НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Орловского областного суда (Орловская область) от 11.12.2012 № 33-2368

Дело № 33-2368

Докладчик: Забелина О.А.       

Судья: Гудкова Е. И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 декабря 2012 г. судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Сабаевой И. Н.,

судей Забелиной О.А., Георгиновой Н. А.,

при секретаре Шалаевой И. В.,

в открытом судебном заседании в г. Орле рассматривала гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 <...> к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Орловской области о восстановлении нарушенного права на получение пенсии, взыскании недополученной пенсии,

по апелляционной жалобе ФИО1 <...> на решение Советского районного суда г. Орла от 17 октября 2012 г., которым постановлено:

« ФИО1 <...> в удовлетворении иска к Управлению Министерства внутренних дел по Орловской области о восстановлении нарушенного права на получение пенсии, взыскании недополученной пенсии- отказать»

Заслушав доклад судьи областного суда Забелиной О. А., выслушав объяснения ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

установила:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к УМВД России по Орловской области о восстановлении нарушенного права на получение пенсии, взыскании недополученной пенсии

В обосновании исковых требований указывал, что он проходил службу в органах внутренних дел РФ, <дата> он был уволен с правом на пенсию по выслуге лет. Со <дата> ему пожизненно была назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с законом РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 « О пенсионом обеспечении лиц, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей». С учетом его выслуги лет в органах внутренних дел, ему была назначена пенсия в размере <...>% от суммы денежного довольствия ( от 100%). Однако, с 01.01.2012 г. его пенсия стала исчисляться из <...>% от денежного довольствия, а также ему была снижена ежемесячная надбавка за выслугу лет с <...>% до <...>%.

Считал, что ответчиком были неправильно применены нормы материального права, а именно его право на получение пенсии за выслугу лет возникло до 01.01.2012 г., а, следовательно, применение законов, вступивших после 31.12.2011 г., ухудшающих его положение, недопустимо.

В связи с чем, просил суд восстановить его право на получение пенсии в размере <...>% от <...>% суммы денежного довольствия, с учетом входящей в денежное довольствие, применяемой при исчислении пенсии надбавки за выслугу лет в размере <...>% оклада денежного содержания, взыскать с ответчика в его пользу недоплаченную пенсию за <...> <...> г. в размере <...> рублей.

В ходе рассмотрения дела ФИО1 уточнил свои исковые требования и просил также обязать ответчика прекратить дискриминацию в отношении него.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ФИО1 ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.

В обосновании доводов жалобы указывается, что УМВД России по Орловской области было не вправе пересматривать назначенную ему пенсию и применять закон РФ « О пенсионом обеспечении лиц, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей» в новой редакции, согласно которой частью 2 ст. 43 предусмотрено, что денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 01 января 2012 г. в размере <...> %, так как в отсутствие прямого указания в законе новые положения данного закона, ухудшающие его положения как пенсионера, вступившие в законную силу с 01.01.2012 г. были применены к его пенсионным правоотношениям с ответчиком, возникшим в <...> г.

Указывает, что поскольку <...> % надбавка за выслугу лет была установлена ему на основании ч. 6 ст. 2 ФЗ РФ « О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах эти сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)» № 78- ФЗ от 30.06.2002 г., а данный закон не отменен в настоящее время, то ответчик был не праве применять положения ч. 7 ст. 2 ФЗ РФ « О социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 19.06.2011 г. № 247-ФЗ, предусматривающие размер процентной надбавки за выслугу лет при стаже работы более 25 лет- <...>%.

Считает, что судом был сделан неправильный вывод о том, что с 01.01.2012 г. произошло увеличение размера получаемой им пенсии, поскольку ранее его пенсия составляла <...>% от денежного довольствия, а в настоящее время <...>%.

Ссылает также на то, что судом не было дано оценки тому обстоятельству, что применение новых редакций законов, ухудшающих его положение как пенсионера, противоречит конституции РФ и протоколу № 1 Европейской Конвенции о правах человека.

В судебное заседание представитель УМВД России по Орловской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается сведениями отслеживания почтовых отправлений, не явился, о причинах неявки суду не сообщил. В связи с чем, судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ рассмотрела дело в отсутствие неявившегося ответчика.

Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения, апелляционной жалобы- без удовлетворения по следующим основаниям.

Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел, уволенных с военной службы, осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей» от 12.02.1993 г. № 4468-1.

Пенсии за выслугу лет, назначаемые лицам, проходившим военную службу, исчисляются из денежного довольствия, в составе которого в соответствии с частью 1 статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей» от 12.02.1993 г. № 4468-1 учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности, оклад по воинскому званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

С 1 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». Установленная этим Федеральным законом новая система денежного довольствия лиц, проходящих военную службу, предусматривая значительное увеличение оклада денежного содержания военнослужащих и изменяя состав включаемых в денежное довольствие ежемесячных и иных дополнительных выплат.

В связи с чем, законодатель на основании ФЗ РФ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2011 г. № 309- ФЗ внес изменения в законодательство о пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и установил новые правила учета денежного довольствия для исчисления пенсий.

Так, согласно ч. 2 ст. 43 ФЗ РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей» от 12.02.1993 г. № 4468-1 денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.

Таким образом, согласно указанным правилам с 1 января 2012 года определение размера пенсии лицам, проходившим военную службу, и членам их семей осуществляется исходя из установленных действующим законодательством и учитываемых в размере 54 процентов, включаемых в денежное довольствие для исчисления пенсий окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям, а также сумм ежемесячной надбавки за выслугу лет. При этом с 1 января 2013 года денежное довольствие для исчисления пенсий лицам, проходившим военную службу, и членам их семей в целях достижения 100 процентов его размера подлежит ежегодному увеличению на 2 процента либо в большем объеме (в зависимости от уровня инфляции) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

При этом ч. 8 ст. 12 ФЗ РФ « О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2011 г. № 309- ФЗ установлено, что размеры пенсий, назначенных гражданам до 1 января 2012 года в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», подлежат пересмотру с 1 января 2012 года.

Согласно ч. 9 ст. 12 ФЗ РФ « О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2011 г. № 309- ФЗ при пересмотре указанных в части 8 настоящей статьи размеров пенсий в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы) в размерах, установленных в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" или статьей 2 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона). Размеры окладов по воинским должностям и должностных окладов и порядок их применения для указанных целей устанавливаются Правительством Российской Федерации до 1 января 2012 года.

В соответствии с п. 6 ч. 7 ст. 2 ФЗ РФ « О социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) устанавливается в следующих размерах при стаже службы (выслуге): 25 лет и более - 40 процентов.

На основании п. а ч. 1 ст. 14 ФЗ РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей» от 12.02.1993 г. № 4468-1 пенсия за выслугу лет устанавливается в следующих размерах: лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона; за каждый год выслуги свыше 20 лет - 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм.

С 01 января 2012 г. Постановлением Правительства РФ « Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» от 03 ноября 2011 г. № 878 установлены новые размеры денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел, из которого исчисляются пенсии пенсионерам Министерства внутренних дел России.

Пунктом 6 указанного постановления закреплено, что в случае если размер пенсии, исчисленной с применением окладов, установленных в соответствии с настоящим постановлением, окажется ниже уровня пенсионного обеспечения, установленного гражданам, уволенным со службы в органах внутренних дел, и членам их семей в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2012 г., указанный уровень пенсионного обеспечения таким гражданам сохраняется до приобретения права на пенсию в большем размере.

Следовательно, законодателем был введено новое правовое регулирование учета денежного довольствия для исчисления пенсии лицам, проходившим военную службу. Необходимость произвести перерасчет пенсий, назначенных до 01 января 2012 г. с применением нового механизма исчисления пенсионного обеспечения прямо предусмотрена положениями ст. 12 ФЗ РФ № 309-ФЗ от 08.11.2011 г. При введении нового правового регулирования, касающегося учета денежного довольствия для исчисления пенсий лицам, проходившим военную службу, и членам их семей, в соответствии с принципом стабильности правового регулирования гарантируется сохранение достигнутого к 1 января 2012 года уровня их пенсионного обеспечения. Наряду с этим правила исчисления пенсий, применяемые с 1 января 2012 года, предусматривают механизм поэтапного ежегодного повышения величины денежного довольствия, учитываемой при исчислении пенсии лицам, проходившим военную службу, и членам их семей, и направлены на увеличение размеров таких пенсий.

Судом установлено, что ФИО1 проходил службу в органах внутренних дел. С <дата> ФИО1 является пенсионером МВД РФ, получает пенсию за выслугу лет. На день увольнения на пенсию он занимал должность <...>

Выслуга лет ФИО1 составляет <...> лет.

По состоянию на 01.12.2011 г. пенсия за выслугу лет ФИО1 составляла <...>% от денежного довольствия ( <...>% + <...>% за каждый год свыше 20 лет выслуги) с учетом процентной надбавки за выслугу лет <...>%. Размер пенсии за выслугу лет составлял <...> рублей. При этом ФИО1 также ежемесячно выплачивались надбавки как инвалиду военной травмы в размере <...> рублей, ежемесячная доплаты на основании Указа Президента РФ от 18.02.2005 г. № 176 в размере <...> рублей и ежемесячное материальное обеспечение в соответствии с Указом Президента РФ от 01.08.2005 г. № 887 в размере <...> рублей, а всего <...> рублей. ( л.д. 44).

С 01.01.2012 г. пенсия, выплачиваемая ФИО1, была пересмотрена с учетом изменений и дополнений, внесенных в ФЗ РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей» от 12.02.1993 г. № 4468-1.

Так, с 01.01.2012 г. размер пенсии ФИО1 составил <...> рублей, а с учетом ежемесячных надбавок – <...> рублей ( л.д. 44).

Пенсия ФИО1 исчислена в следующем порядке: (оклад по должности <...> рублей + оклад по званию – <...> рублей + ежемесячная процентная надбавка за выслугу лет- <...>% при выслуге <...> лет) х <...>% (доля денежного содержания) х <...>% (размер пенсии).

Таким образом, с 01.01.2012 г. размер пенсии, выплачиваемой ФИО1 с учетом применения нового механизма, был увеличен.

Исходя из того, что с 01.01.2012 г. было введено в действие новое правовое регулирование пенсионного обеспечения сотрудников внутренних дел, при этом законодатель применил новый механизм также к пенсиям, назначенным до 01.01.2012 г., то суд пришел к правильному выводу, что ФИО1 пенсия назначена в строгом соответствии с законом и отказал в удовлетворении заявленных им требований.

Довод жалобы ФИО1 о том, что его материальное положение как пенсионера было ухудшено в связи с применением новых положений закона является несостоятельным, поскольку несмотря на снижение предусмотренного процентного размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии лицам, уволенным с военной службы и членам их семей, размер пенсии, начисленной и выплачиваемой ФИО1 был увеличен в денежном выражении. Кроме того, законодателем при введении изменений в пенсионное законодательство военнослужащих было гарантировано сохранение достигнутого с 01 января 2012 г. уровня пенсионного обеспечения.

Довод жалобы о том, что внесенные изменения в законодательство о пенсионном обеспечении военнослужащих подлежат распространению только в отношении лиц, уволенных с военной службы после 01.01.2012 г., основан на ошибочном толковании действующего законодательства, поскольку частью 8 ст. 12 ФЗ РФ от 08.11.2011 г. № 309- ФЗ « О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» закреплено, что размеры пенсий, назначенных гражданам до 1 января 2012 года, подлежат пересмотру с 1 января 2012 года. Следовательно, само по себе изменение способа определения размеров тех или иных денежных выплат – при соблюдении конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан- является прерогативой законодателя. Снизив размер денежного довольствия, учитываемого при определении размера пенсий лицам, уволенным с военной службы, со 100 до 54 процентов, законодатель предусмотрел, что исчисление пенсий осуществляется исходя из нового более высокого денежного довольствия, обеспечив тем самым увеличение размера получаемых пенсий.

Не может повлечь отмену решения суда и довод жалобы ФИО1 о том, что процентная надбавка в размере <...>% за выслугу лет, установленная ему на основании положений ФЗ РФ « О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах эти сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы) № 78- ФЗ от 30.06.2002 г., действующего в настоящее время, не может быть изменена, поскольку при пересмотре размеров пенсий лицам, уволенных с военной службы до 01.01.2012 г., в составе денежного довольствия учитывается процентная надбавка за выслугу лет, в размерах установленных статьей 2 ФЗ РФ « О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации».

Кроме того, в преамбулу ФЗ РФ « О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах эти сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы) № 78- ФЗ от 30.06.2002 г. ( в соответствии с которым истцу ранее была назначена процентная надбавка за выслугу лет в размере 70%) были внесены изменения, вступившие в силу с 01.01.2012 г., в соответствии с которыми изменен круг лиц, на которых распространяется его действие, а именно он стал распространяться только на сотрудников органов внутренних дел, прикомандированных к федеральному органу исполнительной власти, реализующему государственную политику в сфере миграции и осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, к числу которых ФИО1 не относится.

Довод жалобы ФИО1 о том, что в отношении него допускается дискриминация, ответчиком применяются нормы законодательства, противоречащие Конституции РФ, опровергается вышеприведенными положениями федеральных законов, дискриминации в отношении истца не допущено.

Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, проверил доводы и возражения сторон, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

определила:

решение Советского районного суда г. Орла от 17 октября 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 <...> - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи