Судья Швецов Н.В. Дело № 33а-2181/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
8 октября 2020 г. г. Орел
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Углановой М.А.,
судей Сабаевой И.Н., Сафроновой Л.И.,
при секретаре Панюковой И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело № по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Орлу к С.В.Н. о взыскании задолженности по страховым взносам,
по апелляционной жалобе инспекции Федеральной налоговой службы по городу Орлу на решение Северного районного суда г. Орла от 3 июля 2020 года, которым административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи областного суда Сабаевой И.Н., выслушав объяснения представителя Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Орлу К.Е.М., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения С.В.Н., полагавшего решение суда законным и обоснованным, изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,
установила:
Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Орлу (далее – ИФНС по г. Орлу) обратилась в суд с административным исковым заявлением к С.В.Н. о взыскании задолженности по транспортному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, пени.
В обоснование заявленных требований налоговым органом указывалось, что С.В.Н. на праве собственности принадлежит транспортное средство – мотоцикл №, в связи с чем он является плательщиком налога.
Налоговым органом в адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление № от 01.07.2017 о необходимости уплаты транспортного налога за 2016 год в сумме 108 рублей до 01.12.2017, которое осталось неисполненным.
Кроме того, С.В.Н. с 02.08.2006 по 14.02.2019 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем, являлся плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, подлежащая уплате С.В.Н. за расчетный период 2018 год составила 26 545 руб., за расчетный период 2019 год – 29 354 руб. Сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за расчетный период 2018 года составила 5 840 руб., за расчетный период 2019 года – 6 884 руб.
По состоянию на 14.02.2019 недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, подлежащая уплате С.В.Н., составила 3 669,25 руб., недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование составила 860,50 руб.
Налогоплательщику было направлено требование № по состоянию на 05.09.2018 об уплате недоимки по транспортному налогу за 2016 год в размере 108 руб. и пени на недоимку в сумме 7,42 руб. со сроком уплаты до 16.10.2018, требование № по состоянию на 18.01.2019 об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2018 год в сумме 6 636,25 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 1 460 руб., а также пени, начисленные на указанные недоимки в сумме 13,79 руб. и 2,71 руб. соответственно, со сроком уплаты до 07.02.2019, требование № по состоянию на 10.04.2019 об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2019 год в сумме 3 669,25 руб., недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 860,50 руб., а также пени, начисленные на указанные недоимки в сумме 36,97 руб. и 8,67 руб. соответственно, со сроком уплаты до 21.05.2019, которые в установленный срок не исполнены.
Задолженность по страховым взносам за расчетный период 2018 год С.В.Н. погашена частично. Общая сумма задолженности превысила предусмотренный размер в 3 000 рублей требованием №.
В связи с неисполнением требований в установленный срок, налоговым органом подано заявление о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности с С.В.Н. Определением мирового судьи судебного участка № <адрес> от 28.11.2019 судебный приказ № от 12.11.2019 отменен.
По изложенным основаниям, окончательно административный истец просил взыскать с С.В.Н. задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование и пени, начисленные на недоимки по страховым взносам за 2018 и 2019 годы в общей сумме 7 138,96 руб., из которых недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 302,50 руб.; недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в сумме 2 261,07 руб.; недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год в сумме 860,50 руб.; недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в сумме 3669,25 руб.; пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год за период образования с 02.03.2019 по 09.04.2019 в сумме 8,67 руб.; пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год за период образования с 02.03.2019 по 09.04.2019 в сумме 36,97 руб.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе административный истец ИФНС по г. Орлу ставит вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении административного иска.
Приводит доводы о том, что имеющаяся у С.В.Н. задолженность по страховым взносам до настоящего времени не погашена, поскольку денежные суммы, взысканные с С.В.Н. судебным приставом-исполнителем Северного РОСП г. Орла УФССП России по Орловской области в рамках исполнительных производств о взыскании налоговой задолженности, в ИФНС по г. Орлу не поступали.
Судебная коллегия, рассмотрев административное дело в полном объеме, в соответствии с положениями статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела.
На основании пункта 2 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по административному делу новое решение.
Согласно части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на момент обращения административного истца с административным исковым заявлением в суд задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2018, 2019 годы административным ответчиком погашена.
Между тем, с таким выводом суда согласиться нельзя, поскольку он не соответствует обстоятельствам административного дела.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы Федеральным законом от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», действовавшим в период возникновения спорных правоотношений.
С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».
Пунктом 5 статьи 18 названного Федерального закона признан утратившим силу Федеральный закон от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Таким образом, с 1 января 2017 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.
Согласно статье 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) индивидуальные предприниматели признаются плательщиками страховых взносов.
В силу статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 данного Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном настоящим Кодексом, недоимку по страховым взносам.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 430 НК РФ установлен дифференцированный размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для указанной категории плательщиков в зависимости от величины дохода плательщика за расчетный период.
В пункте 5 статьи 430 НК РФ определено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
В силу пунктов 1, 2 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
На основании пункта 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом.
Судом апелляционной инстанции установлено, что административный ответчик С.В.Н. с 02.08.2006 по 14.02.2019 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (л.д.<...>).
10.01.2018 налоговым органом произведены начисления С.В.Н. страховых взносов в фиксированном размере за 2017 год на обязательное пенсионное страхование в размере 23 400 руб., на обязательное медицинское страхование 4 590 руб.
В период с 01.01.2017 по 31.12.2017 С.В.Н. произведена оплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 17 550 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование- 3 442, 50 руб.
Налоговым органом был произведен расчет задолженности С.В.Н. по уплате страховых взносов за 2017 год, выставлены и направлены требование № о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 5 850 руб. и пени в размере 15,11 руб. со сроком исполнения до 08.02.2018, требование № о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 1 147,50 руб. со сроком исполнения до 08.02.2018.
В связи с неисполнением налогоплательщиком указанных требований постановлением начальника МИФНС <...> от 15.02.2018 № с С.В.Н. взыскана налоговая задолженность в размере 5 865,11 руб., из которых недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование 5 850 руб., пени 15,11 руб. (л.д.<...>).
16.02.2018 начальником МИФНС <...> вынесено постановление № о взыскании с С.В.Н. налоговой задолженности в размере 1 157,86 руб., состоящей из недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 1 147,50 руб. и пени 10,36 руб. (л.д. <...>).
01.03.2018 на основании указанных постановлений налогового органа судебным приставом-исполнителем <...> РОСП УФССП России по Орловской области ФИО7 были возбуждены исполнительные производства №-ИП и №-ИП о взыскании с С.В.Н. налоговой задолженности на общую сумму 7 022,97 руб.
Наличие задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2017 год и ее размер административным ответчиком С.В.Н. при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не оспаривались.
Проверяя доводы административного истца о погашении налоговой задолженности в сумме 7 022,97 руб., судом апелляционной инстанции установлено следующее.
В период с 01.01.2018 по 31.12.2018 С.В.Н. были внесены авансовые платежи по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на сумму 26 545 руб., из которых 5 850 руб. и пени в размере 81,57 руб. распределены налоговым органом в счет уплаты задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год.
По страховым взносам на обязательное медицинское страхование С.В.Н. в указанный период внесены авансовые платежи на сумму 5 840 руб., из которых и пени в размере 16 руб. распределены налоговым органом в счет уплаты задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год (л.д.<...>).
29.03.2018 ИФНС России по г. Орлу уведомило <...> РОСП г. Орла УФССП России по Орловской области о самостоятельном погашении С.В.Н. платежными поручениями от 27.02.2018 №№ и № задолженности в сумме 5 850 руб. и 1 147,50 руб. по исполнительным производствам от 01.03.2018.
23.04.2018 постановлениями судебного пристава-исполнителя <...> РОСП г. Орла УФССП России по Орловской области о распределении денежных средств взыскателю ИФНС по г. Орлу в счет погашения оставшейся задолженности по исполнительным производствам №-ИП и №-ИП перечислены денежные средства в сумме 15,11 руб. и 7,40 руб.
Постановлениями судебного пристава-исполнителя <...> РОСП г. Орла УФССП России по Орловской области от 24.04.2018 исполнительные производства №№-ИП и №-ИП о взыскании с должника С.В.Н. в пользу взыскателя ИФНС по г. ФИО1 задолженности по страховым взносам за 2017 год окончены в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа.
13.01.2019 налоговым органом произведены начисления С.В.Н. страховых взносов в фиксированном размере за 2018 год на обязательное пенсионное страхование в сумме 26 545 руб. и на обязательное медицинское страхование в сумме 5 840 руб.
С учетом авансовых платежей, внесенных административным ответчиком в период с <дата> по <дата>, недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование в фиксированном размере за 2018 год составили 5 931,57 руб. и 1 163,50 руб. соответственно.
18.01.2019 налоговым органом в адрес административного ответчика направлялось требование № об уплате указанных недоимок по страховым взносам сроком уплаты до <дата> (л.д.<...>).
02.03.2019 С.В.Н. произведены платежи в счет уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в сумме 3 670,50 руб. и 861 руб. (л.д.<...>). Данные платежи были зачтены налоговым органом в счет погашения задолженности за 2018 год.
Таким образом, недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год составила 2 261,07 руб., на обязательное медицинское страхование – 302,50 руб.
Ввиду прекращения С.В.Н. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, налоговым органом произведен расчет страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование по состоянию на 14.02.2019, которые подлежали уплате в срок до 01.03.2019.
Сумма начисленных страховых взносов в фиксированном размере за 2019 год на обязательное пенсионное страхование составила 3 669,25 руб., на обязательное медицинское страхование – 860,50 руб.
В связи с зачетом налоговым органом произведенных С.В.Н. платежей в счет погашения задолженности за 2018 год, страховые взносы за 2019 год остались не оплаченными в полном объеме.
Таким образом, по состоянию на 14.02.2019 общая сумма недоимки по страховым взносам за 2019 год составила 4 529,75 руб.
ИФНС по г. Орлу в адрес налогоплательщика направлялось требование № по состоянию на 10.04.2019 об уплате недоимок по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование в фиксированном размере за 2019 год, а также пени, начисленных на указанные недоимки в сумме 36,97 руб. и 8,67 руб., сроком уплаты до 21.05.2019 (л.д.<...>).
В связи с неисполнением требований в установленный срок, налоговым органом подано заявление о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по страховым взносам за 2018 и 2019 годы с С.В.Н.
Определением мирового судьи судебного участка <...> от 28.11.2019 судебный приказ № от 12.11.2019 отменен (л.д.<...>).
Административный иск подан в районный суд 28.04.2020.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, установив, что порядок взыскания задолженности налоговым органом соблюден, административным ответчиком не представлено доказательств уплаты задолженности по страховым взносам и пени за 2018 и 2019 годы в сумме 7 138,96 руб., судебная коллегия по административным делам приходит к выводу о том, что административные исковые требования ИФНС по г.Орлу подлежат удовлетворению в полном объеме.
Утверждение С.В.Н. о том, что в 2018 году из его пенсии на основании исполнительных документов в пользу ИФНС по г. Орлу через депозитный счет <...> РОСП г. Орла УФССП России по Орловской области было удержано 7022,97 руб. в счет погашения недоимок по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, судебной коллегией не может быть принято во внимание ввиду следующего.
Согласно информации, представленной суду апелляционной инстанции Государственным учреждением – Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Орловской области, на основании постановления судебного пристава-исполнителя <...> РОСП г. Орла УФССП России по Орловской области от 05.03.2018 об обращении взыскания на пенсию должника, в период с 01.04.2018 по 31.05.2018 из пенсии С.В.Н. производились удержания в размере 20% по исполнительному производству №-ИП от <дата> на сумму 1 157,86 руб. в пользу ИФНС по г. Орлу.
На основании постановления судебного пристава-исполнителя <...> РОСП г. Орла УФССП России по Орловской области от 05.03.2018 об обращении взыскания на пенсию должника, в период с 01.04.2018 по 31.05.2018 из пенсии С.В.Н. производились удержания в размере 50% по исполнительному производству №-ИП от 01.03.2018 на сумму 5 865,11 руб. в пользу ИФНС по г. Орлу.
Допрошенная судом апелляционной инстанции в качестве свидетеля судебный пристав-исполнитель <...> РОСП г. Орла УФССП России по Орловской области ФИО7 пояснила, что после окончания исполнительных производств №№-ИП и №-ИП от 01.03.2018 в связи с уведомлением ИФНС России по г. Орлу о самостоятельном погашении С.В.Н. задолженности по исполнительным производствам, денежные средства, удержанные из пенсии должника в сумме 5 990,07 руб. и 1007,43 руб., а всего 6 997,50 руб., были возвращены на счет С.В.Н. платежными поручениями от 28.04.2018 № и от 30.05.2018 №.
Поскольку денежные средства, удержанные из пенсии должника в рамках исполнительных производств в ИФНС по г. Орлу не поступали, так как были возвращены С.В.Н., то у последнего имеется непогашенная задолженность по уплате страховых взносов за 2018 и 2019 годы, которая подлежит взысканию.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении административных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Северного районного суда г. Орла от 3 июля 2020 года отменить.
Вынести по делу новое решение, которым административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Орлу удовлетворить.
Взыскать с С.В.Н., проживающего по адресу: <адрес>, в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Орлу недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год в сумме 302 (триста два) рубля 50 (пятьдесят) копеек; недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в сумме 2 261 (две тысячи двести шестьдесят один) рубль 07 (семь) копеек; недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год в сумме 860 (восемьсот шестьдесят) рублей 50 (пятьдесят) копеек; недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в сумме 3669 (три тысячи шестьсот шестьдесят девять) рублей 25 (двадцать пять) копеек; пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год за период образования с 2 марта 2019 года по 9 апреля 2019 года в сумме 8 (восемь) рублей 67 (шестьдесят семь) копеек; пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год за период образования с 2 марта 2019 года по 9 апреля 2019 года в сумме 36 (тридцать шесть) рублей 97 (девяносто семь) копеек, а всего 7 138 (семь тысяч сто тридцать восемь) рублей 96 (девяносто шесть) копеек.
Взыскать с С.В.Н. в доход бюджета муниципального образования «Город Орел» государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Мотивированный текст апелляционного определения будет изготовлен в течение десяти дней со дня рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Председательствующий судья
Судьи
Судья Швецов Н.В. Дело № 33а-2181/2020