№ 33-9597/2015( 33-118/2016)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Оренбург 19 января 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ившиной Т.В.,
судей Полтевой В.А., Коваленко А.И.,
при секретаре Лобановой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокопива В.Я. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Оренбургской области, Федеральному казенному учреждению «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Оренбургской области» о взыскании единовременного пособия при увольнении, денежной компенсации за форменное обмундирование, денежной компенсации за несвоевременную выплату и компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе Прокопива В.Я. на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 12 октября 2015 года.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В., объяснения Прокопива В.Я., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Оренбургской области Басова В.В., представителя Федерального казенного учреждения «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Оренбургской области» Бородиной Ю.С., просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Прокопив В.Я. обратился в суд с иском к ответчику о взыскании единовременного пособия при увольнении, денежной компенсации за форменное обмундирование, денежной компенсации за несвоевременную выплату и компенсации морального вреда, указав, что он проходил службу в Государственной противопожарной службе МЧС России в звании подполковника внутренней службы. Приказом от (дата)г. №-***(дата) уволен по п. «б» ч.1 ст. 58 (по достижении предельного возраста) в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел РФ. Приказом ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Оренбургской области» №-*** от (дата)г., ему определено выплатить единовременное пособие при увольнении в размере 7 окладов, что составляет ***
Данное пособие в день увольнения ему выплачено не было. Часть этой суммы *** ему выплатили (дата) В настоящее время долг по выплате единовременного пособия составляет *** ( *** – ***).
Кроме того, на протяжении последних лет службы положенное вещевое довольствие в полном объёме ему не выдавали. При увольнении на пенсию он написал рапорт на получение компенсации за вещевое имущество. Ему начислена только часть полагающейся компенсации в размере *** за вещевое имущество, право на которое у него возникло за последние 12 месяцев перед увольнением, ссылаясь на приказ МЧС РФ № от (дата)
С расчётом работодателя не согласен. Полагает, что ему положена компенсация за форму в размере ***
В силу ч.2 статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации ответчик должен компенсировать ему моральный вред, причинённый неправомерными действиями при нарушении его имущественного права на получение пособия и компенсаций.
Кроме того, на основании статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель должен уплатить денежную компенсацию за несвоевременную выплату единовременного пособия и компенсации за форму.
С учетом уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ просил суд: взыскать с ответчика единовременное пособие при увольнении в сумме ***, денежную компенсацию вместо положенных предметов вещевого имущества личного пользования в сумме ***; компенсацию морального вреда в сумме ***; денежную компенсацию в связи с несвоевременной выплатой единовременного пособия и компенсации за вещевое имущество за период с (дата) по день частичного погашения долга (дата) в сумме ***, денежную компенсацию в связи с несвоевременной выплатой единовременного пособия и компенсации за вещевое имущество за период с (дата) по (дата) в сумме ***
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 12 октября 2015 года исковые требования Прокопива В.Я. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Оренбургской области, Федеральному казенному учреждению «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Оренбургской области» о взыскании денежной компенсации за форменное обмундирование, денежной компенсации за несвоевременную выплату и компенсации морального вреда удовлетворены частично.
Суд постановил: взыскать с Федерального казенного учреждения «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Оренбургской области» в пользу Прокопива В.Я. денежную компенсацию за несвоевременную выплату единовременного пособия при увольнении за период с 04 августа по (дата) в размере ***, денежную компенсацию за период с (дата) по (дата) за несвоевременную выплату денежной компенсации за вещевое имущество - ***, компенсацию морального вреда ***
В удовлетворении остальной части заявленных Прокопивым В.Я. исковых требований отказать.
В апелляционной жалобе Прокопив В.Я. просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований о взыскании компенсации за форменное обмундирование и принять по делу новое решение, которым удовлетворить его требования в полном объеме.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда по доводам жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
В силу ст. 140 Трудового кодекса РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете. В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ на сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации гарантии правовой и социальной защиты и льготы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2006 года N 789 «О форме одежды, знаках различия и нормах снабжения вещевым имуществом сотрудников ГПС МЧС России, имеющих специальное звание внутренней службы» предусмотрено обеспечение сотрудников вещевым имуществом личного пользования, инвентарным имуществом и расходными материалами по нормам снабжения.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 05 мая 2008 года N 339 «О выплате отдельным категориям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, имеющих специальные звания внутренней службы, денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования» предусмотрено, что вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования может выплачиваться денежная компенсация отдельным категориям сотрудников, имеющих специальные звания внутренней службы Государственной противопожарной службы МЧС России в порядке, устанавливаемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Распоряжением Правительства РФ от 03 марта 2012 года N 285-р "О стоимости предметов вещевого имущества личного пользования, положенных отдельным категориям сотрудников" установлена стоимость предметов вещевого имущества личного пользования, положенных отдельным категориям сотрудников, имеющих специальные звания внутренней службы, по нормам снабжения N 1 - 5 из состава норм снабжения вещевым имуществом сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, имеющих специальные звания внутренней службы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2006 года N 789, согласно приложению для выплаты им денежной компенсации.
Согласно п. 1 Порядка выплаты отдельным категориям сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования, утвержденного Приказом МЧС России от 25 декабря 2014 года N 719 (вступившим в силу 08 марта 2015 года), право на получение денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имеют сотрудники ГПС МЧС России, увольняемые по основаниям, предусмотренным в пунктах "а", "б", "в", "г", "е", "ж", "з", "н" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1 <1>, имеющие общую продолжительность службы 20 лет и более, - за неполученное вещевое имущество личного пользования, право на получение которого наступило в течение последних 12-ти месяцев на момент увольнения из ГПС МЧС России. Денежная компенсация выплачивается в размере стоимости предметов вещевого имущества личного пользования, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (п. 2 Порядка).
Данным Приказом признан утратившим силу приказ МЧС России от (дата) N *** «Об утверждении Порядка выплаты отдельным категориям сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования».
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в период с (дата)г. по (дата)г. истец проходил службу в Государственной противопожарной службе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Оренбургской области.
Приказом от (дата)г. №-*** по личному составу, подполковник внутренней службы Прокопив В.Я., помощник начальника Центра ФКУ «Центра управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по Оренбургской области», с (дата) уволен со службы по пункту «б» ч.1. ст. 58 в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел РФ. Выслуга лет по состоянию на (дата) составляет в календарном исчислении 28 лет 09 месяцев 29 дней, в льготном исчислении 32 года 00 месяцев 08 дней. Выслуга лет для выплаты единовременного пособия составляет 28 лет 09 месяцев 29 дней.
Приказом ФКУ «Центра управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по Оренбургской области» от (дата)г. №***, подполковнику внутренней службы Прокопиву В.Я., помощнику начальника Центра ФКУ «Центра управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по Оренбургской области», поручено выплатить в числе прочего, единовременное пособие при увольнении в размере 7 окладов денежного содержания; денежную компенсацию вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования в сумме ***
Согласно справке № от (дата)г. Прокопиву В.Я. причиталось получить денежную компенсацию в размере *** взамен неполученного вещевого имущества личного пользования, право на получение которого наступило в течение последних 12 месяцев на момент увольнения из ГПС МЧС России.
Из выписки по счету Прокопива В.Я. видно, что сумма *** зачислена на его счет (дата)г.
Разрешая заявленные требования суд первой инстанции, обоснованно исходил из того, что размер единовременного пособия ответчиком рассчитан верно и составляет ***, которое в полном объёме выплачено истцу путём перечисления (дата)
Кроме того Прокопиву В.Я. положена денежная компенсация за неполученное вещевое имущество личного пользования, право на получение которого наступило в течение последних 12-ти месяцев на момент увольнения из Государственной противопожарной службе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Оренбургской области. В связи с чем, ответчик обоснованно начислил Прокопиву В.Я. денежную компенсацию за неполученное вещевое имущество личного пользования в сумме *** только за период с *** года по *** год.
Учитывая, что выплаты истцу были произведены несвоевременно, суд, с учётом положений статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации произвёл расчет, согласно которому денежная компенсация за несвоевременную выплату за вещевое имущество за период с (дата)г. по (дата)г. (56 дней) составляет ***, размер денежной компенсации за несвоевременную выплату единовременного пособия при увольнении за период с (дата)г. по (дата)г. составил ***, за период с (дата)г. по (дата)г. – *** (****8,25/100/300*10 дней). Таким образом, сумма денежной компенсации за несвоевременную выплату единовременного пособия при увольнении составила ***
Кроме того на основании статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации суд взыскал в пользу Прокопива В.Я. компенсацию морального вреда в сумме *** в связи с неправомерностью действий ответчика, выразившихся в несвоевременной выплате единовременного пособия при увольнении и несовременной выплате компенсации взманен форменного обмундирования.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции. Суд правильно установил юридически значимые по делу обстоятельства и надлежащим образом, в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ оценил представленные в дело доказательства.
Доводы жалобы о необходимости взыскания компенсации за вещевое имущество за весь период службы истца не состоятелен.
Из приведённых нормативно – правовых актов следует, что право на денежную компенсацию за неполученное вещевое имущество личного пользования у сотрудников Государственной противопожарной службы министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий возникает при увольнении.
На дату увольнения истца действовал приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от (дата)№, предусматривающий выплату компенсации за неполученное вещевое имущество личного пользования, право на получение которого наступило в течение последних 12-ти месяцев на момент увольнения из ГПС МЧС России.
Утверждение истца о том, что Постановлением Правительства от 05 мая 2008 года № 339 определена компетенция МЧС РФ по установлению порядка выплаты компенсации, что предусматривает процедуру выплаты, но никак не размер самой компенсации и временные рамки периодов службы, когда у сотрудников возникало бы право на получение форменного обмундирования не влечёт отмены решения суда, поскольку основан на неверном толковании норм права.
Правительство Российской Федерации в Постановлении от 05 мая 2008 г. № 339 делегировало Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий полномочия по установлению правил выплат компенсаций, следовательно, и периодов, за которые данная компенсация выплачивается.
Не может согласиться судебная коллегия с доводом жалобы о том, что Приказ МЧС РФ от (дата)№ противоречит Распоряжению Правительства РФ от 03 марта 2012 г. № 285-р.
Указанным Распоряжением Правительства РФ для сотрудников ГПС МЧС Российской Федерации определена стоимость предметов вещевого имущества личного пользования для определения размера выплачиваемой денежной компенсации ( абзац 1).
Порядок осуществления выплаты компенсации сотрудникам ГПС МЧС РФ данным Распоряжением не установлен.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, являющихся основанием для отмены решения суда. Нормы материального и процессуального права судом применены правильно.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 12 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Прокопива Владимира Яковлевича без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи