НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Орловского областного суда (Орловская область) от 16.02.2017 № 33А-477/2017

Дело № 33а-477/2017 Судья Самойлова Ю.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 февраля 2017 года город Орёл

Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Сабаевой И.Н.,

судей Сафроновой Л.И., Хомяковой М.Е.,

при секретаре Паршиковой М.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении областного суда административное дело по административному исковому заявлению Кушелева И.Е., Панкова В.В., Сорокиной О.А., Васильевой М.В., Ставцевой А.М. к администрации г. Орла, Управлению по государственной охране объектов культурного наследия Орловской области, Муниципальному казенному учреждению «Управление коммунального хозяйства г. Орла», Правительству Орловской области, Орловскому городскому совету народных депутатов об оспаривании бездействия

по апелляционной жалобе Кушелева И.Е., Панкова В.В., Сорокиной О.А., Васильевой М.В., Ставцевой А.М. на решение Советского районного суда г. Орла от 13 декабря 2016 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований.

Заслушав доклад судьи областного суда Сафроновой Л.И., объяснения истцов Кушелева И.Е., Панкова В.В., поддержавших доводы апелляционных жалобы, возражения представителя Орловского городского Совета народных депутатов Прохорова М.А., представителя Правительства Орловской области и Управления по государственной охране объектов культурного наследия Орловской области Гайдукова Р.М., представителя МКУ «Управление коммунальным хозяйством г. Орла» Дорониной С.Е., полагавших, что решение суда является законным, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

установила:

Кушелев И.Е., Панков В.В., Сорокина О.А., Васильева М.В., Ставцева А.М. обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Орла, Управлению по государственной охране объектов культурного наследия Орловской области об оспаривании бездействия.

В обоснование заявленных требований указывали, что в нарушение требований законодательства в городе Орле ряд объектов культурного наследия находятся в недопустимом с точки зрения требований к их содержанию и использованию состоянии при бездействии государственного органа охраны в части исполнения полномочий по государственному надзору и систематическому наблюдению.

Так, в доме № 36 на ул. Карачевской выбиты окна 1 этажа, из-за чего проход внутрь здания открыт, из дома выносятся детали интерьера, выломаны полы, регулярно происходят поджоги здания изнутри, одна квартира полностью выгорела, окна 2 этажа постоянно раскрыты настежь, дом сыреет, вымерзает. Территория дома завалена мусором, металлический забор, огораживающий участок, уничтожен.

В доме № 13 по ул. 2-й Посадской частично снята кровля, вследствие чего деревянное здание подвергается систематическому заливу атмосферными осадками.

В доме №1 по ул. Октябрьской имеются серьёзные повреждения перекрытия, из-за которых конструкции памятника подвергаются неблагоприятному воздействию атмосферных осадков.

По адресу ул. Салтыкова-Щедрина, д.5 после пожара не проведены противоаварийные и консервационные работы. Соседние памятники - дома № 7 и 9 также содержатся в ненадлежащем состоянии, подвергаются утратам элементы интерьеров.

Памятник регионального значения, «дом Лобанова», стоит с открытыми окнами, выбитыми стёклами, выломанными оконными рамами и дверьми, вскрытыми полами. Дом внутри завален мусором.

Памятник регионального значения - часовня Христорождественского женского монастыря в Транспортном переулке заброшена, разрушается.

Несмотря на это, собственником объектов не проводятся противоаварийные работы, а госорганом не принимается каких-либо мер понуждения к их проведению в рамках госнадзора и систематического наблюдения.

Указанное бездействие собственника и госоргана нарушают права граждан Российской Федерации, установленные Международной декларацией прав человека, Международной хартией по консервации и реставрации памятников, Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия, Конституцией РФ, положениями Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия».

По изложенным основаниям, с учетом уточнения требований, просили суд признать незаконным, нарушающим их права граждан РФ, несоблюдение собственником - администрацией города Орла - требований к содержанию объектов культурного наследия по адресам: г. Орёл, ул. Карачевская, д. 36, ул. 2-я Посадская, д. 13, ул. Салтыкова-Щедрина, д.5, д.7, д.9, ул. Октябрьская, д.1, ул. Старо-Московская, д.55, Транспортный пер., без номера, у полотна железной дороги, в створе ул. 3-й Курской.

Признать незаконным, нарушающим их права, бездействие Управления по государственной охране объектов культурного наследия Орловское области, выразившееся в ненадлежащем исполнении полномочий по осуществлению государственного надзора и систематического наблюдения за исполнением обязательные требований к содержанию указанных памятников, выраженное в отсутствии исчерпывающих мер по пресечению и устранению выявленных нарушений, неиспользовании всего комплекса установленных законом полномочий госоргана, недостижении целей, невыполнении задач государственной охраны памятников.

Обязать Управление по государственной охране объектов культурного наследия разработать и реализовать государственную региональную программу охраны объектов культурного наследия в соответствии с п.2 ст.6 Закона Орловской области №1637-03; обязать установить порядок и форму выдачи задания на мероприятия по контролю за состоянием и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия и сформировать соответствующие задания по каждому объекту немедленно.

Обязать Правительство Орловской области утвердить региональную государственную программу охраны наследия в соответствии со ст. 12 Федерального закона №73-Ф3, п.2 ст.5 Закона Орловской области №1637-03, включив в нее все указанные в иске объекты; установить порядок организации и осуществления регионального государственного надзора в соответствии с п. 17 ст. 5 Закона Орловской области №1637-03.

Обязать Администрацию г. Орла организовать инженерно-техническое обследование указанных зданий в строгом соответствии с требованиями ГОСТ Р-55567/2013 и ГОСТ 31937-2011; безотлагательно привести данные объекты в надлежащее противопожарное, санитарное и техническое состояние, в том числе: удалить из объектов все виды бытовых и строительных отходов, трупы животных, нечистоты, произвести комплексную дезинфекцию, обеззараживание, санитарную обработку помещений; закрыть оконные и дверные проёмы, перекрыть доступ посторонних лиц во внутренние »помещения объектов, восстановить перекрытия и кровлю зданий в местах повреждений, исключить попадание атмосферных осадков во внутренние помещения, обеспечить нормальный температурно-влажностный режим и вентиляцию внутренних помещений; обеспечить необходимые меры противопожарной защиты зданий; безотлагательно, до проведения полномасштабных работ по сохранению, осуществить на этих памятниках весь комплекс необходимых противоаварийных и консервационных работ в установленном законом порядке.

Обязать Администрацию г. Орла и МКУ «УКХ г. Орла» установить режим мониторинга технического, санитарного, противопожарного состояния данных объектов.

Обязать Орловский городской совет народных депутатов безотлагательно внести изменения в бюджет г. Орла, обеспечив выделение необходимых денежных средств на исполнение вышеуказанных мероприятий по приведению состояния и содержания указанных объектов в соответствии с законом.

Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечены МКУ «УКХ г. Орла», Правительство Орловской области, Орловский городской совет народных депутатов, в качестве заинтересованных лиц Местная религиозная организация «Православный приход Богоявленского собора г. Орла Орловской области Орловской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), МУП «Управление капитального строительства г. Орла».

Представитель административного ответчика администрации г. Орла Фомушкина Е.Н., представитель административных ответчиков Управления культуры и архивного дела Орловской области, Правительства Орловской области Гайдуков P.M., представитель административного ответчика Орловского городского совета народных депутатов Прохоров М.А. исковые требования не признали.

Представитель заинтересованного лица Местной религиозной организации «Православный приход Богоявленского собора г. Орла Орловской области Орловской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) ФИО25 просил суд отказать в удовлетворении требований в части, касающейся «Бывшей Троице-Васильевской церковно-приходской школы (башня и прилегающая к ней стена), 1895 г., расположенной по адресу: г. Орел, ул. 2-ая Посадская, д. 13, поскольку в настоящее время осуществляется процедура передачи указанного здания в собственность прихода.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Кушелев И.Е., Панков В.В., Сорокина О.А., Васильева М.В., Ставцева А.М. ставят вопрос об отмене решения суда и вынесении нового решения об удовлетворении заявленных требований.

Полагают, что у суда первой инстанции не имелось законных оснований для отказа в удовлетворения заявленных требований, поскольку факт нарушения требований законодательства по ненадлежащему содержанию памятников нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.

Обращают внимание, что в решении суда отсутствуют выводы о нарушении или отсутствии нарушения прав, свобод и законных интересов и о соответствии или не соответствии оспариваемого бездействия ответчиков требованиям закона.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда, принятого в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.

В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3)соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в)основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять, в том числе, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

В силу ч.1 ст.51 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а также принимаемыми в соответствии с ним в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Как следует из ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ, к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

В силу ст. 9.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований; государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения; определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения; обеспечение условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов; иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Согласно п. 1 ст. 11 названного Федерального закона под государственным надзором за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и физическими лицами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, в том числе выдача обязательных для исполнения предписаний об отмене решений органов государственной власти или органов местного самоуправления, принятых с нарушением настоящего Федерального закона, или о внесении в них изменений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами своей деятельности.

Соответствующие полномочия закреплены в Положении об Управлении государственной охране объектов культурного наследия Орловской области, утвержденном постановлением Правительства Орловской области от 21.10.2015 №475.

При этом, согласно указу Губернатора Орловской области от 22.11.2014 № 448 «О структуре исполнительных органов государственной власти Орловской области», Управление по государственной охране объектов культурного наследия Орловской области является правопреемником Управления культуры и архивного дела Орловской области в сфере сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия.

В силу п. 9 ст. 16.1 вышеназванного Федерального Закона, собственник или иной законный владелец выявленного объекта культурного наследия обязан выполнять определенные пунктами 1-3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия, в частности, осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;

Согласно п. 1 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия.

В соответствии с ч.1 ст.40 вышеуказанного Федерального закона сохранение объекта культурного наследия в целях настоящего Федерального закона - направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.

Статья 48 Федерального закона №73-ФЗ гласит, что собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального Закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.

Как видно из материалов дела, дома №№ 5, 7, 9, расположенные на ул. Салтыкова-Щедрина на основании постановления Орловского областного Совета народных депутатов от 27.02.2001 № 32/598 являются объектами культурного наследия регионального значения, вид - памятник архитектуры.

Жилой дом № 7 по ул. Салтыкова-Щедрина значится в Едином реестре муниципального имущества с долей муниципальной собственности 100 % и находится в оперативном управлении МКУ УКХ г. Орла.

На дома №№5, 9 по ул. Салтыкова-Щедрина г. Орла в настоящее время осуществляется регистрация перехода права собственности к Администрации г. Орла.

27.10.2014 за Управление культуры и архивного дела Орловской области проинформировало ГУ МЧС России по Орловской области об определении примерной стоимости выполнения проектных и ремонтно-реставрационных работ в результате пожара.

04.12.2014 за Управлением культуры и Архивного дела Орловской области в адрес УМВД России по городу Орлу подготовлено и направлено заявление о проведении проверки и принятии решения о привлечении виновных лиц к ответственности по факту уничтожения (повреждения) объекта культурного наследия.

19.11.2014 за Управление культуры и Архивного Орловской области информировало Общественный Совет по сохранению историко-культурного и природного наследия Орловской области о направлении требования в администрацию города Орла по обеспечению сохранности указанного объекта культурного наследия.

21.01.2015 Управление культуры и Архивного дела Орловской области направило в адрес МКУ «УКХ города Орла» охранное обязательство на указанный объект.

Приказами Управления культуры и Архивного дела Орловской области от 27.10.2014 и от 29.10.2015 утверждены Планы проверок на 2015 год и на 2016 год соответственно.

В соответствии с Приказом Управления культуры и архивного дела Орловской области от 23.06.2015 «О проведении плановой выездной проверки объектов культурного наследия регионального значения, расположенных по адресам: г. Орел, ул. Салтыкова-Щедрина, дома 5,7,9», проведена внеплановая выездная проверка.

22.06.2015 за Управление культуры и архивного дела Орловской области информировало МКУ «УКХ города Орла» о необходимости собственникам (пользователям) заключить охранные обязательства.

19.10.2015 за Управлением культуры и архивного дела Орловской области в адрес МКУ «УКХ города Орла» направлено письмо о необходимости ежегодного предоставления отчета о выполнении требований охранных обязательств.

30.10.2015 Управлением культуры и архивного дела Орловской области в адрес Управления муниципального имущества и землепользования администрации города направлено письмо о необходимости ежегодного предоставления отчета о выполнении требований охранных обязательств.

Объект культурного наследия «Дом жилой», XIX в., расположенный по адресу: г. Орел, ул. Карачевская, д. 36, на основании постановления Правительства Орловской области от 05.12.2014 № 368 является объектом культурного наследия регионального значения, вид - памятник архитектуры, находится в оперативном управлении МКУ УКХ г. Орла.

22.06.2015 за Управление культуры и архивного дела Орловской области информировало МКУ «УКХ города Орла» о необходимости собственникам (пользователям) заключить охранные обязательства.

19.10.2015 за Управление культуры и архивного дела Орловской области информировало МКУ «УКХ города Орла» о необходимости в установленные законом сроки предоставлять уведомления о выполнении требований охранных обязательств.

30.10.2015 за Управление культуры и архивного дела Орловской области информировало Управление муниципального имущества и землепользования администрации города Орла о необходимости в установленные законом сроки предоставлять уведомления о выполнении требований охранных обязательств.

В соответствии с Приказом Управления культуры и архивного дела Орловской области от 12.05.2016 «О проведении плановой выездной проверки объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой» XIX век, 23.05.2016 проведена плановая проверка, по результатам которой был составлен акт проверки от той же даты.

Приказом Управления культуры и архивного дела Орловской области от 01.08.2016 утверждено проведение внеплановой выездной проверки объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой» XIX век, 01.08.2016 проведена проверка, по результатам которой был составлен акт проверки от 01.08.2016.

По результатам мероприятий, осуществленных в рамках исполнения надзорных функций, были осуществлены следующие действия.

01.08.2016 за Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Орловской области в адрес ГУ МЧС России по Орловской области подготовлен и направлен запрос.

В тот же день за Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Орловской области в адрес УМВД России по городу Орлу подготовлено и направлено заявление о проведении проверки и принятии решения о привлечении виновных лиц к ответственности по факту уничтожения (повреждения) объекта культурного наследия.

24.08.2016 за Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Орловской области в адрес заместителя прокурора Заводского района города Орла направлен ответ о проведенных мероприятиях в рамках осуществления контроля.

Объект культурного наследия «Дом Лобанова В.И., в котором останавливался писатель Тургенев И.С.», 1879-1881 гг., расположенный по адресу: г. Орел, ул. Старо-Московская, д. 55, на основания решения малого Совета Орловского областного Совета народных депутатов от 06.07.1993 № 81-7 является объектом культурного наследия регионального значения, вид - памятник истории.

Указанный дом значится в Едином реестре муниципального имущества с долей муниципальной собственности 100 % и находится в оперативном управлении МКУ УКХ г. Орла.

Вышеуказанные дома расселены в рамках реализации областной адресной программы «Переселение граждан, проживающих на территории Орловской области из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 гг.», утвержденной постановлением Правительства Орловской области от 30.04.2013 №148.

Для ограничения доступа в жилые помещения и сохранности данных домов МКУ УКХ г. Орла произвело обследование и составило соответствующую смету.

Объект культурного наследия «Бывшая Троице-Васильевская церковно-приходская школа (башня и прилегающая к ней стена), 1895 г., расположенный по адресу: г. Орел, ул. 2-ая Посадская, д. 13 на основании решения малого Совета Орловского областного Совета народных депутатов от 06.07.1993 № 81- 7 является объектом культурного наследия регионального значения, вид - памятник архитектуры. Относятся к архитектурному ансамблю бывшего Введенского женского монастыря и являются объектами культурного наследия региональной категории охраны.

В соответствии с Приказом, Управлением культуры и Архивного дела Орловской области от 06.04.2015 «О проведении внеплановой выездной проверки объекта культурного наследия регионального значения «Бывшая Троице-Васильевская церковно-приходская школа» 1895 год проведена внеплановая проверка, по результатам которой был составлен акт проверки .

По результатам проверки 12.05.2015 за в адрес Управления муниципального имущества и землепользования администрации города Орла было вынесено предписание об устранении нарушений требований сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

09.09.2015 за Управлением культуры и архивного дела Орловской области было направлено задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в адрес Управления муниципального имущества и землепользования администрации города Орла.

В соответствии с Приказом Управления культуры и архивного дела Орловской области от 15.12.2015 «О проведении Внеплановой выездной проверки объекта культурного наследия регионального значения «Бывшая Троице-Васильевская церковно-приходская школа» 1895 год - 21 декабря 2015 года проведена внеплановая проверка, по результатам которой был составлен акт проверки от 21 декабря 2015 года.

На основании Приказа от 07.06.2016 «О проведении плановой выездной проверки объекта культурного наследия регионального значения «Бывшая Троице-Васильевская Церковно-приходская школа» 1895 год, Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Орловской области 24.06.2016 проведена плановая проверка, по результатам которой был составлен акт проверки от 24.06.2016.

В настоящее время осуществляется государственная регистрация права собственности на данный объект Местной религиозной организацией «Православный приход Богоявленского собора г. Орла Орловской области Орловской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).

Объект культурного наследия - часовня Христорождественского монастыря, расположенная по адресу: г. Орел, пер. Транспортный без номера (у полотна железной дороги в начале ул. З-Курской) в Едином реестре муниципального имущества не значится и в оперативное управление МКУ «УКХ г. Орла» не закреплен.

Объект культурного наследия «Дом жилой» (Дом Лизы Калитиной), XIX в., расположенный по адресу: г. Орел, ул. Октябрьская, д. 1, на основании постановления Орловского областного Совета народных депутатов от 27.02.2001 № 32/598, является объектом культурного наследия регионального значения, вид - памятник архитектуры.

12.01.2012 между МКУ «УКХ города Орла» и ООО частное охранное предприятие «Бастион» заключен договор , в соответствии с которым в течение срока действия договора исполнитель осуществляет пропускной режим и круглосуточную охрану здания, сооружений, территории, а также материальных ценностей, находящихся на охраняемом объекте, принадлежащих заказчику по адресу: Октябрьская, д.1 в г. Орле своими силами с 1-го числа с 08 час. 00 мин. до 08 час. 00 мин. следующего дня. Действие договора пролонгировано.

31.12.2013 между МУП «УКХ города Орла» и ООО частное охранное предприятие «Бастион» заключен муниципальный контракт , согласно которому охранное предприятие обязано осуществлять охрану памятника культуры и истории «Дом Лизы Калитиной».

Согласно постановлению администрации г. Орла от 13.04.2012 выполнение функций заказчика по объекту «Проведение ремонтно-реставрационных работ памятника истории и культуры «Дом Лизы Калитиной», г. Орел возложено на МКУ «УКС города Орла».

05.12.2014 Управление культуры и архивного дела Орловской области направляло в адрес МКУ «УКС города Орла» письмо за по вопросу проведения работ по сохранению объектов культурного наследия.

30.07.2015 за Управлением культуры и архивного дела Орловской области было рассмотрено обращение Попечительского Совета по возрождению Дворянского гнезда, с указанием на неоднократность направления уведомлений о необходимости строгого соблюдения перечня программных мероприятий и сроков реализации в адрес Орловского городского Совета народных депутатов и администрации муниципального образования «Город Орел».

Согласно Уставу МУП «УКХ г. Орла» учредителем данного предприятия является муниципальное образование «город Орел».

Функции и полномочии учредителя осуществляет администрация г. Орла в лице Управления городского хозяйства администрации города Орла.

Собственником имущества предприятия является муниципальное образование «город Орел».

Функции и полномочия собственника имущества осуществляет администрация города Орла в лице Управления муниципального имущества и землепользования администрации города Орла.

Статья 13 Федерального Закона № 73-ФЗ определяет источники финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия. Источниками финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия являются: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, внебюджетные поступления, местные бюджеты.

Частями 4 и 5 вышеназванной статьи предусмотрено, что субъекты Российской Федерации вправе за счет средств своих бюджетов принимать участие в финансировании мероприятий по сохранению и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, и государственной охране объектов культурного наследия федерального значения.

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования вправе за счет средств своих бюджетов оказывать финансовую поддержку мероприятий по сохранению находящихся в собственности религиозных организаций объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, и выявленных объектов культурного наследия религиозного назначения.

В соответствии с Постановлением Главы Муниципального образования г. Орла - мэра г. Орла от 23.01.2009 № 175/1 на МКУ УКХ г. Орла возложены полномочия выступать наймодателем от имени собственника муниципального жилого фонда г. Орла на заключение, изменение, расторжение в соответствии с действующим законодательством договоров социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда г. Орла.

Таким образом, весь муниципальный жилой фонд, находящийся в собственности администрации г. Орла передан в оперативное управление МКУ УКХ г. Орла.

В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского Кодекса РФ (далее - ГК РФ) право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.

Статья 296 ГК РФ определяет право оперативного управления, а именно: учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Имущество, принадлежащее государственному или муниципальному учреждению либо казенному предприятию на праве оперативного управления, ремонтируется за счет такого учреждения (предприятия), хотя закон предусматривает, что финансирует расходы собственник.

Учреждения и казенные предприятия владеют и пользуются имуществом, закрепленным за ними на праве оперативного управления. Эти организации с согласия собственника в установленных пределах распоряжаются имуществом в соответствии с его назначением и целями своей деятельности (если иное не предусмотрено законом).

Вместе с тем, материалами дела установлено, что бюджет г. Орла является дефицитным, расходы значительно превышают его доходы.

Начиная с 2009 г., бюджет г. Орла ежегодно утверждается с максимальным дефицитом, допустимым Бюджетным Кодексом Российской Федерации, основным источником финансирования которого являются банковские кредиты. Несмотря на это доходы бюджета и источники финансирования кредита бюджета не обеспечивают в полном объеме потребность в финансовых ресурсах для выполнения расходных полномочий, закрепленных Федеральным законом № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Недостаток средств на 2016 год составляет порядка <...> руб.

При этом, бюджет г. Орла не является дотационным, поскольку Муниципальное образование «Город Орел» не является получателем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) Орловской области.

С учетом установленных судом обстоятельств, подтверждающих, что Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Орловской области, Администрацией г. Орла, МКУ «УКХ г. Орла» предусмотрены и предприняты все зависящие от них меры по организации мероприятий по сохранению, использованию и государственной охране рассматриваемых объектов истории и культуры, но в связи с недостаточностью средств единовременно указанные мероприятия провести невозможно, вывод суда об отказе в удовлетворении иска к указанным ответчикам о признании незаконным бездействия является правильным, вынесенное в указанной части решение законным и обоснованным.

Также правильным является решение суда об отказе в удовлетворении иска в части признания незаконным бездействия Правительства Орловской области, поскольку в соответствии с пунктом 2 данного Порядка организации и осуществления регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения, включенных в реестр выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Орловской области, утвержденным Постановлением Правительства Орловской области от 09.11.2016 № 444, уполномоченным органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим региональный государственный надзор, является Управление по государственной охране объектов культурного наследия Орловской области.

Суд первой инстанции верно принял во внимание разъяснения, содержащиеся в п. 62 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами КАС РФ», согласно которым суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Следовательно, разработка, выбор и включение в программу соответствующих объектов культурного наследия является правом уполномоченного органа, который учитывает конкретные обстоятельства по каждому объекту, а также финансовые возможности бюджета.

Обоснованным является и решение суда в части отказа в удовлетворении иска к Орловскому городскому Совету народных депутатов об обязании последнего внести изменения в бюджет г. Орла, предусмотрев выделение необходимых денежных средств на проведение мероприятий по содержанию указанных объектов культурного наследия в соответствии с законом.

Орловским городским Советом народных депутатов принято Решение от 22.12.2011 № 12/0194-ГС «О Положении «О сохранении, использовании и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в муниципальной собственности города Орла, охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории города Орла», которое регулирует отношения в сфере сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального образования «Город Орел», охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории города Орла, в том числе распределение полномочий между органами местного самоуправления.

Согласно ч. 12 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которой нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие установление, изменение и отмену местных, налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации.

Согласно ст. 24 Устава города Орла, к полномочиям администрации относится разработка местного бюджета и организация его исполнения, а так же в рамках предусмотренного в местном бюджете финансирования администрация города Орла разрабатывает и утверждает планы и программы по решению отдельных вопросов местного значения.

Орловский городской Совет народных депутатов согласно своим полномочиям и в соответствии со ст. 14 Устава города Орла утверждает местный бюджет и отчет о его исполнении.

Таким образом, как верно указал суд, Орловский городской Совет народных депутатов не вправе самостоятельно внести изменения в местный бюджет, предусматривающие осуществление расходов средств местного бюджета.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, направлены на иное толкование норм материального права и иную оценку установленных судом обстоятельств, а, следовательно, не могут служить основанием к отмене состоявшегося судебного решения.

Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.

Судебная коллегия полагает постановленное судом решение законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

определила:

решение Советского районного суда г. Орла от 13 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кушелева И.Е., Панкова В.В., Сорокиной О.А., Васильевой М.В., Ставцевой А.М. – без удовлетворения.

Председательствующий судья

Судьи