НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Орловского областного суда (Орловская область) от 12.01.2017 № 33-3924/2016

Судья Андрюшина Л.Г. Дело № 33-5/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 января 2017 года г. Орел

Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Склярука С.А.,

судей Сафроновой Л.И., Сорокина С.В.,

при секретаре Паршиковой М.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда гражданское дело по исковому заявлению МГН к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ливны и Ливенском районе Орловской области о досрочном назначении пенсии,

по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ливны и Ливенском районе Орловской области на решение Ливенского районного суда Орловской области от 7 сентября 2016 года, которым постановлено:

«Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ливны и Ливенском районе засчитать периоды работы МГН с 18.04.1988 года по 01.12.1996 года в должности медицинской сестры в заводском профилактории; с 02.12.1996 года по 03.01.2003 года в должности дежурного фельдшера в профилактории; с 04.01.2003 года по 20.01.2010 года в должности дежурного фельдшера в здравпункте предприятия; с 21.01.2010года по 08.12.2010 года в должности медсестры здравпункта по совместительству и в должности заведующей здравпунктом; с 09.12.2010года по 28.10.2015 года в должности заведующей здравпункта; с 29.10.2015 года по 22.05.2016 года в должности старшего фельдшера в здравпункте ОАО «Автоагрегат» в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и назначить пенсию с 23 мая 2016 года».

Заслушав доклад судьи областного суда Сорокина С.В., объяснения представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ливны и Ливенском районе Орловской области по доверенности ЧНВ, поддержавшей апелляционную жалобу, возражения на апелляционную жалобу истца МГН и её представителя – ЗЛН позицию представителя третьего лица открытого акционерного общества «Автоагрегат» - БОП., полагавшую, что решение является законным, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,

установила:

МГН обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ливны и Ливенском районе Орловской области (далее – ГУ УПФ РФ в г. Ливны и Ливенском районе Орловской области) о досрочном назначении пенсии.

В обоснование заявленных требований указывала, что 23 мая 2016года обратилась с заявлением к ответчику о назначении досрочной пенсии в связи с тем, что имела необходимый для назначения пенсии стаж осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Однако в назначении пенсии ей было отказано по причине отсутствия необходимого для назначения пенсии стажа осуществления указанной деятельности.

Периоды ее работы на Ливенском автоагрегатном заводе, который впоследствии был переименован в акционерное общество «Автоагрегат», а в настоящее время имеет наименование - открытое акционерное общество «Автоагрегат» (далее по тексту – ОАО «Автоагрегат») с 18 апреля 1988 года по 1 декабря 1996 года в должности медицинской сестры в заводском профилактории; с 2 декабря 1996 года по 3 января 2003 года в должности дежурного фельдшера в заводском профилактории; с 4 января 2003 года по 20 января 2010 года в должности дежурного фельдшера в здравпункте предприятия; с 21 января 2010 года по 8 декабря 2010 года в должности медсестры и по совместительству заведующей в здравпункте предприятия; с 9 декабря 2010 года по 28 октября 2015 года в должности заведующей в здравпункте предприятия; с 29 октября 2015 года по 22 мая 2016 года в должности старшего фельдшера в здравпункте предприятия, не были включены ответчиком в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии.

Считала отказ в назначении пенсии неправомерным, так как в спорные периоды она осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения.

Просила суд обязать ГУ УПФ РФ в г.Ливны и Ливенском районе Орловской области включить спорные периоды ее работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии и обязать назначить пенсию с 23 мая 2016 года.

В судебном заседании представитель ответчика исковые требования не признал.

Судом постановлено указанное решение.

В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в г. Ливны и Ливенском районе Орловской области просит решение суда отменить ввиду неправильного определения судом обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильного применения норм материального права.

Указывает, что в спорные периоды МГН осуществляла трудовую деятельность в акционерном обществе и открытом акционерном обществе, в то время как льготное пенсионное обеспечение предусмотрено для лиц осуществляющих лечебную деятельность в учреждениях здравоохранения, к числу которых ОАО «Автоагрегат» не относится.

Ссылается на то, что наименование учреждений, в которых трудилась МГН – «заводской профилакторий», «профилакторий», «здравпункт», а также должности, в которых она состояла – «дежурный фельдшер» и «заведующая здравпунктом» не предполагают льготного пенсионного обеспечения.

Выражает несогласие с выводом суда о том, что когда МГН состояла в должностях «дежурный фельдшер» и «заведующая здравпунктом» она фактически осуществляла деятельность фельдшера, поскольку данный вывод основан исключительно на показаниях свидетелей, что противоречит закону.

Обращает внимание, что с 2010 года ОАО «Автоагрегат» не имеет лицензии на осуществление медицинской деятельности, в связи с чем работники здравпункта предприятия перестали выполнять часть функций.

Помимо этого указывает на то, что МГН зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования с 27 февраля 1998 года, периоды работы истца с этой даты указаны в выписке из лицевого счета без кода особых условий, таким образом работодатель не заявлял в спорные периоды профессию МГН как льготную, дающую право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

К тому же истец находилась шесть дней в отпуске без сохранения заработной платы в 2004, 2013, 2014 и 2015 годах, которые не подлежат включению как в общий, так и льготный страховой стаж.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (статья327.1Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия считает, что имеются основания для отмены решения в части, ввиду следующего.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права.

В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с пунктом 20 части 1, частями 2, 3 и 4 статьи 30 настоящего Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяется:

список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту – Список № 781, Правила № 781);

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно (далее по тексту - Список № 1066, Правила № 1066);

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (далее по тексту – Список № 464);

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г. (далее по тексту – Перечень № 1397).

Списком № 781 предусмотрены заведующий фельдшерским здравпунктом, старший фельдшер, фельдшер, медицинская сестра.

Согласно пункту 6 Правил № 781 в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке:

в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» сходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции 23 мая 2016 года МГН обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Письмом ГУ УПФ РФ в г. Ливны и Ливенском районе Орловской области от 27 мая 2016 года МГН было отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.

В специальный стаж МГН, с учетом уточняющего уведомления ответчика от 14 июля 2016 года, был засчитан период ее работы в должности медицинской сестры гинекологического отделения Ливенской Центральной районной больницы в период с 1 апреля 1985 года по 26 января 1987 года, льготный стаж составил 1 год 11 месяцев.

Периоды работы МГН в ОАО «Автоагрегат» с 18 апреля 1988 года по 1 декабря 1996 года в должности медицинской сестры в заводском профилактории; с 2 декабря 1996 года по 3 января 2003 года в должности дежурного фельдшера в заводском профилактории; с 4 января 2003 года по 20 января 2010 года в должности дежурного фельдшера в здравпункте предприятия; с 21 января 2010 года по 8 декабря 2010 года в должности медсестры и по совместительству заведующей в здравпункте предприятия; с 9 декабря 2010 года по 28 октября 2015 года в должности заведующей в здравпункте предприятия; с 29 октября 2015 года по 22 мая 2016 года в должности старшего фельдшера в здравпункте предприятия в льготный стаж не включены.

Данный отказ мотивирован тем, что должности «дежурный фельдшер», «заведующая здравпунктом» и учреждения «заводской профилакторий», «профилакторий» и «здравпункт» не соответствуют наименованиям должностей и учреждений, указанных в Списках должностей и учреждений, работа в которых дает право на льготное пенсионное обеспечение.

Разрешая спор, суд первой инстанции, в частности исследовал трудовую книжку МГН, положение о здравпункте предприятия ОАО «Автоагрегат», должностную инструкцию заведующего здравпунктом, должностную инструкцию фельдшера предприятия, штатные расписания здравпункта ОАО «Автоагрегат», утверждаемые ежегодно с 2003 года, и пришел к правильным выводам о том, что спорные периоды работы МГН в здравпункте ОАО «Автоагрегат», начиная с 4 января 2003года по дату обращения за назначением пенсии, в должностях дежурного фельдшера, медицинской сестры, заведующей здравпунктом и старшего фельдшера, подлежат включению в льготный стаж МГН, дающей ей право на досрочное назначение пенсии.

Судебная коллегия находит, что данные выводы суда основаны на правильном применении норм материального права.

Вышеуказанным Списком № 781 предусмотрены заведующий фельдшерским здравпунктом, старший фельдшер, фельдшер, медицинская сестра и не предусмотрены здравпункты.

Вместе с тем Правилами № 781 предусмотрены врачебные и фельдшерские здравпункты, являющиеся структурными подразделениями организаций.

Таким образом, работа в указанных должностях МГН, в структурном подразделении - здравпункте ОАО «Автоагрегат», дает ей право на льготное пенсионное обеспечение.

Удовлетворяя требование о включении в льготный стаж периодов работы истца в ОАО «Автоагрегат» с 18 апреля 1988 года по 1 декабря 1996года в должности медицинской сестры в заводском профилактории и с 2декабря 1996 года по 3 января 2003 года в должности дежурного фельдшера в заводском профилактории, суд первой инстанции исходил из того, что профилакторий предприятия, впоследствии был преобразован в здравпункт, поэтому полагал возможным применить к спорным правоотношениям вышеприведенный пункт 6 Правил № 781.

С таким выводом суда первой инстанции согласиться нельзя.

В период работы МГН в профилактории действовали Перечень № 1397, Список № 464, Список и Правила № 1066, а также Список и Правила № 781.

В разделе II Перечня № 1397 были указаны медицинские сестры и фельдшеры независимо от наименования должности, а в качестве лечебно-профилактических учреждений поликлиники, амбулатории, диспансеры всех профилей, учреждения скорой медицинской помощи и переливания крови, медсанчасти, здрав-пункты, медицинские кабинеты и пункты, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты и другие. Между тем такое учреждение, как профилакторий в Перечне не значится.

Как следует из Номенклатуры учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения СССР от 22 июля 1982 № 715, лечебно-профилактические учреждения включают санаторно-курортные учреждения, в том числе санаторий, санаторий-профилакторий. Профилакторий в Номенклатуре также не предусмотрен.

Не предусмотрено наименование такого учреждения здравоохранения, как профилакторий, и Списками №№ 464, 1066 и 781.

В силу изложенного судебная коллегия находит, что поскольку в период с 18 апреля 1988 года по 3 января 2003 года МГН не работала в учреждении, работа в котором дает право на льготное пенсионное обеспечение, решение суда в части включения указанного периода в льготный стаж работы МГН подлежит отмене.

Поскольку без учета указанного периода, право на досрочную пенсию у МГН не возникло до настоящего времени, также подлежит отмене решение в части обязания пенсионного органа назначить пенсию МГН

Довод апелляционной жалобы о том, что в выписке из лицевого счета МальцевойГ.Н. отсутствуют сведения о коде особых условий труда истца, не может служить основанием к отмене или изменению обжалуемого решения, так как ненадлежащее исполнение работодателем своих обязанностей не может служить основанием для лишения работника его прав на пенсионное обеспечение.

Иные доводы также не могут служить основанием к отмене решения суда, так как основаны на неверном толковании норм материального права.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

определила:

решение Ливенского районного суда Орловской области от 7 сентября 2016 года в части включения в стаж работы МГН, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, периодов работы с 18 апреля 1988 года по 1 декабря 1996года в должности медицинской сестры в заводском профилактории, с 2декабря 1996 года по 3 января 2003 года в должности дежурного фельдшера в профилактории и в части обязания назначения пенсии с 23 мая 2016 года отменить, принять в указанной части новое решение.В удовлетворении требований МГН о включении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, периодов работы с 18 апреля 1988 года по 1декабря 1996 года в должности медицинской сестры в заводском профилактории, с 2 декабря 1996 года по 3 января 2003 года в должности дежурного фельдшера в профилактории и в части обязания назначения пенсии с 23 мая 2016 года - отказать.В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ливны и Ливенском районе Орловской области без удовлетворения.Председательствующий

Судьи