НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Оренбургского областного суда (Оренбургская область) от 25.06.2020 № 33-3759/20

дело

()

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Оренбург 25 июня 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Морозовой Л.В.,

судей областного суда Данилевского Р.А., Раковского В.В.,

при секретаре судебного заседания Харламовой Ю.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску В.В.Ф. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бугуруслане Оренбургской области (межрайонное) о включении периодов работы в общий страховой стаж и стаж, дающий право на повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости,

по апелляционной жалобе В.В.Ф.

на решение Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 26 ноября 2019 года.

Заслушав доклад судьи Данилевского Р.А., объяснения представителя Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бугуруслане Оренбургской области (межрайонное) – А.Ю.Н., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

установила:

В.В.Ф. обратился в суд с указанным иском. В его обоснование он указал, что с 15 февраля 2018 года является получателем страховой пенсии по старости, проживает в сельской местности. Поскольку с 1973 года по 2002 год он проработал в сельском хозяйстве, 27 мая 2019 года он обратился в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бугуруслане Оренбургской области (межрайонное) (далее – УПФР в г. Бугуруслане (межрайонное)) с заявлением о перерасчете фиксированной выплаты страховой пенсии в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Однако, решением начальника УПФР в г. Бугуруслане (межрайонное) от 29 мая 2019 года ему было отказано в перерасчете пенсии ввиду отсутствия необходимого стажа работы в сельском хозяйстве.

Не согласившись с данным решением ответчика, уточнив исковые требования, окончательно истец В.В.Ф. просил суд обязать ответчика включить в его стаж, дающий право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старост и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды:

- с 12 мая 1976 года по 18 мая 1978 года – служба в армии;

- с 16 мая по 14 июля 1979 года и с 1 августа по 15 ноября 1979 года – работы водителем в ****** (июль 1979 года работал в колхозе «******» согласно архивной справке от 10 апреля 2018 года -в архивного отдела администрации Северного района);

- с 16 июля по 14 ноября 1984 года – работы водителем в ******;

- со 2 октября по 31 декабря 2004 года, с 11 февраля по 31 декабря 2005 года; со 2 марта по 31 декабря 2006 года – нахождение в отпуске без сохранения заработной платы;

- c 1 ноября по 7 декабря 2011 года – период получения пособия по безработице;

в страховой стаж и стаж, дающий право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности периоды:

- с 1 января по 1 сентября 1975 года – работы разнорабочим в колхозе «******»;

- с 1 июня по 31 декабря 1978 года – работы водителем в колхозе «******».

Решением Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 26 ноября 2019 года в удовлетворении исковых требований В.В.Ф. отказано.

С решением суда не согласился истец В.В.Ф. В апелляционной жалобе, ссылаясь на незаконность выводов суда, на неверное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права, просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Истец В.В.Ф. в судебном заседании суда апелляционной инстанции участие не принимал, о дате, месте и времени его проведения был извещен надлежащим образом, об уважительности причин своей неявки суду не сообщил.

На основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие истца В.В.Ф.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно пункту 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.

Исчисление стажа работы в сельском хозяйстве осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 1441 «Об утверждении Правил установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, проживающим в сельской местности» (далее – Правила).

Пунктом 3 Правил предусмотрено, что исчисление стажа работы в сельском хозяйстве для определения права на повышение фиксированной выплаты осуществляется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 1440 «Об утверждении списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», и Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях».

В соответствии с указанными Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» в стаж работы в сельском хозяйстве включаются периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 1440 утвержден список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты, в котором указаны наименования работ, производств сельского хозяйства с указанием (расшифровкой) наименований профессий, должностей и специальностей, среди которых предусмотрена работа (деятельность) в колхозах, на машинно-тракторных станциях, на межколхозных предприятиях (организациях), в совхозах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, артелях (сельскохозяйственных), которая выполнялась на территории Российской Федерации (бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики) до 1 января 1992 года независимо от наименования профессии, специальности и занимаемой должности.

В соответствии с пунктом 6 Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» при подсчете стажа работы в сельском хозяйстве подтверждаются:

а) периоды работы (деятельности), указанные в подпункте а пункта 3 настоящих Правил, имевшие место со дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета;

б) периоды работы (деятельности), указанные в пункте 3 настоящих Правил, имевшие место до дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, с 15 февраля 2018 года В.В.Ф. является получателем страховой пенсии по старости.

27 мая 2019 года истец обратился в УПФР в г. Бугуруслане (межрайонное) с заявлением об установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Решением начальника УПФР в г. Бугуруслане от 29 мая 2019 года В.В.Ф. отказано в перерасчете (установлении) повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого сельского стажа не менее 30 лет.

По представленным документам, продолжительность стажа, дающего право на получение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» составила 28 лет 00 месяцев 22 дня.

При этом в страховой стаж и стаж, дающий право на получение фиксированной выплаты к страховой пенсии за работу в сельском хозяйстве, не были включены периоды:

- с 1 января по 1 сентября 1975 года – работы разнорабочим в колхозе «******»;

- с 1 июня по 31 декабря 1978 года – работы водителем в колхозе «******».

В стаж, дающий право на получение фиксированной выплаты к страховой пенсии за работу в сельском хозяйстве, не были включены периоды:

- с 12 мая 1976 года по 18 мая 1978 года – служба в армии;

- с 16 мая по 14 июля 1979 года и с 1 августа по 15 ноября 1979 года – работы в должности водителя в ******;

- с 16 июля по 14 ноября 1984 года – работы в должности водителя в ******;

- со 2 октября по 31 декабря 2004 года; с 11 февраля по 31 декабря 2005 года; со 2 марта по 31 декабря 2006 года – нахождение в отпуске без сохранения заработной платы;

- c 1 ноября по 7 декабря 2011 года – период получения пособия по безработице.

25 октября 2019 года В.В.Ф. повторно обратился к ответчику с заявлением о зачете в стаж, дающий право на получение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», периодов работы в колхозе в 1975 и 1978 годы для перерасчета фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.

Решением начальника УПФР в г. Бугуруслане от 5 ноября 2019 года В.В.Ф. отказано во включении в стаж, дающий право на получение фиксированной выплаты к страховой пенсии за работу в сельском хозяйстве, периодов работы в колхозе «******» за 1975, 1978 года, поскольку заявителем предоставлена трудовая книжка колхозника, которая заведена лишь с 10 января 1980 г., то есть несвоевременно. Из предоставленной справки о работе от 2 октября 2017 г. , выданной архивным отделом администрации МО «Северный район» Оренбургской области, следует, что В.В.Ф. за 1975-1976 года в книге по учету расчетов по оплате труда с членами колхоза не значится, книга за 1978 год не сохранена.

Исходя из записей в трудовой книжке колхозника , 1 июля 1973 года В.В.Ф. принят разнорабочим в колхоз «******»; с 12 мая 1976 года по 18 мая 1978 года – Служба в Советской армии; 1 июня 1978 года – принят шофером в колхоз «******»; 4 июля 2000 года – уволен из акционерного общества «******» в связи с реорганизацией хозяйства; 4 июля 2000 года – принят в члены СПК (колхоза) «******» шофером; 30 апреля 2002 года – уволен по собственному желанию; 22 марта 2004 года – принят водителем в СПК (колхоз) «******»; 4 февраля 2007 года – уволен по собственному желанию.

В соответствии с архивной справкой от 8 апреля 2019 года № В-42, выданной администрации муниципального образования город Бугуруслан Оренбургской области, в приказах по ****** Оренбургского транспортного предприятия «***» от 1 июня 1984 года В.В.Ф. принят с 16 мая 1984 года водителем 3 класса временно в с/к 429 на период уборки урожая со сдельной оплатой труда.

В лицевых счетах по оплате труда работников ****** Оренбургского транспортного предприятия «***» за июнь – ноябрь 1984 года значится В.В.Ф. – 3 кл. (так в документе).

Исходя из архивной справки от 8 апреля 2019 года № В-41, выданной администрации муниципального образования «город Бугуруслан» Оренбургской области, в лицевых счетах по оплате труда работников ****** Оренбургского транспортного предприятия «***» за май-ноябрь 1979 года значится В.В.Ф. – водитель.

Приказов о приеме, об увольнении В.В.Ф. не имеется.

Согласно архивным справкам -в от 29 сентября 2017 года, -в от 10 апреля 2018 года, выданным администрацией Северного района Оренбургской области, заработная плата В.В.Ф. в колхозе «******» не начислялась и не выплачивалась.

Разрешая спор о включении в сельский стаж периодов работы с 16 мая по 14 июля 1979 года, с 1 августа по 15 ноября 1979 года, с 16 июля по 14 ноября 1984 года – в должности водителя в ******, суд первой инстанции с учетом оценки представленных сторонами доказательств и установленных по делу обстоятельств, руководствуясь приведенными положениями статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 1440 «Об утверждении списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», и Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для включения в стаж работы истца в сельском хозяйстве спорных периодов работы, поскольку истцом не представлено достаточных доказательств, подтверждающих его занятость в спорный период времени в сельском хозяйстве.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку представленными в материалы дела доказательствами, а именно выпиской из приказа ****** от 1 июня 1984 года -к и лицевыми счетами по оплате труда работников ****** Оренбургского транспортного предприятия «***» за май-ноябрь 1979 года подтверждается, что в спорные периоды времени В.В.Ф. был временно трудоустроен в ******.

Между тем, доказательств, что основным видом деятельности ****** Оренбургского транспортного предприятия «***» являлось растениеводство, животноводство либо рыболовство в материалы дела не представлено.

Более того, в судебном заседании суда первой инстанции был опрошен свидетель В.В.Ф.2, который пояснил, что в период работы в *** истец работал на отсыпке дорог, и других работах, не связанных с сельскохозяйственным производством.

Таким образом, поскольку в указанные периоды истец не осуществлял трудовую деятельность в организации сельского хозяйства, у пенсионного органа и у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных исковых требований о включении В.В.Ф. в стаж, дающий право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии за работу в сельском хозяйстве, периодов работы с 16 мая по 14 июля 1979 года, с 1 августа по 15 ноября 1979 года, с 16 июля по 14 ноября 1984 года – в должности водителя в ****** Оренбургского транспортного предприятия «***».

Отказывая во включении в страховой стаж истца периодов работы с 1 января по 1 сентября 1975 года – разнорабочим в колхозе «******»; с 1 июня по 31 декабря 1978 года – водителем в колхозе «******», суд первой инстанции исходил из того, что трудовая книжка колхозника В.В.Ф. заведена 10 января 1980 года, то есть после принятия истца в члены колхоза в 1973 году, дата внесения записи периода работы за 1975 год в трудовой книжке колхозника отсутствует, должность не указана. Дата внесения записи работы за 1978 год имеет исправления.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции и признает доводы апелляционной жалобы подлежащими удовлетворению на основании следующего.

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, включаемые в страховой стаж, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Основные положения о порядке выдачи и ведения трудовых книжек колхозников утверждены постановлением Совмина СССР от 21 апреля 1975 года № 310 «О трудовых книжках колхозников», действующим в спорные периоды.

В соответствии с пунктами 1 и 2 положения о порядке выдачи и ведения трудовых книжек колхозников, трудовая книжка колхозника является основным документом о трудовой деятельности члена колхоза. Трудовые книжки ведутся на всех членов колхозов с момента принятия их в члены колхоза.

Из содержания пункта 5 данного положения следует, что в трудовую книжку колхозника должны быть внесены не только сведения о колхознике, но и сведения о приеме его в члены колхоза, сведения о работе и трудовом участии в общественном хозяйстве.

Согласно пунктам 13 и 14 положения о порядке выдачи и ведения трудовых книжек колхозников, утвержденного постановлением Совмина СССР от 21 апреля 1975 года № 310, ответственность за организацию работ по ведению, учету, хранению и выдаче трудовых книжек возлагается на председателя колхоза. Ответственность за своевременное и правильное заполнение трудовых книжек, за их учет, хранение и выдачу несет специально уполномоченное правлением колхоза лицо.

За нарушение установленного порядка ведения, учета, хранения и выдачи трудовых книжек должностные лица несут ответственность в соответствии с уставом и правилами внутреннего распорядка колхоза, а в предусмотренных законом случаях - иную ответственность.

Правления колхозов принимают меры к строгому соблюдению установленного порядка ведения трудовых книжек, укреплению кадров работников, осуществляющих ведение трудовых книжек, подготовленными к этой работе людьми, обеспечивают надлежащее хранение архивных документов, относящихся к трудовой деятельности колхозников.

Таким образом, неисполнение председателем колхоза обязанности по ведению и правильному оформлению трудовой книжки истца не должно влиять на пенсионные права истца, ненадлежащее исполнение председателем колхоза обязанностей по оформлению трудовых книжек является его виной и не может являться основанием для отказа во включении указанных периодов в общий трудовой стаж работы. Ответственность за неправильность заполнения трудовой книжки лежит на председателе колхоза, а не на члене колхоза.

Судебная коллегия считает, что тот факт, что в трудовой книжке истца имеются исправления, отсутствует запись о периоде работы в 1975 году, не указана должность истца, не совпадают дата заведения трудовой книжки колхозника и дата начала трудовой деятельности в колхозе, не является безусловным основанием для отказа в зачете соответствующего периода работы в страховой стаж, так как не может отождествляться с отсутствием трудовой книжки, неправильными и неточными сведениями либо отсутствием записи об отдельных периодах работы, которые согласно действующим правилам служат основанием для отказа во включении периода работы в страховой стаж.

На основании изложенного, решение суда первой инстанции об отказе во включении В.В.Ф. в страховой стаж периодов работы с 1 января по 1 сентября 1975 года – разнорабочим в колхозе «******» и с 1 июня по 31 декабря 1978 года – водителем в колхозе «******» подлежит отмене, исковые требования в данной части – удовлетворению.

Также судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции об отказе во включении указанных периодов работы в стаж, дающий право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии за работу в сельском хозяйстве на основании следующего.

Как уже было установлено судебной коллегией, в стаж работы в сельском хозяйстве включаются периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В списке работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 1440, предусмотрена работа (деятельность) в колхозах, на машинно-тракторных станциях, на межколхозных предприятиях (организациях), в совхозах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, артелях (сельскохозяйственных), которая выполнялась на территории Российской Федерации (бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики) до 1 января 1992 года независимо от наименования профессии, специальности и занимаемой должности.

Как следует из справки от 25 января 2018 года , выданной сельскохозяйственным производственным кооперативом (колхозом) «******» Северного района Оренбургской области, колхоз «******» на общем собрании на основании протокола от 24 декабря 1992 года и акционерное общество закрытого типа «******» преобразованы в сельскохозяйственный производственный кооператив (колхоз) «******» на общем собрании на основании протокола от 17 марта 2000 года.

Из устава сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоза) «******» Северного района Оренбургской области, утвержденного решением общего собрания от 17 марта 2000 года, следует, что основными видами деятельности колхоза являются производство, переработка, хранение и реализация сельскохозяйственной продукции.

Аналогичные сведения содержатся в выписке из единого государственного реестра юридических лиц.

Таким образом, руководствуясь списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 1440, учитывая, что работа истца разнорабочим и водителем в периоды с 1 января по 1 сентября 1975 года и с 1 июня по 31 декабря 1978 года имела место до 1 января 1992 года, протекала в организации сельского хозяйства, осуществляющей производство, переработку, хранение и реализацию сельскохозяйственной продукции, судебная коллегия приходит к выводу о наличии правовых оснований для включения в стаж работы в сельском хозяйстве спорных периодов работы.

На основании изложенного, у пенсионного органа и у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа В.В.Ф. во включении в общий трудовой стаж и стаж, дающий право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старост и к страховой пенсии по инвалидности, периодов с 1 января по 1 сентября 1975 года – работы разнорабочим в колхозе «******» и с 1 июня по 31 декабря 1978 года – работы водителем в колхозе «******».

Решение суда первой инстанции в данной части подлежит отмене.

Разрешая исковые требования о включении в стаж, дающий право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старост и к страховой пенсии по инвалидности, периода службы в армии с 12 мая 1976 года по 18 мая 1978 года, суд первой инстанции руководствовался Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 1440, установил, что указанными Правилами не предусмотрена возможность включения в стаж трудовой деятельности в сельском хозяйстве период военной службы по призыву и пришел к выводу об отказе В.В.Ф. в удовлетворении данных исковых требований.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку действительно, пунктом 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 1440, установлено, что в стаж работы в сельском хозяйстве засчитываются:

а) периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков;

б) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более 6 лет в общей сложности.

Включение в стаж трудовой деятельности в сельском хозяйстве периода военной службы по призыву Правилами не предусмотрено.

Действующим в спорный период времени законодательством также не предусматривалось включение В.В.Ф. в сельский стаж периода службы в армии, поскольку право на пенсию на льготных условиях на основании Закона СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях» имели только женщины, работающие в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях народного хозяйства, а также женщины, работающие в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин.

Мужчины, работающие в сельском хозяйстве, право на пенсию по старости на льготных условиях не имели.

Таким образом, учитывая, что действующим в спорный период времени законодательством не предусматривалось назначение В.В.Ф. пенсии на льготных условиях, а действующим в настоящее время пенсионным законодательством не предусмотрено включение военной службы по призыву в стаж трудовой деятельности в сельском хозяйстве, суд первой инстанции верно пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований о включении В.В.Ф. в стаж, дающий право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старост и к страховой пенсии по инвалидности, периода службы в армии с 12 мая 1976 года по 18 мая 1978 года.

По аналогичным основаниям суд первой инстанции отказал во включении В.В.Ф. в стаж, дающий право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старост и к страховой пенсии по инвалидности, периодов со 2 октября по 31 декабря 2004 года, с 11 февраля по 31 декабря 2005 года; со 2 марта по 31 декабря 2006 года – нахождение в отпуске без сохранения заработной платы и c 1 ноября по 7 декабря 2011 года - получения пособия по безработице, исходя из того, что в данные периоды В.В.Ф. не осуществлял трудовую деятельность в организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, работодатель не производил начисление и уплату за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они являются законными, обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности с представленными сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательствами.

Как уже было установлено судом первой и апелляционной инстанции, в соответствии с пунктами 3 и 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 1440, в стаж работы в сельском хозяйстве включаются:

- периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;

- периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик до 01 января 1992 г., при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком.

В стаж работы в сельском хозяйстве помимо этого засчитываются периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков, период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более 6 лет в общей сложности.

Таким образом, поскольку в периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы и получения пособия по безработице истец не осуществлял трудовую деятельность в должности, предусмотренной Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 1440 и в организации сельского хозяйства, работодатель не производил начисление и уплату за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, у пенсионного органа и у суда первой инстанции отсутствовали основания для включения В.В.Ф. периодов со 2 октября по 31 декабря 2004 года, с 11 февраля по 31 декабря 2005 года; со 2 марта по 31 декабря 2006 года, c 1 ноября по 7 декабря 2011 года в стаж, дающий право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старост и к страховой пенсии по инвалидности.

В целом доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию истца, изложенную и поддержанную им в суде первой инстанции, в основном сводятся к несогласию с выводами суда об отказе в удовлетворении заявленных требований, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств и представленных в их подтверждение доказательств, получивших надлежащую правовую оценку в постановленном по делу решении.

Поскольку с учетом включенных в пенсионным органом периодов 28 лет 00 месяцев 22 дней и включенных судебной коллегией периодов 1 год 3 месяца 1 день, стаж В.В.Ф., дающий право на повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, составил 29 лет 03 месяца 23 дня, что недостаточно для установления повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (требуется 30 лет сельского стажа), суд первой инстанции верно пришел к выводу об отсутствии оснований для перерасчета фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 26 ноября 2019 года в части отказа В.В.Ф. во включении в страховой стаж и в стаж, дающий право на повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периодов работы:

- с 1 января по 1 сентября 1975 года – разнорабочим в колхозе «******»;

- с 1 июня по 31 декабря 1978 года – водителем в колхозе «******» отменить.

Вынести в указанной части новое решение об удовлетворении данных исковых требований, обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бугуруслане Оренбургской области (межрайонное) включить В.В.Ф. в страховой стаж и в стаж, дающий право на повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы:

- с 1 января по 1 сентября 1975 года – разнорабочим в колхозе «******»;

- с 1 июня по 31 декабря 1978 года – водителем в колхозе «******».

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу В.В.Ф. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи