НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Пензенского областного суда (Пензенская область) от 17.11.2020 № 33-2920/20

УИД: 58RS0018-01-2019-004005-84

Судья Богатов О.В. №33-2920/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 ноября 2020 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

председательствующего Макаровой С.А.

и судей Гошуляк Т.В., Мягковой С.Н.

при ведении протокола помощникомСериковой А.А.

заслушала в открытом судебном заседании по докладу Мягковой С.Н. дело апелляционной жалобе УПФР в г. Пензе Пензенской области на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 13.11.2019, с учетом определения того же суда об исправления описки от 02.03.2020, которым постановлено:

«Иск Лакалиной Л.А. удовлетворить.

Признать незаконным решение ГУ - УПФ РФ в г. Пензе Пензенской области от 18.08.2019 года об отказе Лакалиной Л.А. в назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Пензе Пензенской области включить в специальный стаж Лакалиной Л.А., дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры в Пензенском доме ветеранов войны и труда, Пензенском территориальном центре социального обслуживания пенсионеров, в Пензенском доме ветеранов, в ГАУСО «Пензенский дом ветеранов», периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Пензе Пензенской области назначить Лакалиной Л.А. досрочную страховую пенсию по старости с 01.09.2019 года».

Заслушав доклад судьи Мягковой С.Н., судебная коллегия

установила:

Лакалина Л.А. обратилась в суд с иском к УПФР в г. Пензе Пензенской области о признании права на досрочную страховую пенсию по старости, указав, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением об установлении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности.

Решением от 28.08.2019 ответчик отказал ей в назначении пенсии с указанием на отсутствие специального стажа. В стаж ее работы не были засчитаны периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (30 лет 11 м. 21 день) в должности медицинской сестры в Пензенском доме ветеранов войны и труда, Пензенском территориальном центре социального обслуживания пенсионеров, в ГАУСО «Пензенский дом ветеранов», так как списками лечебно - профилактических учреждений, работа в которых включается в специальный стаж в связи с осуществлением лечебной деятельности, данное наименование учреждения не поименовано; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Считала, что данное решение принято в нарушение закона. Учреждение, в котором она работала в спорный период, по своему правовому статусу идентично дому-интернату для престарелых и инвалидов, предусмотренному Списком. Учитывая, что она работала в должности, поименованной в Списке, что не оспаривается представителем ответчика, и в учреждении, которое тождественно предусмотренному Списком, одно только несоответствие наименования учреждения, само по себе, не может влечь ограничение права на пенсионное обеспечение.

Также считает, что в её трудовой стаж подлежит зачет периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку по смыслу правовых норм периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами трудовой деятельности с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

С учетом уточнения заявленных требований, просила признать за ней право на досрочное назначение страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, включить следующие периоды ее работы в специальный стаж, дающий право на назначении досрочной трудовой пенсии:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры в Пензенском доме ветеранов войны и труда, Пензенском территориальном центре социального обслуживания пенсионеров, в Пензенском доме ветеранов, в ГАУСО «Пензенский дом ветеранов»;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ периоды нахождения на курсах повышения квалификации.

В судебном заседании истец Лакалина Л.А. исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Пензе Пензенской области Суванкулов Д.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании выразил несогласие с иском по основаниям, изложенным в решении УПФР в г. Пензе Пензенской области от 28.08.2019.

Ленинский районный суд г. Пензы постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе УПФР (ГУ) в г. Пензе Пензенской области просит отменить решение суда, в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на то, что учреждения - Пензенский дом ветеранов войны и труда, Пензенский территориальный центр социального обслуживания пенсионеров, Пензенский дом ветеранов, ГАУСО «Пензенский дом ветеранов» не поименованы соответствующими Списками; правилами исчисления периодов работы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №516 не предусмотрено включение в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации.

Кроме того, в период работы в ГАУСО «Пензенский дом ветеранов» истца условия для досрочного назначения страховой пенсии не формировались, т.е. данный период работы работодателем не кодировался.

В возражениях на апелляционную жалобу истец Лакалина Л.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Представитель ответчика УПФР в г. Пензе Пензенской области в судебном заседании суда апелляционной инстанции Суванкулов Д.А., действующий по доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержал, просил об отмене судебного решения.

Истец Лакалина Л.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела, заслушав объяснение лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение должно быть законным и обоснованным.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п. 3 постановления Пленума).

При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (ст. 196 ГПК РФ).

Принятое по делу решение суда не отвечает приведенным требованиям ст. 195 ГПК РФ.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Лакалина Л.А. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Пензе Пензенской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному подп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Решением УПФР в г. Пензе Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Лакалиной Л.А. было отказано по причине недостаточного специального стажа.

В соответствии с указанным решением в специальный медицинский стаж не засчитаны периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры в Пензенском доме ветеранов войны и труда, Пензенском территориальном центре социального обслуживания пенсионеров, в Пензенском доме ветеранов, в ГАУСО «Пензенский дом ветеранов», так как списками лечебно - профилактических учреждений, работа в которых включается в специальный стаж в связи с осуществлением лечебной деятельности, утвержденных постановлениями №№ 1397, 464, 1066, 781, данное наименование учреждения не поименовано; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как согласно п.5 Правил исчисления..., утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 516 зачет таких периодов в специальный стаж не предусмотрен;

- период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (5 мес. 28 дн.) - отпуск по уходу за ребенком.

Удовлетворяя исковые требования Лакалиной Л.А. о включении периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры в Пензенском доме ветеранов войны и труда, Пензенском территориальном центре социального обслуживания пенсионеров, в Пензенском доме ветеранов, в ГАУСО «Пензенский дом ветеранов» в специальный стаж, суд исходил из доказанности того обстоятельства, что в данный период истец работала в организации, которая относится к специальному дому-интернату для престарелых и инвалидов, предусмотренному списками.

Вместе с тем, указанный вывод суда первой инстанции является ошибочным, основанным на неверном толковании норм материального права.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона №400-ФЗ страховая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30).

В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительством РФ было принято Постановление от 16 июля 2014 года №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

В соответствии с пп. «н» п. 1 названного Постановления, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:

список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;

список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абз. 4, 5 п. 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;

перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.

С учетом изложенного, для оценки пенсионных прав истца подлежит применению как законодательство, действующее на момент обращения его в Управление с заявлением о назначении пенсии (Список №781 и Правила №781), так и законодательство, действовавшее в спорный период работы истца (Списки №1066, №464, №1397).

Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.

Доводы истца о тождественности выполняемой Лакалиной Л.А. работы в должности медицинской сестры в Пензенском доме ветеранов работе в предусмотренном списком учреждении - доме-интернате для престарелых и инвалидов нельзя признать состоятельными.

Пунктом 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона №173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

Вместе с тем, ни Список №781, ни Списки №1397, №464, №1066 не предусматривают возможности зачета в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, работы в центрах социального облуживания пенсионеров, домах ветеранов войны и труда.

Центры обслуживания пенсионеров, дома ветеранов войны и труда и дома - интернаты для престарелых и инвалидов являются разными видами учреждений. Схожесть выполняемых функций не дает суду оснований для вывода об их тождественности.

На основании приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации суд не уполномочен устанавливать тождественность (идентичность) различных учреждений и расширять перечень учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".

Более того, согласно п. 1 Типового положения о доме престарелых и инвалидов, утвержденного постановлением Государственного комитета Министров СССР по труду и социальным вопросам от 20.06.1978 №202, дом для престарелых и инвалидов является медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного проживания престарелых и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании.

Согласно п. 1 Положения о доме - интернате для престарелых и инвалидов Министерства социального обеспечения РСФСР, утвержденного приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 27.12.1978 №145 и разработанного во исполнение Типового положения о доме для престарелых и инвалидов, являющегося приложением к Постановлению Госкомтруда СССР от 20.06.1978 №202, дом - интернат является медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного проживания престарелых и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. В зависимости от контингента проживающих дома - интернаты подразделяются на дома - интернаты для престарелых и инвалидов, дома-интернаты для инвалидов в возрасте от 18 до 40 лет и «Пансионат ветеранов и труда».

Вместе с тем, как следует из Положения о «Центре социального обслуживания пенсионеров», зарегистрированного постановлением главы администрации Октябрьского района г. Пензы №309 от 16.06.1994, указанный центр является учреждением социальной помощи населению, осуществляющим на территории города, района организацию и практическую, координирующую деятельность по оказанию различных видов социальной поморщи престарелым гражданам, инвалидам, семьям с детьми и другим группам населения, нуждающимся в социальной поддержке (п.1). Центр может иметь в своей структуре различные подразделения соц. обслуживания, в том числе, отделение дневного пребывания престарелых и инвалидов; отделения дневного пребывания предназначаются для бытового, медицинского, культурного обслуживания пенсионеров и инвалидов (п. 3.1).

Судом первой инстанции установлено, что решением исполкома Пензенского областного Совета народных депутатов от 16.01.1985 №16 на базе введенного в эксплуатацию дома-интерната для престарелых и инвалидов в г. Пензе создан дом-интернат ветеранов войны и труда на 310 мест.

Приказами ОБЛСО от 03.05.90, 10.05.90 №№ 67,71 Пензенский дом ветеранов войны и труда переименован в Пензенский территориальный центр социального обслуживания пенсионеров.

Приказом Управления социальной защиты населения Пензенской области № 75 от 05.06.97 года Пензенский территориальный центр социального обслуживания пенсионеров переименован в Пензенский Дом ветеранов.

На основании приказа Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области от 29.09.2011 года № 398 государственное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения «Пензенский дом ветеранов» переименовано в государственное автономное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения Пензенской области «Пензенский дом ветеранов».

В соответствии с имеющимися в материалах дела Уставами по состоянию на 2002, 2006, 2011, 2013, 2019 годы Пензенский дом ветеранов является учреждением социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Пензенской области. Целью деятельности учреждения является оказание гражданам пожилого возраста и инвалидам социальной, медицинской, бытовой и других видов помощи. Переименование учреждения не изменяло целей и характера его деятельности.

На запросы судебной коллегии Пензенского областного суда Уставы Пензенского дома ветеранов, Пензенского территориального Центра социального обслуживания пенсионеров в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений 1988 - 1996 гг., 1998-2001 гг. предоставлены не были.

Таким образом, в материалах гражданского дела отсутствуют данные о том, что в спорные периоды «Центр социального обслуживания пенсионеров», в составе которого имелось отделение дневного пребывания, был предназначен для постоянного проживания престарелых и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, являлся интернатом.

В Уставе социального учреждения Пензенского дома ветеранов по состоянию на 1997 г. имеется указание на то, что «Дом ветеранов» является медико-социальным учреждением - интернатом, предназначенном для постоянного проживания ветеранов войны и труда, престарелых граждан, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании и является правопреемником Пензенского центра социального обслуживания пенсионеров (п. 1.1. Устава»).

Вместе с тем, в указанной редакции Устава Пензенского дома ветеранов отсутствует указание на то, что данное учреждение предназначено для постоянного проживания инвалидов, в то время как включению в специальный стаж подлежит работа в доме-интернате для престарелых и инвалидов.

Таким образом, в спорный период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Лакалина Л.А. работала в Пензенском доме ветеранов войны и труда, Пензенском территориальном центре социального обслуживания пенсионеров, в ГАУСО «Пензенский дом ветеранов», Положение о котором не предусматривало постоянное проживание престарелых и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании.

Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, предусмотрены учреждения социального обеспечения - дома инвалидов и интернаты инвалидов, а также должность медицинской сестры.

В п. 32 Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1066, в разделе "наименование учреждений" указаны "Учреждения социального обслуживания", а именно дом-интернат для престарелых и инвалидов, специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов.

Список №464, действовавший с 01.01.1992 г., предусматривал возможность включения в специальный стаж периодов работы в должности медицинской сестры независимо от наименования лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, в то время как Пензенский территориальный центр обслуживания пенсионеров являлся учреждением социальной помощи населению и не относился к лечебно-профилактическим и санитарно-эпидемиологическим учреждениям.

При этом, Списком №781 предусмотрено, что работа в учреждениях социального обслуживания может быть включена в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения лишь в том случае, когда они включены в являющийся закрытым перечень учреждений социального обслуживания, предусмотренный п. 31 Списка.

Национальным стандартом Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Термины и определения, утвержденным Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2005 №532-ст предусмотрены такие учреждения, как дом-интернат для престарелых и инвалидов: учреждение социального обслуживания, предназначенное для постоянного или временного [(сроком до 6 месяцев) или пятидневного в неделю] проживания престарелых (мужчин старше 60 лет, женщин старше 55 лет) и инвалидов 1-й и 2-й групп (старше 18 лет), частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, и предоставления им необходимых социальных услуг (п. 2.3.3.1); дом-интернат для ветеранов войны и труда: учреждение социального обслуживания, предназначенное для постоянного, временного [(сроком до 6 месяцев) или пятидневного в неделю] проживания ветеранов войны и труда и предоставления им необходимых социальных услуг (п.2.3.3.18).

Таким образом, дом-интернат для престарелых и инвалидов и дом-интернат для ветеранов войны и труда - два самостоятельных вида учреждений социального обслуживания.

При этом, факт наличия у Пензенского дома ветеранов лицензии для осуществления медицинской деятельности не свидетельствует о праве истца на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с положениями Федерального закона "О страховых пенсиях", а свидетельствует лишь о законном осуществлении медицинской деятельности и деятельности в сфере охраны здоровья.

Кроме того, по общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статьями 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно выписки из лицевого счета индивидуальные сведения работодателем в отношении периода работы истца в ГАУСО «Пензенский дом ветеранов» представлены без кода льготной профессии.

Доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, которые бы в своей совокупности опровергали достоверность сведений персонифицированного учета, в материалы дела не представлено.

С учетом изложенного, поскольку в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работала в учреждении, не предусмотренном Списками №781, №1397, №464, №1066, решение суда в части включения указанного спорного периода в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, подлежит отмене как постановленное с нарушением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ) с вынесением нового решения об отказе в иске.

Соответственно, подлежит отмене обжалуемое решение суда и в части включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также в части признания за истцом права на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку без указанного спорного периода работы у истца как на момент обращения в пенсионный орган, так и на момент рассмотрения настоящего дела судом необходимый стаж (30 лет) для назначения досрочной страховой пенсии по старости отсутствует.

Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Пензы от 13.11.2019 отменить, принять по делу новое решение.

Исковые требования Лакалиной Л.А. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Пензе Пензенской области о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости - оставить без удовлетворения.

Апелляционную жалобу ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Пензе Пензенской области - удовлетворить.

Председательствующий:

Судьи: