Судья Петрова Ю.В.
Дело № 33а-868/2021 (в суде первой инстанции № 2а-64/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 марта 2021 года судебная коллегия по административным делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Смирновой Л.А.,
судей Овчаренко А.Н., Окуневой Л.А.,
при секретаре Кротовой Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе по докладу судьи Овчаренко А.Н. административное дело по апелляционной жалобе Шишенковой Н.Е. на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 26 октября 2020 года, которым постановлено:
«Административный иск ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы к Шишенковой Н.Е. о взыскании обязательных платежей удовлетворить.
Взыскать с Шишенковой Н.Е. (<данные изъяты>) в пользу ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений с кадастровым номером <данные изъяты>: налог за 2017 год в размере <данные изъяты>.
Взыскать с Шишенковой Н.Е. государственную пошлину в федеральный бюджет Российской Федерации в размере <данные изъяты>»,
У С Т А Н О В И Л А:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Пензы (далее - ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы) обратилась в Ленинский районный суд г. Пензы с административным иском к Шишенковой Н.Е. о взыскании обязательных платежей и санкций, указав, что согласно сведениям, полученным из органа, осуществляющего государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, Шишенкова Н.Е. в 2017 году являлась собственником следующих объектов налогообложения: иное строение, помещение и сооружение (магазин) по адресу: <данные изъяты>; гараж <данные изъяты>; квартира по адресу: <данные изъяты>; квартира по адресу: <данные изъяты>; квартира по адресу: <данные изъяты>; земельный участок по адресу: <данные изъяты>; земельный участок по адресу: <данные изъяты>. На основании действующего законодательства Шишенковой Н.Е. исчислен налог на имущество физических лиц за 2017 год в общем размере <данные изъяты>., земельный налог за 2017 год в общем размере <данные изъяты>. по налоговому уведомлению № 44239405 от 11 сентября 2018 года, а также пени за неуплату указанных налогов и транспортного налога с физических лиц по требованиям № 6376 от 18 декабря 2017 года, № 11753 от 04 декабря 2018 года, № 12275 от 12 декабря 2018 года в общем размере <данные изъяты>., однако налоговая обязанность административным ответчиком в установленный срок не была исполнена.
По изложенным основаниям ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы просила суд взыскать с Шишенковой Н.Е. задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере <данные изъяты>.; пени по транспортному налогу с физических лиц в размере <данные изъяты>.; задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений в размере <данные изъяты>., пени по данному налогу в размере <данные изъяты>.; задолженность по земельному налогу, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений в размере <данные изъяты>., пени по данному налогу в размере <данные изъяты>.; задолженность по земельному налогу, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений в размере <данные изъяты>., пени по данному налогу в размере <данные изъяты>., а всего в размере <данные изъяты>.
В процессе рассмотрения дела налоговый орган уменьшил сумму исковых требований, частично отказался от иска и просил суд взыскать с административного ответчика задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений, исчисленному в отношении объекта недвижимости: иное строение, помещение и сооружение (магазин) по адресу: <данные изъяты> (л.д. 65, 156, 160).
Ленинский районный суд г. Пензы постановил вышеуказанное решение от 26 октября 2020 года об удовлетворении административного иска налогового органа.
В апелляционной жалобе Шишенкова Н.Е., действуя через своего представителя – Шишенкова А.В., просила отменить данное решение, в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права, недоказанностью выводов суда, указав, что недвижимое имущество Шишенковой Н.Е., являющееся объектом налогообложения находится на территории р.п. Земетчино Пензенской области, в связи с чем, налоговый контроль и взыскание налога на имущество физических лиц должны производиться другим налоговым органом - МИФНС России № 6 по Пензенской области (по месту нахождения указанного объекта), а не ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы, которая в рассматриваемом случае является ненадлежащим административным истцом.
В письменных возражениях начальник ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы – Шугуров С.А. считал доводы апелляционной жалобы необоснованными, просил жалобу оставить без удовлетворения, решение суда - без изменения.
Представитель административного ответчика Шишенковой Н.Е. – Шишенков А.В. в заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Шишенкова Н.Е., представитель ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте апелляционного слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом; представитель административного истца в письменном ходатайстве от 16 марта 2021 года просил рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие; участие данных лиц в судебном заседании не является обязательным, в связи с чем, дело рассмотрено в их отсутствие.
Заслушав объяснения участника процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).
Как следует из обстоятельств дела и было установлено судом, административный ответчик Шишенкова Н.Е. в 2017 году являлась собственником объекта недвижимости: иное строение, помещение и сооружение (магазин) по адресу: <данные изъяты>, и признается плательщиком налога на имущество физических лиц.
Налоговым уведомлением № 44239405 от 11 сентября 2018 года, переданным 13 сентября 2018 года в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика, Шишенкова Н.Е. была извещена о необходимости уплаты в срок до 03 декабря 2018 года налога на имущество физических лиц за 2017 год, исчисленного в отношении указанного объекта недвижимости, в размере <данные изъяты>
В связи с неисполнением налоговой обязанности ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы 18 декабря 2018 года направило Шишенковой Н.Е. в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика требование № 12275 от 17 декабря 2018 года об уплате в срок до 10 января 2019 года указанной недоимки по налогу на имущество физических лиц.
Удовлетворяя административный иск ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы, суд исходил из того, что указанное требование налогового органа не исполнено Шишенковой Н.Е., административный ответчик имеет непогашенную задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере <данные изъяты>. и предусмотренные законом основания для ее освобождения от исполнения налоговой обязанности отсутствуют.
Данные выводы, по мнению судебной коллегии, являются правильными, должным образом мотивированы судом, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам налогового законодательства (в редакции, применяемой к спорному налоговому периоду), в частности положениям статей 45, 48, 400, 401, 402, 403, 405, 406, 408, 409 НК РФ.
При направлении в адрес налогоплательщика налогового уведомления № 44239405 от 11 сентября 2018 года и требования № 12275 от 17 декабря 2018 года налоговым органом соблюдены положения статей 52, 69, 70 НК РФ.
Размер заявленной ко взысканию задолженности по налогу является правильным, подтвержден имеющимися в деле доказательствами и не опровергнут административным ответчиком.
Расчет недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере <данные изъяты>., исчисленной в отношении принадлежавшего Шишенковой Н.Е. строения, помещения и сооружения (магазина) по адресу: <данные изъяты>, обосновано произведен налоговым органом исходя из актуальной кадастровой стоимости данного объекта недвижимости – <данные изъяты>. и налоговой ставки – 2 процента, установленной подпунктом 2 пункта 2 решения Комитета местного самоуправления рабочего поселка Земетчино Земетчинского района Пензенской области от 26 ноября 2014 года № 4-7/5 «Об установлении налога на имущество физических лиц».
При разрешении спора суд обоснованно отклонил доводы административного ответчика о наличии предусмотренных пунктом 3 статьи 346.11 НК РФ оснований для освобождения ее от уплаты налога на имущество физических лиц, исчисленного в отношении указанного объекта недвижимости, используемого для предпринимательской деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 3 статьи 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса).
Как следует из материалов дела, Шишенкова Н.Е. является индивидуальным предпринимателем, на основании уведомления от 14 декабря 2005 года № 2163 к ней применяется упрощенная система налогообложения.
Вместе с тем, принадлежавший ей объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <данные изъяты>, включен в Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденный на 2017 год приказом Департамента государственного имущества Пензенской области от 28 ноября 2016 года № 432-пр в порядке, предусмотренном пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ (пункт 150 Перечня).
Вступившим в законную силу решением Пензенского областного суда от 27 января 2020 года (дело № 3а-33/2020) Шишенковой Н.Е. отказано в удовлетворении ее административного иска об оспаривании названного пункта Перечня, утвержденного приказом Департамента государственного имущества Пензенской области от 28 ноября 2016 года № 432-пр.
Данные обстоятельства в силу вышеприведенных положений пункта 3 статьи 346.11 НК РФ исключают возможность освобождения административного ответчика от уплаты налога на имущество физических лиц за 2017 год в отношении указанного объекта налогообложения.
В соответствии с частью 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В силу пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как следует из обстоятельств дела, спорная недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2017 год по требованию налогового органа № 12275 от 17 декабря 2018 года, неисполненному налогоплательщиком в срок до 10 января 2019 года, вошла в состав задолженности, взысканной судебным приказом и.о. мирового судьи судебного участка № 7 Ленинского района г. Пензы от 30 мая 2019 года № 2а-1663/2019, который был отменен определением мирового судьи от 24 июня 2019 года в связи с поступлением возражений должника.
С учетом того, что административное исковое заявление ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы по настоящему делу поступило в суд 05 ноября 2019 года, т.е. в пределах 6 месяцев с момента отмены судебного приказа, судебная коллегия приходит к выводу о соблюдении налоговым органом срока, установленного статьей 48 НК РФ и частью 2 статьи 286 КАС РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы является ненадлежащим административным истцом по делу, поскольку требования о взыскании спорной задолженности по налогу на имущество физических лиц должны быть предъявлены иным налоговым органом – МИФНС России № 6 по Пензенской области, осуществляющим налоговым контроль по месту нахождения объекта недвижимости в р.п. Земетчино Пензенской области, основаны на неверном толковании закона и не могут быть приняты судом апелляционной инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, и его территориальные органы.
Налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом (подпункт 9 пункта 1 статьи 31 НК РФ).
Из вышеприведенных правовых норм следует, что ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы, являясь территориальным органом Федеральной налоговой службы, входящим в единую централизованную систему налоговых органов, наделена правом на взыскание с административного ответчика недоимки по налогам.
Пунктом 1 статьи 83 НК РФ установлено, что в целях проведения налогового контроля физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества.
Согласно пункту 15 Порядка постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц - граждан Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 5 ноября 2009 года № 114н, если налоговый орган по месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества не совпадает с налоговым органом по месту жительства этого физического лица, и в ЕГРН отсутствуют сведения о постановке его на учет в налоговом органе по месту жительства, налоговый орган по месту жительства физического лица осуществляет постановку на учет этого физического лица на основании сведений, сообщенных органами, указанными в пункте 4 статьи 85 Кодекса, переданных ему налоговым органом по месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества не позднее следующего рабочего дня после дня получения таких сведений.
В соответствии с пунктом 32 названного Порядка, в случае получения налоговым органом по месту нахождения принадлежавшего физическому лицу недвижимого имущества сведений о регистрации прекращения права на недвижимое имущество, сообщенных органами, указанными в пункте 4 статьи 85 Кодекса, налоговый орган осуществляет учет таких сведений.
Снятие с учета физического лица по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, осуществляется налоговым органом по месту нахождения принадлежавшего физическому лицу недвижимого имущества в течение пяти рабочих дней со дня получения сведений о регистрации прекращения права на недвижимое имущество, сообщенных органами, указанными в пункте 4 статьи 85 Кодекса, в случае, если в этом налоговом органе отсутствуют в отношении данного физического лица сведения о регистрации права на иной объект недвижимого имущества.
Как следует из содержания пункта 3 раздела XI Единых требований к порядку ведения карточки «Расчетов с бюджетами», утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 18 января 2012 года № ЯК-7-1/9@, после процедуры снятия налогоплательщика с учета в одном налоговом органе и постановке на учет в другом налоговом органе осуществляется закрытие карточек «РСБ». При этом, при наличии недоимки или переплаты в налоговом органе по старому месту учета в налоговом органе по новому месту учета открываются карточки «РСБ» с ОКТМО по старому месту учета.
Из материалов дела можно установить, что административный ответчик Шишенкова Н.Е. ранее состояла на налоговом учете в МИФНС России № 6 по Пензенской области (код налогового органа - 5827) по месту нахождения объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> и в связи с прекращением права собственности на это имущество была снята с учета в данном налоговом органе с 17 февраля 2018 года, после чего, 02 марта 2018 года карточка «РСБ» с ОКТМО 56623151 в отношении указанного объекта налогообложения была закрыта по прежнему месту учета и открыта в ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы (код налогового органа - 5836) по месту жительства и основного налогового учета Шишенковой Н.Е., что соответствует вышеприведенным правовым нормам.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что требование об уплате спорной задолженности по налогу на имущество физических лиц в адрес Шишенковой Н.Е. направлялось ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы, судебный приказ о взыскании недоимки выносился по заявлению этой же налоговой инспекции, названный налоговый орган имел правовые основания и полномочия для обращения в суд с иском по настоящему административному делу.
Таким образом, решение суда об удовлетворении административного иска ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы является законным и обоснованным, судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, приведших к неверному исходу дела, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и подтверждены имеющимися в деле доказательствами.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда и не содержат предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований к отмене решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского районного суда г. Пензы от 26 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шишенковой Н.Е. – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) через Ленинский районный суд г. Пензы в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 26 марта 2021 года.
Председательствующий:
Судьи: