Судья: Андрюшина Л.Г. дело № 33-1179/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 апреля 2018 года город Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Старцевой С.А.
судей Букаловой Е.А., Хомяковой М.Е.
при секретаре Нешитой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ливенском районе (Межрайонному) об обязании засчитать периоды работы в стаж для назначения пенсии,
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ливенского районного суда Орловской области от 12 февраля 2018 года, которым в исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Старцевой С.А., изучив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ливенском районе (Межрайонному) (далее ГУ - УПФ РФ в Ливенском районе (Межрайонному)) об обязании засчитать периоды работы в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ.
В обоснование заявленных требований указывал, что <дата> ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, поскольку в стаж работы не были зачтены периоды его работы: с <дата> по <дата> в качестве проходчика с полным рабочим днем под землей в шахте им. 50-летия Советской Украины Антрацитовского производственного объединения по добыче антрацита «Антрацит», в связи с отсутствием документов, подтверждающих факт уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд; с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в качестве проходчика в обществе с ограниченной ответственностью СМУ-8 «Метротонель» (далее - ООО СМУ-8 «Метротонель»), с <дата> по <дата> в качестве проходчика в ООО «СМУ-8 Метростроя» в связи с отсутствием документального подтверждения занятости в качестве проходчика.
По изложенным основаниям, с учетом уточнённых исковых требований, ссылаясь на незаконность и необоснованность указанного отказа просил обязать ГУ - УПФ РФ в Ливенском районе (Межрайонное) засчитать вышеуказанные периоды работы в страховой стаж и в стаж на соответствующих видах работ, а также включить в страховой и льготный стаж периоды работы с <дата> по <дата> в качестве проходчика с полным рабочим днем под землей в шахте им. 50-летия Советской Украины Антрацитовского производственного объединения по добыче антрацита «Антрацит».
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении его требований о включении в страховой стаж с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в качестве проходчика в ООО СМУ-8 «Метротонель» и вынести новое решение.
Ссылается на то, что несмотря на постоянное проживание и регистрацию в Украине, осуществление им с <дата> трудовой деятельности на территории Российской Федерации является достаточным для включения спорных периодов в специальный стаж.
Указывает на то, что учет трудового стажа не может быть поставлен в зависимость от обязательной уплаты страховых взносов.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - О страховых пенсиях) досрочная страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с данной статьей, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Подпунктом «а» пункта 1 Постановления Правительства от 16 июля 2014 года № 665 предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах применяется Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».
Согласно вышеуказанному Списку, право на досрочное пенсионное обеспечение предоставлено лицам, работавшим в должностях, предусмотренных следующими позициями: раздел I - Горные работы, подраздел 1 - подземные работы: в шахтах, рудниках и на приисках по добыче полезных ископаемых, код 1010100а - все рабочие, занятые полный рабочий день на подземных работах; подраздел 2 - подземные работы на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении и капитальном ремонте: горных выработок, метрополитенов, подземных каналов, тоннелей и других подземных сооружений, код 1010300а-17491 - проходчики.
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Закон о трудовых пенсиях в Российской Федерации), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Закона о страховых пенсиях, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30).
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона о страховых пенсиях, периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 Закона о страховых пенсиях, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее Закон об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации).
Вопросы пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ) регулируются «Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» от 13 марта 1992 года, подписанным, в том числе, Российской Федерацией и Украиной.
В силу статей 1 и 6 Соглашения от 13 марта 1992 года пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.
В соответствии с пунктом 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июля 2004 года № 99р, для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств.
При этой трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года № 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Закона о трудовых пенсиях в Российской Федерации) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Частью 1 статьи 4 Закона о страховых пенсиях предусмотрено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (часть 3 статьи 4 Закона о страховых пенсиях).
Правовой статус иностранных граждан, а также правоотношения, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации, осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности в спорный период регулировалось Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
В статье 2 этого Закона указано, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.
На момент осуществления ФИО1 спорной трудовой деятельности государственное регулирование обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации осуществлялось Законом об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в редакции, действовавшей до 1 января 2012 года, пунктом 1 статьи 7 которого предусматривалось, что застрахованными лицами являлись граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства.
Вступившим в силу с 1 января 2012 года Федеральным законом от 3 декабря 2011 года № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» в пункт 1 статьи 7 Закона об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации были внесены изменения, согласно которым застрахованными лицами стали являться и иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев.
При этом обратной силы данному положению законодателем не было придано.
Понятие страхового стажа закреплено в пункте 2 статьи 3 Закона о страховых пенсиях и определяется как учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Порядок подтверждения страхового стажа определен в статье 14 Закона о страховых пенсиях и Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015.
Согласно данному порядку и пункту 4 Правил, при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Судом установлено, что ФИО3 являлся гражданином Украины, который имея статус иностранного гражданина, с <дата> временно пребывал на территории Российской Федерации, в связи с заключение трудового договора, с <дата> является гражданином Российской Федерации.
С <дата> по <дата> ФИО1 осуществлял трудовую деятельность на территории Украины в должности проходчика 5 разряда с полным рабочим днем под землей в шахте им. 50-летия Советской Украины Антрацитовского производственного объединения по добыче антрацита «Антрацит».
С <дата> истец работал в России в ООО СМУ-8 «Метротоннель» в должности подземным проходчиком по 4 разряду. <дата> переведен проходчиком по 4 разряду на поверхности. С <дата> переведен подземным проходчиком, откуда <дата> уволен. <дата> принят на работу в ООО «СМУ-8 Метрострой» (переименованное с ООО СМУ-8 «Метротоннель») подземным проходчиком, где работает по настоящее время.
Указанные обстоятельства подтверждаются трудовой книжки ФИО1 №, которая в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации, является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Из материалов дела следует, что сведения об уплате страховых взносов в период с <дата> по <дата> Управлением Пенсионного фонда в <адрес> Украины не представлены.
По информации, содержащейся в выписке из лицевого счета ФИО1, зарегистрированного с <дата> в системе государственного пенсионного страхования Российской Федерации, работодатель не предоставлял в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения персонифицированного учета и не перечислял страховые взносы на обязательное пенсионное страхование истца за периоды работы с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>.
При рассмотрении дела судом также установлено, что <дата> ГУ - УПФ РФ в г. Ливны и Ливенском районе Орловской области ФИО1 отказано в зачете в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ периодов работы: с <дата> по <дата> в качестве проходчика с полным рабочим днем под землей в шахте им. 50-летия Советской Украины Антрацитовском производственном объединении по добыче антрацита «Антрацит» в связи с отсутствием документа, подтверждающего факт уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд; с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в качестве проходчика в ООО СМУ-8 «Метротоннель» и с <дата> по <дата> в качестве проходчика в ООО «СМУ-8 Метростроя», так как отсутствует документальное подтверждение занятости в качестве проходчика в акте проверки, кроме того данные сведения отсутствуют на лицевом счете застрахованного лица.
<дата> ФИО1 также было отказано в зачете в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ периода работы с <дата> по <дата> в качестве проходчика с полным рабочим днем под землей в шахте им. 50-летия Советской Украины Антрацитовском производственном объединении по добыче антрацита «Антрацит» в связи с отсутствием документального подтверждения занятости полный рабочий день в должности, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Принимая во внимание изложенное и удовлетворяя исковые требования в части включения в страховой стаж и в стаж, дающий право на досрочное назначение в соответствии со Списком № 1 производства работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость на которых дает право на досрочное назначение пенсии по возрасту (по старости) на льготных условиях, трудовой стаж с <дата> по <дата> в должности проходчика с полным рабочим днем под землей в шахте им. 50-летия Советской Украины Антрацитовского производственного объединения по добыче антрацита «Антрацит», приобретённый на территории Украины, районный суд обоснованно счел установленным осуществление указанной трудовой деятельности в спорный период. При этом, отсутствие справок компетентных органов об уплате страховых взносов на территории Республики Украина, возможность получение которых вследствие внутренней обстановки в этой стране отсутствует, не может служить основанием для лишения истца права на включение указанного периода работ в соответствующий стаж назначение пенсии. В указанной части решение суда не обжалуется.
Разрешая настоящий спор в части отказа в удовлетворении требований о включении в страховой стаж и стаж, дающий право на досрочное назначения страховой пенсии периодов работы с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в ООО СМУ-8 «Метростроя», с <дата> по <дата> в ООО «СМУ-8 Метростроя», в силу приведенных норм права, устанавливающих порядок подтверждения страхового стажа иностранных граждан, временно пребывающих на территории Российской Федерации, складывающийся из периодов работы, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что ФИО1, как иностранный гражданин, временно пребывающий на территории Российской Федерации, в отсутствии перечислений страховых взносов в указанный период не являлся застрахованным лицом.
Доводы жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, содержат ссылки на те же обстоятельства, которые были предметом обсуждения в суде первой инстанции при рассмотрении спора, получили оценку в обжалуемом решении, с которой судебная коллегия соглашается.
Решение суда постановлено с правильным применением норм материального права, нарушений процессуального законодательства при рассмотрении иска судом не допущено, оснований для изменения или отмены судебного решения по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ливенского районного суда Орловской области от 12 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи