НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Пензенского областного суда (Пензенская область) от 10.01.2024 № 2-1442/2023

УИД 58RS0030-01-2023-002590-71 1 инстанция дело № 2-1442/2023

Судья Колмыкова М.В. дело № 33-144/2024 (№ 33-4587/2023)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

10 января 2024 г. г. Пенза

Судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

председательствующего Бурдюговского О.В.,

судей Валетовой Е.В., Мягковой С.Н.,

при ведении протокола помощником Канищевым Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в здании Пензенского областного суда по докладу судьи Валетовой Е.В. дело по исковому заявлению Солохи Г.В. к Государственному автономному учреждению культуры Пензенской области «Центр культурного развития «Дом офицеров» о взыскании заработной платы и компенсации морального вреда

по апелляционной жалобе представителя Солохи Г.В. по доверенности, по ордеру Сапегиной А.В.

на решение Первомайского районного суда г. Пензы от 15 сентября 2023 г., которым постановлено:

«в удовлетворении иска Солохи Г.В. к Государственному автономному учреждению культуры Пензенской области «Центр культурного развития «Дом офицеров» о взыскании заработной платы и компенсации морального вреда - отказать».

Заслушав доклад судьи Валетовой Е.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Истец Солоха Г.В. обратился в суд с иском к Государственному автономному учреждению культуры Пензенской области «Центр культурного развития «Дом офицеров» о взыскании недоначисленной заработной платы и компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он принят на работу в Государственное автономное учреждение культуры Пензенской области «Центр культурного развития «Дом офицеров» на должность заместителя директора по административно-хозяйственной деятельности в порядке перевода из ГБУК «Пензенский областной дом народного творчества». ДД.ММ.ГГГГ уволен из указанной организации на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в связи с сокращением штата работников организации. Ответчик является бюджетным учреждением культуры, функции и полномочия учредителя в отношении которого, осуществляет Министерство культуры и туризма Пензенской области. По условиям трудового договора , заключенного ДД.ММ.ГГГГ между Солоха Г.В. и Государственным автономным учреждением культуры Пензенской области «Центр культурного развития «Дом офицеров», истцу установлен оклад занимаемой должности в размере 46 884 руб., а также надбавка за звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации» в размере 4 688 руб. 40 коп. ДД.ММ.ГГГГ на заседании комиссии по установлению стажа работы от ДД.ММ.ГГГГ истцу установлен стаж работы, дающий право на получение стимулирующей надбавки за стаж непрерывной работы. В устном порядке ему разъяснено, что стаж его работы, учтенный комиссией, составлял 5 лет 3 месяца 2 дня. Из полученной выписки из протокола заседания комиссии он узнал, что комиссией учтены периоды непрерывной работы в учреждениях культуры и стаж работы составлял на ДД.ММ.ГГГГ 30 лет 10 месяцев 14 дней. Однако стимулирующей надбавки за стаж непрерывной работы Солоха Г.В. не получал. Ссылаясь на положения постановления Правительства Пензенской области № 915-пП от 23 декабря 2008 г., считает, что ему полагалась ежемесячная стимулирующая надбавка за выслугу лет в размере 30% от оклада, то есть в размере 14 065 руб. 20 коп. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Солоха Г.В. уволен в связи с сокращением штата работников, однако при выплате выходного пособия, подлежащая выплате ежемесячная стимулирующая надбавка за выслугу лет не была учтена. Невыплата заработной платы в полном размере причинила ему моральные и нравственные страдания, так как он проработал более тридцати лет в учреждениях культуры и такое отношение к его трудовому стажу сильно его ранило. Истец Солоха Г.В. просил суд взыскать с Государственного автономного учреждения культуры Пензенской области «Центр культурного развития «Дом офицеров» недоначисленную заработную плату за период с июля 2022 г. по сентябрь 2022 г., а также за период выплаты выходного пособия в размере 70 326 рублей (без учета НДС); компенсацию морального вреда в сумме 50 000 рублей.

Протокольным определением Первомайского районного суда г. Пензы от 29 августа 2023 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Министерство культуры и туризма Пензенской области.

Первомайский районный суд г. Пензы постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель Солоха Г.В. по доверенности, по ордеру Сапегина А.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить. Полагает, что выводы в решении суда основаны на неверном толковании Положения о системе оплаты труда работников государственных бюджетных, казенных и автономных учреждений, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Министерство культуры и туризма Пензенской области, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 23 декабря 2008 г. N 915-пП. Считает, что п. 2.7 указанного Положения регулирует оплату труда как работников из числа служащих, так и руководителей и заместителей руководителя. В силу п. 4.1 Положения заработная плата руководителя учреждения состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.

Согласно п. 1 Приложения №2 к Положению стимулирующая надбавка за стаж непрерывной работы, выслугу лет устанавливается всем работникам государственных бюджетных и казенных учреждений, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Министерство культуры и туризма Пензенской области.

Учитывая изложенное, надбавка за стаж непрерывной работы положена всем работникам государственных и казенных учреждений, в нарушение пунктов 2.7, 4.1 Положения, п. 1 Приложения 2 к Положению суд исключил заместителя руководителя из числа лиц, имеющих право на стимулирующую надбавку за стаж непрерывной работы.

Полагает, что п. 1 раздела 1 Приложения 1 к Положению о системе оплаты труда работников ГАУК ПО «Центр культурного развития «Дом офицеров», которым стимулирующая надбавка за стаж непрерывной работы, выслугу лет устанавливается всем работникам, за исключением руководителя учреждения и его заместителей, не соответствует требованиям Постановления Правительства Пензенской области от 23 декабря 2008 г. N 915-пП.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Государственного автономного учреждения культуры Пензенской области «Центр культурного развития «Дом офицеров» по доверенности Стахурская И.И. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.

Суд с учетом положений ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Трудовым кодексом РФ каждому работнику гарантируется своевременная и в полном размере выплаты заработной платы, которая устанавливается трудовым договором и зависит от квалификации работника, количества и качества затраченного труда.

Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (абз. 2 и абз. 6 ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса РФ).

Локальные нормативные акты не должны ухудшать положение работника по сравнению с действующим законодательством, что следует из положений ч. 4 ст. 8 Трудового кодекса РФ.

Согласно ч.1 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата работника определена как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В силу ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (п.1). Системы оплаты труда, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (п.2).

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (п.3).

Как следует из обстоятельств дела, ДД.ММ.ГГГГ между Солоха Г.В. и Государственным автономным учреждением культуры Пензенской области «Центр культурного развития «Дом офицеров» заключен трудовой договор по условиям которого Солоха Г.В. принят на должность заместителя директора по административно-хозяйственной деятельности (п. 1.3 договора).

Разделом 5 трудового договора работнику устанавливается оклад по занимаемой должности в размере 46 884 руб. (п.5.1), надбавка за звание «Заслуженный работник культуры РФ» в размере 4 688 руб. 40 коп. (п.5.1.1)

Согласно договору, премии и иные выплаты, сформированные работодателем самостоятельно в пределах фонда оплаты труда, могут быть установлены работнику в соответствии с Положением об оплате труда и премировании работников ГАУК ПО «ЦКР «Дом офицеров» и зафиксированы в дополнительном соглашении к данному трудовому договору или, если они носят разовый характер, закреплены в локальных нормативных актах работодателя (п. 5.4).

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ прекращено действие указанного трудового договора на основании п. 2 ч. 1 ст.81 Трудового кодекса РФ - сокращение штата работников организации.

Обратившись в суд с настоящим иском, Солоха Г.В. ссылался на невыплату ему ответчиком заработной платы в полном размере, а именно на невыплату стимулирующей надбавки за стаж непрерывной работы.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Трудового кодекса РФ, исходил из того, что в соответствии с пунктом 1 раздела 1 Приложения 1 к Положению о системе оплаты труда работников ГАУК ПО «Центр культурного развития «Дом офицеров», не противоречащим Положению о системе оплаты труда работников государственных бюджетных, казенных и автономных учреждений, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Министерство культуры и туризма Пензенской области, утвержденному Постановлением Правительства Пензенской области от 23 декабря 2008 г. N 915-пП, не предусмотрена выплата стимулирующей надбавки за стаж непрерывной работы руководителю учреждения и его заместителям.

Судебная коллегия соглашается с обоснованностью выводов суда первой инстанции, поскольку они основаны на совокупности исследованных по правилам ст. 67 ГПК РФ доказательств, не противоречат закону и подробно мотивированы в оспариваемом судебном акте.

В соответствии со ст. 4 Закона Пензенской области от 2 ноября 2004 г. № 674-ЗПО «Об оплате труда работников государственных учреждений Пензенской области» полномочия по установлению систем оплаты труда работников государственных автономных учреждений Пензенской области осуществляет Правительство Пензенской области.

Постановлением Правительства Пензенской области от 23 декабря 2008 г. N 915-пП утверждено Положение о системе оплаты труда работников государственных бюджетных, казенных и автономных учреждений, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Министерство культуры и туризма Пензенской области.

Разделом 2 указанного Положения установлен порядок и условия оплаты труда работников, занимающих должности служащих.

Пунктом 2.7 раздела 2 предусмотрено, что Положением об оплате и стимулировании труда работников учреждения устанавливаются стимулирующие надбавки к окладу: стимулирующая надбавка за интенсивность и высокие результаты работы; стимулирующая надбавка за стаж непрерывной работы, выслугу лет; стимулирующая надбавка за качество выполнения работ.

Установление стимулирующей надбавки осуществляется по решению руководителя Учреждения в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников Учреждения, а также средств от приносящей доход деятельности, направленных Учреждением на оплату труда работников, если иное не установлено федеральными законами или законами Пензенской области: руководителей структурных подразделений Учреждения, главных специалистов и иных работников, подчиненных заместителям руководителей по представлению заместителей руководителя Учреждения; остальных работников, занятых в структурных подразделениях Учреждения, - на основании представления руководителей соответствующих структурных подразделений Учреждения. Размеры и иные условия установления стимулирующих надбавок к окладам приведены в пунктах 2.8 - 2.10 настоящего раздела Положения.

Согласно п. 2.9 Положения стимулирующая надбавка за стаж непрерывной работы, выслугу лет устанавливается работникам из числа служащих в соответствии с приложением N 2 к настоящему Положению.

Из приложения № 2 к Положению следует, что стимулирующая надбавка за стаж непрерывной работы, выслугу лет устанавливается всем работникам государственных бюджетных, казенных и автономных учреждений, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Министерство культуры и туризма Пензенской области (п.1).

Пунктом 2 Приложения установлены размеры стимулирующей надбавки за стаж непрерывной работы, выслугу лет (в процентах от оклада) работникам Учреждения: при выслуге лет от 1 года до 3 лет - 5%; при выслуге лет от 3 до 8 лет - 10%; при выслуге лет от 8 до 13 лет - 15%; при выслуге лет от 13 до 18 лет - 20%; при выслуге лет от 18 до 23 лет - 25%; при выслуге лет свыше 23 лет - 30%.

Разделом 4 Положения установлены условия оплаты труда руководителя учреждения и его заместителей, главного бухгалтера.

Заместителям руководителя, главному бухгалтеру Учреждения устанавливаются премиальные выплаты, предусмотренные разделом 6 настоящего Положения (порядок и условия премирования работников учреждения), и выплаты, предусмотренные разделом 7 настоящего Положения (другие вопросы оплаты труда). При этом размер выплат стимулирующего характера определяется исходя из финансовых возможностей Учреждения с таким условием, чтобы средняя заработная плата заместителей руководителя Учреждения и главного бухгалтера не превышала среднюю заработную плату руководителя данного Учреждения за отчетный год. (п. 4.4.)

Таким образом, оплата труда руководителя учреждения и его заместителей, главного бухгалтера определена положениями разделов 4, 6, 7 Положения о системе оплаты труда работников государственных бюджетных, казенных и автономных учреждений, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Министерство культуры и туризма Пензенской области.

В данных разделах отсутствует ссылка на применение п.1 приложения № 2 к Положению, которым стимулирующая надбавка за стаж непрерывной работы, выслугу лет устанавливается всем работникам государственных бюджетных, казенных и автономных учреждений, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Министерство культуры и туризма Пензенской области.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции находит несостоятельными доводы апелляционной жалобы о распространении положений раздела 2 указанного Положения на заместителя руководителя учреждения и установление ему стимулирующей надбавки за стаж непрерывной работы в соответствии с Приложением №2.

Положением о системе оплаты труда работников, утвержденным ДД.ММ.ГГГГ директором Государственного автономного учреждения культуры Пензенской области «Центр культурного развития «Дом офицеров», также установлены порядок и условия оплаты труда работников, занимающих должности служащих (раздел 2), условия оплаты труда руководителя учреждения и его заместителей (раздел 4).

С Положением о системе оплаты труда работников ФИО1 ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется отметка в листе ознакомления.

В разделе 4 Положения установлено, что заработная плата руководителя учреждения состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.

Должностные оклады заместителей руководителя устанавливаются на 10-30 процентов ниже должностного оклада руководителя.

Заместителям руководителя учреждения могут устанавливаться выплаты компенсационного характера, предусмотренные разделом 5 настоящего положения, премиальные выплаты, предусмотренные разделом 6 настоящего положения, и выплаты, предусмотренные разделом 7 (другие вопросы оплаты труда) настоящего положения.

При этом размер выплат стимулирующего характера определяется исходя из финансовых возможностей учреждения с таким условием, чтобы средняя заработная плата заместителей руководителя не превышала среднемесячную заработную плату руководителя за отчетный год.

Из Положения о порядке исчисления стимулирующих выплат за стаж непрерывной работы, выслугу лет, являющегося приложением № 1 к указанному Положению о системе оплаты труда работников учреждения, следует, что стимулирующая надбавка за стаж непрерывной работы, выслугу лет устанавливается всем работникам, за исключения руководителя Учреждения и его заместителей.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, в данной части указанное Положение о системе оплаты труда работников Государственного автономного учреждения культуры Пензенской области «Центр культурного развития «Дом офицеров» не противоречит Положению о системе оплаты труда работников государственных бюджетных, казенных и автономных учреждений, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Министерство культуры и туризма Пензенской области, утвержденному постановлением Правительства Пензенской области от 23 декабря 2008 г. N 915-пП, поскольку, как указано выше, Положением о системе оплаты труда работников государственных бюджетных, казенных и автономных учреждений также не предусмотрена стимулирующая надбавка за стаж непрерывной работы руководителю учреждения, его заместителям и бухгалтеру.

Установив изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

Обстоятельства, на которые ссылались стороны в обоснование исковых требований и возражений, представленные доказательства являлись предметом обсуждения суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, которая доводами апелляционной жалобы не опровергается.

Доводы апелляционной жалобы аналогичны основаниям заявленных истцом в суд требований, по существу направлены на переоценку выводов суда, основаны на неправильной оценке обстоятельств данного дела, ошибочном толковании норм материального права. При разрешении настоящего дела судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Безусловных оснований для отмены судебного постановления суда первой инстанции, предусмотренных ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, по делу не установлено.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Первомайского районного суда г. Пензы от 15 сентября 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО1 по доверенности, по ордеру ФИО2 - без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15.01.2024.

Председательствующий

Судьи