НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Орловского областного суда (Орловская область) от 04.06.2020 № 33А-1234/20

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

4 июня 2020 г. г. Орел

Орловский областной суд в составе:

судьи судебной коллегии по административным делам Сабаевой И.Н.

при секретаре Врацкой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело №2а-1-124/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Орловской области к Ж.В.И. о взыскании недоимки по налогам и пени,

по апелляционной жалобе Ж.В.И. на решение Мценского районного суда Орловской области от 27 февраля 2020 г., вынесенное в порядке упрощенного (письменного) производства, которым постановлено:

«административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> к Ж.В.И. о взыскании недоимки по налогам и пени удовлетворить.

Взыскать с Ж.В.И., родившегося <дата>, <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Орловской области задолженность по транспортному налогу за 2016 г. и 2017 г. в сумме <...> и пени по транспортному налогу в сумме <...>; задолженность по земельному налогу за 2016 г. и 2017 г. в сумме <...> и пени по земельному налогу в сумме <...>, всего взыскать <...>.

Взыскать с Ж.В.И. в доход бюджета муниципального образования городской округ Мценск государственную пошлину в сумме <...>».

установила:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 4 по Орловской области (далее – Межрайонная ИФНС России №4 по Орловской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Ж.В.И. о взыскании недоимки по налогам и пени.

В обоснование заявленных требований указывала на то, что Ж.В.И. является плательщиком транспортного налога и земельного налога, поскольку имеет в собственности транспортное средство - автомобиль <...> с государственным регистрационным знаком , а также земельный участок площадью <...>, с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>.

Обязанность по уплате транспортного налога и земельного налога за 2016 и 2017 гг. административным ответчиком не была исполнена надлежащим образом, в связи с чем налогоплательщику были направлены требования от 7 февраля 2018 г. и от 31 января 2019 г. с предложением погасить имеющуюся задолженность по налогам и уплатить пени в добровольном порядке.

Поскольку требования по погашению задолженности исполнены административным ответчиком не были, налоговый орган просил взыскать с Ж.В.И. недоимку по транспортному налогу за 2016 и 2017 гг. в размере <...>, пени по транспортному налогу в размере <...>; недоимку по земельному налогу за 2016 и 2017 гг. в размере <...> и пени по земельному налогу в размере <...>, а всего <...>

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Ж.В.И. выражает несогласие с решением суда первой инстанции и ставит вопрос о его отмене, поскольку сумма транспортного налога была исчислена с неправильным применением налоговым органом налоговой ставки.

Полагает, что налог исчисляется по категории, а не по типу транспортного средства.

Приводит доводы о том, что административное дело рассмотрено без проведения устного судебного разбирательства, поданные Ж.Н.В. (его супругой и представителем) возражения, не были приобщены к делу, представитель не допущена к участию в процессе.

В возражениях на апелляционную жалобу Межрайонная ИФНС России №4 по Орловской области полагает доводы жалобы необоснованными, просит решение суда оставить без изменения.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагаю, что оснований для отмены судебного решения не имеется.

В соответствии с пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.

Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

Согласно части 1 и 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии с пунктами 1, 2 и 8 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов, налоговых агентов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

В силу пункта 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, не превышает у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, 500 рублей, у организации или индивидуального предпринимателя - 3 000 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Согласно пунктам 1, 3 и 5 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

В силу пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Статьей 356 НК РФ предусмотрено, что транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

В силу пункта 1 статьи 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно пункту 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 361 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну, одну единицу валовой вместимости транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

Согласно статье 2 Закону Орловской области от 26 ноября 2002 г. №289‑ОЗ «О транспортном налоге» налоговая ставка для грузовых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно - 25-00 рублей с каждой лошадиной силы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 362 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 363 НК РФ предусмотрено, что налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно пункту 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Положениями статьи 391 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, в том числе, пенсионеров, получающих пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лиц, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание.

Уменьшение налоговой базы в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи (налоговый вычет) производится в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика.

Уведомление о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору не позднее 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанного земельного участка применяется налоговый вычет. Уведомление о выбранном земельном участке может быть представлено в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных или муниципальных услуг.

Согласно пункту 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности).

В силу пунктов 1 и 3 статьи 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 397 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

Как видно из материалов дела, Ж.В.И. является плательщиком транспортного и земельного налогов.

На праве собственности ему с <дата> по настоящее время принадлежит транспортное средства <...>, <...>, , номер двигателя , государственный регистрационный знак , мощностью <...> лошадиных сил (л.д. 12, 39).

Также на праве собственности ему с 4 марта 2005 г. по настоящее время принадлежит земельный участок, площадью <...>., вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, с кадастровым номером (Единое землепользование), расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 12, 41-44).

2 октября 2017 г. Ж.В.И. направлено налоговое уведомление от 30 августа 2017 г., в котором административному ответчику было произведено начисление транспортного налога в размере <...> и земельного налога в размере <...>, со сроком уплаты не позднее 1 декабря 2017 г. (л.д. 13-15).

Ввиду неуплаты указанной суммы налогов Ж.В.И. 13 февраля 2018 г. направлено требование от 7 февраля 2018 г. об уплате недоимки по транспортному налогу за 2016 г. в размере <...> и пени в сумме <...>, начисленной на указанную недоимку за период с 2 декабря 2017 г. по 6 февраля 2018 г.; недоимки по земельному налогу за 2016 г. в размере <...> и пени в размере <...>, начисленной на указанную недоимку за период с 2 декабря 2017 г. по 6 февраля 2018 г. Срок исполнения требования установлен до 20 марта 2018 г. (л.д. 16-20).

22 сентября 2018 г. налоговым органом Ж.В.И. направлено налоговое уведомление от 7 сентября 2018 г., в котором административному ответчику было произведено начисление транспортного налога за 2017 г. в размере <...> и земельного налога за 2017 г. в размере <...>, за указанные выше автомобиль и земельный участок, со сроком уплаты до 3 декабря 2018 г. (л.д. 21-24).

Ввиду невыполнения обязанности по уплате налогов, Ж.В.И. 26 февраля 2019 г. направлено требование от 31 января 2019 г. об уплате недоимки по транспортному налогу за 2017 г. в размере <...> и пени в размере <...>, начисленной на указанную недоимку за период с 4 декабря 2018 г. по 30 января 2019 г.; недоимки по земельному налогу за 2017 г. в размере <...> и пени в размере <...>, начисленной на указанную недоимку за период с 4 декабря 2018 г. по 30 января 2019 г. Срок исполнения требования установлен до 19 марта 2019 г. (л.д. 25-28).

Поскольку вышеуказанные требования административным ответчиком исполнены не были, в связи с чем у Ж.В.И. образовалась задолженность, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.

5 июля 2019 г. мировым судьей судебного участка №3 г.Мценска и Мценского района Орловской области вынесен судебный приказ о взыскании с Ж.В.И. налоговой задолженности, который по заявлению Ж.В.И. отменен 15 августа 2019 г. (л.д.33).

Административный истец обратился с административным иском в районный суд 27 ноября 2019 г.

Поскольку налоговым органом соблюден предусмотренный действующим законодательством порядок взыскания налога, расчет налоговой задолженности по транспортному и земельному налогам произведен налоговым органом правильно, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования Межрайонная ИФНС России №4 по Орловской области и взыскал с административного ответчика недоимку по транспортному налогу и земельному налогу за 2016 и 2017 гг. в общей сумме <...> и пени по данным налогам в общей сумме <...>

Оснований не согласиться с данным выводом судебная коллегия не усматривает, поскольку он соответствует содержанию исследованным судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывает у судебной коллегии сомнений в его законности и обоснованности.

Частями 1 и 5.1 статьи 292 КАС РФ предусмотрено, что в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если настоящим Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).

В определении о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства суд устанавливает срок для представления сторонами в суд и направления ими друг другу доказательств и возражений относительно предъявленных требований, который должен составлять не менее пятнадцати дней со дня вынесения соответствующего определения. В определении о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства суд также устанавливает срок, в течение которого стороны вправе представить в суд и направить друг другу дополнительно документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции, и который должен составлять не менее тридцати дней со дня вынесения соответствующего определения. Такие документы не должны содержать ссылки на доказательства, которые не были представлены в срок, указанный в настоящей части. Период между датой окончания срока представления доказательств и возражений и датой окончания срока представления иных документов должен составлять не менее пятнадцати дней.

Как усматривается из материалов административного дела, 9 января 2020 г. судьей Мценского районного суда Орловской области вынесено определение о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, которое 10 января 2020 г. направлено Ж.В.И., получено им 14 января 2020 г.

В данном определении, в соответствии с вышеприведенными положениями КАС РФ, был установлен срок для предоставления дополнительных документов и возражений (л.д.56-57, 60-61).

В указанные сроки от административного ответчика Ж.В.И. не поступило возражений относительно рассмотрения административного дела в порядке упрошенного (письменного) производства, в связи с чем судом административное дело правомерно рассмотрено в указанном порядке, без извещения лиц, участвующих в деле.

Поступившие от Ж.Н.В. возражения на административное исковое заявление обоснованно возвращены, поскольку, несмотря на наличие у нее доверенности на представление интересов Ж.В.И. в суде, не представлены доказательства, подтверждающие наличие у Ж.Н.В. высшего юридического образования, что в силу положений статьи 55 КАС РФ, является обязательным условием допуска представителя к судебного разбирательству.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы, в которых заявитель выражает несогласие с применение административным истцом налоговой ставки и неправильного расчета суммы налога, проверены судом первой инстанции, обоснованно признаны несостоятельными по мотивам, подробно изложенным в обжалуемом судебном решении.

Иных доводов, имеющих правовое значение и влекущих отмену обжалуемого судебного акта, в апелляционной жалобе административного истца не приведено.

Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья Орловского областного суда

определила:

решение Мценского районного суда Орловской области от 27 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ж.В.И. – без удовлетворения.

Судья И.Н. Сабаева

1версия для печатиДело № 33а-1234/2020 (Определение)