НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Оренбургского областного суда (Оренбургская область) от 25.07.2018 № 33-5237/18

дело N 33-5237/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Оренбург 25 июля 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Морозовой Л.В.,

судей областного суда Ившиной Т.В., Раковского В.В.,

при секретаре Ершовой О.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Бадукшанова Р.А. на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 24 апреля 2018 года по гражданскому делу по иску Бадукшанова Р.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Оренбурге о перерасчете страховой пенсии по старости.

Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В., объяснения Бадукшанова Р.А., поддержавшего доводы жалобы, представителя Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г.Оренбурге Булгаковой Е.Н., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

установила:

Бадукшанов Р.А. обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что 01 мая 2017г. в возрасте 65 лет он обратился с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с учетом Федерального закона от 22 июля 2008г. №156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения» (за исключением фиксированной выплаты). Считает, что расчет коэффициента повышения ИПК за выход на пенсию на пять лет позже установленного возраста равняется 1,45. В его случае был произведён следующий расчёт: до даты вступления в действие Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ по п.21 статьи 14 Федерального закона от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ посчитали количество лет, на которое необходимо уменьшить возраст дожития. Получилось 2 года и 10 месяцев. Коэффициент повышения ИПК рассчитан не со дня исполнения ему 60 лет ( (дата).), а с даты (01 января 2015г.) вступления в законную силу Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ – получилось 02 года 02 месяца. Поскольку в расчёт за более поздний выход на пенсию берутся только целые годы, происходит потеря одного года. В результате получается, что он ушел на пенсию позднее не на пять лет, а на четыре. С 01 января 2015г. Федеральный закон от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ не применяется, а если и применяется, то в части, не противоречащей нормам Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ.

Просил: подтвердить факт выхода Бадукшанова Р.А. на пенсию 01 марта 2017г. в 65 полных лет на пять лет (60 месяцев) позже установленного срока, а не в 64 года;

обязать УПФР в г.Оренбурге не применять при расчете пенсии за более поздний выход положения п.21 ст.14 Федерального закона от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ;

произвести расчет индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления пенсии до 01 января 2015г., использовать возраст дожития 228 месяцев (19 лет) и не сокращать его;

применить для расчета пенсии коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента за выход на пенсию на пять лет (60 месяцев) позже установленного возраста равный 1,45;

произвести перерасчет и начисление пенсии с 01 марта 2017г.

Решением суда исковые требования Бадукшанова Р.А. оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Бадукшанов Р.А., ссылаясь на незаконность и необоснованность выводов суда, просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение об удовлетворении его исковых требований.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что с 01 марта 2017г. Бадукшанову Р.А. как лицу, являющемуся получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993г. №4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в соответствии с п.6 ст.3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 22 июля 2008г. №156 –ФЗ с учетом изменений, внесенных ФЗ от 21 июля 2014г. №216-ФЗ) назначена страховая пенсия по старости, за исключением фиксированной выплаты.

Согласно документам выплатного дела с заявлением о назначении пенсии по старости Бадукшанов Р.А. обратился по достижении возраста 65 лет, то есть спустя пять лет после возникновения права на пенсию (01 марта 2012г.).

При оценке пенсионных прав при назначении Бадукшанову Р.А. пенсии применен вариант в соответствии с п.3 ст.30 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», как наиболее выгодный.

Бадукшанов Р.А. полагал, что при расчёте страховой части трудовой пенсии по старости ожидаемый период, применяемый в соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», для расчёта страховой части указанной пенсии должен составлять 228 мес., и незаконно уменьшен ответчиком на 24 мес. Также полагал, что должен быть применен коэффициент повышения ИПК, указанный в приложении №1 к Федеральному закону №400-ФЗ, равный 1,45, а не 1,15, примененный ответчиком.

Из материалов дела следует, что при определении ИПК ожидаемый период трудовой пенсии по старости, составляющий в 2014 году 228 месяцев, ответчиком был уменьшен на два полных года, истекших со дня достижения Бадукшановым Р.А. возраста 60 лет (с 01 марта 2012г.) и до даты прекращения действия Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ (31.12.2014г.), составил 204 месяца (228 мес.-24 мес.).

Коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при расчете размера страховой пенсии по старости Бадукшанову Р.А. за выход на пенсию позже общеустановленного пенсионного возраста (КвСП) составил 1,15 (за 24 полных месяца, прошедших с 01 января 2015г. до даты назначения страховой пенсии по старости – 01 марта 2017г.).

Отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что пенсионное обеспечение Бадукшанова Р.А. произведено согласно действующему законодательству.

Спора между сторонами о дате выхода истца на пенсию не имеется, в связи с чем требования об установлении факта выхода Бадукшанова Р.А. на пенсию в возрасте 65 лет с 01 марта 2017г. удовлетворению не подлежат.

При этом суд отклонил доводы истца о том, что при расчете размера пенсии по старости должен применяться ожидаемый период выплаты трудовой пенсии в размере 228 месяцев, со ссылкой на то, что нормы Федерального закона от 17 декабря 2001г. №173 - ФЗ за периоды после 31 декабря 2014г. не применимы, а Федеральным законом от 28 декабря 2013г.№400-ФЗ понятие «ожидаемый период выплаты» не предусмотрено.

Кроме того суд не согласился с позицией истца о том, что коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при расчете размера страховой пенсии по старости должен составлять 1,45 (за 60 мес.), то есть за период со дня возникновения права на пенсию до дня ее назначения, так как она противоречит ч.17 ст.15 Федерального закона №400-ФЗ, содержащей указание на применение данного показателя не ранее, чем с 01 января 2015г. Повышающие пенсионные коэффициенты нормами пенсионного законодательства, действовавшего до 01 января 2015г., не предусматривались.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований соглашается на основании следующего.

В соответствии с ч.1 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" размер страховой пенсии по старости определяется по формуле: СПст = ИПК x СПК, где СПст - размер страховой пенсии по старости; ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент; СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.

Размеры страховых пенсий зависят от величины индивидуального пенсионного коэффициента пенсионера за периоды, имевшие место до 01 января 2015 и после, и стоимости одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия.

Часть 9 ст.15 Федерального закона от 28 декабря 2013г. №400-ФЗ устанавливает следующую формулу, по которой определяется величина ИПК:ИПК = (ИПКс + ИПКн) x КвСП, где

ИПК - искомый ИПК по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности или страховая пенсия по случаю потери кормильца;

ИПКс - ИПК за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г.;

ИПКн - ИПК за периоды, имевшие место с 1 января 2015 г., по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности или страховая пенсия по случаю потери кормильца;

КвСП - коэффициент повышения ИПК при исчислении размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по случаю потери кормильца.

Коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости применяется в случае: назначения страховой пенсии по старости впервые (в том числе досрочно) позднее возникновения права на указанную пенсию; отказа от получения установленной (в том числе досрочно) страховой пенсии по старости и последующего восстановления выплаты указанной пенсии или назначения указанной пенсии вновь (ч. 15 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ).

Размеры указанных коэффициентов закреплены в приложении N 1 к Закону N 400-ФЗ.

В соответствии с ч. 17 ст.15 Федерального закона №400-ФЗ КвСП определяется исходя из числа полных месяцев, истекших со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, но не ранее чем с 1 января 2015 г. (т.е. не ранее вступления в силу указанного Закона) до дня, с которого назначается страховая пенсия по старости (а в случае смерти застрахованного лица - до даты его смерти), и (или) истекших со дня прекращения выплаты страховой пенсии по старости в связи с отказом от получения установленной страховой пенсии по старости, в том числе назначенной досрочно, но не ранее чем с 1 января 2015 г. до дня ее восстановления или назначения указанной пенсии вновь (в случае, если до даты смерти умерший кормилец после отказа от получения страховой пенсии по старости не обращался за ее восстановлением или назначением указанной пенсии вновь) по таблице согласно приложению 1 к комментируемому Закону.

Таким образом, УПФР в г. Оренбурге, увеличивая индивидуальный пенсионный коэффициент истца за выход на пенсию позже общеустановленного пенсионного возраста на коэффициент повышения (КвСП) равный 1,15 (за 24 полных месяца, прошедших с 01 января 2015г. до даты назначения страховой пенсии по старости – 01 марта 2017г.), действовал в соответствии с нормами пенсионного законодательства.

Согласно ч. 10 ст. 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" величина индивидуального пенсионного коэффициента до 1 января 2015 года рассчитывается исходя из размера трудовой пенсии, рассчитанной по состоянию на 31 декабря 2014г. по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" без учета фиксированного базового размера страховой части.

На основании п. 1 ст. 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле: СЧ = ПК / Т + Б, где СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости; ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (статья 29.1 настоящего Федерального закона), учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости; Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев); Б - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.

В соответствии с п. 21 ст. 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 № 173-ФЗ, при назначении впервые страховой части трудовой пенсии по старости в более позднем возрасте, чем это предусмотрено пунктом 1 статьи 7 Закона, ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня достижения указанного возраста, но не ранее чем с 1 января 2002 года и не ранее чем со дня приобретения права на назначение страховой части пенсии по старости. При этом ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, применяемый для расчета размера страховой части указанной пенсии, не может составлять менее 14 лет (168 месяцев).

Так как для расчёта размера страховой пенсии по старости для определения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 01 января 2015г. применяются положения Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», следовательно, подлежит применению и п.21 статьи 14 данного закона, так как каких либо исключений, свидетельствующих о неприменении указанной нормы при расчете величины индивидуального пенсионного коэффициента, Федеральный закон «О страховых пенсиях» не содержит.

При таких обстоятельствах пенсионный орган обоснованно уменьшил при определении ИПК ожидаемый период трудовой пенсии по старости, составляющий в 2014 году 228 месяцев, на два полных года, истекших со дня достижения Бадукшановым Р.А. возраста 60 лет (с (дата).), а довод жалобы истца о том, что при расчёте его ИПК должен быть применён ожидаемый период трудовой пенсии по старости в размере 228 месяцев, судебная коллегия отклоняет, как не основанный на законе.

Довод жалобы о том, что норма п.21 статьи 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» применяется в полном объёме, не опровергает выводов суда.

Ссылка истца на то, что указанная норма подлежит применению в части, не противоречащей Федеральному закону «О страховых пенсиях», не состоятельна, так как п.21 статьи 14 Федерального закона от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ учитывается при расчёте ИПК в силу прямого указания данного закона и его положениям не противоречит.

Бадукшанов Р.А. в своей жалобе указывает на то, что по п.21 статьи 14 Федерального закона от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ ему уменьшили возраст дожития на 2 полных года, а коэффициент повышения ИПК рассчитан не со дня исполнения ему 60 лет, а исчислен с даты (01 января 2015г.) вступления в законную силу Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ по дату назначения пенсии по старости (01 марта 2017г.) за два полных года, то есть ему учли четыре года за выход на пенсию позднее возникновения права на указанную пенсию. А если считать отдельно по Федеральному закону от 17 декабря 2001г. № 173 - ФЗ или по Федеральному закону от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ, то учли бы пять лет.

Между тем УПФР в г. Оренбурге, являясь правоприменительным органом, производит расчёты размера страховых пенсий исходя из положений пенсионного законодательства.

Поскольку положения Федерального закона от 17 декабря 2001г. № 173 - ФЗ и Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ ответчиком при определении размера пенсии истцу применены правильно, данный довод истца не влечёт отмены решения суда и удовлетворения заявленных им требований.

Таким образом, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 24 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бадукшанова Р.А. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи