НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Оренбургского областного суда (Оренбургская область) от 28.03.2019 № 33А-2319/19

№ 33а-2319/2019

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Оренбург 28 марта 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,

судей Кудряшова В.К., Матыциной Е.И.,

при секретаре Красниковой Д.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Чудинова О.И. к ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга, Управлению Федеральной налоговой службы России по Оренбургской области о признании незаконным и отмене решения об отказе в предоставлении налогового вычета по апелляционной жалобе Чудинова О.И. на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 5 декабря 2018 года.

Заслушав доклад судьи Селютиной И.Ф., судебная коллегия

установила:

Чудинов О.И. обратился в суд с административным иском, указав, что он является военным пенсионером с 2014 года. 7 декабря 2017 года по его поручению специалистами АНО «Управление консультационной службы по налоговому законодательству» были подготовлены документы: налоговая декларация на его имя по налогу на доходы физических лиц за 2013 год и документы, подтверждающие право на получение имущественного налогового вычета на покупку квартиры. В этот же день данные документы были переданы в ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга для получения налогового вычета.

9 марта 2018 года он прибыл в инспекцию, где ему сообщили, что камеральная проверка по его заявлению не окончена, т.к. не получен ответ с его места службы, нет подтверждения о сумме перечисленного налога.

В конце апреля он вновь прибыл в инспекцию, где ему сообщили, что камеральная проверка окончена, подсчитана окончательная сумма к возврату налога в размере 205 400 руб., после чего на данную уточненную сумму им было написано и подано повторное заявление на возврат налога, к которому были приложены банковские реквизиты для перечисления денежных средств.

До конца мая 2018 года, причитающаяся к возврату из бюджета сумма на указанный счет в банке не поступила.

31 мая 2018 года он прибыл в ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга, где сотрудник инспекции устно сообщила ему, что руководством инспекции было принято решение об отказе в возврате суммы налога. Письменного решения ему передано не было по неизвестным ему причинам.

6 июня 2018 года ему было вручено решение об отказе в возврате суммы налога, содержащее указание на пропуск им трехлетнего срока на подачу заявления о возврате налога.

13 июня 2018 года решение ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга обжаловано им в УФНС России по Оренбургской области.

Решением УФНС России по Оренбургской области от 4 июля 2018 года за № 16-15/10266 жалоба Чудинова О.И. оставлена без удовлетворения.

Административный истец считает решение, принятое административным ответчиком, незаконным и необоснованным. Просил суд признать незаконным и отменить решение ИФНС по Ленинскому району г.Оренбурга от 17 мая 2018 года № 35058; обязать ИФНС по Ленинскому району г. Оренбурга предоставить имущественный налоговый вычет с доходов за 2013 год в размере *** рублей; признать за Чудиновым О.И. право на имущественный налоговый вычет с доходов за 2013 год в размере *** рублей.

Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 5 декабря 2018 года отказано в удовлетворении заявленных требований.

С таким решением Чудинов О.И. не согласился. В апелляционной жалобе просит решение отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять по делу новое решение, которым заявленные требования удовлетворить. Указывает, что подал налоговую декларацию 7 декабря 2017 года, то есть до окончания финансового периода 2017 года.

В судебном заседании при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции административный истец Чудинов О.И. доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель административного ответчика ИФНС по Ленинскому району г. Оренбурга Садомский С.А., представитель административного ответчика УФНС по Оренбургской области Махмутова А.А.возражали против доводов апелляционной жалобы, полагали, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

Заслушав судью-докладчика, пояснения участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 7 декабря 2017 года Чудинов О.И., являющийся с 2014 года пенсионером, представил в ИФНС по Ленинскому району г. Оренбурга налоговую декларацию по НДФЛ за 2013 год с приложением документов, подтверждающих его право на получение имущественного налогового вычета по расходам на приобретение в 2015 году квартиры.

28 апреля 2018 года Чудинов О.И. подал в налоговый орган заявление о предоставлении налогового вычета.

По результатам камеральной налоговой проверки, на основании заявления от 28 апреля 2018 года инспекцией принято решение об отказе в возврате налога № 35058 от 17 мая 2018 года по основанию, предусмотренному пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что заявление подано по истечении трех лет со дня уплаты налога.

В соответствии с пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации срок обращения за возвратом суммы излишне уплаченного в соответствующем году налога ограничен тремя годами.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право на своевременный возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов.

Установление факта излишней уплаты налогоплательщиком НДФЛ осуществляется налоговым органом при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДФЛ, срок проведения которой в силу статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации составляет три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, подтверждающих право налогоплательщика на налоговые вычеты.

В случае установления налоговым органом факта излишней уплаты НДФЛ по итогам камеральной налоговой проверки налоговой декларации при наличии заявления налогоплательщика о возврате налога налоговый орган обязан в течение срока, определенного пунктом 6 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, осуществить возврат суммы излишне уплаченного налога. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Согласно пункту 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

При этом подача заявления за пределами указанного срока является самостоятельным основанием для отказа в возврате излишне уплаченных (взысканных) налогов.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что на момент подачи Чудиновым О.И. как декларации, так и заявления истек пресекательный срок 3 года со дня уплаты налога.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он мотивирован, соответствует содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывает у судебной коллегии сомнений в законности и обоснованности.

Учитывая, что налог был уплачен налоговым агентом – работодателем Чудинова О.И. не позднее 15 июля 2014 года, заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога могло быть подано в течение трех лет с указанной даты, то есть до 16 июля 2017 года. Таким образом, Чудиновым О.И. и заявление о возврате части налога, и декларация подана за пределами установленного законом трёхлетнего срока, что является основанием для отказа в возврате части уплаченного ранее налога.

Довод апелляционной жалобы о соблюдении Чудиновым О.И. установленного законом срока на подачу налоговых деклараций основан на неверном толковании изложенных выше норм права.

Решение суда является законным, оно принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения данного спора, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 5 декабря 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Чудинова О.И. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: