НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Оренбургского областного суда (Оренбургская область) от 20.03.2019 № 33-2005/19

дело

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Оренбург 20 марта 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Морозовой Л.В.,

судей областного суда Ившиной Т.В., Раковского В.В.,

при секретаре Красниковой Д.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу А.А.В. на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 06 декабря 2018 года по гражданскому делу по иску А.А.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге о признании решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости незаконным.

Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В., объяснения А.А.В., поддержавшей доводы жалобы, представителя третьего лица МОБУ «***» Ф.А.И., не возражавшей против удовлетворения жалобы, представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге Б.Е.Н., просившей решение оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения, судебная коллегия

установила:

А.А.В. обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что решением УПФР в г. Оренбурге от 27 июня 2018 года ей отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей.

С данным решением истец не согласна, так как считает, что оно является незаконным, нарушает ее права и интересы.

Истец просила признать незаконным решение начальника Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Оренбурге от 27 июня 2018 года об отказе в назначении страховой пенсии по старости.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Оренбурге включить в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы:

с 01 сентября 2000 г. по 28 июля 2001 г. (10 мес. 28 дней) учителем музыки на 0,72 ставки в неделю + 2 ч. кружковой работы, старшей вожатой на 0,25 ставки в МОУ «***»;

с 22 августа 2011 г. по 30 сентября 2011 г. ( 1 мес. 09 дней) учителем музыки на 0,67 ставки МОУ «***» + педагогом дополнительного образования по совместительству СБУ ДОД «***»;

с 19 января 2013 г. по 26 августа 2014 г. (1 год 7 мес. 08 дней) учителем музыки, педагогом – организатором внеклассной работы на 0,83 ставки МОБУ «***»;

с 01 сентября 2015 г. по 30 июня 2016 г. (10 мес.) учителем музыки на 0,94 ставки МОБУ «***»;

с 10 октября 2011 г. по 31 июля 2012 г. (9 мес. 22 дня) воспитателем ДОУ «***» (с 30 ноября 2011 г. – ДОУ «***») ООО по оздоровлению, ориентации отдыха и услуг в области культуры и спорта «***»; назначить досрочную страховую пенсию по старости с 22 марта 2018 г.

Решением Ленинского районного суда города Оренбурга от 06 декабря 2018 года исковые требования А.А.В. оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе А.А.В., ссылаясь на незаконность и необоснованность выводов суда, просит данное решение отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объёме.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, в обжалуемой части, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

На основании части 2 указанной статьи Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 утверждены Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п. п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п. п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ".

Пунктом 1 Списка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 предусмотрены должности учителя, воспитатели, организаторы по внеклассной и внешкольной работе, в разделе «наименование учреждений» указаны общеобразовательные учреждения: школы всех наименований, детские сады, центры развития ребенка – детские сады.

В пункте 2 указанного Списка предусмотрены педагоги дополнительного образования центров детского творчества.

Согласно п. 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.

В соответствии с ч.2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ при подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 22 марта 2018 года А.А.В. обратилась в УПФР в г. Оренбурге с заявлением для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением УПФР в г. Оренбурге от 27 июня 2018 года ей отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей.

По представленным документам продолжительность стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости, составила 20 лет 07 месяцев 04 дня, требуется 25 лет.

УПФР в г. Оренбурге не были включены в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. периоды работы:

с 01 сентября 2000 г. по 28 июля 2001 г. учителем музыки на 0,72 ставки в неделю + 2 ч. кружковой работы, старшей вожатой на 0,25 ставки в МОУ «Средняя ***»;

с 22 августа 2011 г. по 30 сентября 2011 г. учителем музыки на 0,67 ставки МОУ «***»;

с 19 января 2013 г. по 26 августа 2014 г. учителем музыки, педагогом – организатором внеклассной работы на 0,83 ставки МОБУ «***»;

с 01 сентября 2015 г. по 30 июня 2016 г. учителем музыки на 0,94 ставки МОБУ «***», так как наименования должностей: «педагог – организатор», «старшая вожатая» не предусмотрены разделом «Наименование должностей» Списка от 29 октября 2002 г. № 781., работа осуществлялась в объёме менее 1 ставки.

Также не засчитан в специальный стаж истца период работы с 10 октября 2011г. по 31 июля 2012г. воспитателем ДОУ «***» (с 30 ноября 2011 г. – ДОУ «***») ООО по оздоровлению, ориентации отдыха и услуг в области культуры и спорта «***», так как ДОУ «***» не является юридическим лицом, а является структурным подразделением ООО по оздоровлению, организации отдыха и услуг в области культуры и спорта «***».

Согласно справке муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «***» от 04 июня 2018 года А.А.В., работала в должности учителя музыки:

- с 10 декабря 1999 года (приказ от 14 декабря 1999 г.) по 31 августа 2000 г. на 0,67 ставки, в должности вожатого на 0,25 ставки,

- с 01 сентября 2000 г. по 28 июля 2001 года (приказ от 02 августа 2001 года) в должности учителя музыки на 0,72 ставки, в должности старшего вожатого на 0,25 ставки,

- в должности учителя музыки, педагога – организатора внеклассной работы с 19 января 2013 г. (приказ от 21 января 2013 Г.) по 26 августа 2014 г. пр. от 26 августа 20147 г. на 0,83 ставки,

- в должности учителя музыки с 27 августа 2014 г. (приказ от 26 августа 2014 г.) по 30 июня 2015 г. пр. от 04 июня 2015 г. на 0,33 ставки.

В соответствии со справкой от 22 марта 2018 г. А.А.В., работала в муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении «***»:

- в должности учителя музыки с 01 сентября 2014 г. по 31 августа 2015 г. пр. от 30 августа 2014 г. на 0,67 ставки,

- в должности учителя музыки с 01 сентября 2015 г. по 30 июня 2016 г. пр. от 31 августа 2015 г. на 0,94 ставки,

- в должности учителя музыки с 01 июля 2016 г. по настоящее время пр. от 31 августа 2015 г. на 1 ставку.

Истец застрахована в системе государственного пенсионного страхования с 14 января 1999 года.

Индивидуальные сведения за периоды:

с 01 сентября 2000 г. по 28 июля 2001 г. работодателем представлены на 0,72 ставки,

с 22 августа 2011 г. по 30 сентября 2011 г. - на 0,67 ставки,

с 19 января 2013 г. по 31 августа 2013 г. на 0,44 ставки,

с 01 сентября 2013 г. по 26 августа 2014 г. года 0,83 ставки.

Отказывая в удовлетворении требований о включении в страховой стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости периодов работы: с 01 сентября 2000 г. по 28 июля 2001 г. (10 мес. 28 дней) учителем музыки на 0,72 ставки в неделю + 2 ч. кружковой работы, старшей вожатой на 0,25 ставки в МОУ «***»;

с 22 августа 2011 г. по 30 сентября 2011 г. ( 1 мес. 09 дней) учителем музыки на 0,67 ставки МОУ «***» + педагогом дополнительного образования по совместительству СБУ ДОД «***»;

с 19 января 2013 г. по 26 августа 2014 г. (1 год 7 мес. 08 дней) учителем музыки, педагогом – организатором внеклассной работы на 0,83 ставки МОБУ «***»;

с 01 сентября 2015 г. по 30 июня 2016 г. (10 мес.) учителем музыки на 0,94 ставки МОБУ «***», суд исходил из того, что норма рабочего времени за указанные периоды не выработаны, истцом работа осуществлялась менее 1 ставки.

Вопреки доводам жалобы, судебная коллегия считает, что выводы суда об отсутствии оснований для удовлетворения требований А.А.В. о включении в её специальный стаж периодов работы: с 01 сентября 2000 г. по 28 июля 2001 г.; с 22 августа 2011 г. по 30 сентября 2011 г.; с 19 января 2013 г. по 01 сентября 2013г.; с 01 сентября 2015 г. по 30 июня 2016 г. являются верными на основании следующего.

Списком, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. № 781 в числе должностей, работа в которых даёт право на досрочную страховую пенсию по старости по п. 19 ч.1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» не поименованы должности вожатой.

При таких обстоятельствах, у суда отсутствовали основания для суммирования времени работы учителем и вожатой при разрешении спора о включении в специальный стаж А.А.В. периода с 01 сентября 2000г. по 28 июля 2001г.

Согласно пункту 3 Правил, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. № 781, работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.

Из пункта 12 указанных Правил следует, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.

Из вышеприведенных положений следует, что время работы в должностях и учреждениях, указанных в пункте 1 и время работы в должностях и учреждениях, поименованных в пункте 2 Списка от 29 октября 2002г. не суммируется.

Таким образом, выводы суда, принявшего решение об отказе в зачёте в стаж А.А.В., дающий право на досрочную страховую пенсию по старости периода работы с 22 августа 2011г. по 30 сентября 2011г. являются правильными.

В периоды с 19 января 2013г. по 01 сентября 2013г., а также с 01 сентября 2015г. по 30 июня 2016г. не подтверждается осуществление педагогической деятельности, дающей право на досрочную страховую пенсию по старости на 1 ставку.

Между тем, судебная коллегия находит заслуживающим внимания довод жалобы истицы о необходимости включения в её стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости периода работы со 02 сентября 2013г. по 26 августа 2014г. на основании следующего.

В соответствии с приказом МОБУ «***» о назначении педагогической нагрузки учителей на 2013-2014 учебный год А.А.В. – учителю музыки со 02 сентября 2013г. назначено 7 часов музыки, 8 часов – начальных классов, 0,5 ставки педагога – организатора.

В справке, уточняющей особый характер работы от 04 июня 2018г., работодатель указал нагрузку истца 0,83 ставки, которая суммируется из 7 часов музыки и 8 часов уроков в начальных классах ((8 + 7)/18 = 0,83).

0,5 ставки педагога – организатора при определении нагрузки не учитывалась.

Между тем, в соответствии с пунктом 6 Правил, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1,1 раздела «Наименование учреждений» Списка включается в стаж работы независимо от объёма выполняемой учебой нагрузки.

При таких обстоятельствах период работы истицы со 02 сентября 2013г. по 26 августа 2014г. подлежит включению в её специальный стаж.

Суд также не нашел оснований для удовлетворения требований А.А.В. о включении в её стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периода работы: с 10 октября 2011 г. по 31 июля 2012 г. (9 мес. 22 дня) воспитателем ДОУ «***».

Судебная коллегия с данным выводом суда согласиться не может и полагает, что доводы жалобы о неверном определении значимых по делу обстоятельств являются обоснованными на основании следующего.

В соответствии со справкой ООО «***» А.А.В. работала воспитателем в дошкольном образовательном учреждении «***» общества с ограниченной ответственностью по оздоровлению, организации отдыха и услуг в области культуры и спорта «***» на 1 ставку.

В пункте 1.8 Списка, утверждённого постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002г. № 781 в числе учреждений, работа в которых даёт право на досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельностью поименованы: детские сады всех наименований, Центр развития ребёнка – детский сад.

Согласно п. 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке, в следующих структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в списке или нет): общеобразовательные школы всех наименований (за исключением открытой (сменной) общеобразовательной школы); гимназия; межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся (межшкольный учебный комбинат); школа-интернат; детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли; техникум; колледж; училище; лицей.

Согласно Положению о дошкольном образовательном учреждении "***" ООО "***", учреждение является структурным подразделением ООО "***".

Деятельность Учреждения направлена на реализацию основных задач дошкольного образования: охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей; воспитание с учетом возрастных категорий детей, гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психологическом развитии детей; взаимодействие с семьями детей для обеспечение полноценного развития детей; оказание консультативной и методической помощи родителям по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Таким образом, учреждение, в котором истица осуществляла педагогическую деятельность, по своей направленности является образовательным учреждением, одна из основных целей и задач которого - реализация общеобразовательных программ дошкольного образования различной направленности, и такое учреждение соответствует перечню учреждений образования, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

На основании пункта 2 постановления Правительства РФ от 11 июля 2002г. № 516 Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации предоставлено право по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 сентября 2015г. № 661н «Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой в образовательных организациях» в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2014 г. N 869 "Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости" установлена по представлению Министерства образования и науки Российской Федерации и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации тождественность профессиональной деятельности, выполняемой в дошкольных образовательных организациях для детей независимо от их наименований, в том числе структурных подразделениях организаций, осуществляющих в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность детей по образовательным программам дошкольного образования, профессиональной деятельности, выполнявшейся в дошкольных образовательных учреждениях (детские сады всех наименований; центр развития ребенка - детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли), предусмотренных пунктом 1.8 раздела "Наименование учреждений" Списка, и профессиональной деятельности, выполнявшейся в структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в Списке или нет) (детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли), указанных в пункте 13 Правил.

Учитывая, что структурное подразделение, в котором работала истица, осуществляет в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность детей по образовательным программам дошкольного образования, и его профессиональная деятельность тождественна профессиональной деятельности, выполнявшейся в структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в Списке или нет) (детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли), указанных в пункте 13 Правил, спорный период работы истицы подлежит включению в её стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости.

То обстоятельство, что сведения о данном периоде работы истицы предоставлены в пенсионный орган без кода льгот не должно нарушать её пенсионных прав, так как работодатель в своей справке подтвердил, что истица осуществляла педагогическую деятельность на 1 ставку.

Между тем, поскольку с учётом периодов работы, включенных пенсионным органом и зачтённых судом, на дату обращения за назначением пенсии, стаж А.А.В., дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, составил менее требуемых 25 лет, суд обоснованно отказал истице в удовлетворении требований о возложении на пенсионный орган обязанности назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с 22 марта 2018г.

Руководствуясь ст. ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 06 декабря 2018г. отменить в части отказа в удовлетворении требования А.А.В. о признании незаконным решения начальника Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г. Оренбурге от 27 июня 2018г. в части, о возложении на УПФР в г. Оренбурге обязанности включить в её стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости периода работы с 10 октября 2011 г. по 31 июля 2012 г. воспитателем ДОУ «***» (с 30 ноября 2011 г. – ДОУ «***») ООО по оздоровлению, ориентации отдыха и услуг в области культуры и спорта «***», а также периода работы со 02 сентября 2013г. по 26 августа 2014г. учителем музыки, педагогом – организатором внеклассной работы на 0,83 ставки МОБУ «***».

Вынести в указанной части новое решение об удовлетворении данных требований.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу А.А.В. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судья