НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Орловского областного суда (Орловская область) от 11.11.2020 № 33-2245/20

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 ноября 2020 г. г. Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Курлаевой Л.И.,

судей Сивашовой А.В., Хомяковой М.Е.,

при секретаре Зябкине А.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, включении периодов в страховой стаж,

по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) на решение Заводского районного суда г. Орла от 24 июля 2020 г., которым постановлено:

«Исковые требования ФИО2 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, включении периодов в страховой стаж и назначении пенсии – удовлетворить.

Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) включить в страховой стаж ФИО2, <дата> года рождения, уроженки ФИО5 периоды работы в колхозе им. Чапаева <адрес> в период с 11.03.1989 г. по 25.06.1989 г. и с 21.01.1991 г. по 12.11.1998 г. (за исключением периода с июля 1992 г. по ноябрь 1993 г.).

Включить ФИО2 в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии с п.п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» периоды работы ФИО2 с 01.01.2000 г. по 12.06.2003 г. в качестве формовщика огнеупорных изделий (шамотное отделение) цеха огнеупорных изделий в ОАО «Лисичанский стеклозавод».

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайоное) назначить ФИО2 досрочную пенсию по старости в соответствии с п. п. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 28.07.2019 г.

Взыскать с Государственного Учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области в пользу ФИО2 расходы по уплате государственной пошлины в размере <...> рублей <...> коп».

Заслушав доклад судьи Курлаевой Л.И., объяснения представителя Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) по доверенности ФИО3, поддержавшую апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, возражения ФИО2, полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

установила:

ФИО2, обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонному) (далее по тексту – ГУ - УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное)) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, включении периодов в страховой стаж,.

В обоснование указывала, что 23 июля 2019 г. обратилась в ГУ - УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, в чем ответчиком было отказано.

В письме от 12 ноября 2019 г. ГУ - УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) мотивировало свой отказ тем, что периоды работы ФИО2, в открытом акционерном обществе «Лисичанский стеклозавод» (далее по тексту – ОАО Лисичанский стеклозавод») с 07 декабря 1998 г. по 31 декабря 2000 г. в должности резчика стекла и с 01 февраля 2000 г. по 12 июня 2003 г. в должности формовщика огнеупорных изделий, а также период работы истца в публичном акционерном обществе «Лисичанский стеклозавод «Пролетарий» (далее по тексту – ПАО «Лисичанский стеклозавод «Пролетарий») с 28 апреля 2009 г. по 27 июля 2009 г. не подлежат включению в стаж на соответствующих видах работ, так как занятость на работах с особым условиями не подтверждена компетентным органом Украины.

Период работы ФИО1 в ПАО «Лисичанский стеклозавод «Пролетарий» с <дата> по <дата> не подлежит включению в стаж на соответствующих видах работ, ввиду того, что за указанный период не производилась уплата страховых взносов по дополнительным тарифам.

Периоды работы в колхозе имени Чапаева с 11 марта по 25 июня 1989 г., с 21 января 1991 г. по 12 ноября 1998 г. не подлежат включению в страховой стаж, поскольку в трудовой книжке истца имеются исправления в дате рождения, а в справках НРКУ «Объединенный трудовой архив Новопсковского района» дата рождения ФИО2 отсутствует.

Вместе с тем, ГУ - УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) зачтено в стаж на соответствующих видах работ периоды работы ФИО2 с 20 февраля 2008 г. по 27 апреля 2009 г. и с 28 июля 2009 г. по 31 декабря 2012 г., а всего 04 года 07 месяцев и 12 дней.

Полагая, что отказ ответчика в досрочном назначении страховой пенсии по старости является неправомерным, ФИО2 ссылалась на то, что в период с 1986 г. по 1998 г. она с семьей проживала в <адрес> в колхозе имени Чапаева, где и работала, что подтверждается первичными документами, в том числе книжкой - колхозника, в которых верно указана её дата рождения и то, что в период с 11 марта 1989 г. по 25 июня 1989 г. и с 21 января 1991 г. по 12 ноября 1998 г. истец работала в колхозе имени Чапаева.

Кроме того ФИО2 указывала, что подлежит включению в стаж на соответствующих видах работ период работы с 01 февраля 2000 г. по 12 июня 2003 г. в ОАО «Лисичанский стеклозавод» в должности формовщика огнеупорных изделий, поскольку пенсионным законодательством Украины указанная работа предоставляла право на льготное назначение пенсии, что отражено в её трудовой книжке.

По изложенным основаниям, уточнив исковые требования, просила суд обязать ГУ - УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) включить в страховой стаж ФИО2 периоды работы с 11 марта 1989 г. по 25 июня 1989 г. и с 21 января 1991 г. по 12 ноября 1998 г. в колхозе имени Чапаева, признать за ней право на назначение пенсии с учетом снижения пенсионного возраста на 3 года и включить период работы ФИО2 с 01 февраля 2000 г. по 12 июня 2003 г. в должности формовщика огнеупорных изделий в специальный страховой стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости на основании пп. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту - Федеральный закон «О страховых пенсиях»), а также обязать ГУ - УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) назначить и производить ФИО2 выплату пенсии с 28 июля 2019 г.

Судом постановлено указанное решение.

В апелляционной жалобе ГУ - УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного.

Полагает, что у ФИО2 отсутствует право на досрочное назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста, поскольку период работы истца в ОАО Лисичанский стеклозавод» с 01 февраля 2000 г. по 12 июня 2003 г. в должности формовщика огнеупорных изделий не подлежит включению в стаж на соответствующих видах работ, так как занятость на работах с особым условиями не подтверждена компетентным органом Украины, также как и периоды работы истца в колхозе имени Чапаева с 11 марта по 25 июня 1989 г., с 21 января 1991 г. по 12 ноября 1998 г. не подлежат включению в страховой стаж, поскольку в трудовой книжке истца имеются исправления в дате рождения, а в справках НРКУ «Объединенный трудовой архив Новопсковского района» дата рождения ФИО2 отсутствует.

Приводит доводы об отсутствии оснований для назначения истцу пенсии с 28 июля 2019 г.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия считает, что оснований для отмены вынесенного судебного решения не имеется.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01 января 2015 г.

До 01 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях», применяются правила международного договора Российской Федерации (ч. 3 ст. 2 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

13 марта 1992 г. между государствами - участниками СНГ: Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной было подписано Соглашение «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», ст. 1 которого предусматривалось, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Таким образом, данным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины.

Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 01 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации (ст. 11 Соглашения от 13 марта 1992 г.).

Из содержания ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О страховых пенсиях» следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.

В числе этих условий, как следует из содержания ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», возраст (ч. 1 ст. 8 названного Федерального закона), страховой стаж (ч. 2 ст. 8 названного Федерального закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (ч. 3 ст. 8 названного Федерального закона).

Согласно ч. 1 ст. 8 «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей на 31 декабря 2018 г.) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Положениями ст. 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 названного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 этого Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены ст. 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который вступил в силу с 01 января 2002 г. и действовал до 01 января 2015 г. - даты вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях».

В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Во исполнение приведенной нормы закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее по тексту - Правила № 1015).

Согласно п. 5 Правил № 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

В силу п. 11 Правил № 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., является, прежде всего, трудовая книжка установленного образца, а при отсутствии трудовой книжки, либо в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г.

При этом обязанность по предоставлению документов, подтверждающих периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), законом возложена на гражданина, обращающегося за назначением пенсии, а обязанность по проверке представленных гражданином документов, выдаче уведомления о приеме заявления и документов, представленных для установления пенсии, с указанием перечня недостающих для установления пенсии документов, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя, и сроки их предоставления, равно как и перечня недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, законом возложена на территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

В силу п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (приложение № 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР»), для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. № 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. При этом периоды работы по найму после 01 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Согласно ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО2 обратилась в ГУ - УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии в связи с выполнением ею на работ с тяжелыми условиями труда по Списку № 2 на основании пп. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Ответом ГУ - УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) от 12 ноября 2019 г. ФИО2 отказано в назначении пенсии, в виду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ.

В специальный стаж не включен период работы ФИО2 с 01 февраля 2000 г. по 12 июня 2003 г. в должности формовщика огнеупорных изделий на ОАО «Лисичанский стеклозавод», так как занятость на работах с особыми условиями не подтверждена компетентным органом Украины. Кроме этого, в ответе пенсионного органа было указано, что её страховой стаж составляет 19 лет 10 месяцев 25 дней, в который не были включены периоды работы в колхозе имени Чапаева с 11 марта 1989 г. по 25 июня 1989 г. и с 21 января 1991 г. по 12 ноября 1998 г., поскольку представленная истицей трудовая книжка содержит исправления в дате её рождения, а в справках НРКУ «Объединенный трудовой архив Новопсковского района» дата её рождения отсутствует.

Вместе с тем, ГУ - УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) зачтено в стаж на соответствующих видах работ периоды работы ФИО2 с 20 февраля 2008 г. по 27 апреля 2009 г. и с 28 июля 2009 г. по 31 декабря 2012 г., а всего 04 года 07 месяцев и 12 дней.

Удовлетворяя исковые требования ФИО2, суд первой инстанции, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, по правилам ст. 67 ГПК РФ, установил, что ФИО2 осуществляла трудовую деятельность в колхозе имени Чапаева <адрес> в период с 11 марта 1989 г. по 25 июня 1989 г. и с 21 января 1991 г. по 21 ноября 1998 г. (за исключением периода с июля 1992 г. по ноябрь 1993 г.), что ФИО2 в период с 01 февраля 2000 г. по 12 июня 2003 г. работала в ОАО «Лисичанский стеклозавод» в должности формовщика огнеупорных изделий (шамотное отделение) цеха огнеупорных изделий, которая относилась к профессии с тяжелыми условиями труда. Включив период работы истца в ОАО «Лисичанский стеклозавод» в должности формовщика огнеупорных изделий в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», пришел к выводу о наличии у ФИО2 права на назначение досрочной страховой пенсии по старости с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» (в редакции Федерального закона от 03 октября 2018 г. № 350-ФЗ) (по состоянию на 31 декабря 2018 г.) на 3 года, то есть по достижении возраста 52 лет на основании п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Судебная коллегия соглашается с выводом суда о наличии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований в полном объеме.

Из трудовой книжки и книжки колхозника ФИО2, <дата> рождения, следует, что она с 11 марта 1989 г. по 25 июня 1989 г. и с 21 января 1991 г. по 12 ноября 1998 г. работала в колхозе имени Чапаева, однако в трудовой книжке истца от 21 августа 1995 г. и в трудовой книжке колхозника от 11 октября 1989 г. дата рождения ФИО2 указана как 22 июля 1967 г. вместо <дата>, что явилось основанием для отказа ГУ – УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) включения указанных периодов работы истца в её страховой стаж.

Между тем, согласно справке исполкома Донцовского сельского совета Новопсковского района Луганской области, что ФИО2, <дата> г.р., с семьей проживала на территории <адрес> с 1989 г. по 12 ноября 1998 г., что подтверждается записями похозяйственной книги, имеющей отметку о работе ФИО2 в указанный период в колхозе имени Чапаева в должности повара.

Указанные обстоятельства также подтверждаются сведениями о постановке на регистрационный учет истца, указанными в паспорте гражданки Украины, из которого следует, что ФИО2, <дата> г. р., в период с 1989 г. по 12 ноября 1998 г. была зарегистрирована в <адрес>

Из архивной справки Новопсковского района Луганской области Украины также усматривается, что согласно решениям заседания правления колхоза имени Чапаева ФИО2 являлась членом колхоза в период с марта 1989 г. по июнь 1989 г., а также с января 1991 г. по ноябрь 1998 г.

В период работы ФИО2 в колхозе имени Чапаева <адрес> ею в период с 1991 г. по 1998 г. ежегодно (кроме 1993 г. и 1994 г.) было выработано минимальное количество дней и ей начислялась и выплачивалась заработная плата в указанные годы (кроме периода с июля 1992 г. по ноябрь 1993 г.), что подтверждается архивными справками Объединенного трудового архива Новопсковского района Луганской области Украины.

Кроме этого, в продолжении трудовой книжки ФИО2, заполненной 20 февраля 2008 г., указано, что данная книжка выдана на имя ФИО2, <дата> рождения, а сведения о работе ФИО2 указанные в ней ГУ – УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) были приняты как достоверные и включены истцу в страховой стаж.

С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что ненадлежащее заполнение работодателем трудовой книжки по не зависящим от работника обстоятельствам, не могут лишить ФИО2 права на зачет спорного периода работы в страховой стаж для назначения пенсии, судебная коллегия приходит к выводам о том, что доводы апелляционной жалобы ГУ – УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) об отсутствии оснований для включения указанных периодов работы ФИО2 в колхозе имени Чапаева в страховой стаж для назначения пенсии являются несостоятельными и опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами.

Оценив вышеперечисленные доказательства в их совокупности, суд верно пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца в указанной части. Оснований для переоценки исследованных судом доказательств судебная коллегия не усматривает.

Отклоняя, как несостоятельные, доводы апелляционной жалобы ГУ – УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) в части необоснованного включения периода работы ФИО2 с 01 февраля 2000 г. по 12 июня 2003 г. в должности формовщика огнеупорных изделий в специальный страховой стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости на основании пп. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» судебная коллегия исходит из следующего.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» (в редакции от 27 декабря 2018 г.) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ (ч. 2 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

В целях реализации положений ст. 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

В силу пп. «б» п. 1 указанного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:

- Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;

- Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 года.

Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 предусмотрен раздел XVIII «Стекольное производство, производство керамических, фарфоровых и фаянсовых изделий», подраздел 1 «Подготовка шихты, производство всех видов стекла, стеклоизделий и шлакоситалла», позиция 2190100б-23187).

В соответствии с п. 6 раздела 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 555 от 24 июля 2002 г., основным документом, подтверждающим периоды работы, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в ней содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в их подтверждение принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу зарплаты.

Если в трудовой книжке имеются необходимые сведения о работе, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, то досрочная трудовая пенсия может назначаться и без истребования дополнительных документов. В тех случаях, когда для определения права на досрочное пенсионное обеспечение необходимы данные о характере и условиях труда, то эти обстоятельства должны подтверждаться соответствующими документами, содержащими необходимые сведения.

Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет, в течение не менее 80% рабочего времени. При этом в указанное время включается выполнение подготовительных и вспомогательных работ.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 г. № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу ст. ст. 1, 2, 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ст. ст. 1 (ч. 1), 2, 18, 54 (ч. 1), 55 (ч. 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Согласно п. 5 разъяснений Министерства труда РФ от 22 мая 1996 г. № 5, утвержденных Постановлением Министерства труда РФ от 22 мая 1996 г. № 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени.

Аналогичные положения содержались и в разъяснениях Министерства труда РФ от 08 января 1992 г. № 1, утвержденных приказом Министерства труда и занятости, Министерства социальной защиты населения РСФСР от 08 января 1992 г. № 3/235.

Из трудовой книжки ФИО2 следует, что с 07 декабря 1998 г. по 31 января 1999 г. работала резчиком стекла в цехе производства стекла ОАО «Лисичанский стеклозавод»; с 01 февраля 2000 г. по 12 июня 2003 г. формовщиком огнеупорных изделий в цехе огнеупорных изделий в шамотном отделении ОАО «Лисичанский стеклозавод»; с 20 февраля 2008 г. по 27 апреля 2009 г. в качестве дробильщика-размольщика ПАО «Лисичанский стеклозавод «Пролетарий»; с 28 июля 2009 г. по 14 февраля 2013 г. в качестве дробильщика – размольщика ПАО «Лисичанский стеклозавод «Пролетарий».

Сведения о работе ФИО2 в ОАО «Лисичанский стеклозавод» также подтверждаются карточкой формы Т-2 на имя ФИО2, архивной справкой Трудового архива Лисичанского городского совета согласно которым ФИО2 с 07 декабря 1998 г. по 31 января 1999 г. работала резчиком стекла в цехе производства стекла, а с 01 февраля 2000 г. по 12 июня 2003 г. формовщиком огнеупорных изделий в цехе огнеупорных изделий в шамотном отделении ОАО «Лисичанский стеклозавод», уволена с данного предприятия по собственному желанию, за указанные периоды работы ей предоставлялся очередной отпуск.

За указанный спорный период работы в ОАО «Лисичанский стеклозавод» с 01 февраля 2000 г. по 12 июня 2003 г. ФИО2 ежемесячно начислялась заработная плата, что подтверждается лицевыми счетами по начислению заработной платы, находящимися на хранении в Трудовом архиве Лисичанского городского совета Украины.

Сведений о простоях, прогулах, отпусках без сохранения заработной платы в лицевых счетах и иных документах предприятия не имеется, что следует из справки Трудового архива Лисичанского городского совета Украины.

Факт занятости истицы в период работы в ОАО «Лисичанский стеклозавод» с 01 февраля 2000 г. по 12 июня 2003 г. в качестве формовщика огнеупорных изделий на работах, относящихся к работе с тяжелыми условиями труда в соответствии с законодательством Украины, подтверждается аттестациями рабочих мест и приказами ОАО «Лисичанский стеклозавод» за период с 1994 г. по 2002 г. (л.д.203-2015 т.1)

Так, согласно приказу от 24 декабря 1999 г. ОАО «Лисичанский стеклозавод» следует, что в соответствии с результатами аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной на основании инструментальных замеров санитарно-промышленной лаборатории завода с 01 января 2000 г. был утвержден перечень профессий и должностей работа, на которых дает право на льготное пенсионное обеспечение по Спискам № 1 и № 2 согласно Постановлению Кабинета министров Украины.

На основании приказа от 24 декабря 1999 г. ОАО «Лисичанский стеклозавод» с 01 января 2000 г. на основании аттестации рабочих мест по условиям труда был утвержден перечень профессий и должностей, работа на которых дает право на льготное пенсионное обеспечение, в число которых по Списку № 2 была включена профессия – формовщик огнеупорных изделий (шамотное отделение) цеха огнеупорных изделий (код профессии ).

Также приказом от 13 февраля 2002 г. ОАО «Лисичанский стеклозавод» по итогам аттестации рабочих мест по условиям труда, на основании которой был утвержден перечень рабочих мест, работникам которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда подтверждено право на льготное пенсионное обеспечение по Спискам № 1 и №2. Согласно утвержденному приказом Перечню рабочих мест, работникам которых подтверждено право на льготное пенсионное обеспечение (согласно аттестации рабочих мест на 01 января 2000 г. с учетом предписания от 19 декабря 2001 г. Луганской Государственной экспертизы условий труда) по Списку № 2 была предусмотрена профессия – формовщик огнеупорных изделий (шамотное отделение) цеха огнеупорных изделий (код профессии 19416/8139.2).

На основании данного приказа в трудовой книжке ФИО2 была сделана запись о том, что согласно аттестации рабочих мест профессия формовщик огнеупорных изделий дает право на льготное пенсионное обеспечение согласно Списку № 2 раздел IV.

Согласно ответу Пенсионного фонда Украины следует, что в реестре застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования Пенсионного фонда Украины имеется информация об уплате взносов на государственное пенсионное страхование в отношении ФИО2, в том числе за период с 01 января 2000 г. по 12 июня 2003 г. ОАО «Лисичанский стеклозавод».

В целях проверки доводов апелляционной жалобы судебной коллегией направлены запросы в Главное Управление Пенсионного фонда Украины в Луганской области и Управление Пенсионного фонда Украины в г. Лисичанске Луганской области.

Из представленного ответа Главного Управления Пенсионного фонда Украины в Луганской области следует, что должность «формовщика огнеупорных изделий» предусмотрена п. «а», раздела V «Производство огнеупоров» Списка №2 производств, работ, профессий должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых полный рабочий день дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Украины от 16 января 2003 г. №36, поэтому период работы ФИО2 в ОАО «Лисичанский стеклозавод» с 01 февраля 2000 г. по 12 июня 2003 г. в качестве «формовщика», учитывая данные об аттестации рабочих мест по характеру и условиям труда, может быть засчитан в специальный стаж, который дает право на назначение пенсии по возрасту на льготных условиях по Списку №2.

Определение права на льготное пенсионное обеспечение в соответствии со Списками №1,2 относится к компетенции предприятий и подтверждается справкой уточняющей особой характер работ, и аттестацией рабочих мест по условиям труда (начиная с 21 августа 1992 г.)

Кроме того, Управление Пенсионного фонда Украины в г. Лисичанске Луганской области также указало, что профессия «формовщик огнеупорных изделий» соответствует разделу V «Производству огнеупоров» перечня профессий, работ, должностей и показателей на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях по Списку № 2, утвержденного Постановлениями Кабинета Министров Украины от 11 марта 1994 г. № 162 и от 16 января 2003 г. № 36 соответственно включается в специальный страховой стаж, дающий право на назначение пенсии на льготных условиях по Списку №2. (код ).

Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 разделом V «Производство огнеупоров» также предусмотрена профессия «формовщик огнеупорных изделий» (код ).

Ввиду изложенного довод апелляционной жалобы о том, что у суда первой инстанции не было законных оснований для включения спорных периодов работы истца в специальный стаж, является несостоятельным и не влечет отмену решения суда.

Оснований для переоценки представленных в материалы дела доказательств судебная коллегия также не усматривает.

Установив, что специальный стаж работы истца превышает 7 лет, суд с учетом требований вышеприведенного законодательства пришел к обоснованному выводу о наличии у истца права на досрочное назначение пенсии со снижением пенсионного возраста на три года.

В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 5 и 6 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 данного Федерального закона.

Поскольку в ГУ - УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) ФИО2 обратилась 23 июля 2019 г., а право на досрочную пенсию возникло у нее по достижении возраста 52 лет, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, пришел к правильному выводу о возложении на ответчика обязанности по назначению пенсии с 28 июля 2019 г.

Ввиду изложенного доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит несостоятельными и основанными на неправильном толковании норм материального права.

Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридические значимые обстоятельства дела, проверил доводы и возражения сторон, дал надлежащую правовую оценку исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.

Оснований для отмены или изменения решения суда по доводам жалобы судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

определила:

решение Заводского районного суда г. Орла от 24 июля 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

1версия для печатиДело № 33-2245/2020 (Определение)