Судья Щукин М.А. Дело № 33а-2867/2023
(УИД № 57RS0027-01-2022-001933-76)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 октября 2023 г. город Орел
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сивашовой А.В.
судей Альяновой Е.Л., Дятлова М.В.,
при секретаре Трухановой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда административное дело 2а-31/2023 по административному исковому заявлению Управления Федерального налоговой службы по Орловской области к ФИО1 о взыскании суммы пени,
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Северного районного суда г. Орла от 28 июня 2023 г., которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Альяновой Е.Л., изучив доводы апелляционной жалобы, возражений, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Орлу обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании суммы пеней за несвоевременную уплату задолженности по налогам. В обоснование заявленных требований указав, что ФИО1 в период с 14 апреля 2008 г. по 09 февраля 2017 г. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем являлся плательщиком страховых взносов, единого налога на вмененный доход. Кроме того являлся плательщиком транспортного налога.
В связи с неисполнением в установленный законом срок обязательств по уплате указанных налогов и страховых взносов в адрес ФИО1 налоговым органом было направлено требование № 53082 от 01 ноября 2021 г., которое административным ответчиком в полном объеме не было исполнено.
Ссылаясь на неисполнение ФИО1 требования об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки по налогам и страховым взносам, просил суд взыскать с административного ответчика задолженность в размере 6632,26 руб., из которых: пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 г. в размере 36,65 руб., пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 г. в размере 226,05 руб., пени за несвоевременную уплату единого налога на вмененный доход в размере 502,07 руб., пени за несвоевременную уплату транспортного налога в сумме 5 867,49 руб.
Определением суда произведена замена административного истца с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу на Управление Федеральной налоговой службы по Орловской области (далее - УФНС России по Орловской области) в связи с ее реорганизацией.
Судом постановлено обжалуемое решение. С ФИО1 в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Орловской области взысканы пени за несвоевременную уплату страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию в фиксированном размере на выплату страховой пенсии за 2017 год за период с 10 июля 2019 г. по 31 октября 2021 г. в сумме 226,05 руб., пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2017 год за период с 10 июля 2019 г. по 31 октября 2021 г. в сумме 36,65 руб., пени на недоимку по единому налогу на вмененный доход за 2, 3, 4 кварталы 2016 г. и 1 квартал 2017 г. за период с 10 июля 2019 г. по 31 октября 2021 г. в сумме 502,07 руб., пени на недоимку по транспортному налогу за 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019 годы за период с 10 июля 2019 г. по 31 октября 2021 г. в сумме 5 867,49 руб., а всего 6 632,26 руб. В доход бюджета муниципального образования «Город Орел» взыскана государственная пошлина в сумме 400 руб.
С указанным решением не согласился ФИО1, в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Приводит довод о том, что само требование №53082 от 01 ноября 2021 г. является незаконным.
Указывает, что административным истцом не представлено доказательств взыскания с ФИО1 недоимок по единому налогу на вмененный доход, в связи с чем пени взысканы незаконно.
Ссылается на то, что пени по недоимке по транспортному налогу за 2014 г. взысканию не подлежали, поскольку сумма недоимки должна быть списана на основании Федерального закона №436-ФЗ от 28 декабря 2017 г.
Указывает, что недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионного страхование уплачена им 30 января 2020 г., недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование погашена 19 ноября 2019 г., а пени взысканы за период с 10 июля 2019 г. по 31 октября 2021 г. Недоимка по транспортному налогу за 2018 г. погашена 25 августа 2020 г., а пеня взыскана за период с 10 июля 2019 г. по 31 октября 2021 г.
Кроме того, ссылается на пропуск налоговым органом процессуального срока при подаче настоящего иска в суд.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении разбирательства дела не просили, в связи с чем судебная коллегия на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановила рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы предусмотрена статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели.
В силу пункта 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов таким плательщиком осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.
Согласно статьи 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками по единому налогу на вмененный доход являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом.
Положениями статей 346.30, 346.32 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по месту постановки на учет в налоговом органе. Налоговым периодом является квартал.
В силу статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного Кодекса.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1).
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2).
Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (пункт 3).
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4).
Взыскание налога, пеней с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в пункте 1 которой закреплено, что заявление о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 14 апреля 2008 г. по 09 февраля 2017 г.
В связи с неисполнением ФИО1 обязательств по своевременной оплате сумм недоимок по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование, по единому налогу на вмененный доход и транспортному налогу налоговым органом были начислены пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 226,05 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 36,65 руб., по единому налогу на вмененный доход в размере 502,07 руб., по транспортному налогу в размере 5 867,49 руб. (л.д.18-24).
Инспекцией Федеральной налоговой службы по г.Орлу направлены были налогоплательщику налоговые уведомления по расчету и уплате транспортного налога № 142755169 от 13 февраля 2018 г., № 64494907 от 07 сентября 2018 г., № 29045120 от 11 июля 2019 г., № 6979972 от 03 августа 2020 г. за 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019 года. Также направлено было требование № 530082 от 01 ноября 2021 г. по уплате недоимок по транспортному налогу, единому налогу на вмененный доход, страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также пеней по указанным недоимкам, со сроком уплаты до 10 декабря 2021 г. (л.д.15-17).
Поскольку требование налогового органа ФИО1 исполнено не было, 01 марта 2022 г. мировым судьей судебного участка № 3 Северного района г.Орла по заявлению налогового органа был вынесен судебный приказ № 2а-525/2022 о взыскании с ФИО1 задолженности по пеням.
Определением мирового судьи судебного участка № 3 Северного района г.Орла от 16 марта 2022 г. указанный судебный приказ был отменен в связи с поступлением от административного ответчика возражений.
23 августа 2022 г. налоговый орган направил административное исковое заявление в Северный районный суд г.Орла (л.д.98).
Кроме того, из материалов дела, в частности решения Северного районного суда г. Орла от 8 октября 2020 г., вступившего в законную силу 04 февраля 2021 г. (л.д.155-159), усматривается следующее.
Решением Северного районного суда г. Орла от 04 июня 2019 г. с ФИО1 взыскана недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в сумме 2576,79 руб., пени в сумме 115 руб. за период с 24 февраля 2017 г. по 14 июля 2017 г., недоимка по обязательному медицинскому страхованию за 2017 год в сумме 505,45 руб., пени в сумме 22,26 руб. за период с 24 февраля 2017 г. по 14 июля 2017 г.
Решением Северного районного суда г.Орла от 13 июля 2018 г. с ФИО1 была взыскана сумма недоимки по транспортному налогу за 2014 год в сумме 44400 руб.
Решением Северного районного суда г. Орла от 14 февраля 2018 г. с учетом изменений, внесенных апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 26 апреля 2018 г., с ФИО1 взыскана недоимка по транспортному налогу за 2015 год в сумме 4 440 руб. и пени, начисленные на эту недоимку, за период с 02 декабря 2016 г. по 15 декабря 2016 г. в сумме 20,53 руб.
Решением Северного районного суда г. Орла от 19 августа 2019 г. с учетом изменений, внесенных апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 23 января 2020 г., с ФИО1 взыскана недоимка по транспортному налогу за 2016 год в сумме 4440 руб. и пени, начисленные на эту недоимку за период 10 апреля 2018 г. по 15 апреля 2018 г. в сумме 6,44 руб.
Решением Северного районного суда г. Орла от 14 мая 2020 г. с ФИО1 взыскана недоимка по транспортному налогу за 2017 год в сумме 4440 руб. и пени, начисленные на эту недоимку за период 04 декабря 2018 г. по 30 января 2019 г. в сумме 66,05 руб.
Решением Северного районного суда г.Орла от 08 октября 2020 г., с ФИО1 взысканы пени за несвоевременную уплату страховых взносов по обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой пенсии за 2017 год за период с 15 июля 2017 г. по 21 января 2018 г. в сумме 376,83 руб., пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2017 год за период с 15 июля 2017 г. по 21 января 2018 г. в сумме 73,91 руб., пени на недоимку по единому налогу на вмененный доход за 3 квартал 2016 г. за период с 15 июля 2017 г. по 21 января 2018 г. в сумме 659,35 руб., пени на недоимку по транспортному налогу за 2014 год в сумме 672,12 руб. за период с 02 апреля 2019 г. по 09 июля 2019 г., пени на недоимку по транспортному налогу за 2015 год за период с 10 апреля 2018 г. по 09 июля 2019 г. в сумме по 500,53 руб., пени на недоимку по транспортному налогу за 2016 год за период с 16 апреля 2018 г. по 09 июля 2019 г. в сумме 500,53 руб., пени на недоимку по транспортному налогу за 2017 год за период с 31 января 2019 г. по 09 июля 2019 г. в сумме 182,67 руб. (л.д.155-159).
Решением Северного районного суда г.Орла от 16 сентября 2020 г. с ФИО1 взыскана недоимка по транспортному налогу за 2018 год в сумме 4440 руб. и пени, начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2018 год за период с 03 декабря 2019 г. по 10 февраля 2020 г. в размере 65,20 руб. (л.д.160-161).
Согласно сведениям, представленным суду апелляционной инстанции УФНС по Орловской области, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 226,05 руб. начислены на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 г. в размере 2576,79 руб. за период с 30 января 2019 г. по 29 января 2020 г., основная сумма долга погашена должником 30 января 2020 г. Пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 36, 65 руб. начислены на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 г. в размере 505,45 руб. за период с 30 января 2019 г. по 18 ноября 2019 г., основная сумма долга погашена должником 19 ноября 2019 г. Пени по единому налогу на вмененный доход в размере 502,07 руб. начислены на недоимку за 2, 3, 4 кварталы 2016 г. и 1 квартал 2017 г. в размере 17 789,75 руб. за период с 20 июля 2018 г. по 16 декабря 2018 г.
Пени по транспортному налогу в размере 5 867 руб. 49 коп., начислены следующим образом: - 693,38 руб. на недоимку по транспортному налогу за 2015 г. в размере 4 400 руб. за период с 10 июля 2019 г. по 31 октября 2021 г., основная сумма долга по транспортному налогу за 2015 г. взыскивалась в рамках исполнительного производства № 193649107/5704 от 20 ноября 2019 г.; - 693,38 руб. на недоимку по транспортному налогу за 2016 г. в размере 4 400 руб. за период с 10 июля 2019 г. по 31 октября 2021 г., основная сумма долга по транспортному налогу за 2016 г. взыскивалась в рамках исполнительного производства № 193649107/5704 от 20 ноября 2019 г.; - 155,25 руб. на недоимку по транспортному налогу за 2018 г. в размере 4 400 руб. за период с 11 февраля 2020 г. по 25 августа 2020 г., основная сумма долга по транспортному налогу за 2018 г. взыскивалась по решению суда от 16 сентября 2020 г.; - 247, 16 руб. на недоимку по транспортному налогу за 2019 г. в размере 4 400 руб. за период с 22 декабря 2020 г. по 31 октября 2021 г.; основная сумма долга по транспортному налогу за 2019 г. была погашена налогоплательщиком 17 декабря 2021 г., - 3 384 руб. 94 коп. на недоимку по транспортному налогу за 2014 г. в размере 44 400 руб. за период с 10 июля 2019 г. по 31 октября 2021 г., основная сумма долга по транспортному налогу за 2014 г. взыскивалась в рамках исполнительного производства № 193649107/5704 от 20 ноября 2019 г., - 693, 38 руб. на недоимку по транспортному налогу за 2017 г. в размере 4 400 руб. за период с 10 июля 2019 г. по 31 октября 2021 г., основная сумма долга по транспортному налогу за 2017 г. взыскивалась в рамках исполнительного производства № 284736691/5704 от 16 февраля 2021 г.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия предусмотренных законом оснований для взыскания с ФИО1 заявленных налоговым органом сумм пеней, в связи с несвоевременной оплатой недоимок по страховым взносам и налогам.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции о наличии оснований для взыскания пеней за несвоевременную уплату страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию в фиксированном размере на выплату страховой пенсии за 2017 год в сумме 226,05 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2017 год в сумме 36,65 руб., единого налога на вмененный доход за 3 квартал 2016 г., транспортному налогу за 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019 годы в сумме 5 867,49 руб., правильными, основанными на установленных по делу обстоятельствах.
Административным истцом представлен расчет пеней за несвоевременную уплату указанных сумм недоимок, который соответствует действующему законодательству и установленным по делу обстоятельствам. Доказательств, опровергающих правильность расчета указанных пеней, административным ответчиком не представлено.
Довод жалобы о том, что сумма недоимки и пени по транспортному налогу за 2014 г. подлежала списанию на основании Федерального закона №436-ФЗ от 28 декабря 2017 г. «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» является необоснованным.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
Таким образом, для физических лиц списанию подлежит сумма налоговой задолженности по имущественным налогам, к которым относится транспортный налог, образовавшаяся по состоянию на 1 января 2015 г., а также соответствующая сумма по пени, начисленная на указанную задолженность.
Транспортный налог, в соответствии с требованиями статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации, за 2014 год подлежал оплате в 2015 году (срок оплаты не мог быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом), поэтому не мог быть признан безнадежным к взысканию.
Довод апелляционной жалобы о том, что административным истцом пропущен срок обращения с требованиями о взыскании налоговой задолженности, судебной коллегией не принимается во внимание.
По общему правилу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести, месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Вопрос соблюдения налоговым органом указанного срока проверяется при рассмотрении соответствующего процессуального вопроса мировым судьей, истечение данного срока препятствует выдаче судебного приказа (пункт 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве»).
В данном случае, рассмотрев заявление о выдаче судебного приказа, мировой судья вынес судебный приказ о взыскании обязательных платежей, при этом не усмотрел правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа, в том числе и по мотиву пропуска процессуального срока.
Срок на обращение в суд в порядке административного искового производства, предусмотренный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, административным истцом не пропущен, соответствующее требование предъявлено в пределах шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Довод жалобы о незаконности определения суда от 26 сентября 2022г. (о принятии административного иска к производству), поскольку скан конверта от 23 августа 2022 г. с достоверностью не подтверждает направление настоящего иска в суд, судебной коллегией не принимается во внимание, поскольку указанное определение было принято судом в соответствии с требованиями статей 127,132-135,291 – 292 КАС РФ. Оснований не доверять имеющейся в материалах дела копии конверта (л.д.98), в котором административное исковое заявление поступило в суд, у судебной коллегии не имеется.
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции об удовлетворении требований налогового органа о взыскании с ФИО1 пени на недоимку по единому налогу на вмененный доход за 2,4 кварталы 2016 г., 1 квартал 2017 г.
Так пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 08 февраля 2007 года № 381-О-П «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «Ростелеком» на нарушение конституционных прав и свобод положениями пунктов 5 и 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» разъясняется, что обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17 февраля 2015 года № 422-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО2 на нарушение его конституционных прав пунктом 5 части первой статьи 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, положениями пунктов 1, 2 и абзацем первым пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации», положения Налогового кодекса Российской Федерации, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание. Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога.
Из изложенного следует, что поскольку нормы законодательства о налогах и сборах не предполагают возможность взыскания пени на сумму тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено, ее начисление (неначисление) правового значения не имеет.
В материалах дела отсутствуют сведения о том, что задолженность по единому налогу на вмененный доход за 2,4 кварталы 2016 г., 1 квартал 2017 погашена либо возможность ее взыскания не утрачена.
Согласно сведениям, представленным УФНС России по Орловской области, пени по единому налогу на вмененный доход в размере 502,07 руб. начислены на недоимку за 2, 3, 4 кварталы 2016 года и 1 квартал 2017 г. в размере 17 789,75 руб. за период с 20 июля 2018 г. по 16 декабря 2018 г. Основная сумма долга по единому налогу на вмененный доход за 2 квартал 2016 г. в размере 4 573 руб. взыскивалась в порядке ст. 47 НК РФ на основании постановления № 4234 от 03 октября 2016 г. Основная сумма долга по единому налогу на вмененный доход за 3 квартал 2016 г. в размере 4 573 руб. взыскивалась в порядке ст. 47 НК РФ на основании постановления № 408 от 02 февраля 2017 г. Основная сумма долга по единому налогу на вмененный доход за 4 квартал 2016 г. в размере 4 573 руб. взыскивалась по судебному приказу № 2а-3652/2019 от 10 октября 2019 г. Основная сумма долга по единому налогу на вмененный доход за 1 квартал 2017 г. в размере 4 573 руб. взыскивалась по судебному приказу № 2а-3651/2019 от 10 октября 2019 г.
Вместе с тем из материалов гражданских дел №2-а-3651/2019, №2а-3652/2019 следует, что судебные приказы от 10 октября 2019 г. о взыскании недоимки по единому налогу на вмененный доход за 4 квартал 2016 г.,1 квартал 2017 в сумме 4573 руб. отменены определениями мирового судьи судебного участка №3 Северного района г.Орла от 25 октября 2019 г.
В соответствии со сведениями, представленными суду апелляционной инстанции судебным приставом-исполнителем Северного РОСП г.Орла от 18 октября 2023 г., на исполнение не поступало постановление №4234 от 03 октября 2016 г., исполнительное производство не возбуждалось. Доказательства о возбуждении исполнительного производства на основании указанного исполнительного документа, либо погашения данной недоимки материала дела не содержат, административным истцом не представлены.
Таким образом, оснований для взыскания пени по единому налогу на вмененный доход за 2,4 кварталы 2016 г., 1 квартал 2017 у суда первой инстанции не имелось.
Решение суда первой инстанции об удовлетворении требований о взыскании с ФИО1 пени на недоимку 2,4 кварталы 2016 г., 1 квартал 2017 г. постановлено в результате неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для административного дела, а также с нарушением норм материального права, в связи с чем, решение в данной части подлежит отмене с принятием нового решения об отказе во взыскании пени на недоимку по единому налогу на вмененный доход за 2,4 кварталы 2016 г., 1 квартал 2017 г.
В соответствии со сведениями, представленными суду апелляционной инстанции судебным приставом-исполнителем Северного РОСП г.Орла от 17 октября 2023 г., на исполнении находится исполнительное производство №14995/17/57004, возбужденное 17 февраля 2017 г. на основании постановления №408 от 02 февраля 2017 г.
На основании решения Северного районного суда г.Орла от 08 октября 2020 г. с ответчика взыскивалась пеня на недоимку по единому налогу на вмененный доход за 3 квартал 2016 г. с 15 июля 2017 г. по 21 января 2018 г. в сумме 659,35 руб.
В соответствии с представленным налоговым органом суду апелляционной инстанции расчетом, сумма пени на недоимку по единому налогу на вмененный доход за 3 квартал 2016 г. за период с 20 июля 2018 г. по 16 февраля 2018 г. составляет 169,24 руб.
С учетом изложенного с ФИО1 подлежат взысканию пени на недоимку по единому налогу на вмененный доход за 3 квартал 2016 г. за период с 20 июля 2018 г. по 16 декабря 2018 г. в сумме 169,24 руб. Общий размер взысканной с ФИО1 задолженности равен 6299, 43 руб.
Кроме того, из имеющегося в материалах дела расчета пеней, сведений, представленных суду апелляционной инстанции налоговым органом, видно, что пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 226,05 руб. начислены за период с 30 января 2019 г. по 29 января 2020 г.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 36,65 руб. начислены за период с 30 января 2019 г. по 18 ноября 2019 г.; пени по транспортному налогу за 2018 г. начислены за период с 11 февраля 2020 г. по 25 августа 2020 г., пени по транспортному налогу за 2019 г. начислены за период с 22 декабря 2020 г. по 31 октября 2021 г.
Вместе с тем, в резолютивной части решении суда первой инстанции указанные периоды указаны неправильно, а потому решение в этой части подлежит изменению.
Таким образом, апелляционная жалоба ФИО1 подлежит частичному удовлетворению.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
Апелляционную жалобу ФИО1 – удовлетворить частично.
Решение Северного районного суда г. Орла от 28 июня 2023 г. отменить в части удовлетворения требований о взыскании с ФИО1 пени на недоимку по единому налогу на вмененный доход за 2,4 кварталы 2016 г., 1 квартал 2017 г.
Принять в данной части новое решение, которым отказать в удовлетворении требований о взыскании с ФИО1 пени на недоимку по единому налогу на вмененный доход за 2,4 кварталы 2016 г., 1 квартал 2017 г.
Взыскать с ФИО1 в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Орловской области пени на недоимку по единому налогу на вмененный доход за 3 квартал 2016 г. за период с 20 июля 2018 г. по 16 декабря 2018 г. в сумме 169 руб. 24 коп.
Считать общий размер взысканной с ФИО1 задолженности равным 6299 руб. 43 коп.
Решение Северного районного суда г. Орла от 28 июня 2023 г. изменить в части периодов взыскания пеней, указав периоды взыскания пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование с 30 января 2019 г. по 29 января 2020 г.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование с 30 января 2019 г. по 18 ноября 2019 г.; пени по транспортному налогу за 2018 г. с 11 февраля 2020 г. по 25 августа 2020 г., пени по транспортному налогу за 2019 г. с 22 декабря 2020 г. по 31 октября 2021 г.
В остальной части решение Северного районного суда г. Орла от 28 июня 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Кассационная жалоба на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Мотивированный текст апелляционного определения изготовлен 02 ноября 2023 г.
Председательствующий
Судьи