Судья Гридина М.Н. Дело № 33- 1077/20
№2-1-39/20
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«3» июня 2020 г. г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Забелиной О.А.
судей Букаловой Е.А., Жидковой Е.В.,
при секретаре Шамарине А.А.
в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по исковому заявлению Спирина О. И. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кромском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кромском районе Орловской области (межрайонное) на решение Кромского районного суда Орловской области от 10 февраля 2020 г., которым постановлено:
«исковые требования Спирина О. И. к Государственному учреждению-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кромском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение –Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кромском районе Орловской области (межрайонное) включить периоды работы Спирина О. И. с 24 августа 2004 г. по 31 декабря 2004 года в ООО «<...>» в должности газоэлектросварщика, с 2 апреля 2007 г. по 31 марта 2010 г. в ООО «<...>» в должности асфальтобетонщика, с 1 апреля 2010 г. по 30 сентября 2013 г. в ООО «<...>» в должности асфальтобетонщика в льготный стаж работы для досрочного назначение пенсии как лицу, проработавшему на работах с тяжелыми условиями труда не менее половины установленного срока и имеющему требуемую продолжительность страхового стажа в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Обязать Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кромском районе Орловской области (межрайонное) назначить и производить Спирину О. И. выплату пенсии как лицу, проработавшему на работах с тяжелыми условиями труда не менее половины установленного срока и имеющему требуемую продолжительность страхового стажа в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 20013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 25 ноября 2019 г.».
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Забелиной О.А., объяснения представителя Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кромском районе Орловской области (межрайонное) по доверенности Чеботаревой О.В., поддержавшей доводы жалобы, изучив материалы гражданского дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Спирин О.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кромском районе Орловской области (межрайонное) (далее по тексту -УПФР в Кромском районе Орловской области (межрайонное)) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии.
В обоснование заявленных исковых требований указал, что он проживает в д. <...> Кромского района Орловской области, территория которой относится к зоне с льготным социально-экономическим статусом.
С 24 августа 2004 г. по 31 марта 2005 г. он работал в должности электрогазосварщика в обществе с ограниченной ответственностью «<...>» (далее по тексту- ООО «<...>»), с 2 апреля 2007 г. по 31 марта 2010 г. в должности асфальтобетонщика в обществе с ограниченной ответственностью «<...>» (далее по тексту ООО «<...>»), с 1 апреля 2010 г. по 30 сентября 2013 г. в должности асфальтобетонщика в обществе с ограниченной ответственностью «<...>» (далее по тексту- ООО <...>»).
При обращении в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии досрочно ему было отказано, поскольку не представлено документов, подтверждающих о особые условия труда в указанные периоды его работы.
Ссылаясь на то, что должности, которые он занимал в ООО «<...>», ООО «<...>», ООО «<...>» относятся к Списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными тяжелыми условиями труда, утверждённому постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г., просил суд с учетом уточнения исковых требований включить периоды его работы с 24 августа 2004 г. по 31 марта 2005 года в ООО «<...>» в должности газоэлектросварщика, с 2 апреля 2007 г. по 31 марта 2010 г. в ООО «<...>» в должности асфальтобетонщика, с 1 апреля 2010 г. по 30 сентября 2013 г. в ООО «<...>» в должности асфальтобетонщика в льготный стаж работы для досрочного назначения пенсии как лицу, проработавшему на работах с тяжелыми условиями труда не менее половины установленного срока и имеющему требуемую продолжительность страхового стажа в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 20013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и признать за ним право на досрочное назначение пенсии с 25 ноября 2019 г.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кромском районе Орловской области (межрайонное) ставит вопрос об отмене судебного решения, принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что стаж, необходимый для назначения пенсии, после регистрации гражданина в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается исключительно сведениями из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, а в индивидуальном лицевом счете истца не содержится сведений об особых условиях труда в периоды работы, включенные судом.
Также обращает внимание, что не представлено доказательств полной занятости истца на включенных судом работах.
Ссылается на то, что период работы истца с 1 января 2011 г. по 31 марта 2011 г. в ООО «<...>» не подлежит включению, поскольку в данный период истец находился в отпуске без сохранения заработной платы.
В судебное заседание апелляционной инстанции Спирин О.И., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился, ходатайств об отложении дела не заявлял. В связи с чем судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов жалобы(статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по следующим основаниям.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушения норм материального права были допущены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 25 ноября 2019 г. Спирин О.И. обратился в УПФР в Кромском районе Орловской области (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии досрочно.
Решением пенсионного органа от 27 ноября 2019 г. в досрочном назначении пенсии отказано, поскольку его страховой стаж на работах в соответствии со Списком № 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, составляет 5 лет 14 дней. Периоды работы в должности электрогазосварщика в ООО «<...>» с 24 августа 2004 г. по 31 декабря 2004 г., в должности асфальтобетонщика в ООО «<...>» в период с 2 апреля 2007 г. по 31 марта 2010 г., в должности асфальтобетонщика в ООО «<...>» в период с 1 апреля 2010 г. по 30 сентября 2013 г. не были включены в специальный стаж, поскольку данные периоды работы не подтверждены сведениями индивидуального персонифицированного учета ( л.д. №).
Ссылаясь на то, что пенсионный орган необоснованно отказал в назначении страховой пенсии с 25 ноября 2019 г., Спирин О.И. обратился в суд, предоставив копию трудовой книжки и копии трудовых договоров.
Согласно сведениям, занесенным в трудовую книжку, Спирин О.И. с 24 августа 2004 г. по 31 марта 2005 г. работал в должности электрогазосварщика в ООО «<...>», со 2 апреля 2007 г. по 31 марта 2010 г. - в должности асфальтобетонщика в ООО «<...>», с 1 апреля 2010 г. по 30 сентября 2013 г. -в должности асфальтобетонщика в ООО «<...>» ( л.д. №).
Принимая во внимание записи в трудовой книжке о работе истца, суд первой инстанции пришел к выводу, что указанные периоды работы подлежат включению в специальный стаж, поскольку занимаемые Спириным О.И. должности предусмотрены Списком № 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, а несоблюдение работодателями своей обязанности по передаче сведений об особом характере работы истца, не может ограничивать права последнего о праве на досрочное назначение пенсии. Установив, что Спирин О.И. проработал на работах с тяжелыми условиями 11 лет 4 месяца 22 дня и более 15 лет проживает в зоне с льготным социально-эконмическим статусом, суд первой инстанции назначил Спирину О.И. пенсию с 25 ноября 2019 г., то есть по достижении им возраста 53-х лет.
Между тем, с выводами суда о том, что Спирин О.И. имеет право на досрочное назначение пенсии в возрасте 53-х лет в связи с работой с тяжелыми условиями труда судебная коллегия по гражданским делам согласиться не может по следующим основаниям.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В статье 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ приведен перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение» (далее по тексту - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665).
Подпунктом «б» пункта 1 указанного постановления установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;
Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Разделом XXХIII «Общие профессии» Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 и подлежащего применению к спорным периодам работы Спирина О.И. (с 24 августа 2004 г. по 31 декабря 2004 г.), предусмотрена должность электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности (код позиции <...>).
Разделом XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 и подлежащего применению к спорным периодам работы Спирина О.И. (с 2 апреля 2007 г. по 31 марта 2010 г., с 1 апреля 2010 г. по 30 сентября 2013 г.), предусмотрена должность асфальтобетонщики (код позиции <...>).
Согласно пункту 2 постановления Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» применение списков № 1 и № 2 производится с учетом аттестации рабочих мест.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени (пункт 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 29).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 258н во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 названного порядка подтверждению подлежат, в частности, периоды работы с тяжелыми условиями труда.
Таким образом, из анализа вышеприведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
С наличием страхового стажа определенной продолжительности связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Так, право на досрочную страховую пенсию по старости имеют мужчины по достижении ими возраста 55 лет при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30 и страхового стажа не менее 25 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда постоянно, в течение полного рабочего дня не менее 12 лет и 6 месяцев. Вместе с тем законом предусмотрена возможность назначения таким лицам досрочной страховой пенсии по старости с уменьшением общего пенсионного возраста на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока. При этом правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда пользуются те работники, чьи профессии и должности предусмотрены соответствующим Списком, при условии, если они заняты в производствах, определенных Списком. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, подлежат подтверждению соответствующими документами в порядке и на условиях, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
При подсчете страхового стажа подтверждаются периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица- на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (пункт 4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015).
Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 258н.
На основании пункта 13 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 258н, периоды работы, дающей право на досрочно назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета.
Согласно статье 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица, обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
Таким образом, по смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, содержащейся в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Если же документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Таким образом, с учетом вышеприведенных норм права и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, в случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Спирин О.И. в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» был зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования <...> 1998 г. ( л.д. №).
По данным индивидуального (персонифицированного) учета спорные периоды работы Спирина О.И с 24 августа 2004 г. по 31 декабря 2004 г. в ООО «<...>», со 2 апреля 2007 г. по 31 марта 2010 г. в ООО «<...>», с 1 апреля 2010 г. по 30 сентября 2013 г. в ООО «<...>» отражены без указания кода льготных условий труда ( л.д. №).
На основании пункта 10 части 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» ( в редакции, действующей в спорные периоды работы истца) в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного указываются периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения трудовой пенсии, а также страховой стаж, связанный с особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» ( в редакции, действующей в спорные периоды работы истца) сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 6 настоящего Федерального закона, представляются в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с утверждаемыми им в установленном порядке формами документов и инструкциями.
В целях реализации статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в систем обязательного пенсионного страхования» Правлением Пенсионного фонда Российской Федерации было принято постановление от 21 октября 2002 г. № 122 п, которым утверждены Формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования и Инструкции по их заполнению. Согласно утвержденным правилам работодатель должен предоставлять сведения об особых условиях труда (код). Код указывается в соответствии с одноименным классификатором параметров (приложение № 1 Инструкции). Работа с тяжелыми условиями труда с 1 января 2002 г. имеет код 27-2. Однако, особые условия труда не заполняются, если особые условия труда не подтверждены документально либо когда занятость работника в этих условиях не соответствует требованиям действующих нормативных актов.
Указанное постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации утратило действие 31 июля 2006 г., в связи с принятием постановления от 31 июля 2006 г. № 192 п, которым были утверждены Формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и Инструкции по их заполнению. Положения данных инструкций в части заполнения особых условий труда (код) остались прежними.
Таким образом, с учетом вышеприведенных нормативных положений ООО «<...>», ООО «<...>» и ООО «<...>» не предоставляли в пенсионный орган сведения относительно особых условий труда Спирина О.И. в связи с отсутствием его полной занятости в особых условиях труда и не подтверждения особых условий труда. Доказательств обратного истцом не представлено.
Из материалов дела также следует, что ООО «<...>» ликвидировано 10 июля 2012 г. В документах архивного фонда ООО «<...>», имеются приказы о приеме на работу Спирина О.И. на должность «электрогазосварщик» и об его увольнении, табеля учета рабочего времени и расчетные листки. Штатные расписания, наряды на выполнения работ, карты аттестации рабочего места, должностные инструкции, перечни рабочих мест, профессий и должностей на право льготного пенсионного обеспечения в архив не поступали, что подтверждается архивной справкой Государственного казенного учреждения «Государственный архив <...>» ( л.д. №). Как и не имеется сведений и о видах сварки, которая использовалась при работе Спирина О.И. в ООО «<...>», а согласно Списку № 2 правом на пенсию в связи особыми условиями труда пользуются электрогазосварщики, который заняты на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, при документальном подтверждении их занятости в течение полного рабочего дня.
ООО «<...>», в которой Спирин О.И. работал с 2 апреля 2007 г. по 31 марта 2010 г, ликвидировано 11 июня 2014 г. документы о деятельности в архив Государственного бюджетного учреждения «Центральный государственный архив <...>» на хранение не передавались. ООО «<...>» в Государственное учреждение- Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации № по г. <...> и <...> сведения об имеющихся вредных (льготных) профессиях не представляло, как и не сдавало Перечни рабочих мест, наименований профессий и должностей, работникам, которых установлено льготное пенсионное обеспечение, индивидуальные сведения на всех работников были сданы на общих основаниях.
ООО «<...>», в которой Спирин О.И. работал с 1 апреля 2010 г. по 30 сентября 2013 г., является действующей организацией, осуществляющей согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц деятельность по строительству автомобильных дорог и автомагистралей ( л.д. №). Данная организация в пенсионный орган до настоящего времени не предоставляет сведений об имеющихся вредных (льготных) профессиях, как и не сдает Перечни рабочих мест, наименований профессий и должностей, работникам которых установлено льготное пенсионное обеспечение. Не предоставлены данные сведения и по запросу суда.
Кроме того, сам Спирин О.И., претендуя на досрочное назначение пенсии в связи с работой с тяжелыми условиями труда не предоставил письменных доказательств недостоверности сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а также выполнение им работы в условиях полной занятости на работах, предусмотренных Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».
Наличие только сведений о должности, предусмотренной Списком № 2, в трудовой книжке недостаточно для назначения страховой пенсии досрочно, поскольку трудовая книжка содержит данные о периодах трудовой деятельности работника и занимаемых им должностях, сведения о характере работы, а также о выполнении работы в определенных условиях в трудовой книжке отсутствуют. На основании пункта 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 258 н, периоды работы с тяжелыми условиями подлежат обязательному подтверждению. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, подтверждаются после регистрации гражданина в качестве застрахованного только на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обозванным и оно подлежит отмене.
Исходя из того, что периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а в случае отсутствия сведений о деятельности, с учетом которой досрочно назначается страховая пенсия по старости, лицо, претендующее на досрочное назначение пенсии вправе оспаривать достоверность таких сведений путем предоставления письменных доказательств, а как следует из материалов дела Спириным О.И. не подтверждена полная занятость на работах в период с 24 августа 2004 г. по 31 марта 2005 г. в должности электрогазосварщика в ООО «<...>», со 2 апреля 2007 г. по 31 марта 2010 г. в должности асфальтобетонщика в ООО «<...>», с 1 апреля 2010 г. по 30 сентября 2013 г. в должности асфальтобетонщика в ООО «<...>», как и не представлено им доказательств особых условий труда в указанные периоды, то судебная коллегия приходит к выводу, что спорные периоды работы не могут быть включены в льготный стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.
Принимая во внимание, что по состоянию на 25 ноября 2019 г. стаж работы Спирина О.И. на работах в соответствии со Списком № 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991г. № 10, составлял 5 лет 14 дней, и учитывая, что период проживания Спирина О.И. в зоне с льготным социально-экономическим статусом, признаваемым пенсионным органом составляет, составляет более 15 лет, что влечет снижение пенсионного возраста на 3 года, то оснований для назначения Спирину О.И. пенсии с 25 ноября 2019 г., с возраста 53-х лет, не имеется.
Представленные Спириным О.И. сведения из трудовой книжки о том, что по настоящее время он работает в должности асфальтобетонщика в Государственном бюджетном учреждении города Москвы «<...>» не влечет признание за ним права на досрочное назначение пенсии с 25 ноября 2019 г., поскольку у него не возникло право на назначение пенсии в возрасте 53 лет.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Спирина О.И. о признании права на досрочное назначение страховой пенсии.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Кромском районе Орловской области (межрайонное) удовлетворить.
Решение Кромского районного суда Орловской области от 10 февраля 2020 года отменить.
В удовлетворении исковых требований Спирина О. И. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Кромском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии отказать.
Председательствующий
Судьи
Судья Гридина М.Н. Дело № 33- 1077/20
№2-1-39/20