судья Козлов В.В. дело № 33-3432/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Жуковой Н.В., судей Кудряшова В.К. и Малкова А.И., с участием прокурора Христич Т.В., при секретаре Рассейно Н.В., рассмотрев 26 июня 2014 года в г. Оренбурге в открытом судебном заседании по докладу судьи Жуковой Н.В. апелляционную жалобу Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области на решение Советского районного суда города Орска Оренбургской области от 06 марта 2014 года по гражданскому делу по иску прокурора Советского района города Орска в интересах неопределенного круга лиц к государственному казенному учреждению «Орское лесничество», Министерству лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области об обязании выполнения требований законодательства о лесопользовании и охране лесов,
заслушав судью-докладчика, объяснения представителя Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области Титкова Ю.В., действующего на основании доверенности от (дата), а также ГКУ «Орское лесничество» Фирсовой Е.В., действующей на основании доверенности, поддержавших доводы жалобы, прокурора, полагавшего необходимым резолютивную часть решения в части обязания строительства противопожарных вышек изложить в новой редакции, судебная коллегия
установила:
Прокурор Советского района г. Орска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ответчикам, указав, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об использовании и охране лесов на территории Советского района г. Орска. В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от (дата) № *** на территории г. Орска расположен лесной участок, находящийся в собственности РФ, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: ведение лесного хозяйства, общей площадью - ***, расположенный по адресу: (адрес). Пункты первый и второй Положения о министерстве лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области, утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области от 19.01.2011 года N 16-ук, определяют, что Министерство лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области является органом исполнительной власти Оренбургской области, осуществляющим реализацию отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, организации, регулирования и охраны водных биологических ресурсов, охраны и использования объектов животного мира, не отнесенных к водным биологическим ресурсам, в том числе в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Оренбургской области, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения. 2. Министерство осуществляет координацию и контроль за деятельностью находящихся в его ведении областных государственных учреждений - лесничеств, государственного учреждения "Управление объектами животного мира и водными биологическими ресурсами Оренбургской области". Пункт 2.2. Устава ГКУ «Орское лесничество» определяет, что Учреждение осуществляет следующие функции - осуществляет контроль за выполнением работ по противопожарному обустройству лесов, в том числе: строительству, реконструкции и эксплуатации лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров, прокладкам просек, противопожарных разрывов, устройству противопожарных минерализированных полос, строительству, реконструкции и эксплуатации пожарных наблюдательных пунктов, устройству пожарных водоемов и подъездов к ним, реализацию лесохозяйственного регламента и осуществление контроля за соблюдением его требований, проведением мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, осуществление контроля за соблюдением гражданами правил противопожарной и санитарной безопасности в лесах, осуществляет федеральный государственный пожарный надзор. В соответствии с письмом ГБУ «Орское лесничество» (от (дата) № ***) ГБУ «Орское лесничество» является подведомственным учреждением Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области. Так, в соответствии с техническими заданиями к государственным контрактам ГБУ «Орское лесничество» являлся заказчикам на выполнение работ по защите лесов: леспотологическому обследованию, санитарно-оздоровительным мероприятиям, отводу и таксации лесосек, воспроизводству лесов и лесоразведению, искусственному лесовостановлению, проведению агротехнического ухода за лесными культурами, обработкой почвы под лесными культурами, строительству лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров, ремонту дорог противопожарного значения и др. Проверкой установлено, что Министерством лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области, а также ГКУ «Орское лесничество» исполнение законодательства об использовании и охране лесов осуществляется ненадлежащим образом, в вышеуказанном лесном участке на период введения особого противопожарного режима не производится монтаж и установка шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности, что является нарушением Постановления Правительства РФ от 16.04.2011 года N 281 "О мерах противопожарного обустройства лесов", согласно которого к мерам противопожарного обустройства лесов помимо мер, указанных в части 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации, относится установка, а также эксплуатация шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности. Одновременно с вышеуказанным, проверкой установлено, что Министерством лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области, а также ГКУ «Орское лесничество» в вышеуказанном лесном участке не разработан типовой проект по строительству пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), что является нарушением части второй ст. 53.1 Лесного кодекса РФ, согласно которой меры противопожарного обустройства лесов включают в себя строительство пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов). Кроме того, в ходе проверки установлено, что Министерством лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области, а также ГБУ «Орское лесничество» в вышеуказанном лесном участке не произведено устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения, что является нарушением части второй ст. 53.1 Лесного кодекса РФ, а также Постановления Правительства РФ от 16.04.2011 года N 281 "О мерах противопожарного обустройства лесов", согласно которых меры противопожарного обустройства лесов включают в себя устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения. Указанный факт подтверждается письмом ГБУ «Орское лесничество» от 09.10.2013 № 186, согласно которого вышеуказанные мероприятия не проводились, в связи с их отсутствием в государственных контрактах, а также финансирования. Просил суд обязать Министерство лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области, а также ГКУ «Орское лесничество» устранить выявленные нарушения законодательства о лесопользовании и охране лесов: произвести прокладку просек, противопожарных разрывов в отношении лесного участка, находящегося в собственности РФ, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: ведение лесного хозяйства, общей площадью – ***, расположенного по адресу: г. Орск, ГУ «Орское лесничество», Орское участковое лесничество, квартала № 11-20, 36-44, в срок до (дата) г.; осуществить монтаж и установку шлагбаумов, устройства преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности, на границах лесного участка, находящегося в собственности РФ, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: ведение лесного хозяйства, общей площадью - ***, расположенного по адресу: г(адрес) в срок до (дата) г.; осуществить строительство пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов) на вышеуказанном земельном участке в срок до (дата) г.
Определением суда от 19.11.2013 г. к участию в деле в качестве третьего лица в силу ст. 43 ГПК РФ привлечено ГБУ «Центр пожаротушения и охраны лесов Оренбургской области».
В ходе рассмотрения дела истец уточнил заявленные требования, просил суд обязать Министерство лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области, а также ГКУ «Орское лесничество» устранить выявленные нарушения законодательства о лесопользовании и охране лесов: внести корректировку в лесной план Оренбургской области, лесохозяйственный регламент лесничества в части произведения прокладки просек, противопожарных разрывов в отношении лесного участка, находящегося в собственности РФ, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: ведение лесного хозяйства, общей площадью – ***, расположенного по адресу: (адрес) в срок до (дата) г.; внести корректировку в лесной план Оренбургской области, лесохозяйственный регламент лесничества в части осуществления монтажа и установки шлагбаумов, устройства преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности, на границах вышеуказанного лесного участка, в срок до (дата) г.; внести корректировку в лесной план Оренбургской области, лесохозяйственный регламент лесничества в части осуществления строительства пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов) на данном земельном участке в срок до (дата) г.
Впоследствии истец вновь уточнил заявленные требования, просил суд обязать Министерство лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области, а также ГКУ «Орское лесничество» устранить выявленные нарушения законодательства о лесопользовании и охране лесов: произвести прокладку просек, противопожарных разрывов шириной 10-20 м. в отношении вышеуказанного лесного участка в срок до (дата) г.; осуществить монтаж и установку шлагбаумов, устройства преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности, на границах данного лесного участка, в срок до (дата) г.; осуществить строительство пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов) на указанном лесном участке в срок до (дата) г.; осуществить устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения в отношении лесного участка, находящегося в собственности РФ, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: ведение лесного хозяйства, общей площадью - ***, расположенного по адресу: г. Орск, ГУ «Орское лесничество», Орское участковое лесничество, квартала № 11-20, 36-44, в срок до (дата) г.
(дата) истец вновь уточнил заявленные требования, просил суд обязать Министерство лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области, а также ГКУ «Орское лесничество» устранить выявленные нарушения законодательства о лесопользовании и охране лесов: осуществить монтаж и установку шлагбаумов, устройства преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности, на границах вышеуказанного лесного участка, в срок до (дата) г.; разработать проект по строительству пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов) на указанном лесном участке в срок до (дата) г.; осуществить устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения в отношении лесного участка, находящегося в собственности РФ, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: ведение лесного хозяйства, общей площадью - ***, расположенного по адресу: (адрес), в срок до (дата) г.
В суде первой инстанции (дата) истец поддержал уточненные требования, уточнил дату исполнения обязательства в части разработки проекта по строительству пожарных наблюдательных пунктов в срок до (дата) г.
Решением Советского районного суда города Орска Оренбургской области от 06 марта 2014 года исковые требования прокурора Советского района г.Орска в интересах неопределенного круга лиц к государственному казенному учреждению «Орское лесничество», Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области об обязании выполнения требований законодательства о лесопользовании и охране лесов - удовлетворены.
На Министерство лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области, а также ГКУ «Орское лесничество» возложена обязанность устранить выявленные нарушения законодательства о лесопользовании и охране лесов:
- осуществлять монтаж и установку шлагбаумов, устройства преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности, на границах лесного участка, находящегося в собственности РФ, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: ведение лесного хозяйства, общей площадью – ***, расположенного по адресу: г(адрес), в период объявления в Оренбургской области на территории МО «Город Орск» особого противопожарного режима, содержащего требование о запрете посещения указанных территорий, в срок постоянно;
- разработать проект по строительству пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов) на лесном участке, находящемся в собственности РФ, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: ведение лесного хозяйства, общей площадью – ***, расположенного по адресу: (адрес), в срок до (дата) г.;
- осуществить устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения в отношении лесного участка, находящегося в собственности РФ, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: ведение лесного хозяйства, общей площадью – ***, расположенного по адресу: (адрес), в срок до (дата) г..
С решением суда не согласно Министерство лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области, в жалобе просит его отменить, как незаконное и необоснованное.
В возражениях на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Пунктом 1 ст. 45 ГПК РФ предусмотрено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В силу ч. 1 ст. 51 Лесного Кодекса РФ Леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
Из ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации следует, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах. Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов. Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Часть 1 ст. 53.1 Лесного Кодекса РФ предусматривает, предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
В части 2 данной статьи перечислены меры противопожарного обустройства лесов, в частности, строительство, реконструкция и эксплуатация пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря, устройство, эксплуатацию пожарных водоемов и подъездов к источникам водоснабжения.
Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2011 года N 281 "О мерах противопожарного обустройства лесов" определено, к мерам противопожарного обустройства лесов помимо мер, указанных в ч. 2 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ, относятся: прочистка просек, прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление; установка и эксплуатация шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности; установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах.
*** 56-АБ 287013 на территории г. Орска расположен лесной участок, находящийся в собственности РФ, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: ведение лесного хозяйства, общей площадью – ***, расположенный по адресу: (адрес).
В соответствии с письмом ГБУ «Орское лесничество» (от (дата) № ***) ГБУ «Орское лесничество» является подведомственным учреждением Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области.
Так, в соответствии с техническими заданиями к государственным контрактам № ***, а также № от (дата) ГБУ «Орское лесничество» являлся заказчикам на выполнение работ по защите лесов: леспотологическому обследованию, санитарно-оздоровительным мероприятиям, отводу и таксации лесосек, воспроизводству лесов и лесоразведению, искусственному лесовостановлению, проведению агротехнического ухода за лесными культурами, обработкой почвы под лесными культурами, строительству лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров, ремонту дорог противопожарного значения и др.
Прокуратурой Советского района г.Орска проведена проверка по соблюдению лесного законодательства и установлено, что Министерством лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области, а также ГКУ «Орское лесничество» исполнение законодательства об использовании и охране лесов осуществляется ненадлежащим образом.
Охраной лесов от пожаров считается охрана, направленная на предотвращение, своевременное обнаружение и ликвидацию лесного пожара (ГОСТ 17.6.1.01-83), комплекс ежегодно проводимых мероприятий, в том числе и профилактических, направленных на предупреждение, снижение пожарной опасности, своевременное обнаружение и ликвидацию лесных пожаров (ОСТ 56-103-98).
Распоряжением Губернатора Оренбургской области от (дата) № *** утвержден Лесной план Оренбургской области, разработанный филиалом ФГУП "Рослесинфорг" "Поволжский леспроект" Пензенская экспедиция и согласованный с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. Срок действия лесного плана: с 2009 по 2019 г.г.
Пункт 2.5.1 Плана предусматривает следующие мероприятия по охране лесов от пожаров:
а) противопожарное обустройство лесов, в соответствии с утвержденными планами противопожарного устройства арендных участков, а также строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения, прокладку просек, противопожарных разрывов и содержание в течение пожароопасного сезона объектов и техники в исправном состоянии;
б) создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности;
в) мониторинг пожарной опасности в лесах;
г) разработку планов тушения лесных пожаров – документ, разработанный совместно районными органами власти, авиалесоохраной, лесничествами и арендаторами. На их основе разрабатывают годовые оперативные планы тушения пожаров;
д) тушение лесных пожаров - оперативный план тушения пожаров составляется лесничествами и арендаторами;
е) иные меры пожарной безопасности в лесах - профилактическая работа в лесах области должна проводиться в виде комплекса предупредительных мероприятий, включающего, наряду с агиттехпропагандой, организацию постоянных выставок и агитвитрин, установку предупредительных аншлагов и агитплакатов, устройство мест отдыха и курения.
Планируемые мероприятия по охране лесов от пожаров в разрезе лесничеств по годам действия Лесного плана приведены в приложении 15, а более подробные сведения о планируемых объемах предупредительных мероприятий приведены в регламентах по лесничествам и регламентах лесничеств.
Приказом Департамента лесного и охотничьего хозяйства по Оренбургской области от (дата) № утвержден лесохозяйственный регламент Орского лесничества Оренбургской области.
В соответствии с таблицей 2.16.1 Регламента приведены следующие обязательные нормативы для организации охраны лесов от пожаров:
1. устройство дополнительных противопожарных барьеров и разрывов (п. 2.4);
2. подготовка естественных водоисточников для целей пожаротушения (п.2.10);
3. размещение на местности пунктов для наблюдения за возникновением лесных пожаров (п. 2.16).
В объем мероприятий по противопожарному обустройству (таблица 2.16.1.1) входят - организация и содержание ПХС и ПСИ, строительство пирсов для забора воды.
Кроме того установлено, что Министерством лесного и охотничьего Оренбургской области, а также ГКУ «Орское лесничество» в вышеуказанном лесном участке на период введения особого противопожарного режима не производится монтаж и установка шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности, что является нарушением Постановления Правительства РФ от 16.04.2011 года N 281 "О мерах противопожарного обустройства лесов", согласно которого к мерам противопожарного обустройства лесов помимо мер, указанных в ч. 2 ст. 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации, относится установка, а также эксплуатация шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности.
Статья 30 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определят, что в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим. На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).
Между тем, Министерством лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области, а также ГКУ «Орское лесничество» в вышеуказанном лесном участке не разработан типовой проект по строительству пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), что является нарушением части второй ст. 53.1 Лесного кодекса РФ, согласно которой меры противопожарного обустройства лесов включают в себя строительство пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов).
Пункт 8.8.842 ПОТ РМ 001-97. Правил по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ, утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 21.03.1997 года N 15, согласно которого пожарно-наблюдательные пункты (вышки, мачты и др.) должны строиться по типовым проектам, согласованным в установленном порядке. Каждый пункт должен иметь технический паспорт. Построенные пожарно-наблюдательные пункты можно вводить в эксплуатацию только после приемки их комиссией. Ежегодно перед началом пожароопасного сезона специальная комиссия производит осмотр всех действующих пунктов. Пожарно-наблюдательный пункт должен иметь молниезащиту, а люк на верхнюю площадку вышки запирающуюся крышку. В нерабочее время вход на пожарно-наблюдательный пункт должен быть закрыт на замок.
Кроме того, установлено, что Министерством лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области, а также ГБУ «Орское лесничество» в вышеуказанном лесном участке не произведено устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения, что является нарушением части второй ст. 53.1 Лесного кодекса РФ, а также Постановления Правительства РФ от 16.04.2011 года N 281 "О мерах противопожарного обустройства лесов", согласно которых меры противопожарного обустройства лесов включают в себя устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ответчиками нарушаются требования законодательства об охране окружающей среды и тем самым нарушается право граждан на обеспечение экологической безопасности жизни и здоровья.
Судебная коллегия с данным выводом суда первой инстанции соглашается, поскольку судом установлено нарушение ответчиками Правил и норм пожарной безопасности. Вывод суда соответствует нормам права, основан на представленных в материалы дела доказательствах.
Судебная коллегия не соглашается с доводом апелляционной жалобы о том, что суд не установил: произведено ли устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения, тогда как при рассмотрении дела апеллянтом были представлены документы, подтверждающие нахождение на лесном участке естественного водоема. Кроме того, было заявлено ходатайство о выезде на место с целью фиксирования факта нахождения на лесном участке пожарного водоема, в удовлетворении которого было отказано.
Стороной ответчика в материалы дела представлен акт комиссии в составе участкового лесничего Орского участкового лесничества ГКУ «Орское лесничество» ФИО11, главного специалиста ГУП Оренбургской области Орский лесхоз ФИО12 в присутствии жителей (адрес) ФИО13, проживающего по адресу: (адрес), ФИО14, проживающего по адресу: (адрес), от (дата) из которого следует, что при обследовании участка лесного фонда, расположенного в квартале 14 Орского участкового лесничества, установлено – в 300 метрах от центрального въезда детского оздоровительного лагеря «***» расположен естественный водоем с оборудованным подъездом в виде плит и металлического отбойника, уберегающего от скатывания автомобиля в воду.
Данный акт не опровергает выводы суда по существу дела. Наличие естественного источника водоснабжения не обеспечивает возможность круглогодичного забора воды. Необходимость обустройства пирса предусмотрена п. 9.4 Свода правил "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности" (СП 8.13130.2009) - водоемы, из которых производится забор воды для целей пожаротушения, должны иметь подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года. Таким образом, фактическая доступность берега реки для забора воды не исключает обустройство площадок с твердым покрытием.
Оснований для выезда на место у суда первой инстанции не имелось, поскольку факт нахождения на лесном участке водоема не оспаривался сторонами по делу, а представленный в материалы акт не подтверждает оборудование естественного водоема в соответствии с требованиями закона. Кроме того, ответчиком не было представлено убедительных доказательств того, что спорный водоем оборудован подъездными путями с твердым покрытием и площадкой (пирсом), отвечающей требованиям по установке на них пожарных автомобилей для забора воды для целей пожаротушения.
Ссылка в апелляционной жалобе на наличие лесного плана Оренбургской области, по которому все проводимые в лесном фонде мероприятия запланированы до конца (дата) г., не освобождает ответчиков от соблюдения норм действующего законодательства.
Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что в апелляционной жалобе представитель Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области ссылается на неточности в протоколе судебного заседания от 06.03.2014 г. в части требований истца.
Определением суда от 29.04.2014 г. замечания представителя ответчика Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области на протокол судебного заседания от 06.03.2014 г. по данному гражданскому делу удовлетворены в части.
Постановлено: В протоколе судебного заседания от 06.03.2014 г. по гражданскому делу № 2-4/14 по иску прокурора Советского района города Орска в интересах неопределенного круга лиц к государственному казенному учреждению «Орское лесничество», Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области об обязании выполнения требований законодательства о лесопользовании и охране лесов, внести замечание, указать слова представителя истца, сказанные в судебном заседании: «осуществить монтаж… при условии наличия требований о запрете посещения гражданами лесов в нормативных правовых актах Оренбургской области и МО г. Орск». «Осуществить мониторинг пожарной безопасности на лесном участке, находящимся в собственности Российской Федерации, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: ведение лесного хозяйства, общей площадью - ***, расположенного по адресу: (адрес) в части необходимости строительства пожарно-наблюдательных пунктов и в случае необходимости разработать проект по строительству пожарно-наблюдательных пунктов в срок до (дата).
Учитывая, что судом первой инстанции удостоверены замечания на протокол судебного заседания от 06.03.2014 г., однако, требования истца, подлежащие удовлетворению, изложенные судом в абзаце четвертом резолютивной части решения суда, указаны без учета внесенных изменений, таким образом, четвертый абзац резолютивной части решения подлежит изложению в следующей редакции: осуществить мониторинг пожарной безопасности на лесном участке, находящимся в собственности Российской Федерации, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: ведение лесного хозяйства, общей площадью - ***, расположенного по адресу: (адрес) на предмет необходимости строительства пожарно-наблюдательных пунктов.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда города Орска Оренбургской области от 06 марта 2014 года по данному делу изменить, изложить четвертый абзац резолютивной части решения в следующей редакции:
осуществить мониторинг пожарной безопасности на лесном участке, находящимся в собственности Российской Федерации, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: ведение лесного хозяйства, общей площадью - ***, расположенного по адресу: (адрес) на предмет необходимости строительства пожарно-наблюдательных пунктов.
В остальной части это же решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: