Судья: Второва Н.Н. Дело №33-2511
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 ноября 2014 года судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Сабаевой И.Н.
судей Георгиновой Н.А. и Сафроновой Л.И.
при секретаре Аксютич А.А.
в открытом судебном заседании в городе Орле в помещении Орловского областного суда слушала гражданское дело по исковому заявлению Юдиной <...> к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости
по апелляционной жалобе Юдиной Л.В. на решение Заводского районного суда г.Орла от 29 августа 2014 года, которым Юдиной Л.В. отказано в удовлетворении исковых требований.
Заслушав дело по докладу судьи областного суда Сабаевой И.Н., выслушав представителя ГУ УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области Пальчикову И.В., полагавшую, что решение суда является законным, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
установила:
Юдина Л.В. обратилась в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований указывала, что она работала на Производственном объединении «<...>», которое решением Комитета по управлению имуществом Тульской области № от <дата> преобразовано в Акционерную компанию «<...>», в качестве аппаратчика на производстве с вредными условиями труда 10 лет 8 месяцев 15 дней.
В сентябре 2012 года она обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда. Однако ответчиком было отказало ей в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, в связи с отсутствием необходимого трудового стажа на соответствующих видах работ. При этом ответчиком указано, что периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> (что составляет 2 мес. 18 дней) не подлежат зачету в специальный стаж. Кроме того, по мнению ответчика, не подлежат зачету в специальный стаж периоды направления в распоряжение горвоенкомата: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> (что составляет 5 лет 6 мес.).
Считая данный отказ незаконным, просила суд обязать ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить ей трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п.1 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», засчитав в специальный трудовой стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», периоды работы с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Юдина Л.В. просит решение суда отменить.
Приводит доводы о том, что на основании «Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсии в РСФСР», основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. Претензий к записям в трудовой книжке у Пенсионного фонда не имеется, однако решение судом вынесено на основании уточняющей справки.
Ссылается на то, что отправка на работу в военкомат являлась обязательной, она выполняла государственные обязанности, с сохранением заработной платы и уплатой всех налогов и сборов по основному месту работы, в том числе и взносов на государственное социальное страхование (до 1 января 1991 года), соответственно, взносы на социальное страхование за данные промежутки уплачивались за неё как за аппаратчика, поскольку статья 111 КЗоТ предусматривала, что на время выполнения государственных или общественных обязанностей, если по действующему законодательству эти обязанности могут осуществляться в рабочее время, работникам гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка.
Обращает внимание на то, что во время исполнения ею государственных обязанностей сохранялось место работы и средний заработок, что подтверждается приказами и лицевыми счетами.
Полагает, что предусмотренных законом оснований, позволяющих исключить указанный период из льготного стажа, не имеется.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены состоявшегося решения.
Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
В соответствии с п. 2 ст. 27 приведенного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п.п. «б» п. 1 Постановления Правительства РФ от 18 июля 2002 года № 537 «О списках производств, работ, профессии и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, необходимо руководствоваться Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10.
При этом, время выполнявшихся до 1 января 1992 года работ, предусмотренных Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.
Утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 Списком 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, в разделе VIII предусмотрены рабочие, и инженерно-технические работники, занятые полный рабочий день в цехах, производствах (на правах цехов) при производстве детергентов.
Постановлением Кабинета Министров СССР 26.01.1991 № 10 утвержден Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях. Разделом 1080А010. вышеуказанного Списка № 1 поименованы рабочие, руководители специалисты предприятий химической и нефтехимической отрасли промышленности, занятые полный рабочий день в производстве детергентов, в том числе, профессии: аппаратчик подготовки сырья и отпуска полуфабрикатов и продукции, аппаратчик дозирования.
В стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" засчитываются периоды работы, предусмотренной Списками, в течение полного рабочего дня, т.е. не менее 80% рабочего времени.
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет, в течение не менее 80% рабочего времени. При этом в указанное время включается выполнение подготовительных и вспомогательных работ.
Согласно пункту 5 разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 № 5, утвержденные Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 29, следует, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени.
Аналогичные положения содержались и в разъяснениях Министерства труда Российской Федерации от 8 января 1992 г. № 1, утвержденных Приказом Министерства труда и занятости РСФСР № 3, Министерства социальной защиты населения РСФСР от 8 января 1992 г. № 235.
Таким образом,устанавливая в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2006 года N 84-0 и от 29 января 2009 года N 67-О-О).
При рассмотрении дела судом установлено, что Юдина Л.В. была принята в группу по проведению пуско-наладочных работ производства детергентов в качестве аппаратчика подготовки сырья и отпуска полуфабрикатов продукции на ПО «<...>».
Из трудовой книжки истицы усматривается, что Юдина Л.В. приказом от <дата> переведена в цех № по производству органических полупродуктов производства детергентов, где проработала до <дата> (по профессии аппаратчик подготовки сырья и отпуска полуфабрикатов и продукции до <дата>, по профессии аппаратчик дозирования с <дата> по <дата>)(л.д.10-14).
<дата>г. Юдина Л.В. обратилась с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии.
<дата> ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области Юдиной Л.В. было отказано в праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с п.1 ст.27 Федерального Закона от 07.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ, в соответствии с представленными документами в специальный стаж по списку № 1 подлежит включению период работы с <дата>. по <дата>. - 3 года 3 мес. 23н. (за исключением периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы и периодов направления в распоряжение горвоенкомата) (л.д. 8).
Из материалов дела следует и не оспаривалось сторонами, что в период с <дата> по <дата> и в период с <дата> по <дата> Юдина Л.B. находилась в отпуске по уходу за ребенком, в периоды: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> Юдина Л.В. находилась в отпуске без сохранения заработной платы.
Кроме того, Юдина Л.B. направлялась в распоряжение горвоенкомата <адрес> в период с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, что подтверждается копиями приказов, ответом на запрос военного комиссариата Тульской области (л.д. 38-68, 81).
Данные обстоятельства также подтверждаются пояснениями истца, из которых следует, что в указанные периоды она направлялась от ПО «<...>» в распоряжение Горвоенкомата, где выполняла работу, связанную с оформлением документов.
Таким образом, поскольку в период со <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> Юдина Л.В. направлялась в распоряжение горвоенкомата, в связи с чем, не была занята в технологическом процессе производства химической продукции, суд первой инстанции правильно пришел к выводу об отказе во включении в специальный стаж указанных периодов работы истца.
Вывод суда основан на анализе законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, мотивирован, соответствуют требованиям закона, и оснований считать его неправильным у судебной коллегии не имеется.
Довод жалобы о том, что во время исполнения государственных обязанностей за Юдиной Л.В. сохранялось место работы и средний заработок, не является основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку судом установлено и не оспаривалось истцом, что в спорные периоды Юдина Л.В. не выполняла работу, которая была сопряжена с неблагоприятным воздействием, обусловленным спецификой производства химической продукции, а следовательно, не имеется оснований для применения Списка № 1 и назначения досрочной трудовой пенсии в связи с выполнением работ с вредными условиями труда.
Приводимые истцом доводы о наличии оснований для удовлетворения исковых требований основаны на ошибочном толковании норм материального права, поэтому не могут являться основанием для отмены решения суда.
Судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влияющих на законность принятого решения.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда г.Орла от 29 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Юдиной Л.В. – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи