НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Орловского областного суда (Орловская область) от 10.01.2013 № 33-2910/2013

Дело № 33-92/2014

Докладчик: Угланова М.А.

Судья: Сергунина И.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 января 2013 года судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Углановой М.А.,

судей Георгиновой Н.А., Сафроновой Л.И.,

при секретаре Журавлевой И.Ю.,

в открытом судебном заседании в г. Орле слушала гражданское дело по иску Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловской области к М.Л.Н.  о взыскании штрафа за непредставление в установленный законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам,

по апелляционной жалобе М.Л.Н. 

на решение Железнодорожного районного суда г. Орла от 28 ноября 2013 года, которым постановлено:

«Взыскать с М.Л.Н.  в доход бюджета Пенсионного фонда РФ штраф в сумме <...> (<...>) руб. за непредставление в установленный законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за <дата>., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере <...> (<...>) руб.».

Заслушав доклад судьи областного суда Углановой М.А., объяснения ответчика М.Л.Н. , поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу представителя ГУ – УПФ РФ
в г. Орле и Орловском районе Орловской области Б.К.К., судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

установила:

ГУ – УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области обратилось в суд с иском к М.Л.Н.  о взыскании штрафа за непредставление в установленный законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.

В обоснование заявленных исковых требований указало, что М.Л.Н.  являлась индивидуальным предпринимателем и прекратила свою деятельность <дата>.

При этом ответчик, будучи плательщиком страховых взносов, только <дата> представила расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за <дата>.

Ссылались на то, что по итогам контрольных мероприятий был составлен акт камеральной проверки от <дата> № о привлечении М.Л.Н.  к ответственности, который был направлен ответчику по почте с предложением в случае несогласия в течение 15 дней после получения акта представить письменные возражения по акту.

Поскольку письменных возражений на данный акт от ответчика не поступило, было вынесено решение от <дата> о привлечении М.Л.Н.  к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

<дата> М.Л.Н.  было направлено требование об уплате штрафа в размере <...> рублей на нарушение сроков предоставления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, которое добровольно не исполнено.

По указанным основаниям истец просил суд взыскать с ответчика штраф в размере <...> рублей, а также уплаченную государственную пошлину в размере <...> рублей.

Ответчик М.Л.Н.  против удовлетворения иска возражала, ссылаясь на то, что в спорный период времени она не имела наемных работников, в связи с чем не являлась страхователем, а следовательно, сумма штрафа начислена ей необоснованно.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе М.Л.Н.  просит решение суда отменить, как вынесенное с нарушением норм материального права.

Ссылается на то, что судом не было учтено, что отсутствует объект обложения страховыми взносами, так как, являясь индивидуальным предпринимателем, она не имела наемных работников и не производила выплаты в пользу физических лиц.

Полагает, что судом не были учтены возражения о том, что она не должна была подавать форму РСВ-1, поскольку не является страхователем и отсутствует объект обложения страховыми взносами.

Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе в соответствии с положениями ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося решения суда.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе индивидуальные предприниматели.

В соответствии ч. ч. 1, 9 ст. 15 вышеуказанного Федерального закона сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд. Плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам, предусмотренным настоящим пунктом, плательщик представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, установленные в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

В силу ч. 2 ст. 10 приведенного Федерального закона отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

Согласно ч. 1 ст. 46 вышеуказанного Федерального закона (в редакции, действующей с 01.01.2012 года) непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.

Как усматривается из материалов дела,     ответчик М.Л.Н.  являлась индивидуальным предпринимателем с <дата> и прекратила свою деятельность <дата>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от <дата> (л.д. 15-16).

<дата> М.Л.Н.  представила расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за <дата> (л.д. 4-5).

<дата> ГУ – УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области составлен акт камеральной проверки №, в связи с тем, что М.Л.Н.  нарушила сроки предоставления расчета (л.д. 7-8).

<дата> заместителем начальника ГУ – УПФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области было вынесено решение № от о привлечении М.Л.Н.  к ответственности по п. 1 ст. 46 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» в виде штрафа 1 000 рублей, за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах (л.д. 10-11).

<дата> ответчику было направлено требование № об уплате штрафа в размере <...> рублей за нарушение срока представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (л.д. 13).

Из материалов дела следует, что решением ГУ УПФР в г. Орел и Орловском районе Орловской области, М.Л.Н.  привлечена к ответственности по ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2012 года.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Закона № 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 рублей.

Часть 2 данной статьи предусматривает, что непредставление плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов в течение более 180 календарных дней по истечении установленного настоящим Федеральным законом срока представления такого расчета влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, и 10 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го календарного дня, но не менее 1000 рублей.

Принимая решение о взыскании с М.Л.Н.  в доход бюджета Пенсионного фонда РФ штрафа в размере <...> рублей, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что редакция ч. 1 ст. 46 Федерального закона № 212 –ФЗ, действующая с 01.01.2012 года, ухудшает положение ответчика, в связи с чем, в силу Закона, не может иметь обратной силы, следовательно следует руководствоваться старой редакцией указанной нормы Закона.

Доводы апелляционной жалобы М.Л.Н.  об отсутствии у неё обязанностей по представлению расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-1 со ссылкой на то обстоятельство, что она не является страхователем, так как наемных работников у нее никогда не было, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда ввиду следующего.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2009 года
№ 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» плательщики страховых взносов обязаны представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.

В силу п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года
№ 167-ФЗ страхователями по обязательному пенсионному страхованию страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются как индивидуальные предприниматели, производящие выплаты физическим лицам, так и индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой.

Согласно ч. 1 ст. 11 приведенного Федерального закона регистрация страхователей является обязательной и осуществляется в территориальных органах страховщика, в том числе работодателей физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей (лиц, приравненных к ним в целях настоящего Федерального закона) и самостоятельно уплачивающих страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, в пятидневный срок со дня представления в территориальные органы страховщика федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, реестре членов саморегулируемых организаций и представляемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти

Как установлено при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции М.Л.Н.  <дата> было подано в ГУ – УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области заявление по установленной форме о регистрации её в качестве страхователя – физического лица, производящего выплаты в пользу физических лиц. В данном заявлении ею были указаны сведения о наличии одного застрахованного лица и приложен договор на оказание услуг по реализации товаров с гражданкой А.Л.А.

В связи с этим, в соответствии с действующим на тот период порядком М.Л.Н.  была зарегистрирована пенсионным органом ГУ – УПФ РФ в
г. Орле и Орловском районе Орловской области в качестве страхователя – физического лица, производящего выплаты в пользу физических лиц.

В последующем до <дата> М.Л.Н.  также предоставляла в указанный орган контроля сведения о наличии у неё наемных работниках или об их отсутствии. В период с <дата> по <дата> соответствующие контрольные функции осуществлялись не пенсионным органом, а соответствующими органами ФНС России, в связи с чем указанные сведения в данный период М.Л.Н.  в ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области не предоставлялись.

С заявлением о снятии с регистрационного учета как страхователя, производящего выплаты физическим лицам, М.Л.Н.  впервые обратилась только <дата>.

Таким образом, после вступления в законную силу Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» на М.Л.Н. , зарегистрированной в качестве страхователя - физического лица, производящего выплаты в пользу физических лиц, лежала обязанность по предоставлению в пенсионный орган расчеты страховых взносов в порядке и сроки, предусмотренные статьей 15 данного Федерального закона.

Ввиду изложенного, решение суда первой инстанции постановлено с правильным применением норм материального и процессуального права, отмене в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, не подлежит.

Доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба М.Л.Н.  не содержит, ввиду чего отсутствуют основания для её удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

определила:

решение Железнодорожного районного суда г. Орле от 28 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу М.Л.Н.  – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья:

Судьи: