранения документов бухгалтерского учета и отчетности.

Срок хранения органами Пенсионного фонда Российской Федерации документов в письменной форме, а также документов в электронной форме, юридическая сила которых подтверждена электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, содержащих сведения о страховых взносах и страховом стаже и представляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации страхователями, для целей индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования составляет не менее шести лет (п. 4 указанной статьи ФЗ).

Срок хранения органами Пенсионного фонда Российской Федерации документов в вышеуказанных формах, содержащих иные сведения, составляет не менее трех лет.

Уничтожение документов индивидуального (персонифицированного) учета, содержащих сведения о страховых взносах и страховом стаже, по истечении установленного срока их хранения производится после ознакомления застрахованного лица со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете за соответствующий период, и вручения ему указанных сведений.

Положения ст.ст. 14, 15 и 16 названного Федерального закона определяют объем прав и обязанностей застрахованного лица, страхователя и органов Пенсионного фонда Российской Федерации, связанные с осуществлением индивидуального (персонифицированного) учета.

Исходя из положения ст. 17 этого же Федерального закона руководители, а также должностные лица органов Пенсионного фонда Российской Федерации, участвующие в соответствии с настоящим Федеральным законом в сборе, хранении, передаче и использовании сведений, содержащихся в индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, обязаны обеспечить исполнение законодательства Российской Федерации по вопросам защиты информации, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности (персональных данных). Виновные в незаконном ограничении доступа к указанным сведениям или нарушении режима защиты информации несут ответственность в соответствии с уголовным, гражданским законодательством и законодательством об административных правонарушениях.

Таким образом, использование номера в системе пенсионного страхования не направлено на замену имени человека и подлежит использованию наряду с другими сведениями о застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством РФ. К тому же, закон не препятствует изменению идентификационного номера индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в случаях, когда такая необходимость продиктована религиозными убеждениями.

Проанализировав положения ст.ст.22,26 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» суд сделал правомерный вывод о том, что федеральным законодательством гражданину предоставлено право отказаться от получения универсальной электронной карты, что повлечет за собой невозможность включения уполномоченной организацией персональных данных гражданина в федеральный и региональный реестры универсальных электронных карт, а также формирования комплексного пакета сведений для персонализации универсальной электронной карты, то есть по существу приведет к исполнению тех требований, которые сторона истца в лице ее представителей указывают в качестве мер по восстановлению, и как они полагали, нарушенного права на защиту персональных данных.

Представители истца в судебном заседании сами не отрицали состоявшегося отказа Новицкой В.В. от получения такой универсальной электронной карты, поэтому их доводы о нарушении либо об угрозе нарушения конституционных прав истца как действиями ответчика по сбору, хранению, распространению, использованию имеющихся в их распоряжении данных о личности истца (о возрасте, месте жительства, гражданстве, страховом лицевом счете и т.п.) в рамках исполнения своих обязанностей в соответствии с вышеназванными положениями федерального закона, так и ввиду отсутствия такой карты у истца, не соответствуют названным положениям закона, а также не могут и являться основанием для отказа ей в получении государственных услуг, требующих удостоверения той информации, которая содержится на такой универсальной электронной карте.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 03.09.2014 № 602н (зарегистрирован в Минюсте 05.11.2014 за № 34563) утверждено Положение о сроках хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, накопительной пенсии и пенсий по государственного пенсионному обеспечению, вступившее в силу с 01.01.2015 г. Данное Положение устанавливает сроки хранения выплатных дел, документов о выплате и доставке страховой пенсии, накопительной пенсии и пенсий по государственному обеспечению и дел об отказе в назначении соответствующих пенсий, образующихся в процессе деятельности территориальных органов Пенсионного фонда РФ (п. 1 такого Положения). Выплатные дела, документы о выплате и доставке пенсий, а также дела об отказе в назначении соответствующей пенсии хранятся на бумажных носителях или в электронной форме в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации. Дела об отказе в назначении страховой пенсии, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению хранятся 10 лет начиная с года, следующего за годом вынесения решения об отказе в назначении соответствующей пенсии (п.п. 2, 4).

При указанных основаниях довод жалобы о необходимости возврата пенсионным органом документов со ссылкой на ч. 9 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не свидетельствует о незаконности постановленного решения.

Из анализа ч.1 ст.3, ч.1 ст. 4, ч.1 ст. 56 ГПК РФ следует, что именно истец должен представить доказательства того, что его права или законные интересы нарушены и что используемый им способ защиты влечет пресечение нарушения и восстановление права.

Между тем, истица не проставила доказательств того, что ответчиком нарушены ее права и заявленный ею иск направлен на восстановление указанных прав.

Несогласие с вынесенными судом определениями от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в исправлении описки в решении; от ДД.ММ.ГГГГ о возврате частной жалобы на определение от ДД.ММ.ГГГГ, не может повлечь решение суда.

Доказательств наличия в решении описок применительно к ст. 200 ГПК РФ, указанных истицей, материалы дела не содержат, не представлено таковых и суду апелляционной инстанции.

Определение от ДД.ММ.ГГГГ о возврате частной жалобы на определение от ДД.ММ.ГГГГ в апелляционном порядке не обжаловано.

Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку установленного судом, не содержат данных, которые не были приняты во внимание судом первой инстанции при постановлении обжалуемого решения, но имели существенное значение, и сведений, опровергающих выводы суда, содержащиеся в этом решении, и не могут явиться основанием к его отмене.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены решения суда, судом допущено не было.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кузнецкого районного суда Пензенской области от 02.12.2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Новицкой В.В. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи