Дело № 33а-9331/2021
№2а-395/2021
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Оренбург 23 декабря 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,
судей областного суда Кучаева Р.Р., Дорохиной Т.С.,
при секретаре Толкачевой М.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Оренбургской области к Мухамедьяровой Е.А. о взыскании обязательных платежей и санкций,
по апелляционной жалобе административного ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Оренбургской области на решение Тюльганского районного суда Оренбургской области от 12 октября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Кучаева Р.Р., судебная коллегия
установила:
Межрайонная ИФНС России № 7 по Оренбургской области обратилась в суд с вышеназванным административным иском, указав, что Мухамедьярова Е.А. с 04.04.2011 года являлась индивидуальным предпринимателем, 30.11.2020 года исключена из ЕГРИП как недействующий ИП. Мухамедьярова Е.А. являлась плательщиком страховых взносов. В связи с наличием недоимки по страховым взносам инспекцией в адрес налогоплательщика выставлены и направлены следующие требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей):
- № по состоянию на 19.01.2018 года со сроком исполнения до 08.02.2018 года;
-№ по состоянию на 22.01.2019 года со сроком исполнения до 11.02.2019 года;
- № по состоянию на 13.01.2020 года со сроком исполнения до 05.02.2020 года;
- № по состоянию на 13.01.2020 года со сроком исполнения до 05.02.2020 года.
Данные требования ответчиком в установленный срок не исполнены. В отношении налогоплательщика налоговым органом приняты решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента банка) в банках, а также электронных денежных средств:
- № от 16.03.2018 года на сумму 28 062,31 рубля;
- № от 12.02.2019 года на сумму 34 774,22 рубля;
- № от 27.02.2020 года на сумму 6 901,21 рубля;
- № от 27.02.2020 года на сумму 29 427,38 рубля.
В отношении налогоплательщика вынесены и направлены в адрес службы судебных приставов следующие постановления о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка):
- № от 10.05.2018 года на сумму 28 062,31 рубля;
- № от 30.04.2019 года на сумму 34 774,22 рубля;
- № от 28.08.2020 года на сумму 36 328,59 рубля.
На основании указанных постановлений возбуждены исполнительные производства, взыскание не производилось. Исполнительные производства прекращены в связи с невозможностью установить местонахождение должника и его имущества.
В связи с прекращением 30.11.2020 года статуса индивидуального предпринимателя взыскание задолженности возможно только путем подачи в суд заявления в соответствии со статьей 48 НК РФ, поскольку задолженность перед бюджетом в оставшейся сумме не погашена.
Пропуск срока обращения в суд объясняется прекращением деятельности налогоплательщика в качестве индивидуального предпринимателя и отсутствие до указанного события возможности и необходимости обращения в суд в соответствии со статьей 48 НК РФ.
Просит суд восстановить срок на подачу административного заявления и взыскать с Мухамедьяровой Е.А. недоимку в общей сумме 99 085 рублей 87 копеек, в том числе: страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, в фиксированном размере зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в сумме 17 311,44 рубля, пеню в размере 410,21 рубля; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) в сумме 79 287,39 рубля, пеню в размере 2 076,83 рубля.
Решением Тюльганского районного суда Оренбургской области от 12 октября 2021 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
С таким решением МИФНС № 7 России по Оренбургской области не согласилась. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять по делу новое решение, которым удовлетворить административные исковые требования в полном объеме. Указывает, что деятельность ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя прекращена, до наступления данного события налоговым органом соблюден порядок взыскания недоимки с административного ответчика, и отсутствовала возможность обращения в суд.
Представитель административного истца МИФНС № 7 России по Оренбургской области, административный ответчик ФИО1 в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки не представили, об отложении судебного разбирательства не просили.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав судью-докладчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам регулирует статья 432 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 04.04.2011 года была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, 30.11.2020 года в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о прекращении деятельности административного ответчика в качестве индивидуального предпринимателя.
За период осуществления ответчиком предпринимательской деятельности Инспекцией произведен расчет:
- страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года в сумме 79 287,39 рубля, пени за неуплату этих страховых взносов в размере 410,21 рубля;
- страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года в размере 17 311,44 рубля, пени за неуплату указанных страховых взносов в размере 410,21 рубля.
В адрес административного ответчика направлено требование № по состоянию на 19.01.2018 года со сроком исполнения до 08.02.2018 года об уплате страховых взносов за 2017 год, пени (4 590 рублей – страховые взносы на обязательное медицинское страхование, 23 400 рублей – страховые взносы на обязательное пенсионное страхование; 72,31 рубля – пени).
16.03.2018 года Межрайонной ИФНС России №7 по Оренбургской области в соответствии с пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении должника ФИО1 вынесено решение № о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств на общую сумму 28 062,31 рубля, в том числе налогов (страховых взносов за 2017 год) – 27 990 рублей, пени – 72,31 рубля (по требованию № от 19.01.2018 года).
В адрес административного ответчика направлено требование № по состоянию на 22.01.2019 года со сроком исполнения до 11.02.2019 года об уплате страховых взносов за 2018 год, пени (5 840 рублей – страховые взносы на обязательное медицинское страхование; 26 545 рублей – страховые взносы на обязательное пенсионное страхование; 2 389,22 рубля – пени).
12.02.2019 года Межрайонной ИФНС России №7 по Оренбургской области в соответствии с пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении должника ФИО1 вынесено решение № о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств на общую сумму 34 774,22 рубля, в том числе налогов (страховых взносов за 2018) – 32 385 рублей, пени - 2 389,22 рублей (по требованию № от 22.01.2019 года).
В адрес административного ответчика направлено требование № по состоянию на 13.01.2020 года со сроком исполнения до 05.02.2020 года об уплате страховых взносов за 2019 год, пени (29 354 рубля – страховые взносы на обязательное пенсионное страхование; 73,38 рубля – пени).
27.02.2020 года Межрайонной ИФНС России №7 по Оренбургской области в соответствии с пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении должника ФИО1 вынесено решение № о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств на общую сумму 29 427,38 рубля, в том числе налогов (страховых взносов за 2019 год) – 29 354 рубля, пени – 73,38 рубля (по требованию № от 13.01.2020 года).
В адрес административного ответчика направлено требование № по состоянию на 13.01.2020 года со сроком исполнения до 05.02.2020 года об уплате страховых взносов за 2019 год, пени (6 884 рубля – страховые взносы на обязательное медицинское страхование; 17,21 рубля – пени).
27.02.2020 года Межрайонной ИФНС России №7 по Оренбургской области в соответствии с пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении должника ФИО1 вынесено решение № о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств на общую сумму 6 901,21 рубля, в том числе налогов (страховых взносов за 2019 год) – 6 884 рубля, пени – 17,21 рубля (по требованию № от 13.01.2020 года).
С заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с ФИО1 недоимки по обязательным платежам, пени Межрайонная ИФНС России №7 по Оренбургской области к мировому судье не обращалась.
Вместе с тем, материалами дела подтверждено, что налоговой орган воспользовался правом на взыскание с ФИО1, имеющего статус индивидуального предпринимателя, спорной недоимки в соответствии с положениями статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации путем вынесения постановлений № от 10.05.2018 года, № от 30.04.2019 года, № от 28.08.2020 года о взыскании страховых взносов, пени за счет имущества налогоплательщика и их предъявления для принудительного исполнения в службу судебных приставов.
Инициировав настоящий спор, Инспекция просит взыскать с ФИО1 как с физического лица недоимку по страховым взносам в порядке, установленном статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, при условии восстановления судом срока обращения в суд с административным иском.
Разрешая административные исковые требования Инспекции, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для восстановления Инспекции пропущенного срока на обращение в суд с настоящим иском, что явилось основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований.
В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС России №7 по Оренбургской области ссылается на то, что оснований для отказа в удовлетворении требований административных исковых требований не имелось.Проверяя указанный довод, суд апелляционной инстанции приходит к следующему. Пунктом 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса. В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума. Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя (пункт 2 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации). Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (пункт 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации). В силу пункта 7 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации при недостаточности или отсутствии денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса. В соответствии с положениями статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (абзац третий пункт 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации). Таким образом, положениями статей 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации закреплена возможность взыскания недоимок с организации или индивидуального предпринимателя в бесспорном или в судебном порядке. По смыслу приведенных норм закона и вышеуказанных разъяснений в случае соблюдения Инспекцией установленных статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации срока и порядка принятия решения о взыскании с индивидуального предпринимателя обязательных платежей за счет денежных средств, Инспекция в случае пропуска срока принятия решения о взыскании обязательных платежей за счет иного имущества предпринимателя вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (абзац третий пункт 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации). Исходя из положений статей 47, 48 Налогового кодекса Российской Федерации порядок взыскания налога, сбора, пени, штрафа зависит от статуса налогоплательщика на момент их взыскания. С момента утраты налогоплательщиком статуса индивидуального предпринимателя порядок взыскания, который уже определен постановлением налогового органа, не изменяется. В соответствии с частями 1 и 5 статьи 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Федеральный закон об исполнительном производстве) судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа без заявления взыскателя в случаях, когда суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с федеральным законом направляют исполнительный документ судебному приставу - исполнителю. Пунктом 8 части 1 статьи 12 Федерального закона об исполнительном производстве к числу исполнительных документов, направляемых (предъявляемых) судебному приставу - исполнителю в числе прочих отнесены акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом. Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», в силу положений статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации, а также применительно к пункту 8 части 1 статьи 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве» постановления налоговых органов о взыскании налогов (страховых взносов) за счет имущества налогоплательщика (плательщика страховых взносов) являются исполнительными документами, которые направляются для принудительного исполнения в службу судебных приставов. Как установлено судом и следует из материалов административного дела, неисполнение ФИО1 требований об уплате страховых взносов в установленный срок послужило основанием для вынесения налоговым органом решений о взыскании с него страховых взносов и пени за счет денежных средств, размещенных на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств, а затем для вынесения налоговым органом постановлений о взыскании недоимок по страховым взносам, пени за счет имущества налогоплательщика. Порядок принятия указанных решений и постановлений, установленный статьями 46, 47 Налогового кодекса, Инспекцией соблюден и реализован в период, когда ФИО1 являлась индивидуальным предпринимателем. Таким образом, право на взыскание с ФИО1 страховых взносов за 2017 - 2019 годы, пени за их неуплату по вышеуказанным требованиям в судебном порядке у налогового органа на момент обращения в суд 13.09.2021 года было уже утрачено ввиду реализации налоговым органом внесудебного порядка взыскания недоимки, предусмотренного статьями 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 6.1 статьи 21 Закона об исполнительном производстве оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств без приложения документов, указанных в части 6 настоящей статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их вынесения. Согласно представленным административным истцом в материалы настоящего дела сведениям два исполнительных производства, возбужденных на основании вышеуказанных решений налогового органа, принятых в порядке статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации, окончены и исполнительные документы возвращены взыскателю, одно исполнительное производство находится на исполнении. Сведения о предъявлении решений о взыскании недоимки по взносам за счет имущества налогоплательщика вновь для принудительного исполнения в материалы дела административным истцом не представлены. Принимая во внимание, что административным истцом уже реализован способ принудительного взыскания задолженности по страховым взносам за счет имущества налогоплательщика путем вынесения решений, предусмотренных статьями 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации, то взыскание задолженности с административного ответчика как с физического лица в судебном порядке в порядке статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации представляет собой повторное инициирование процедуры взыскания налогов и сборов за счет имущества налогоплательщика, что является недопустимым. С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
При этом, исчисление налоговым органом шестимесячного срока для обращения в судебные органы с момента утраты ФИО1 статуса индивидуального предпринимателя основано на неверном толковании положений действующего законодательства и ошибочном их распространении на рассматриваемые правоотношения. Налоговое законодательство не рассматривает утрату статуса индивидуального предпринимателя как основание для начала исчисления срока обращения в суд или даты нового течения срока для предъявления требований о взыскании недоимки по налогам и пени, образовавшейся в период наличия статуса индивидуального предпринимателя.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тюльганского районного суда Оренбургской области от 12 октября 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Оренбургской области – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: