НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Орловского областного суда (Орловская область) от 14.08.2014 № 33-1789/2014

 Дело № 33 -1789/2014

 Докладчик: Сафронова Л.И.

 Судья: Гапонова Е.М.

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 14 августа 2014 года Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе

 председательствующего Склярука С.А.     

 судей      Сафроновой Л.И., Георгиновой Н.А.

 при секретаре Пугачеве Д.В.

 в открытом судебном заседании в г. Орле рассматривала гражданское дело по иску ФИО1 к военному комиссариату Орловской области о признании права на получение пенсии и назначении выплат,

 по апелляционной жалобе военного комиссариата Орловской области на заочное решение Советского районного суда г.Орла от 6 июня 2014 года, которым постановлено:

 « Признать за ФИО1 право на получение пенсии за период с 01.09.2012 г. по 28.02.2013 г. и обязать Военный комиссариат Орловской области назначить ему пенсию за период с 01.09.2012 г. по 28.02.2013 г. и произвести выплату пенсии за период с 01.09.2012г. по 28.02.2013г. ».

 Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Сафроновой Л.И., объяснения представителя ответчика по доверенности ФИО2, поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя истца по доверенности ФИО3, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

 установила:

 ФИО1 обратился в суд с иском к военному комиссариату Орловской области о признании права на получение пенсии.

 В обоснование указал, что 01.10.1996 военным комиссариатом Орловской области ему назначена пенсия за выслугу лет. С 01.06.2006, в связи с переездом на постоянное место жительства в <...>, была установлена аналогичная пенсия по законодательству <...>, а выплата пенсии в России была прекращена.

 В августе 2012 года Главное Управление Пенсионного фонда <...> в <адрес> на основании его заявления направило в адрес Военного комиссариата Орловской области его пенсионное дело, в связи с возвращением на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.

 Согласно имеющимся в пенсионном деле документов, выплата пенсии в <...> прекращена с 01.09.2012. Пенсионным отделом военного комиссариата Орловской области пенсия назначена к выплате с 01.03.2013, а за период с 01.09.2012 по 28.02.2013 пенсия не назначалась и не выплачивалась.

 Истец указывал, что с сентября 2012 года он проживает по адресу: <адрес> (зарегистрирован по данному адресу 15.11.2012), в связи с чем, просил суд признать за ним право на получение пенсии за период с 01.09.2012 по 28.02.2013 и обязать военный комиссариат Орловской области назначить за этот период и выплатить пенсию.

 В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО3 исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

 В судебное заседание представитель ответчика военного комиссариата Орловской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении дела не просил, ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие суду не представил.

 В предыдущем судебном заседании представитель ответчика по доверенности ФИО4 исковые требования не признала, поскольку ФИО1 снялся с регистрационного учета на <...> с 27.02.2013, а значит до этого времени он не проживал в РФ. С заявлением о назначении пенсии он обратился 05.03.2013 и выплата пенсии ему была осуществлена с 01.03.2013. Факт регистрации на территории <адрес> с 15.11.2012 не дает оснований для назначения истцу пенсии с 01.09.2012, поскольку имеющееся у него двойное гражданство разрешает ему свободно регистрироваться по месту пребывания в любой из этих стран.

 Представитель 3-его лица Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, извещен о рассмотрении дела надлежащим образом.

 Судом постановлено указанное выше решение.

 В апелляционной жалобе военный комиссариат Орловской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований истца отказать.

 Приводит доводы о том, что судом необоснованно не принято во внимание, что назначение пенсий носит заявительный характер, а с заявлением истец обратился только 5 марта 2013 года.

 Указывает, что суд не учел, что до 14.11.2012 факт проживания истца не подтвержден регистрацией в <адрес>.

 Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе в соответствии с положениями ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося решения суда ввиду следующего.

 Правоотношения, связанные с пенсионным обеспечением лиц, уволенных с военной службы регулируется Законом Российской Федерации N 4468-1 (ред. от 28.12.2013) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

 В соответствии со ст. 51 Закона лица, уволенные с военной службы с заявлениями о назначении пенсий обращаются в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации.

 Заявления о назначении пенсий представляются в пенсионные органы (органы социальной защиты населения) вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса.

 Статьей 54 Закона предусмотрено, что днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии с приложенными необходимыми документами, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя. Одним из таких документов являются документы, подтверждающие место пребывания или фактического проживания на территории РФ, данные требования установлены Приказом Минсоцздравразвития РФ № 1521 н от 12.12.1911 «Об утверждении Административного регламента предоставления пенсионным фондом РФ государственной услуги по приему и регистрации заявлений».

 Назначение пенсии военным пенсионерам, прибывшим из стран СНГ, регулируется Соглашением стран СНГ от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения"

 В п. 1 ст. 6 Соглашения указано, что назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.

 При переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера (ст.7).

 Право истца на получение пенсии на территории Российской Федерации ответчиком не оспаривалось.

 Согласно ст. 56 Закона РФ от 12.02.93 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовноисполнительной системы, и их семей", выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти, указанных в статье 11 настоящего Закона, через соответствующие учреждения (филиалы) Сберегательного банка Российской Федерации путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи. Порядок выплаты пенсий определяется соглашениями, заключаемыми между соответствующими федеральными органами исполнительной власти и Сберегательным банком Российской Федерации.

 При переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета.

 В соответствии с Соглашением от 15.05.1992 "О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств", пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи.

 В силу ст. 7 Соглашения от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии предусматривается в соответствии с законодательством государства - участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных п. 3 ст. 6 настоящего Соглашения.

 Исходя из представленных норм права, пенсионер признается переселившимся из государства - участника Соглашения со дня приобретения им права на постоянное проживание в Российской Федерации. С этого времени у него возникает право на пенсию наравне с другими гражданами Российской Федерации, при этом выплата по прежнему месту жительства прекращается.

 Из материалов дела усматривается, что истец является военным пенсионером и с 01.10.1996 военным комиссариатом Орловской области ему назначена пенсия за выслугу лет.

 В связи с переездом на постоянное место жительства в <...> с 01.06.2006 ему была установлена аналогичная пенсия по законодательству <...>, а выплата пенсии в России была прекращена.

 16.08.2012 истец обратился в Управление Пенсионного обеспечения военнослужащих <...> с заявлением о прекращении выплаты пенсии с 01 сентября 2012 года, в связи с переменой места жительства в Россию, указав адрес проживания в России: <адрес>.

 В августе 2012 года Главное Управление Пенсионного фонда <...> в <адрес> на основании его заявления направило в адрес Военного комиссариата Орловской области пенсионное дело истца, в связи с переездом на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.

 Согласно имеющимся в пенсионном деле документов, выплата пенсии в <...> прекращена с 01.09.2012.

 Истец с 15.11.2012 зарегистрирован по месту жительства: <адрес>.

 Кроме того, истец 27.02.2013 оформил талон снятия с регистрационного учета по месту проживания в <...> и был снят с регистрационного учета.

 05.03.2013 истец обратился к ответчику с заявлением о возобновлении ему выплаты пенсии за выслугу лет (л.д. 28-36).

 Пенсионным отделом военного комиссариата Орловской области пенсия истцу назначена к выплате с 01.03.2013, за спорный период пенсия истцу не назначалась и не выплачивалась.

 Суд первой инстанции, установив обстоятельства, подтверждающие фактическое проживание истца в спорный период до снятия его с регистрационного учета с <...>, пришел к верному выводу, что пенсия истцу должна быть выплачена с сентября 2012 года по 28.02.2013 года, поскольку в этот период ему на <...> пенсия не выплачивалась, и её выплата прекращена, в связи с переездом истца на постоянное место жительство.

 Так, статьей 1 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года предусмотрено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

 При переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера (часть первая статьи 7).

 При этом согласно письму Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 г. N 1-369-18 при переселении гражданина, получающего пенсию в одном из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за шесть месяцев до момента регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке или признания в установленном порядке беженцем либо вынужденным переселенцем.

 Разрешая исковые требования, суд обоснованно принял во внимание то, что действующее законодательство, регулирующее вопросы пенсионного обеспечения, не содержит запретов на использование иных доказательств в подтверждение юридически значимого по делу факта - факта постоянного проживания на территории Российской Федерации.

 По изложенным основаниям доводы апелляционной жалобы о том, что у суда первой инстанции не имелось законных оснований для удовлетворения требований, поскольку в спорный период времени истец не обратился с заявлением о назначении пенсии и факт проживания истца не подтвержден регистрацией в <адрес>, основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем, не влекут отмену решения суда.

 Таким образом, разрешая спор, суд правильно установил обстоятельства дела, и верно применил нормы материального и гражданского процессуального права, оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не усматривается.

 Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

 определила:

 заочное решение Советского районного суда г.Орла от 6 июня 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу военного комиссариата Орловской области – без удовлетворения.

 Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

 Председательствующий судья

 Судьи