НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Орловского областного суда (Орловская область) от 12.02.2015 № 33-324

 Судья: Наумкина В.Н.                         Дело № 33-324

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 12 февраля 2015 года                          город Орел

 Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:

 председательствующего судьи Сабаевой И.Н.,

 судей Георгиновой Н.А., Майоровой Л.В.,

 при секретаре          Кружковой А.А.,

 рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда гражданское дело по исковому заявлению Д.М.Ю. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Орловской области об обязании подготовить представление и необходимый пакет документов для включения иных периодов работы в стаж государственной гражданской службы, направить пакет документов для решения вопросов о включении иных периодов работы в стаж государственной гражданской службы и назначении пенсии за выслугу лет,

 по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Орловской области на решение Мценского районного суда Орловской области от 25 ноября 2014 года, которым удовлетворены исковые требования Д.М.Ю., на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 4 по Орловской области возложена обязанность в течение 14 дней с момента вступления решения в законную силу подготовить в отношении Д.М.Ю. представление и необходимый пакет документов для включения иных периодов работы в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет, подготовить и направить пакеты документов для решения вопросов о включении иных периодов работы в стаж государственной гражданской службы и назначении пенсии за выслугу лет в Федеральную налоговую службу Российской Федерации.

 Заслушав доклад судьи областного суда Георгиновой Н.А., изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Орловской области Б.А.А. и Ю.М.Ю., действующих на основании доверенностей, полагавших решение суда подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы, объяснения истца Д.М.Ю. и её представителя С.С.М., действующего на основании доверенности, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

 установила:

 Д.М.Ю. обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Орловской области (далее по тексту Межрайонная ИФНС России № 4 по Орловской области) об обязании подготовить представление и необходимый пакет документов для включения иных периодов работы в стаж государственной гражданской службы, направить пакет документов для решения вопросов о включении иных периодов работы в стаж государственной гражданской службы и назначении пенсии за выслугу лет в Федеральную налоговую службу.

 В обоснование заявленных требований истец указывала, что с <дата> до <дата>, когда с ней был расторгнут служебный контракт на основании п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.06.2004 № 79-ФЗ, она замещала должности федеральной государственной гражданской службы, в т.ч., с <дата> занимала должность <...> Межрайонной ИФНС России № 4 по Орловской области.

 Полагая, что у нее возникло право на получении пенсии за выслугу лет, 19.06.2014 Д.М.Ю. обратилась к ответчику с заявлениями о назначении ей пенсии за выслугу лет на основании п. 1.1 ст. 7 Федерального закона № 166-ФЗ от 15.12.2001 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и о включении в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет периода работы в должности <...> Мценского завода алюминиевого литья ПО ЗиЛ с <дата> по <дата>.

 Поскольку ответчик фактически отказал ей в совершении действий по подготовке представления и необходимого пакета документов для включения иных периодов работы в стаж государственной гражданской службы, а также в направлении ее заявлений и соответствующих пакетов документов для решения вопросов о включении иных периодов работы в стаж государственной гражданской службы и назначении пенсии за выслугу лет, что следует из направленных им ответов от 17.07.2014 и 18.08.2014, истец обратилась за судебной защитой своих прав.

 Ссылаясь на то обстоятельство, что вследствие незаконных действий ответчика она лишена права получить решение компетентного органа по вопросу пенсионного обеспечения за выслугу лет, истец, с учетом уточнения заявленных требований в процессе судебного разбирательства, просила суд обязать Межрайонную ИФНС России № 4 по Орловской области подготовить и направить в Федеральную налоговую службу Российской Федерации представление и необходимый пакет документов для включения иных периодов работы в стаж государственной гражданской службы, направить пакет документов для решения вопросов о включении иных периодов ее работы в стаж государственной гражданской службы и назначении пенсии за выслугу лет.

 Представители ответчика Межрайонной ИФНС России № 4 по Орловской области в суде первой инстанции против удовлетворения иска возражали, ссылаясь на надлежащее рассмотрение обращений истца от 19.06.2014 и своевременное направление в ее адрес мотивированных ответов, соответствующих требованиям закона, поскольку по состоянию на дату обращения за назначением пенсии за выслугу лет истец не достигла пенсионного возраста, не являлась получателем трудовой пенсии по старости (инвалидности), в связи с чем, отсутствовали правовые основания для осуществления ответчиком действий по подготовке и направлению документов для решения вопросов о включении иных периодов работы истца в стаж государственной гражданской службы и о назначении ей пенсии за выслугу лет.

 Судом постановлено указанное выше решение.

 В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС России № 4 по Орловской области просит об отмене решения суда ввиду неправильного применения норм материального права.

 Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу, судебная коллегия находит доводы жалобы обоснованными, а решение суда - подлежащим отмене ввиду нарушения норм материального права (пункт 4 части 1 ст. 330 ГПК РФ), по следующим основаниям.

 Как видно из материалов дела, Д.М.Ю., <дата> года рождения, с <дата> замещала должности федеральной государственной гражданской службы, с <дата> занимала должность <...> Межрайонной ИФНС России № 4 по Орловской области.

 <дата> служебный контракт с Д.М.Ю., имеющей стаж государственной гражданской службы 23 года 29 дней, был расторгнут и она была уволена с государственной гражданской службы на основании п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.06.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (по инициативе государственного гражданского служащего),

 Считая, что она имеет право на пенсию за выслугу лет, 19.06.2014 Д.М.Ю. обратилась в Межрайонную ИФНС России № 4 по Орловской области с заявлениями о назначении ей пенсии за выслугу лет федерального государственного гражданского служащего на основании п. 1.1 ст. 7 Федерального закона № 166-ФЗ от 15.12.2001 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и о включении в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет периода работы в должности <...> Мценского завода алюминиевого литья ПО ЗиЛ с <дата> по <дата>.

 Материалами дела подтверждается, что 17.07.2014 ответчик направил в адрес Д.М.Ю. ответ, в котором указал на недостатки составленных ею заявлений и уведомил истца об отсутствии правовых оснований для совершения действий по подготовке представления о включении иных периодов ее работы в стаж государственной гражданской службы и направления документов для решения поставленных в заявлениях вопросов, поскольку истец не достигла пенсионного возраста и не является получателем трудовой пенсии по старости (инвалидности).

 Повторное обращение Д.М.Ю. в Межрайонную ИФНС России № 4 по Орловской области было рассмотрено ответчиком в пределах установленного срока, с направлением в ее адрес сообщения о том, что письмами от 25.04.2014 и от 17.07.2014 до неё были доведены разъяснения о порядке назначении пенсии за выслугу лет и о включении в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет иных периодов трудовой деятельности.

 Несогласие истца с принятым ответчиком решением послужило основанием для ее обращения за судебной защитой своих прав.

 Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что в процессе судебного разбирательства дела истец направила в адрес ответчика заявление о включении иных периодов работы в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет на имя руководителя Федеральной налоговой службы, а также заявление о назначении пенсии за выслугу лет на имя председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации, приложив к ним копию паспорта, однако мер для подготовки и направления заявлений и необходимых пакетов документов в компетентные органы ответчик не принял.

 Удовлетворяя требования Д.М.Ю. и возлагая на Межрайонную ИФНС России № 4 по Орловской области обязанность подготовить представление и необходимый пакет документов для включения иных периодов работы в стаж государственной гражданской службы, направить пакет документов для решения вопросов о включении иных периодов работы в стаж государственной гражданской службы и назначении пенсии за выслугу лет, суд первой инстанции исходил из того, что такой отказ ответчика в совершении действий, предусмотренных федеральным законодательством, лишает истца возможности получить решение компетентного органа по вопросу назначения пенсии за выслугу лет.

 Между тем, с такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права.

 В соответствии с принятием 03 мая 2011 года Федерального закона № 94-ФЗ «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ», статья 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» была дополнена пунктом 1.1, которым предусмотрено, что федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет и увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» до приобретения права на трудовую пенсию по старости (инвалидности) имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должность федеральной государственной гражданской службы не менее 7 лет.

 При этом пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусмотрено, что пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и выплачивается одновременно с ней.

 Из системного толкования указанных выше норм права следует, что пенсия за выслугу лет не является самостоятельным видом пенсии, устанавливается в виде доплаты к трудовой пенсии по старости и выплачивается одновременно с ней, а в п.п.1.1 статьи 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» законодатель предусмотрел «отложенное право», которое может возникнуть при соблюдении указанных в данной норме условий после приобретения права на трудовую пенсию по старости (инвалидности).

 Вопросы, связанные с исчислением стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, подтверждением этого стажа и включением в него периодов службы (работы) в должностях, предусмотренных перечнем должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 г. № 1141 «О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих», регулируются Порядком подсчета и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. № 1648н ( далее-Порядок).

 Исходя из п.п.3,9 названного Порядка, включение в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих периодов осуществления государственной гражданской службы и иных периодов службы (работы) в отдельных должностях производится при их обращении за назначением пенсии за выслугу лет.

 Решение принимается по представлению руководителя (заместителя руководителя) федерального государственного органа, в котором государственный гражданский служащий замещал должность федеральной государственной гражданской службы, а в случае упразднения (реорганизации) указанного органа федеральным государственным органом, которому в соответствии с законодательством Российской Федерации переданы функции упраздненного (реорганизованного) органа.

 Представление руководителя (заместителя руководителя) федерального государственного органа оформляется не позднее двухмесячного срока со дня подачи гражданином заявления о включении иных периодов в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет.

 Процедура обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, процедура рассмотрения заявлений о назначении пенсии за выслугу лет, порядок ее назначения и выплаты регулируются Правилами обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты, утвержденными Постановлением Минтруда России 30 июня 2003 года № 44 (далее- Правила).

 В соответствии с пунктом 3 указанных Правил, федеральный служащий подает письменное заявление, форма которого предусмотрена приложением № 1 к настоящим Правилам, о назначении пенсии за выслугу лет на имя председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации с необходимыми документами в кадровую службу федерального органа государственной власти (его территориального органа) или его аппарата, иного государственного органа, образованного в соответствии с Конституцией Российской Федерации или федеральным законом (далее именуется - федеральный орган), в котором он замещал должность федеральной службы перед увольнением.

 Федеральный служащий может обращаться за пенсией за выслугу лет в любое время после возникновения права на нее и назначения трудовой пенсии по старости (инвалидности) без ограничения каким-либо сроком путем подачи соответствующего заявления.

 Пунктом 9 данных Правил предусмотрено, что по заявлению федерального служащего, имеющего право на пенсию за выслугу лет, руководителем федерального органа, в котором федеральный служащий замещал должность перед увольнением, оформляется представление о назначении пенсии за выслугу лет, форма которого предусмотрена приложением № 4 к настоящим Правилам.

 К представлению о назначении пенсии за выслугу лет прилагаются: заявление федерального служащего о назначении пенсии за выслугу лет; справка о размере среднемесячного заработка; справка о должностях, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет; справка органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, о назначенной (досрочно оформленной) трудовой пенсии по старости (инвалидности) с указанием федерального закона, в соответствии с которым она назначена, и размера назначенной пенсии, датированная месяцем увольнения; копия решения об освобождении от должности федеральной службы; копия трудовой книжки; копия паспорта; копия военного билета; другие документы, подтверждающие периоды, включаемые в стаж государственной службы, для назначения пенсии за выслугу лет, в том числе: подлинник решения о зачете в стаж государственной службы иных периодов работы (службы); другие документы.

 Таким образом, исходя из вышеназванных законоположений, на момент обращения с заявлением о включении иных периодов работы в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет, а также с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет, в порядке, предусмотренном п.1.1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» податель заявления должен соответствовать критериям, предусмотренным в данной норме, и являться получателем трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

 Следовательно, только в случае получения заявления федерального служащего, имеющего право на пенсию за выслугу лет, у федерального органа, в котором федеральный служащий замещал должность перед увольнением, возникает обязанность оформить представление о назначении пенсии за выслугу лет, подготовить и направить соответствующий пакет документов в компетентный орган, уполномоченный принимать решение о назначении пенсии за выслугу лет.

 Между тем, по делу установлено, что Д.М.Ю. на момент обращения к ответчику с заявлениями о назначении пенсии за выслугу лет и о включении иных периодов ее работы в стаж государственной гражданской службы не достигла пенсионного возраста, не являлась и не является получателем трудовой пенсии по старости (инвалидности).

 При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает правомерным отказ Межрайонной ИФНС России № 4 по Орловской области в подготовке и направлении предусмотренных выше названными правовыми предписаниями представления и пакета документов для включения иных периодов работы в стаж государственной гражданской службы, а также в подготовке и направлении пакетов документов для решения вопросов о включении иных периодов работы в стаж государственной гражданской службы и назначении пенсии за выслугу лет, поскольку он соответствует требованиям закона и прав истца не нарушает.

 С учетом изложенного, судебная коллегия считает необходимым решение суда отменить и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Д.М.Ю. к Межрайонная ИФНС России № 4 по Орловской области.

 Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

 определила:

 решение Мценского районного суда Орловской области от 25 ноября 2014 года отменить.

 Вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении искового заявления Д.М.Ю. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Орловской области об обязании подготовить представление и необходимый пакет документов для включения иных периодов работы в стаж государственной гражданской службы, подготовить и направить пакеты документов для решения вопросов о включении иных периодов работы в стаж государственной гражданской службы и назначении пенсии за выслугу лет.

 Председательствующий судья:

 Судьи: