дело №
(№)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Оренбург 27 августа 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Данилевского Р.А.,
судей областного суда Булгаковой М.В., Раковского В.В.,
при секретаре судебного заседания Козырецком В.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Д.С.А. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Новосергиевском районе Оренбургской области (межрайонное) о признании незаконным решения, включении в стаж периодов работы, установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе Д.С.А.
на решение Новосергиевского районного суда Оренбургской области от 11 июня 2020 года.
Заслушав доклад судьи Данилевского Р.А., объяснения представителя Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Новосергиевском районе Оренбургской области (межрайонное) – К.И.А., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
Д.С.А. обратился в суд с указанным иском. В его обоснование указал, что он обратился в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Новосергиевском районе Оренбургской области (межрайонное) (далее – УПФР в Новосергиевском районе (межрайонное)) с заявлением об установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Однако, решением начальника УПФР в Новосергиевском районе (межрайонное) от 14 ноября 2019 года № ему было отказано в установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, ввиду отсутствия необходимого стажа работы в сельском хозяйстве.
В частности, в указанный стаж ему не были включены периоды работы в качестве инженера по новым технологиям Закрытого акционерного общества «***» с 15 декабря 2014 года по 3 марта 2015 года, в качестве слесаря в газовом хозяйстве в животноводстве Закрытого акционерного общества «***» с 4 марта 2015 года по 18 января 2019 года.
Не согласившись с данным решением ответчика полагая, что вышеуказанные периоды подлежат включению в стаж работы в сельском хозяйстве, дающий право на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, истец Д.С.А. просил суд признать незаконным решение УПФР в Новосергиевском районе (межрайонное) от 14 ноября 2019 года №, обязать ответчика включить в стаж работы в сельском хозяйстве, дающий право на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, периоды работы:
- с 15 декабря 2014 года по 3 марта 2015 года инженером по новым технологиям, слесарем в газовом хозяйстве в животноводстве;
- с 4 марта 2015 года по 18 января 2019 года ответственным за газовое хозяйство в животноводстве, слесарем в газовом хозяйстве в животноводстве, установив повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости.
Решением Новосергиевского районного суда Оренбургской области от 11 июня 2020 года в удовлетворении исковых требований Д.С.А. отказано.
С решением суда не согласился истец Д.С.А. В апелляционной жалобе, ссылаясь на незаконность выводов суда, на неверное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права, просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Истец Д.С.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции участие не принимал, о дате, месте и времени его проведения был извещен надлежащим образом, об уважительности причин своей неявки суду не сообщил.
На основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие истца Д.С.А.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» фиксированная выплата к страховой пенсии – обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии.
Часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» устанавливает, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно части 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.
Исчисление стажа работы в сельском хозяйстве, дающего право на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 1441 «Об утверждении Правил установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, проживающим в сельской местности» (далее – Правила).
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что исчисление стажа работы в сельском хозяйстве для определения права на повышение фиксированной выплаты осуществляется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 1440 «Об утверждении списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», и Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях».
В соответствии с указанными Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» в стаж работы в сельском хозяйстве включаются периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, действующим правопорядком установлено специальное регулирование определения стажа работы в сельском хозяйстве, дающего право на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и определен конкретный перечень работ, производств сельского хозяйства и наименование профессий, должностей, специальностей, подлежащих зачету при определении стажа, дающего право на повышенную фиксированную выплату.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец Д.С.А. обратился в УПФР в Новосергиевском районе (межрайонное) с заявлением об установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением начальника УПФР в Новосергиевском районе от 14 ноября 2019 года Д.С.А. отказано в перерасчете (установлении) повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого сельского стажа не менее 30 лет.
По представленным документам, продолжительность стажа, дающего право на получение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», составила 27 лет 6 месяцев 5 дней.
При этом в стаж, дающий право на получение фиксированной выплаты к страховой пенсии за работу в сельском хозяйстве, не были включены периоды:
- с 15 декабря 2014 года по 3 марта 2015 года работы инженером по новым технологиям, слесарем в газовом хозяйстве в животноводстве Закрытого акционерного общества «***»;
- с 4 марта 2015 года по 18 января 2019 года работы ответственным за газовое хозяйство в животноводстве, слесарем в газовом хозяйстве в животноводстве Закрытого акционерного общества «***». Причиной отказа во включении указанных периодов работы истца Д.С.А. в стаж работы в сельском хозяйстве, послужило то, что указанные должности отсутствуют в списке работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 1440.
Исходя из записей в трудовой книжке AT-V №, 15 декабря 2014 года Д.С.А. принят в Закрытое акционерное общество «***» Ташлинского района в качестве инженера по новым технологиям; 4 марта 2015 года – переведен ответственным за газовое хозяйство; 18 января 2019 года – уволен по собственному желанию по пункту 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно выписке из приказа директора Закрытого акционерного общества «***» от 4 марта 2015 года №-к, Д.С.А. – инженер по новым технологиям переведен на должность ответственного за газовое хозяйство в животноводстве с 4 марта 2015 года.
В соответствии с выпиской из приказа директора Закрытого акционерного общества «***» от 4 июня 2015 года №-к Д.С.А. вменены обязанности слесаря в газовом хозяйстве в животноводстве с 4 июня 2015 года, с доплатой 30 %.
Разрешая спор о включении в стаж работы в сельском хозяйстве периодов работы с 15 декабря 2014 года по 3 марта 2015 года – в должности инженера по новым технологиям, слесаря в газовом хозяйстве в животноводстве Закрытого акционерного общества «***», с 4 марта 2015 года по 18 января 2019 года – в должности ответственного за газовое хозяйство в животноводстве, слесаря в газовом хозяйстве в животноводстве Закрытого акционерного общества «***», суд первой инстанции с учетом оценки представленных сторонами доказательств и установленных по делу обстоятельств, руководствуясь приведенными положениями статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 1440 «Об утверждении списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», и Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для включения в стаж работы истца в сельском хозяйстве спорных периодов работы, поскольку в указанные периоды истец осуществлял трудовую деятельность в организации сельского хозяйства в должностях, не предусмотренных Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 1440.
Судебная коллегия не может в полной мере согласиться с указанными выводами суда первой инстанции и полагает, что они основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Так Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 1440 утвержден список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», в котором указаны наименования работ, производств сельского хозяйства с указанием (расшифровкой) наименований профессий, должностей и специальностей, среди которых предусмотрены рабочие всех наименований, занятые животноводством, в том числе на обслуживании и ремонте сельскохозяйственной техники и производственного оборудования (колхоза, совхоза, крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, артели и другой организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, а также структурного подразделения животноводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство).
При этом судебная коллегия отмечает, что при исчислении стажа работы в сельском хозяйстве во внимание принимаются не только профессии рабочих, перечисленные в Списке, но и профессии рабочих, в функциональные обязанности которых входят работы, связанные с обслуживанием и ремонтом сельскохозяйственной техники и производственного оборудования; обслуживанием, а также охраной объектов сельского хозяйства при условии осуществления лицами трудовой деятельности в организациях, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство, и в структурных подразделениях растениеводческого, животноводческого и рыбоводческого направлений организаций, основным видом деятельности которых не является сельское хозяйство. В стаж работы в сельском хозяйстве могут быть включены не только периоды работы в должностях, характерных для перечисленных в Списке направлений сельского хозяйства, но и в соответствующий стаж, может быть включена работа в сельскохозяйственной организации в качестве иных специалистов, занятых на обслуживании и ремонте сельскохозяйственной техники и производственного оборудования.
25 августа 2020 года, в целях установления обстоятельств, имеющих юридическое значение для настоящего дела, по запросу суда апелляционной инстанции Закрытым акционерным обществом «***» в материалы дела были представлены, в том числе, должностные инструкции ответственного за газовое хозяйство и слесаря в газовом хозяйстве в животноводстве, а также справка, уточняющая характер работы, от 20 августа 2020 года №.
Исходя из справки, уточняющей характер работы, от 20 августа 2020 года №, Д.С.А. действительно работал в Закрытом акционерном обществе «***» с 15 декабря 2014 года по 3 марта 2015 года – инженером по новым технологиям, слесарем в газовом хозяйстве в животноводстве; с 4 марта 2015 года по 18 января 2019 года – ответственным за газовое хозяйство в животноводстве, слесарем в газовом хозяйстве в животноводстве в течение полного рабочего дня с выполнением полной нормы работы в качестве слесаря в газовом хозяйстве в животноводстве с регистрацией в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ.
Исполняя обязанности слесаря в газовом хозяйстве в животноводстве Д.С.А. осуществлял работу по сортировке деталей по критерию работоспособности после разборки, очистки газовых аппаратов и установок, горелок, счетчиков, насосов, фильтрующих элементов, компенсаторов, конденсатосборников, запорной арматуры и иных технических изделий полной заводской готовности, используемых Закрытым акционерным обществом «***» в процессе деятельности по животноводству, то есть разведению сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов, молока, мяса и т.д. обрабатывал узлы, детали, проводил статическую балансировку оборудования. Осуществлял проверку, обследование, профилактический осмотр оборудования и механизмов. Ликвидировал установленные неисправности, дефекты в период диагностики по решению непосредственного начальника и т.д.
В Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих имеется указание на наименование самостоятельной должности – слесарь в газовом хозяйстве.
Ввиду того, что исполнение истцом трудовых обязанностей в должности слесаря в газовом хозяйстве в животноводстве подпадает под указанное в Списке наименование «рабочие всех наименований», осуществляющих работы по ремонту и обслуживанию сельскохозяйственной техники и производственного оборудования в организациях основным видом деятельности которых является сельское хозяйство, учитывая выписку из приказа директора Закрытого акционерного общества «***» от 4 июня 2015 года №-К, согласно которой с 4 июня 2015 года Д.С.А. вменены обязанности слесаря в газовом хозяйстве в животноводстве, судебная коллегия полагает подлежащим включению в стаж, дающий право на получение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», периода работы с 4 июня 2015 года по 18 января 2019 года.
Обстоятельства того, что решением Новосергиевского районного суда Оренбургской области от 15 мая 2019 года, вступившим в законную силу, истцу Д.С.А. не был включен в стаж работы в сельском хозяйстве указанный период его работы с 4 июня 2015 года по 18 января 2019 года, не может служить основанием для отказа в удовлетворении данных исковых требований. Из содержания решения Новосергиевского районного суда Оренбургской области от 15 мая 2019 года следует, что обстоятельства работы истца Д.С.А. в период с 4 июня 2015 года по 18 января 2019 года именно слесарем в газовом хозяйстве в животноводстве не исследовались, доказательства, представленные истцом Д.С.А. и Закрытым акционерным обществом «***» о работе истца в указанный период слесарем в газовом хозяйстве в животноводстве, предметом судебной оценки не являлись.
При этом, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для включения в стаж работы в сельском хозяйстве истцу Д.С.А. периода работы с 4 марта по 3 июня 2015 года в качестве ответственного за газовое хозяйство не имеется ввиду следующего. Так согласно должностной инструкции ответственного за газовое хозяйство Закрытого акционерного общества «***», ответственный за газовое хозяйство назначается приказом из числа руководителей или специалистов. Следовательно, самостоятельная должность ответственного за газовое хозяйство не предусмотрена. Данное лицо, согласно должностной инструкции, обеспечивает безопасный режим газоснабжения; участвует в разработке проектов газоснабжения и в работе комиссии по приемке газифицируемых объектов в эксплуатацию, проводит контроль за безаварийной и безопасной эксплуатацией газового хозяйства, контроль за их деятельностью.
В Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих указание на наименование должности – ответственного за газовое хозяйство, не имеется.
Анализ нормативно-правовых актов в области газоснабжения (в частности Приказа Минэнерго Российской Федерации от 16 декабря 2002 года № 448 «Об утверждении нормативных актов, необходимых для реализации Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации», «ПОТ РО 14000-005-98. Положение. Работы с повышенной опасностью. Организация проведения» утвержденными Минэкономики Российской Федерации 19 февраля 1998 года), указывает, что ответственным за газовое хозяйство назначается лицо из числа работников предприятия, и самостоятельная должность ответственного за газовое хозяйство не предусмотрена. Данные обстоятельства указывают на то, что ответственный за газовое хозяйство определяется из числа лиц, работающих по другим штатным должностям в организациях и в дополнении к основным трудовым обязанностям, на него возлагаются функции по контролю за режимом газоснабжения.
В связи с этим, по мнению судебной коллегии, период с 4 марта по 3 июня 2015 года когда истец Д.С.А. являлся ответственным за газовое хозяйство, не может быть включен ему в стаж работы в сельском хозяйстве.
Также судебная коллегия полагает, что не имеется оснований для включения истцу Д.С.А. в стаж работы в сельском хозяйстве периода его работы с 15 декабря 2014 года по 3 марта 2015 года – инженером по новым технологиям, слесарем в газовом хозяйстве в животноводстве. Так, имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что истец работал в должности слесаря в газовом хозяйстве с момента издания приказа от 4 июня 2015 года №-к, то есть с 4 июня 2015 года. Содержание указанного приказа, являющегося первичным кадровым документом, опровергает содержание представленной Закрытым акционерным обществом «***» справки о том, что в период с 15 декабря 2014 года по 3 марта 2015 года истец Д.С.А. работал слесарем в газовом хозяйстве в животноводстве. Доказательств, которые бы указывали на то, что в период работы инженером по новым технологиям Д.С.А. работал также слесарем в газовом хозяйстве в животноводстве, то есть по профессии предусмотренной соответствующим Списком, истец в нарушении положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суду не представил.
С учетом данных обстоятельств, принимая во внимание решение Новосергиевского районного суда Оренбургской области от 19 мая 2019 года, вступившее в законную силу, которым Д.С.А. отказано во включении в стаж работы в сельском хозяйстве периода его работы с 15 декабря 2014 года по 3 марта 2015 года инженером по новым технологиям Закрытого акционерного общества «***», а также отсутствия доказательств работы им в указанный период слесарем в газовом хозяйстве в животноводстве, судебная коллегия приходит к выводу, что период работы истца с 15 декабря 2014 года по 3 марта 2015 года – инженером по новым технологиям, слесарем в газовом хозяйстве в животноводстве, не может быть ему включен в стаж работы в сельском хозяйстве.
С учетом включения спорного периода с 4 июня 2015 года по 18 января 2019 года в стаж работы истца в сельском хозяйстве, стаж Д.С.А., дающий право на получение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», составит более 30 лет, что является основанием для возникновения права на повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции, с вынесением нового решения о частичном удовлетворении исковых требований Д.С.А.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Новосергиевского районного суда Оренбургской области от 11 июня 2020 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования Д.С.А. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Новосергиевском районе Оренбургской области (межрайонное) о признании незаконным решения, включении в стаж периодов работы, установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Новосергиевском районе Оренбургской области (межрайонное) от 14 ноября 2019 года № об отказе во включении Д.С.А. в стаж работы в сельском хозяйстве периода работы с 4 июня 2015 года по 18 января 2019 года - в должности слесаря в газовом хозяйстве в животноводстве, установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Новосергиевском районе Оренбургской области (межрайонное) включить Д.С.А. в стаж работы в сельском хозяйстве период работы с 4 июня 2015 года по 18 января 2019 года - слесарем в газовом хозяйстве в животноводстве и установить повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В удовлетворении оставшейся части исковых требований Д.С.А. отказать.
Председательствующий
Судьи