НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Оренбургского областного суда (Оренбургская область) от 21.02.2019 № 33А-1286/19

№ 33а-1286/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Оренбург 21 февраля 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,

судей Хакимовой О.В., Матыциной Е.И.,

при секретаре Лобановой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования Сорочинский городской округ на решение Сорочинского районного суда Оренбургской области от 22 ноября 2018 года по административному делу по административному исковому заявлению Сорочинского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования Сорочинский городской округ Оренбургской области о признании бездействия незаконным и обязании принять меры по инвентаризации бесхозяйного лесного участка и постановке его на учет в качестве бесхозяйного,

заслушав доклад судьи Матыциной Е.И., судебная коллегия

установила:

Сорочинский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Российской Федерации к администрации муниципального образования Сорочинский городской округ, требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в лесах на территории Сорочинского городского округа Оренбургской области, в результате которой установлено, что на территории территориального отдела «2 Михайловский» в 788 метрах южнее с. Ивановка Вторая Сорочинского городского округа в кадастровом квартале 56:30:08708001 расположены хвойные насаждения сосны обыкновенной площадью 26 га. Указанные насаждения внесены в книгу учета лесных культур Сочинского мехлесхоза, начатую в 1953 году и оконченную в 1986 году. Данные хвойные насаждения были повреждены 28 апреля 2018 года в результате пожара. В ходе проведенной таксации выявлено, что 50 % насаждений являются лесом, выполняющим свои эстетические и экологические функции, а 50 % насаждений подлежат уборке. Собственник данного лесного участка не известен, в силу положений п.1,2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение

земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, осуществляет орган местного самоуправления городского округа. На территории округа действует Положение о муниципальном лесном контроле, который осуществляется в отношении лесных участков, находящихся в собственности муниципального образования.

В результате бездействия администрации Сорочинского городского округа, выразившемся в не постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - лесного участка, не определен его собственник, ответственный в за противопожарное состояние леса, что ущемляет права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создает угрозу потери леса, а также его гибели как места отдыха и естественно защиты от загрязнения окружающей природной среды, приводит к невозможности осуществления муниципального и государственного контроля.

Просил суд признать незаконным бездействие администрации Сорочинского городского округа, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, расположенного на территории территориального отдела «2-Михайловский» - лесного участка соснового насаждения площадью 26,0 га не относящегося к государственному лесному фонду, расположенного в 788 метрах южнее с. Ивановка Вторая Сорочинского района в кадастровом районе 56:30:0708001;

обязать администрацию Сорочинского городского округа в течение года с момента вступления решения в законную силу провести инвентаризацию вышеуказанного бесхозяйного лесного участка соснового насаждения площадью 26,0 га и обратиться в органы Росреестра Оренбургской области с заявлением о постановке на учет вышеуказанного лесного участка площадью 26 га в качестве бесхозяйного.

Определением суда первой инстанции к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ГКУ «Сорочинское лесничество».

Решением Сорочинского районного суда Оренбургской области от 22 ноября 2018 года административные исковые требования Сорочинского межрайонного прокурора удовлетворены.

С таким решением не согласился административный ответчик - администрация муниципального образования Сорочинский городской округ в апелляционной жалобе представитель административного ответчика полагает решение суда подлежащим отмене ввиду неправильного применения норм материального права, поскольку спорный лесной участок соснового насаждения площадью 26 га, расположен на землях сельхозназначения, и согласно сведениям, представленным ГКУ «Сорочинское лесничество» был посажен колхозом «им. Маслова» Сорочинского района Оренбургской области. Вышеуказанный участок не может быть признан «лесом», а является защитным лесным насаждением, созданным при мелиоративных мероприятиях бывшим колхозом. Статус лесов, произрастающих на землях, помимо указанных в ст. 23 Лесного

кодекса РФ юридически не определен и с точки зрения законодателя, эти леса не являются лесами и не являются объектом лесных отношений. Признание спорного участка бесхозяйным не дает право органу местного самоуправления проводить мероприятия по лесоустройству и в последующем оформить право муниципальной собственности на объект, что позволило бы в дальнейшем владеть, пользоваться и распоряжаться спорным лесным участком и осуществлять мероприятия, направленные на принятие мер пожарной безопасности. Просит решение суда отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований Сорочинского межрайонного прокурора отказать.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, указывая, что лесные насаждения находятся в границах земельного участка с кадастровым номером 56:30:0708001:134, который относится к землям сельхозназначения государственная собственность на которые не разграничена. Полномочия по распоряжению участком осуществляет административный ответчик - администрация Сорочинского городского округа, поэтому спорный лесной участок находится в ведении администрации Сорочинского городского округа.

Представитель административного ответчика администрации Сорочинского городского округа в судебное разбирательство не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Заинтересованное лицо ГКУ «Сорочинское лесничество» о дате, месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представитель для участия в судебном заседании не явился.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав судью-докладчика, прокурора Стиплина И.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления в защиту публичных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с п. 10, 38 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа, осуществление муниципального лесного контроля.

Как усматривается из ч. 2 ст. 214 ГК РФ, земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Статьей 16 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

Согласно ст. 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

Документированная информация о составе и границах земель лесного фонда содержится в государственном лесном реестре (п. 2 ст. 91 ЛК РФ)

Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии со ст. 19 Лесного кодекса РФ, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.

Пунктом 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в числе которых - земли сельскохозяйственного назначения (подпункт 1).

В соответствии с п. 2 ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются, в том числе земли, занятые лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия (п. 2 ст. 77 данного Кодекса).

Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования и признавая бездействие администрации МО Сорочинский городской округ в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного лесного участка незаконным, обязании провести инвентаризацию и обратиться в регистрационные органы для постановки на учет лесного участка в качестве бесхозяйного пришел к выводу об обоснованности исковых требований прокурора, исходя из того, что спорный лесной участок расположен на землях сельхозназначения, распоряжение которым осуществляет администрация Сорочинского городского округа.

Судебная коллегия с данным выводом суда согласиться не может по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела на территории Сорочинского городского округа в границах земельного участка 56:30:0708001:134 относящегося к землям сельхозназначения, государственная собственность на который не разграничена в кадастровом квартале 56:30:0708001 в 788 метрах южнее с. Ивановка Вторая расположены лесные насаждения площадью 26,0 га.

Из ответа ГКУ «Сорочинское лесничество» от 07 сентября 2018 года №251 следует, что в книге учета лесных культур Сорочинского мехлесхоза на территории Сорочинского лесничества в 1962 году осуществлена запись на стр. 39 о посадке на землях колхоза «им. Маслова», ныне территориальный отдел «2-Михайловский» Сорочинского городского округа лесных культур-сосны на площади 26 га, переданной в пользование по акту 02 июня 1968 года.

По сведениям ГКУ «Сорочинское лесничество» вышеуказанный земельный участок в состав лесного фонда ГКУ «Сорочинское лесничество» не входит.

Из акта проверки Сорочинской межрайонной прокуратуры от 07 сентября 2018 года следует, что на земельном участке в кадастровом квартале 56:30:0708001 расположен лесной участок. В ходе таксации установлено, что возраст насаждений составляет 56 лет, 50 % насаждений является лесом, выполняющим свои эстетические и экологические функции, 50 % лесных насаждений полежит уборке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 03 июня 2016 года № 354-ФЗ) земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые в том числе лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве, относятся к государственной собственности субъектов Российской Федерации.

Защитные лесные насаждения на землях сельскохозяйственного назначения представляют собой искусственно созданные посадкой насаждения (деревья, кустарники), не входящие в лесной фонд, функционально предназначенные для защиты земель сельскохозяйственного назначения от воздействия неблагоприятных явлений природного, антропогенного и техногенного происхождения посредством использования их почвозащитных, водорегулирующих и иных защитных свойств.

По смыслу ст. ст. 78, 79 Земельного кодекса РФ, лесные насаждения, предназначенные для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, входят в состав земель сельскохозяйственного назначения.

Из представленных материалов дела следует, что процедура разграничения права государственной собственности на лесной участок и земельный участок под ними не производилась.

Согласно части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является только та вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

Доказательств того, что спорный лесной участок является бесхозяйным в материалы дела не представлено.

Учитывая категорию земельного участка - земли сельхозназначения, государственная собственность на которые не разграничена, лесные насаждения, расположенные на указанном земельном участке не могут быть признаны бесхозяйными.

Кроме того, именно администрация муниципального образования распоряжается всем вышеуказанным земельным участком, административные исковые требования в части признания незаконным бездействия по постановке на учет лесного участка как бесхозяйного не основаны на законе.

Удовлетворяя исковые требования в части обязания административного ответчика провести инвентаризацию лесного участка суд первой инстанции не учел, что согласно статье 90 Лесного кодекса Российской Федерации государственная инвентаризация лесов проводится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Порядок проведения государственной инвентаризации лесов устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В полномочия административного ответчика не входит проведение инвентаризации лесных участков и получение правоустанавливающей документации.

Избранный способ защиты права не восстановит прав Российской Федерации и неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.

В соответствии с пунктом 2 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по административному делу новое решение.

Исходя из выше изложенного, на основании пунктов 1, 4 части 2 статьи 310 КАС РФ решение суда первой инстанции об удовлетворении административного искового заявления подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворения административных исковых требований Сорочинского межрайонного прокурора.

Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Сорочинского районного суда Оренбургской области от 22 ноября 2018 года отменить.

Принять новое решение, которым в удовлетворении административных исковые требований Сорочинского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования Сорочинский городской округ Оренбургской области о признании бездействия незаконным и обязании принять меры по инвентаризации бесхозяйного лесного участка и постановке его на учет в качестве бесхозяйного – отказать.

Председательствующий:

Судьи: