НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Пензенского областного суда (Пензенская область) от 17.12.2013 № 33-2887

Судья Черненок Т.В.                           № 33-2887

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 декабря 2013 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

председательствующего Терехиной Л.В.

судей Земцовой М.В., Фроловой Т.А.

при секретаре Потаповой О.В.

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Терехиной Л.В. дело по апелляционной жалобе Ермолаева А.Н. на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 23 августа 2013 года, которым постановлено:

Исковые требования Ермолаева А. Н. к Социальному управлению г.Пензы о признании семьи многодетной, признании права и понуждении к выплате пособий при рождении третьего ребенка, признании права на получение компенсации части расходов по оплате жилищно - коммунальных услуг оставить без удовлетворения.

Проверив материалы дела, заслушав участников процесса, судебная коллегия

установила:

Ермолаев А.Н. обратился в суд с иском, указав, что решениями Социального управления г. Пензы от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № ему отказано в назначении ежегодной денежной выплаты на ребенка в возрасте до 6 лет, ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от 6 лет, единовременного пособия при рождении третьего ребенка, а также единовременного пособия при рождении в семье третьего ребенка на территории <данные изъяты>. Основанием для отказа ответчик считает, что родившаяся в его семье (отец - Ермолаев А. Н., мать - ФИО2) дочь ФИО1 - второй ребенок, в семье всего двое детей и, следовательно, его семья не является многодетной. Считает указанные решения незаконными по следующим основаниям. Его старшийсын Ермолаев Н.А., ДД.ММ.ГГГГ г. рождения проживает в его семье. Однако, по мнению ответчика, он не является членом его семьи, поскольку рожден в предыдущем браке и не приходится родным сыном его нынешней супруге ФИО2 Полагает, что такая позиция социальных органов противоречит понятию многодетной семьи, которое дано в Законах Пензенской области от 28.12.2004 г. №731-ЗПО и от 21.04.2005г. №795-ЗПО, а также в долгосрочной целевой Программе «Многодетная семья, 2011-2013 годы», утв. Постановлением администрации г. Пензы от 30.09.2010г. №1069/1.

Просит с учетом уточнения и дополнения исковых требований признать семью в составе: отец Ермолаев А. Н., мать ФИО2, дети Ермолаев Н. А., ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, многодетной. Обязать Социальное управление г. Пензы назначить Ермолаеву А. Н. и выплатить ему единовременное пособие при рождении третьего ребенка, единовременную выплату при рождении в семье, проживающей на территории <данные изъяты>, третьего и последующих детей, ежегодную денежную выплату на ребенка в возрасте до 6 лет, ежемесячную денежную выплату на детей в возрасте от 6 лет до окончания обучения в общеобразовательном учреждении, ежемесячное пособие при рождении третьего и последующихдетей до достижения ребенком возраста трех лет и компенсацию части расходов на оплату жилищно-коммуналь_ных услуг многодетным семьям в размере 500 руб., начиная с ДД.ММ.ГГГГ г.

Ленинский районный суд г. Пензы постановил вышеуказанное решение.

Не согласившись с указанным решением, Ермолаев А.Н. подал на него апелляционную жалобу с просьбой об отмене, ссылаясь на доводы, положенные в основу искового заявления.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Ермолаева А.Н. по доверенности Ермолаев Н.А. поддержал доводы апелляционной жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства были извещены надлежащим образом и своевременно. С учетом требований ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции проанализировал положения регионального законодательства, определяющие статус многодетной семьи, и исходил из того, что семья, имеющая на иждивении трех детей от разных родительских браков, не является многодетной, и будет являться таковой, в случае усыновления супругой ребенка от предыдущего брака своего мужа.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истцы не являются членами многодетной семьи, поскольку Ермолаев А.Н. является отцом всех троих детей, в то время как его супруга ФИО2 является матерью только двоим из них: ФИО3 и ФИО1 и не является родителем Ермолаеву Н..

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в силу нижеследующего.

В законодательстве федерального уровня отсутствует определение понятия «многодетная семья».

Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 года № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» Правительствам республик в составе РФ, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, город Москвы и Санкт- Петербурга поручено определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально- экономическом и демографическом развитии региона.

Законом Пензенской области от 28.12.2004 г. № 731-ЗПО «О мерах социальной поддержки многодетных семей, проживающих на территории Пензенской области» установлен статус многодетной семьи, меры социальной поддержки, предоставляемые таким семьям.

Согласно положениям статьи 1 названного закона многодетной семьей признается семья, имеющая на содержании и воспитании трех и более несовершеннолетних детей в возрасте до 18 лет.

Меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, распространяются на многодетные семьи граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе беженцев, проживающих на территории Пензенской области.

Право на меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, имеет один из родителей (усыновителей (удочерителей), опекунов, попечителей) на совместно проживающих с ним детей, при условии, что среднедушевой доход семьи не превышает величину прожиточного минимума, установленную в соответствии с законом Пензенской области от 23 мая 2002 года № 365-ЗПО «О прожиточном минимуме в Пензенской области».

Право на меры социальной поддержки не имеют семьи, дети из которых находятся на государственном обеспечении (переданы на воспитание в детские дома и школы-интернаты, отбывают наказание в местах лишения свободы по приговору суда).

Таким образом, при определении статуса многодетной семьи, проживающей на территории Пензенской области, юридически значимым является установление таких фактов, как совместное проживание членов семьи, зарегистрированной на территории Пензенской области, имеющей в своем составе не менее трех несовершеннолетних детей, находящихся на иждивении родителей, и воспитываемых ими.

Как следует из материалов дела, семья Ермолаевых в составе: отец - Ермолаев А.Н., мать ФИО2, дети: Ермолаев Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения проживают по адресу: <адрес>.

Указанное подтверждается соответствующими отметками в паспорте взрослых, свидетельствами о регистрации по месту жительства ФИО3 и ФИО1, а также выпиской из домовой книги по вышеуказанному адресу, свидетельством регистрации по месту пребывания, согласно которым Ермолаев Н. имеет регистрацию по месту пребывания по вышеуказанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, ранее был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года. Допрошенный в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции по ходатайству истца свидетель ФИО4, являющаяся председателем ТСЖ «Тарханы», проживающая в одном доме с Ермолаевыми также подтвердила обстоятельство совместного проживания семьи Ермолаевых в количестве 5-ти человек по адресу: <адрес>

Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ Ермолаев Н. обучается в Химико-технологическом техникуме ПГТА на бюджетной основе, форма обучения дневная (очная), срок обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обстоятельство того, что Ермолаев Н. в настоящее время находится на иждивении Ермолаева А.Н. и ФИО2 подтверждается также обозревавшимися в суде апелляционной инстанции материалами исполнительного производства № о взыскании с Ермолаева А.Н. в пользу ФИО6 (матери Ермолаева Н.А.) алиментов на содержание ребенка, а также перепиской между ГНПП «Ладо» (работодатель должника Ермолаева А.Н.) и судебным приставом-исполнителем Октябрьского РО СП УФССП по Пензенской области ФИО7, согласно которым ФИО6 был отозван исполнительный лист, по которому производились удержания алиментов на содержание Ермолаева Н. в ее пользу. Удержания с Ермолаева А.Н. произведены по ДД.ММ.ГГГГ

Факт проживания Ермолаевых одной семьей, ведения ими общего хозяйства, содержание и воспитание супругами всех троих несовершеннолетних детей, нахождение всех троих детей на иждивении обоих супругов материалами дела подтвержден и ответчиком не оспаривается.

Таким образом, по делу установлено, что семья Ермолаевых имеет в своем составе троих детей, не достигших совершеннолетия, находящихся на содержании супругов и воспитываемых ими.

Ермолаев Н. является родным по отношению к одному из супругов - отцу Ермолаеву А.Н. Данное обстоятельство послужило основанием к отказу социальных органов в назначении соответствующих выплат в связи с рождением в семье третьего ребенка.

Вопреки выводам суда первой инстанции анализ вышеприведенных положений регионального законодательства свидетельствует о том, что дети, являющиеся родными (независимо от того, по отношению к кому из супругов: одному или обоим) включаются в состав многодетной семьи.

Об этом свидетельствует и системный анализ вышеуказанных норм права, так как законодателем к многодетным семьям отнесены также семьи, имеющие в своем составе детей усыновленных и находящихся под опекой (попечительством), то есть детей, которые в силу закона могут быть переданы под опеку (попечительство), усыновлены только одним из супругов.

Судебная коллегия отмечает, что данное судом первой инстанции буквальное толкование положений закона является ошибочным, поскольку допускает включение в состав многодетной семьи детей, находящихся под опекой у одного из супругов, но не допускает включение в состав семьи детей, родных одному из супругов.

Суд первой инстанции также делает ошибочный вывод о том, что законодательством мачехи и отчимы не отнесены к родителям, следовательно пасынки и падчерицы не находятся на их иждивении. Судом при этом не учтено, что факт нахождения на иждивении может подтверждаться установлением иных, помимо наличия кровнородственных отношений, обстоятельств.

Кроме того, Закон Пензенской области от 28.12.2004 г. № 731-ЗПО «О мерах социальной поддержки многодетных семей, проживающих на территории Пензенской области» не указывает на возможность исключения из состава многодетной семьи пасынков и падчериц, или отчима и мачехи.

Учитывая вышеизложенное, исковое требование Ермолаева А.Н. о признании его семьи многодетной является обоснованным и подлежащим удовлетворению. Решение суда, как постановленное при неправильном применении норм материального права, в силу ч. 2 ст. 330 ГПК РФ подлежит отмене, с вынесением по делу нового решения.

Разрешая исковые требования о возложении на Социальное управление г. Пензы обязанности назначить Ермолаеву А.Н. и выплатить единовременное пособие при рождении третьего ребенка, единовременную выплату при рождении в семье, проживающей на территории г<данные изъяты>, третьего и последующих детей, ежегодную денежную выплату на ребенка в возрасте до 6 лет, ежемесячную денежную выплату на детей в возрасте от 6 лет до окончания обучения в общеобразовательном учреждении, ежемесячное пособие при рождении третьего и последующихдетей до достижения ребенком возраста трех лет и компенсацию части расходов на оплату жилищно-коммуналь_ных услуг многодетным семьям в размере 500 руб., начиная с ДД.ММ.ГГГГ., судебная коллегия исходит из следующего.

Выплата единовременного пособия при рождении третьего и последующих детей в размере 11 340 рублей на каждого ребенка была предусмотрена ст. 9.1 Закона Пензенской области от 21.04.2005 года № 795-ЗПО «О пособиях семьям, имеющим детей», которая утратила силу с 01 апреля 2013 года. Однако согласно ст. 2 Закона Пензенской области от 06.06.2012 года № 2254-ЗПО «О внесении изменений в Закон Пензенской области «О пособиях семьям, имеющим детей», гражданам, дети которых рождены до 1 апреля 2013 года, обратившимся за назначением единовременного пособия при рождении третьего и последующих детей после 1 апреля 2013 года, указанное пособие назначается и выплачивается в соответствии с условиями получения пособия, действовавшими до 1 апреля 2013 года. Третий ребенок в семье Ермолаевых родился ДД.ММ.ГГГГ, обращение последовало после 01.04.2013 года.

В соответствии со ст. 1 данного Закона, его действие распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе и беженцев, проживающих на территории Пензенской области.

Действие настоящего Закона не распространяется на:

граждан Российской Федерации (иностранных граждан и лиц без гражданства), дети которых находятся на полном содержании в государственных или муниципальных учреждениях для детей;

граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, лишенных родительских прав;

граждан Российской Федерации, выехавших на постоянное место жительства за пределы Пензенской области.

Согласно п. 3. ст. 12 Закона единовременное пособие при рождении третьего и последующих детей назначается, если обращение за ним последовало не позднее чем через шесть месяцев со дня рождения ребенка.

Разделом 12 Постановления Правительства Пензенской области от 22 октября 2012 года № 747-пП «Об организации предоставления мер социальной поддержки семьям, имеющим детей» предусмотрен необходимый перечень документов для назначения единовременного пособия при рождении третьего и последующих детей, а именно:

а) заявление о назначении пособия;

б) копия свидетельства о рождении ребенка, выданного органами записи актов гражданского состояния (при рождении ребенка на территории Российской Федерации) либо консульским учреждением Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (при рождении ребенка на территории иностранного государства), а в случаях, когда регистрация рождения ребенка произведена компетентным органом иностранного государства:

- копия документа, подтверждающего факт рождения и регистрации ребенка, выданного и удостоверенного штампом "апостиль" компетентным органом иностранного государства, с удостоверенным в установленном законодательством Российской Федерации порядке переводом на русский язык, - при рождении ребенка на территории иностранного государства - участника Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, заключенной в Гааге 5 октября 1961 года;

- копия документа, подтверждающего факт рождения и регистрации ребенка, выданного компетентным органом иностранного государства, переведенного на русский язык и легализованного консульским учреждением Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, - при рождении ребенка на территории иностранного государства, не являющегося участником Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, заключенной в Гааге 5 октября 1961 года;

- копия документа, подтверждающего факт рождения и регистрации ребенка, выданного компетентным органом иностранного государства, переведенного на русский язык и скрепленного гербовой печатью - при рождении ребенка на территории иностранного государства, являющегося участником Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной в городе Минске 22 января 1993 года;

в) копии документов, указанных в подпункте "б)" настоящего пункта, о рождении предыдущих детей;

г) копия свидетельства о регистрации ребенка по месту жительства (пребывания) на территории Пензенской области на детей граждан Российской Федерации, а для иностранных граждан и лиц без гражданства:

- копия вида на жительство с отметкой о регистрации ребенка по месту жительства на территории Пензенской области или копия вида на жительство родителя (усыновителя (удочерителя), опекуна), в который вписан ребенок для иностранных граждан, постоянно проживающих на территории Пензенской области;

- копия разрешения на временное проживание ребенка иностранного гражданина на территории Пензенской области для иностранных граждан, временно проживающих на территории Пензенской области;

- копия разрешения на временное проживание ребенка иностранного гражданина, проставленного на свободной странице документа, удостоверяющего личность обоих родителей (одного из родителей), усыновителя, опекуна), с отметкой о регистрации по месту жительства на территории Пензенской области для иностранных граждан, временно проживающих на территории Пензенской области;

- копия разрешения на временное проживание с заполненным реквизитом "адрес", оформленного в виде отдельного документа ребенка, не имеющего гражданства, проживающего на территории Пензенской области;

д) в случаях раздельного проживания родителей - справку уполномоченного органа по месту жительства другого родителя о неполучении им указанного вида пособия.

Если заявитель не представил справку уполномоченного органа по месту жительства другого родителя о неполучении им указанного пособия (в случаях раздельного проживания родителей), специалист уполномоченного органа или МФЦ, ответственный за прием документов, запрашивает ее в рамках межведомственного взаимодействия в учреждениях, подведомственных органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Анализ документов, имеющихся в личном деле Ермолаева А.Н., заведенном в Социальном управлении г. Пензы, показал, что заявителем были представлены все необходимые документы, за исключением справки уполномоченного органа по месту жительства матери Ермолаева Н. о неполучении ей указанного вида пособия.

Предоставленной в суд апелляционной инстанции справкой от ДД.ММ.ГГГГ № отдела Управления труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по Мелеузовскому району и г. Мелеузу в г. Кумертау установлено, что ФИО6 за назначением вышеуказанных мер социальной поддержки не обращалась.

ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГ года, обращение Ермолаева А.Н. в Социальное управление г. Пензы за назначением единовременной выплаты при рождении в семье третьего ребенка имело место ДД.ММ.ГГГГ года, то есть не позднее чем через шесть месяцев со дня рождения ребенка.

Таким образом, все условия необходимые для назначения указанной выплаты, предусмотренные законом, соблюдены, в связи с чем исковое требование Ермолаева А.Н. о назначении и выплате единовременного пособия при рождении третьего ребенка в размере 11 340 рублей подлежит удовлетворению.

Единовременная выплата при рождении в семье третьего и последующих детей предусмотрена целевой Программой «Многодетная семья 2011-2013 годы», утвержденной Постановлением администрации г. Пензы от 30.09.2010 г. № 1069/1.

Согласно которой право на получение единовременной выплаты при рождении в семье, проживающей на территории города Пензы, третьего и последующих детей (далее - единовременная выплата), распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе беженцев.

Единовременная выплата назначается и выплачивается в размере 5 000 рублей семье, в том числе неполной, при условии, что на момент рождения (усыновления, удочерения) третьего и последующих детей:

- на воспитании и содержании семьи находятся двое и более несовершеннолетних детей в возрасте до 18 лет;

- один из родителей (усыновителей, удочерителей) и все дети зарегистрированы на территории города Пензы в установленном законодательством порядке.

Единовременная выплата назначается одному из родителей (усыновителей, удочерителей), зарегистрированному на территории города Пензы, на основании заявления при представлении необходимых правоустанавливающих документов. С заявлением гражданин обращается в отдел Социального управления города Пензы по месту жительства.

Единовременная выплата не производится:

- в случае нахождения детей на полном государственном обеспечении в образовательных учреждениях независимо от типа, вида и их ведомственной принадлежности;

- в случае, если дети находятся под опекой (попечительством), а также воспитываются в приемных семьях;

- родителям, лишенным родительских прав;

- при рождении в семье мертвого ребенка.

Единовременная выплата назначается и осуществляется Социальным управлением города Пензы.

Гражданин, обратившийся за единовременной выплатой, представляет:

а) документы, удостоверяющие личность родителей (усыновителей, удочерителей) (для граждан Российской Федерации);

б) документы, удостоверяющие личность родителей (усыновителей, удочерителей), вид на жительство, разрешение на временное проживание, удостоверение беженца (для иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе беженцев);

в) свидетельство о заключении брака;

г) документы о рождении детей;

д) документы, подтверждающие регистрацию членов семьи (домовая книга, выписка из домовой (поквартирной) книги, копия поквартирной карточки, свидетельство о регистрации по месту жительства либо месту пребывания);

е) свидетельство об усыновлении (удочерении) ребенка, вступившее в законную силу решение суда об усыновлении (удочерении) ребенка;

ж) свидетельство о расторжении брака, свидетельство о смерти одного из родителей, свидетельство об установлении отцовства, справка из органов ЗАГС об основании внесения в свидетельство о рождении сведений об отце ребенка (в случае, если семья неполная);

з) реквизиты лицевого счета, открытого в кредитной организации.

Единовременная выплата назначается, если обращение за ней последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка.

Таким образом, данная выплата подлежит назначению при условии соблюдения условий, имеющих место на момент рождения третьего ребенка в семье, а именно на воспитании и содержании семьи находятся двое и более несовершеннолетних детей в возрасте до 18 лет, один из родителей (усыновителей, удочерителей) и все дети зарегистрированы на территории <данные изъяты> в установленном законодательством порядке.

Обсуждая данное обстоятельство, судебная коллегия исходит из того, что на момент рождения ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, супруги имели на содержании и воспитании двух несовершеннолетних детей: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Ермолаева Н., ДД.ММ.ГГГГ который проживал со своей семьей и находился на иждивении Ермолаева А.Н. и ФИО2, что подтверждается справкой с места учебы с указанием на срок обучения с ДД.ММ.ГГГГ по дневной (очной) форме, а также обстоятельством того, что ФИО6 (матерью Ермолаева Н.) в ДД.ММ.ГГГГ был отозван исполнительный лист, по которому производились удержания алиментов на содержание Ермолаева Н. в ее пользу.

Факт регистрации Ермолаева Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в <данные изъяты> нашел свое подтверждение в суде апелляционной инстанции представленным представителем истца свидетельством № о регистрации по месту пребывания, выданном ДД.ММ.ГГГГ ОУФМС России по Пензенской области в октябрьском районе г. Пензы, согласно которому Ермолаев Н. был зарегистрирован по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обстоятельство регистрации ребенка на момент рождения третьего ребенка не по месту фактического проживания со своей семьей, по мнению судебной коллегии, не имеет правового значения, поскольку при наличии у ребенка регистрации в г. Пензе закон не ставит возможность назначения соответствующей выплаты в зависимость от регистрации ребенка по месту жительства своей семьи, на содержании и воспитании которой он находится.

Поскольку условия, предусмотренные законом, для назначения данной выплаты соблюдены, заявление о назначении данной выплаты с приложением всех необходимых документов последовало ДД.ММ.ГГГГ года, то есть не позднее шести месяцев со дня рождения третьего ребенка в семье, требование о назначении и выплате единовременной выплаты при рождении в семье третьего и последующих детей, предусмотренной целевой Программой «Многодетная семья 2011-2013 годы» подлежит удовлетворению.

Ежегодная денежная выплата на детей в возрасте до 6 лет в размере 610 рублей на одного ребенка предусмотрена п. 1 ст. 2 Закона Пензенской области «О мерах социальной поддержки многодетных семей, проживающих на территории Пензенской области».

Пунктом 3 ст. 1 указанного Закона предусмотрено, что право на меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, имеет один из родителей (усыновителей (удочерителей), опекунов, попечителей) на совместно проживающих с ним детей, при условии, что среднедушевой доход семьи не превышает величину прожиточного минимума, установленную в соответствии с Законом Пензенской области от 23 мая 2002 года № 365-ЗПО «О прожиточном минимуме в Пензенской области».

Согласно «Порядку назначения и выплаты денежных выплат на детей из многодетных семей» ежегодная денежная выплата (далее в данном разделе - денежная выплата) на детей назначается одному из родителей (усыновителей (удочерителей), опекунов) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку и проживающего совместно ребенка в возрасте до шести лет.

Для назначения денежной выплаты предоставляются:

а) заявление о назначении денежной выплаты;

б) справка о доходах семьи за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления;

в) копия свидетельства о рождении ребенка, выданного органами записи актов гражданского состояния (при рождении ребенка на территории Российской Федерации) либо консульским учреждением Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (при рождении ребенка на территории иностранного государства), а в случаях, когда регистрация рождения ребенка произведена компетентным органом иностранного государства:

- копия документа, подтверждающего факт рождения и регистрации ребенка, выданного и удостоверенного штампом "апостиль" компетентным органом иностранного государства, с удостоверенным в установленном законодательством Российской Федерации порядке переводом на русский язык, - при рождении ребенка на территории иностранного государства - участника Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, заключенной в Гааге 5 октября 1961 года;

- копия документа, подтверждающего факт рождения и регистрации ребенка, выданного компетентным органом иностранного государства, переведенного на русский язык и легализованного консульским учреждением Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, - при рождении ребенка на территории иностранного государства, не являющегося участником Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, заключенной в Гааге 5 октября 1961 года;

- копия документа, подтверждающего факт рождения и регистрации ребенка, выданного компетентным органом иностранного государства, переведенного на русский язык и скрепленного гербовой печатью - при рождении ребенка на территории иностранного государства, являющегося участником Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной в городе Минске 22 января 1993 года;

г) копия свидетельства о регистрации ребенка по месту жительства (пребывания) на территории Пензенской области на детей граждан Российской Федерации, а для иностранных граждан и лиц без гражданства:

- копия вида на жительство с отметкой о регистрации ребенка по месту жительства на территории Пензенской области или копия вида на жительство родителя (усыновителя (удочерителя), опекуна), в который вписан ребенок для иностранных граждан, постоянно проживающих на территории Пензенской области;

- копия разрешения на временное проживание ребенка иностранного гражданина на территории Пензенской области для иностранных граждан, временно проживающих на территории Пензенской области;

- копия разрешения на временное проживание ребенка иностранного гражданина, проставленного на свободной странице документа, удостоверяющего личность обоих родителей (одного из родителей), усыновителя, опекуна), с отметкой о регистрации по месту жительства на территории Пензенской области для иностранных граждан, временно проживающих на территории Пензенской области;

- копия разрешения на временное проживание с заполненным реквизитом "адрес", оформленного в виде отдельного документа ребенка, не имеющего гражданства, проживающего на территории Пензенской области).

Согласно сведениям, предоставленными Ермолаевыми, о доходах семьи за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления, доход семьи составил <данные изъяты> рублей.

Учитывая положения ст. 15 ФЗ от 05.04.2003 г. № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» о том, что среднедушевой доход семьи рассчитывается путем деления одной трети суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи и положения ст. 1 Закона Пензенской области от 23.05.2002 г. № 365-ЗПО «О прожиточном минимуме в Пензенской области», расчет среднедушевого дохода семьи Ермолаевых следующий: <данные изъяты> руб.: 3 месяца : 5 человек = <данные изъяты> руб.

Согласно Постановлению Правительства Пензенской области от 26.07.2013 г. № 538-пП величина прожиточного минимума во втором квартале 2013 года (момент обращения в социальный орган) составила 6 134 руб.

Таким образом, учитывая, что все необходимые документы были предоставлены в орган социальной защиты, условие необходимое для назначения и выплаты ежегодной денежной выплаты на детей в возрасте до 6 лет, предусмотренное п. 3 ст. 1 ЗПО № 731 - ЗПО, соблюдено, исковое требование Ермолаева А.Н. о назначении и выплате данной меры социальной поддержки подлежит удовлетворению.

Ежемесячная денежная выплата на детей в возрасте от 6 лет до окончания обучения в общеобразовательной организации в размере 290 рублей на одного ребенка предусмотрена п. 2 ст. 2 Закона Пензенской области от 28.12.2004 г. № 731-ЗПО «О мерах социальной поддержки многодетных семей, проживающих на территории Пензенской области».

При этом, в качестве условия для назначения соответствующей выплаты закон называет также обстоятельство того, что среднедушевой доход семьи не должен превышать величину прожиточного минимума, установленную в соответствии с Законом Пензенской области от 23 мая 2002 года № 365-ЗПО «О прожиточном минимуме в Пензенской области».

Согласно «Порядку назначения и выплаты денежных выплат на детей из многодетных семей» ежемесячная денежная выплата (далее в данном разделе - денежная выплата) назначается одному из родителей (усыновителей (удочерителей), опекунов, попечителей) на каждого рожденного (усыновленного, принятого под опеку или попечительство) и проживающего совместно с ним ребенка начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором исполняется ребенку шесть лет, и по месяц окончания им общеобразовательной организации, но не более чем по месяц достижения им возраста 18 лет, либо по месяц выбытия из общеобразовательной организации по другим причинам.

Поступившее заявление и документы регистрируются в день поступления. В течение десяти календарных дней со дня регистрации уполномоченный орган проводит проверку документов, по результатам которой принимает решение.

Для назначения денежной выплаты предоставляются:

а) заявление о назначении денежной выплаты;

б) справка о доходах семьи за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления;

в) копия свидетельства о рождении ребенка, выданного органами записи актов гражданского состояния (при рождении ребенка на территории Российской Федерации) либо консульским учреждением Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (при рождении ребенка на территории иностранного государства), а в случаях, когда регистрация рождения ребенка произведена компетентным органом иностранного государства:

- копия документа, подтверждающего факт рождения и регистрации ребенка, выданного и удостоверенного штампом "апостиль" компетентным органом иностранного государства, с удостоверенным в установленном законодательством Российской Федерации порядке переводом на русский язык, - при рождении ребенка на территории иностранного государства - участника Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, заключенной в Гааге 5 октября 1961 года;

- копия документа, подтверждающего факт рождения и регистрации ребенка, выданного компетентным органом иностранного государства, переведенного на русский язык и легализованного консульским учреждением Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, - при рождении ребенка на территории иностранного государства, не являющегося участником Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, заключенной в Гааге 5 октября 1961 года;

- копия документа, подтверждающего факт рождения и регистрации ребенка, выданного компетентным органом иностранного государства, переведенного на русский язык и скрепленного гербовой печатью - при рождении ребенка на территории иностранного государства, являющегося участником Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной в городе Минске 22 января 1993 года;

г) копия свидетельства о регистрации по месту жительства (пребывания) на территории Пензенской области ребенка, не достигшего 14-летнего возраста; на ребенка старше 14 лет - документ, удостоверяющий личность, с отметкой о месте регистрации по месту жительства, месту пребывания или копия документа, подтверждающего регистрацию по месту жительства, месту пребывания (если предъявлен не паспорт, а иной документ, удостоверяющий личность) - для детей граждан Российской Федерации, а для иностранных граждан и лиц без гражданства:

- копия вида на жительство с отметкой о регистрации ребенка по месту жительства на территории Пензенской области или копия вида на жительство родителя (усыновителя (удочерителя), опекуна), в который вписан ребенок для иностранных граждан, постоянно проживающих на территории Пензенской области;

- копия разрешения на временное проживание ребенка иностранного гражданина на территории Пензенской области для иностранных граждан, временно проживающих на территории Пензенской области;

- копия разрешения на временное проживание ребенка иностранного гражданина, проставленного на свободной странице документа, удостоверяющего личность обоих родителей (одного из родителей), усыновителя, опекуна), с отметкой о регистрации по месту жительства на территории Пензенской области для иностранных граждан, временно проживающих на территории Пензенской области;

- копия разрешения на временное проживание с заполненным реквизитом "адрес", оформленного в виде отдельного документа ребенка, не имеющего гражданства, проживающего на территории Пензенской области);

д) справка об обучении в общеобразовательной организации - на ребенка старше восьми лет (предоставляется не позднее 10 сентября года, в котором ребенку исполняется восемь лет).

При обращении за назначением денежных выплат на детей указанные выплаты назначаются и выплачиваются за истекшее время, но не более чем за шесть месяцев до месяца, в котором подано заявление с документами, указанными в пунктах 3.4 - 3.5 настоящего Порядка (за исключением справки, указанной в подпункте "б" пункта 3.5 настоящего Порядка).

Согласно представленной справке ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является учащимся МБОУ СОШ <данные изъяты>.

Учитывая, что все необходимые документы были предоставлены в орган социальной защиты, условие необходимое для назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от 6 лет до окончания обучения в общеобразовательной организации, предусмотренное п. 3 ст. 1 ЗПО № 731 - ЗПО, соблюдено, исковое требование Ермолаева А.Н. о назначении и выплате данной меры социальной поддержки подлежит удовлетворению.

Согласно «Порядку назначения и выплаты денежных выплат на детей из многодетных семей» ежемесячная денежная выплата на детей в возрасте от 6 лет до окончания обучения в общеобразовательной организации в размере 290 руб. на одного ребенка предоставляется семьям, имеющим на содержании и воспитании трех и более несовершеннолетних детей с месяца рождения третьего ребенка при условии, что на момент его рождения на содержании и воспитании семьи находятся двое несовершеннолетних детей.

Тот факт, что на момент рождения ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, супруги имели на содержании и воспитании двух несовершеннолетних детей: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Ермолаева Н., ДД.ММ.ГГГГ года, нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела по обстоятельствам, указанным выше. Судебная коллегия считает возможным обязать ответчика назначить ежемесячную денежную выплату на детей в возрасте от 6 лет до окончания обучения в общеобразовательной организации в соответствии с п.п. а) п. 1.1 Порядка назначения и выплаты денежных выплат на детей из многодетных семей, то есть с месяца рождения третьего ребенка - ДД.ММ.ГГГГ

Право на ежемесячное пособие при рождении третьего ребенка и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет предусмотрено ст. 11-3 Закона Пензенской области от 21.04.2005 г. № 795-ЗПО, согласно которой указанное право имеет один из родителей на каждого третьего и последующих рожденных и совместно проживающих с ним детей в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает показатель среднедушевого денежного дохода населения по Пензенской области, определяемый территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области.

В соответствии со ст. 11-4 ЗПО ежемесячное пособие при рождении третьего и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет выплачивается в размере прожиточного минимума для детей в Пензенской области, установленного за 2-й квартал года, предшествующего году, в котором производится выплата.

Согласно ст. 12 ЗПО ежемесячные пособия на детей, указанные в статье 2 настоящего Закона, назначаются начиная с месяца рождения ребенка, если обращение за ними последовало не позднее шести месяцев с месяца рождения ребенка. При обращении за ежемесячными пособиями на ребенка по истечении шести месяцев с месяца рождения ребенка они назначаются и выплачиваются за истекшее время, но не более чем за шесть месяцев до месяца, в котором подано заявление о назначении этих пособий со всеми необходимыми документами.

Пунктом 2-2. установлено, что ежемесячное пособие при рождении третьего и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет назначается со дня рождения ребенка и до достижения ребенком возраста трех лет включительно.

Разделом 8 Постановления Правительства Пензенской области от 22 октября 2012 года № 747-пП «Об организации предоставления мер социальной поддержки семьям, имеющим детей» предусмотрен необходимый перечень документов для назначения ежемесячного пособия при рождении третьего и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в числе который предусмотрено предоставление справки уполномоченного органа по месту жительства другого родителя о неполучении им указанного вида пособия в случаях раздельного проживания родителей.

Как указывалось выше справкой от ДД.ММ.ГГГГ № отдела Управления труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по Мелеузовскому району и г. Мелеузу в г. Кумертау установлено, что ФИО6 за назначением вышеуказанных мер социальной поддержки не обращалась.

Среднедушевой доход семьи Ермолаевых составил <данные изъяты> руб.

Согласно информации предоставленной Пензастат, размер среднедушевого денежного дохода населения по Пензенской области за июнь 2013 года составил 17 551,5 руб., за январь-июнь 2013 г. - 16 324, 3 руб.

Таким образом, все необходимые условия для назначения указанной меры социальной поддержки соблюдены, оснований для отказа не установлены, потому требование истца о назначении и выплате ежемесячного пособия при рождении третьего и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет с ДД.ММ.ГГГГ подлежит удовлетворению.

Компенсация части расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 500 рублей в месяц на одну семью предусмотрена целевой Программой «Многодетная семья 2011-2013 годы», утвержденной Постановлением администрации г. Пензы от 30.09.2010 г. № 1069/1.

Согласно которой Компенсация части расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг (далее - компенсация) в размере 500 рублей в месяц на одну семью производится многодетной семье, проживающей на территории города Пензы. Право на получение компенсации распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе беженцев. Выплата компенсации осуществляется Социальным управлением города Пензы.

Право на получение компенсации имеет один из родителей (усыновителей, удочерителей) в семье, где на воспитании и содержании находятся трое или более несовершеннолетних детей в возрасте до 18 лет.

Компенсация назначается на основании заявления одного из родителей (усыновителей, удочерителей). При подаче заявления для назначения компенсации представляются следующие документы:

а) документы, удостоверяющие личность родителей (усыновителей, удочерителей) (для граждан Российской Федерации);

б) документы, удостоверяющие личность родителей (усыновителей, удочерителей), вид на жительство, разрешение на временное проживание, удостоверение беженца (для иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе беженцев);

в) свидетельство о заключении брака;

г) документы о рождении детей;

д) документы, подтверждающие регистрацию членов семьи на территории города Пензы (домовая книга, выписка из домовой (поквартирной) книги, копия поквартирной карточки, свидетельство о регистрации по месту жительства либо месту пребывания);

е) свидетельство об усыновлении (удочерении) ребенка, вступившее в законную силу решение суда об усыновлении (удочерении) ребенка;

ж) свидетельство о расторжении брака, свидетельство о смерти одного из родителей, свидетельство об установлении отцовства, справка из органов ЗАГС об основании внесения в свидетельство о рождении сведений об отце ребенка (в случае, если семья неполная);

з) сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленные за последний месяц перед подачей заявления о назначении (перерасчете) компенсации;

и) реквизиты лицевого счета, открытого в кредитной организации.

Учитывая, что семья Ермолаевых является многодетной, все необходимые документы были предоставлены, оснований для отказа в назначении данной компенсации не установлено, исковое требование о назначении выплате указанной компенсации подлежит удовлетворению.

Обсуждая требование истца о назначении и выплате компенсации с ДД.ММ.ГГГГ (даты рождения третьего ребенка), судебная коллегия исходит из положения п. 4 Программы, согласно которому компенсация назначается и выплачивается с месяца обращения по месяц утраты семьей статуса многодетной, а также за истекшее время, но не более чем за шесть месяцев до месяца, в котором подано заявление о назначении компенсации со всеми необходимыми документами и не ранее месяца возникновения права на нее. Право на получение данной компенсации у семьи Ермолаевых возникло ДД.ММ.ГГГГ в связи с рождением третьего ребенка, с соответствующим заявлением Ермолаев А.Н. обратился ДД.ММ.ГГГГ года. Таким образом, назначение и выплата данной меры социальной поддержки возможна с месяца возникновения права на нее, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Выплата компенсации осуществляется путем перечисления денежных средств на лицевой счет получателя, открытый в кредитном учреждении. Ермолаевым А.Н. открыт счет в <данные изъяты>.

В силу изложенного, доводы апелляционной жалобы Ермолаева А.Н. являются обоснованными, решение, как незаконное подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Пензы от 23 августа 2013 года отменить, вынести новое решение, которым признать семью в составе: Ермолаев А. Н., ФИО2, Ермолаев Н.А., ФИО3, ФИО1, многодетной. Обязать Социальное управление г. Пензы назначить и выплатить Ермолаеву А.Н. единовременное пособие при рождении третьего ребенка, единовременную выплату при рождении в семье третьего ребенка, ежегодную денежную выплату на ребенка в возрасте до 6 лет, ежемесячную денежную выплату на детей в возрасте от 6 лет до окончания обучения в общеобразовательном учреждении с ДД.ММ.ГГГГ, ежемесячное пособие при рождении третьего и последующихдетей до достижения ребенком возраста трех лет с ДД.ММ.ГГГГ и компенсацию части расходов на оплату жилищно-коммуналь_ных услуг многодетным с ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий

Судьи